Эльфийская социология: лорд и его дружина, знать и слуги

Автор: Юлия Понедельник
Дата публикации: 28.03.2015

Содержание

  1. Короли и принцы
  2. Лорды
  3. Рыцари и таны
  4. Слуги
  5. Выводы

Короли и принцы

Итак, является ли эльфийское общество иерархическим? Думаю, ответ однозначен – да, является. Главой эльфийского сообщества является король, иногда – владыка, на худой конец – вождь. Ниже короля стоят «принцы», обычно его родственники. Сыновья, младшие братья, племянники, внуки, некровные «родственники по браку», например, зятья… То есть, принцы – это обычно «королевские родичи». Во всех текстах мне встретилось только один случай употребления слова «принц» для не королевского родича – это «доблестный принц Гвиндор». Уж не знаю, что здесь подразумевал автор – то ли, официальной помолвки с дочерью короля Финдуилас было достаточно, чтобы именоваться «принцем», то ли это просто описка и подразумевалось другое «звание». Но для простоты можно принять, что официально помолвленный жених королевской дочери или иной родственницы тоже мог именоваться «принцем». Итак, с королями-принцами в эльфийском обществе все более или менее понятно, тем более, что почти все персонажи – это те самые короли или принцы, и в основном, речь в «Сильмариллионе» идет о них. Я рассматриваю именно материал «Сильмариллиона» и сопутствующих текстов, потому что информацию об эльфах, в основном, можно найти там. «Властелин Колец» и «Хоббит» тоже кое-что дают по этой теме, но намного меньше.

Лорды

Перейдем к более «низким» сословным званиям у эльфов. Таких «званий» мне удалось найти три: это «таны», «лорды» и «рыцари». Рассмотрим «лордов», как самый интересный из этих терминов. Термин «лорд» в текстах используется двояко: во, первых, как «владыка некоей земли» (без короля, а иногда и король именуется «владыкой» - «лордом», то есть это слово используется как синоним). С этим использованием все понятно, обычно так называют себя либо не слишком значительные правители, либо слишком скромные. Вот, например, «владыка Кирдан», «лорд Кирдан» - никогда его не называют королем, хотя у него есть и земля, и народ, и целых два города. Или вот Келеборн и Галадриэль называют себя «владыка» и «владычица», «лорд» и «леди» Лориэна, не желая принимать королевские титулы. Эльронд тоже «владыка», «лорд», а не король, несмотря на весьма знатное происхождение. Тоже, наверное, скромный был. Но с этим все понятно. А во-вторых, слово «лорд» используется еще и в каком-то другом смысле, не совсем ясном. Этих «лордов» мне удалось найти в Гондолине и в Нарготронде. Они явно не «владыки» Гондолина или Нарготронда, потому что у этих городов есть «официальные» короли. Про Гондолин говорится, что Тургон послал «нескольких лордов из своей свиты» сопровождать Арэдель (кстати, про «свиту» я еще скажу позже). Про Нарготронд: «лордами Нарготронда» именуют себя Келегорм и Куруфин, встретив Лутиэн. Итак, эти «лорды» - явно не владыки целой земли (потому что владыка Гондолина – Тургон, владыка Нарготронда – Финрод). Но кто же они?

Для ответа на этот вопрос придется рассмотреть ранний текст из «Утраченных Сказаний», а именно «Падение Гондолина». По этому тексту в Гондолине было двенадцать домов, которыми предводительствовали двенадцать «лордов». «Дома» эти еще называются «народами» («people» или «folk»). В «Падении Гондолина» эти двенадцать домов составляют двенадцать воинских отрядов, которые защищают Гондолин в последней битве. Но будет ли правомерным сказать, что эти «дома» - только воинские объединения? Вряд ли. Тем более, что про «дом» Мэглина сказано, что это были, по большей части, «рудокопы и рудознатцы». Но и, конечно, аналогом средневековых цехов эти «дома» вряд ли можно назвать. Были ли связаны члены дома родством? Да, хотя не все. Опять же, про Мэглина сказано, что среди его «дома» было много его родичей (в «Утраченных Сказаниях» Эол – ном из Гондолина, а не пришелец). Однако же, был в Гондолине дом, составленный не из родичей, это дом Гневного Молота, туда входили бежавшие от Моргота бывшие рабы. Они, кстати, объединялись и по «ремесленному» признаку – это были кузнецы. И для Туора создается собственный дом, дом Крыла. Получается, что какие-то члены других домов перешли к Туору, когда он стал «королевским принцем», женившись на дочери Тургона.

