образование построено по принципу "давания знаний" потому что "объяснение" - крайне индивидуальная вещь, зависящая от того, что человек считает по умолчанию понятным.
проще заставить всех принять существующие закономерности в качестве основы, чем пытаться объяснить их каждому в тех терминах, которые ему кажутся совершенно понятными.
а свобода воли, если игроки не отделены от вселенной (а они ведь не отделены) приведет к ошибкам в любом случае.
Я вообще перестал понимать, о чем идет речь. Теория, по которой "игроки являются одной из самых важных частей" нашей вселенной - это манихейство и, возможно, другие подобные ему учения. Не знаю, наскоько они сейчас популярны.
если спросить человека, что такое свобода воли - он скорее всего ответит что-то из разряда: "это возможность оценивать разные варианты развития событий и выбирать из этих вариантов".
это подразумевает, что обладатель такой свободы может построить модель окружающего мира и определить возможные варианты развития событий, имеет представление о том, какими характеристиками должен обладать желательный исход, может оценить возможные варианты на предмет соответствия им и выбрать те действия, которые увеличат вероятность реализации именно такого варианта.
когда же всплывает тот факт, что все это может быть совершенно детерминированным процессом, автор определения начинает испытывать дискомфорт по поводу неспособности обладателя свободы воли "изменить будущее".
это можно попытаться исправить наличием случайных событий в цепочке действий, приводящей к выбору. в итоге мы получим неопределенность и возможных вариантов будет несколько, но выбирать из них будет не человек, а случайные процессы в его мозгу.
если мы не можем точно сказать, почему выбрали тот, а не иной вариант - наш выбор будет не осознанным, если можем - значит существует некоторый метод, который ставит в соответствие входным данным результат - и тогда мы здесь вообще не нужны.
в выборе всегда присутствует и то, и другое, но этого недостаточно, чтобы выбор был свободным.
свобода воли требует наличия не случайных и не детерминированных событий, о которых мы вообще ничего конкретного сказать не можем. можем только представить все в виде шахматной доски, на которой происходят события (возможно даже случайные), которые мы можем описать, и игроков, поведение которых мы никак описать не можем.