Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Есть ли еще те, кто хоть интересовался Ефремовым?  (Прочитано 54806 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Geller

  • Пользователь
  • **
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Обожаю Ефремова !

Знакомство  с его творчеством следует начать с цикла ранних рассказов - просто шедевральных , потом - "Дорога Ветров"
Именно здесь сформулированы все основные идеи , без которых невозможно понять "Туманность Андромеды"
Главная из которых - о том ,каких высот достигнут люди ,когда смогут взять под контроль свои скотские инкстинкты ...

Но дальше - Ефремов становится кабинетным ученым , и из гениального поэта и пророка превращается в занудного педанта , который основывает свое дальнейшее творчество не на видениях Светлого Будущего  ,  и медитативном  созерцании реальности , которые производил во время своих экспедиций , а на ложную мудрость библиотечной макулатуры.
И это чуствуется , достигая апофеоза в "Лезвии Бритвы" , с его дешевой пропагандой восточной экзотики и поверхностного понимания индуистких и буддистких психотехник и доктрин
Что есть homo sapiens по сравнению с волкодевочкой ?
Посмешище и мучительный позор !

Оффлайн ДВ

  • Координатор
  • *
    • Просмотр профиля
Владимир Каталиков "Не двойник. Не шпион". Имя Ивана Ефремова осталось чистым.

http://www.lgz.ru/article/-19-6643-16-05-2018/ne-dvoynik-ne-shpion/

Оффлайн Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • S
    • Просмотр профиля
основные идеи ,... о том ,каких высот достигнут люди ,когда смогут взять под контроль свои скотские инстинкты
Ефремов не католик, у него нет привязки "человек = падшее существо", наполовину животное. Напротив, он (в Лезвии бритвы) проходится по "средневековым извращениям", которые вовсе не средневековые - вот они, тут, с нами.

Есть разница, когда молодым людям, тем более совсем еще юным говорят: ты порочен от природы, грех уже в тебе, прими это, живи с этим. Или когда им говорят: люди прекрасны и удивительны, даже если они находятся на Тормансе, в агрессивной среде ко всему человеческому. Слово "духовный" - это эквивалент "человеческий" для Ефремова, потому что духов нет, а есть люди, живые, которых он любит. Гуманизм, человекоцентричность, то, что в известных религиозных партиях зовется "сатанинским" - это весь Ефремов. Зайдя в пещеру к "оркам" на Тормансе, люди будущего из Ефремовского "Часа быка" не будут палить в кого попало из своего супероружия, чтоб только выжить. Нет, они умрут, как Фай Родис, чтобы жили другие, и не просто жили - а как Люди.
Это и называется гуманизм. Это и называется - христианство. Настоящее, неизвращенное до неузнаваемости.

Оффлайн LittleAlex

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • To die, or not to live, that is the question
    • Просмотр профиля

Это и называется гуманизм.


Нет - это называется дебилизм. В романе Ефремова ему это могло казаться художественно оправданым: в его представлении "пробирные детки", никогда не сталкивашиеся с другой (то бишь - настоящей реальностью) себя бы должны были бы вести именно подобным образом. Не потому, что это был осознанно нравственный выбор, а просто потому, что у них не было возможности "включится в реальность" и повсти себя адекватно. Так сказать - не успел наступить "слом шаблона".

Но в действительности, я думаю, гораздо боле реалистично совершенно такая же ситуация была проиграна у Стругацких в их "Обитаемом острове":

 Это было настолько дико и невозможно,  что  Максим  потерял  ощущение
реальности. Что-то сдвинулось у него в сознании. Люди исчезли. Здесь  было
только два человека - он и Рада
, а остальные исчезли. Вместо них  неуклюже
и страшно топтались по грязи жуткие и опасные животные
. Не  стало  города,
не стало арки и лампочки над головой - был край непроходимых  гор,  страна
Оз-на-Пандоре, была пещера, гнусная западня, устроенная голыми  пятнистыми
обезьянами, и в пещеру равнодушно глядела размытая  желтая  луна,  и  надо
было драться, чтобы выжить
.  И  он  стал  драться,  как  дрался  тогда  на
Пандоре.  ... Максим  хватал  очередного  зверя  за  нижнюю
челюсть, рывком вздергивал  податливую  голову  и  бил  ребром  ладони  по
бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к  следующему,  хватал,
вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил - в облаке зловонного
хищного дыхания, в гулкой тишине пещеры, в желтой слезящейся полутьме -  и
грязные когти рванули его за шею  и  соскользнули,  желтые  клыки  глубоко
впились в плечо и тоже соскользнули... рядом  уже  никого  не  было,  а  к
выходу из пещеры торопился вожак с дубиной, потому что он, как все вожаки,
обладал самой быстрой реакцией и первым понял, что  происходит,  и  Максим
мельком пожалел его, как медленна его быстрая реакция -  секунды  тянулись
все медленнее, и  быстроногий  вожак  едва  перебирал  ногами,  и  Максим,
проскользнув между секундами, поровнялся с ним и зарубил его  на  бегу,  и
сразу остановился... время вновь обрело нормальное течение,  пещера  стала
аркой, луна - лампочкой,  а  страна  Оз-на-Пандоре  снова  превратилась  в
непонятный  город  на  непонятной  планете,  более  непонятной,  чем  даже
Пандора.