В общем, получается, что Гондолин состоял из «домов»-кланов, объединенных родством, общей профессией или общей судьбой, а предводителями этих домов были «лорды» - как бы некая «знать» Гондолина. Дома эти действовали и как воинские отряды. Именно с «лордами» домов держит совет Тургон, когда обсуждается план защиты Гондолина. Именно кого-то из этих лордов и отправляет Тургон вместе с Арэделью. Правда, эти «лорды» были не из самых знаменитых.

Похожую структуру имеет и Нарготронд. На известном совете Финрод обращается к «вождям». Вспомним о «лордах Нарготронда». Вероятно, Нарготронд тоже состоит из «домов», как и Гондолин, а их предводители – вот эти самые вожди-лорды и есть.

Интересный материал по этому поводу дает поэма «Лэ о Детях Хурина». Там кое-что говорится о Фуилине, отце Флиндинга (Гвиндора). Оказывается, Фуилин жил в «глубоких чертогах», которые были выстроены в поросших лесом склонах «Охотничьего нагорья» (это Таур-на-Фарот). Фуилин был «хранителем сторожевой башни» и предводительствовал «одним из четырех народов», последовавших за королем Финродом. Башня Фуилина охраняла мост через реку Ингвиль. Должность «лорда» была наследственной.

Итак, получается, что народы двух городов (Гондолина и Нарготронда) были разделены на дома-кланы, которыми предводительствовал свой вождь-лорд. Лорд мог владеть неким участком земли и нести там воинскую службу. «Лорд» было званием наследственным, это была своего рода знать у эльфов. «Лорд» было званием воинским и он выступал со своим отрядом на войну по призыву короля. Король в важных делах спрашивал совета у своих «лордов».

Думаю, поскольку описана ситуация в Гондолине и Нарготронде, то данная структура характерна для нолдор. Вероятно, и в Хитлуме были «дома»-кланы и «лорды», но о них ничего не говорится.

Рыцари и таны

Кроме «лордов» в Нарготронде еще упоминаются «рыцари», говорится, что с Финродом отправилось «десять самых верных его рыцарей», а главой этих рыцарей и был Эдрахиль. Вероятно, «рыцари» - это некие самые могучие и умелые воины, составляющие «дружину» короля. На самом деле о наличии «дружин» можно судить только по таким вот «рыцарям». Несмотря на то, что в фанфиках очень распространены эти «отборные дружины эльфийских лордов» (особенно, почему-то, у сыновей Феанора), обнаружить их наличие у Толкина определенно не удается. Но, надо полагать, они все-таки были, составленные из этих самых «рыцарей», которые несколько раз упоминаются.

Перейдем к Дориату и синдар. В данном случае мне не удалось обнаружить даже признаков системы, подобной системе Гондолина и Нарготронда. Никакого деления на «народы» или «дома» в Дориате нет. Есть только отдельный народ «пришельцев»-нандор, поселившихся в Дориате, который имеет своего вождя, состоящего в совете Тингола. У Тингола, однако, имеются свои «рыцари», то есть та самая отборная королевская «дружина», которая есть и у нолдор. Турин, например, говорит, что собирается быть одним из «рыцарей» Тингола и становится им. Тингол назначает его одним из своих «рыцарей меча».

В ранних текстах часто упоминаются «таны» Тингола, возможно, это ранний вариант «рыцарей». В поздних текстах они исчезают – скорее всего, заменяются на «рыцарей» и «королевских слуг». Маблунга называют «слугой короля», например.

Кроме этого надо еще рассмотреть такое понятие как «домочадцы, двор, свита». Этими тремя словами можно перевести многозначное английское слово «household». Вообще, если речь идет о монархе, то «household» - это «двор». Ближайшее окружение. Сюда же, вероятно, входит и «дружина», по крайней мере, Тургон посылает с Арэделью «лордов своего двора» или «лордов из своей свиты». Разумеется, иногда «household» означает просто «домочадцы», то есть родственники и личные слуги. Но часто это именно «двор». Например, Хадор Лориндол в молодости служил «при дворе» короля Финголфина. Эрестор входит в «свиту» Эльронда. И так далее, и тому подобное, таких упоминаний много. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в эти «дворы» или «свиты», кроме родичей короля, входили также советники короля, его главные полководцы, отборная дружина, ну и личные слуги.

