Женские персонажи у Дж.Р.Р.Толкина

Автор: Юлия Понедельник

Интересно, что сам Толкин в известном письме к сыну Майклу (№43) высказывал несколько иные идеи: о том, что женщина — не выше и не лучше мужчины, что она «товарищ по кораблекрушению», а не «путеводная звезда». Также говорится там о несамостоятельности женщин, о том, что в науках и прочем они следуют за мужчиной или наставником, что теряют к этому интерес, если утеряли интерес к мужчине, который этим занимается. Однако же, мне кажется, что эти высказывания расходятся с тем, какими описывал Толкин женщин в своих текстах. Разве Мириэль «заразилась» любовью к шитью и вышиванию от мужчины? Нет, более того, она его сама изобрела. Андрет и Аданэль не производят впечатления женщин, увлеченных изучением «мудрости эльфов» из-за какого-либо мужчины. И, как я уже говорила выше, женщины часто проявляют сугубую самостоятельность в решениях и поступках, действуя наперекор своему мужу, если считают это правильным. Это очень хорошо видно на примерах Нэрданели и Галадриэли, Идриль не доверяет Маэглину и действует против него, хотя ее отец Тургон подобного взгляда не разделяет. Аэрин осмеливается нарушать приказания мужа Бродды, хотя тот ее попросту бьет за неповиновение. Эовин также нарушает приказ своего дяди-короля. В общем, никакой сугубой второстепенности, несамостоятельности я не наблюдаю. Неясно, чем вызвано это расхождение, неужели Толкин лукавил или обманывал сам себя в письме? Я думаю, что в текстах проявились его истинные взгляды, их невозможно утаить в таком обширном материале, и согласно этим взглядам Толкина никак нельзя обвинить в сексизме.

Слово «матриархат» и «амазонки» Толкин также употребляет. Он говорит, что «кланом Смеагорла-Голлума» правила «бабушка-матриарх». Что это — показатель более низкого развития племени Смеагорла или, как и объясняет Толкин, тот факт, что женщины при «вырождении» дольше сохраняют силу и ум? Интересно отметить, что «амазонки», женщины-воительницы есть только в Народе Халет, самом «невежественном» и «низкокультурном» народе эдайн. Может быть, это тоже признак более низкой культуры? Однако же, королевы были и в отличавшемся высокой культурой Нуменоре.

Тем не менее, несмотря на такие «феминистические» замашки мир Толкина остается патриархальным. Главенствуют в большинстве случаев именно мужчины. Отец может потребовать некий «выкуп» за дочь — будь то Сильмариль или титул короля Гондора и Арнора. Мэлиан советует, но решает Тингол. Да и вообще, подчинение власти женщины считается чем-то постыдным, а женщине «должно разделять любовь мужа к трудам его и пламя его духа, иначе превратит она его в существо, любви недостойное». Это говорит Нунет, мать Эрендис, дочери. В «Алдарионе и Эрендис» хорошо заметно, что Эрендис все же порицается больше, чем Алдарион, хотя ошибки и проступки совершают оба. Женщине не должно заставлять мужчину поступать по-своему (хотя, смею заметить, и обратное тоже порицается). Мужчина всегда является инициатором ухаживания, а когда женщина любит безответно (как Индис или Финдуилас), она скрывает свою любовь, не пытается завоевать ответную. Лутиэн, хотя и более могущественная и знающая, чем Берен, следует за ним (хотя и он тоже не может ее прогнать, когда понимает, что судьбы их связаны). Тар-Мириэль не может воспрепятствовать Ар-Фаразону. А уступив просьбе Нимродэли, Амрот покидает свой народ и гибнет.Разве что Галадриэль в споре «перебарывает» Келеборна, хотя, возможно, он просто чувствует правоту супруги и потому уступает.

И все равно женщина остается чем-то драгоценным, величественным и недоступным, любовь к ней — высшее из чувств. Варда — Владычица Звезд, Мэлиан, Лутиэн, Галадриэль — мудрые и могущественные, Арвен — прекрасная и мудрая. Женщина — ради которой совершается все и без которой нет смысла ни в чем.


Все статьи Статьи по теме «Текстология»