Слуги

Итак, настало время поговорить о слугах. Почему-то в фэндоме бытует мнение «слуг у эльфов не было». Тексты этому противоречат. Слуги упоминаются в «Сильмариллионе» несколько раз. Арэдель говорит Тургону: «Я сестра тебе, а не слуга». В доме Эола служат «молчаливые слуги». Маэглин уверяет, что люди должны быть не более чем слугами эльфов. В «Утраченных Сказаниях» картина еще более ясная. В «Падении Гондолина» Эарендиля имеется нянька, у Идрили есть «домашний слуга» Хендор, который при бегстве несет Эарендиля на плечах. В «Науглафринге» также упоминается нянька и слуга, которые помогли Эльвинг бежать из Дориата. В общем-то, по всем этим фактам я делаю однозначный вывод: слуги у эльфов были. Безусловно, сами эльфы, даже высокородные, спокойно работали руками и могли себя обслужить. В походе, на охоте и т.д. они могли разжечь костер и приготовить ужин сами. Но парился ли государь Финвэ на кухне, готовясь к праздничному пиру? Сомневаюсь. И на пиру блюда разносили именно слуги, а не кто-то другой. Тут, разумеется, могут быть нюансы. Прислуживать гостям, особенно тоже высокородным, могла и жена хозяина, и его дети. Но говорить о том, что эти жена и дети сами убирали огромный дворец и готовили «пир на весь мир», на мой взгляд, глупо. Меня смешат и умиляют фанфики, в которых, например, старшие сыновья Феанора вынуждены сами следить «за младшими», а также обстирывать и готовить на всю семью в отсутствие Нэрданели. Этот тип текстов я называю «феаноринги из советской хрущобы», потому что именно такую жизнь эти фанфики мне и напоминают. Разумеется, Толкин вряд ли имел в виду нечто подобное.

Перейдем к «Хоббиту» и «Властелину Колец». В «Хоббите» во дворце короля лесных эльфов слуги упоминаются – именно они кидают пустые бочки в реку. Имеется у них и «главный» - это дворецкий Галион. В принципе, такая система близка системе в богатых английских домах, и не удивлюсь, если именно их Толкин и брал за образец, разумеется, с некоторыми нюансами.

Ну а во «Властелине Колец» слуги, например, на пиру у Эльронда не упоминаются. Ни разу. Мне вообще пришла в голову ассоциация с «волшебным двором» эльфов из легенд, где все «бытовые проблемы» решаются с помощью волшебства. Ну там, тарелки сами улетают и моются, кубки сами наполняются… Заметим, что одежда для Фродо уже выстирана, выглажена и приготовлена, когда он просыпается. Так что, не удивлюсь, если Толкин и задумывал такую ассоциацию, не показывая слуг «воочию». Однако же, по аналогии с «Сильмариллионом» и «Хоббитом» мы можем сказать, что и здесь слуги должны быть – и в Ривенделле, и в Лориэне.

Интересный вопрос, было ли пребывание в «лордах» или «простых эльфах» наследственным? Скорее всего, да. Хотя прямо так не говорится, но есть намеки на подобное положение вещей, вот хотя бы то, о чем я говорила выше в поэме «Лэ о детях Хурина»: в Нарготронде стражи приграничной башни выбирались из «детей Фуилина». Мог ли «простой эльф» подняться до «лорда»? Скорее всего, да, хотя такие случаи нам неизвестны. Но вряд ли у эльфов была такая уж пропасть между «простыми» и «знатными». Король Лориэна Амрот собирается жениться на «простой лесной эльфийке» Нимродель и не делает из этого трагедии. И вряд ли ее потенциальных детей упрекали бы в «низком происхождении». Физический труд, однако, не считался зазорным, короли и владыки могли проводить время в кузне, королевы ткали и шили, и никто их не попрекал. Но говорить о том, что королевский дом обходился без единого слуги, имхо, довольно странно. Мировоззрение «советского прошлого» в данном случае лучше не применять.

Выводы

 Итак, какие выводы мы можем сделать?

  1. Общество эльфов было иерархическим.
  2. Можно выделить три «сословия» - король и его родичи, «лорды» и «простые эльфы».
  3. Сословная принадлежность передавалась по наследству, но стать из «простого эльфа» «знатным» было можно, стоило только чем-то отличиться.

Обсуждение на форуме

Все статьи Статьи по теме «Народы»