Это и называется - христианство.


Нет - отнюдь. И - никоим образом. Толстовство - вполне может быть. Думаю - именно опосредованное влияние толстовства с его "непротивлением злу насилием". Но отнюдь не христианство. Даже - самое раннее.
Is not for us to decide in which times we should live. All we have to decide is what to do with the time that is given, us.

Старый Тук

  • Гость
Ефремов - трансгуманист. Его человечество - насекомый рой. Его люди - жертвы ЕГЭ социальной прошивки, похерившей миллионы лет эволюции со всем её багажом. Его человечество обречено на вымирание. Потому что жизнь стала унылым говном, без малейших телесных радостей. Даже пива нет. Мир победившего Сарумана.

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Вы Ефремова-то читали, чтобы делать такие выводы?

Старый Тук

  • Гость
И даже понял.
Коммунизм - это больное и неизлечимое стремление сделать из гауссианы меандр. Чтобы никто не смел быть счастливее других. Чтобы все были одинаково несчастливы.

Оффлайн LittleAlex

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • To die, or not to live, that is the question
    • Просмотр профиля
Да - помниться, Велимир Хлебников назвал совдепию "Раем — с пулеметом у входа, чтобы не разбежались, вытянув руки, райские жители:-\




Is not for us to decide in which times we should live. All we have to decide is what to do with the time that is given, us.

Оффлайн Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • S
    • Просмотр профиля
И даже понял.
Коммунизм - это больное и неизлечимое стремление сделать из гауссианы меандр. Чтобы никто не смел быть счастливее других. Чтобы все были одинаково несчастливы.
Полагал, что это свойственно другому общественному строю: чтобы никто не смел быть счастливее других, тех, которые богаче, сильнее, властнее. Коммунизма (не вывески, а по определению) к сожалению никто не видел, он как единорог, как олень златорогий: прекрасный, неуловимый, невидимый. И вряд ли увидит, но - стремление!
Есть также мнение, что коммунизм был в Валиноре. Кто чеканил монету на Благословенной Земле? Купюры печатал? Карточки пластиковые? Были в Валиноре товарно-денежные отношения? Если нет - вот вам коммунизм.
« Последнее редактирование: 03/04/2020, 02:08:53 от Adenis »

Оффлайн LittleAlex

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • To die, or not to live, that is the question
    • Просмотр профиля
Есть также мнение, что коммунизм был в Валиноре. Кто чеканил монету на Благословенной Земле? Купюры печатал? Карточки пластиковые? Были в Валиноре товарно-денежные отношения? Если нет - вот вам коммунизм.

Видимо, вы то ли вообще не изучали, то ли пропросту проспали занятия по политэкономии и научному комунизму.
Is not for us to decide in which times we should live. All we have to decide is what to do with the time that is given, us.

Оффлайн Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • S
    • Просмотр профиля
Есть также мнение, что коммунизм был в Валиноре. Кто чеканил монету на Благословенной Земле? Купюры печатал? Карточки пластиковые? Были в Валиноре товарно-денежные отношения? Если нет - вот вам коммунизм.
Видимо, вы то ли вообще не изучали, то ли пропросту проспали занятия по политэкономии и научному комунизму.
Я не про комунизм, а про коммунизм. Когда нет товарно-денежных отношений, нет денег, нет власти капитала. Вообще нечем завлекать народ, подчинять его своей воле, если нет "виртуального эквивалента всего".
Понятно, что капиталистам выгодно, чтобы деньги были: иначе власть не сохранить. Без денег будет хаос: никто не будет стремиться "заработать", т.е. получить тем или иным способом эквивалент материальных вещей, все будут жить как хотят. Всевластье, всемогущество - это капитал, хотя Толкин Дж.Р.Р., например, или Айн Рэнд, в своих книгах пытаются нас уверить, что всевластье - это что-то еще, неважно что, но другое.
В Валиноре не было денег, они были не нужны - потому что там было кое-что посильнее: Мандос. Если вы точно знаете, что вас воскресят - или откажут в воскрешении - это очень сильная мера воздействия. Залы Мандоса, т.е. тюрьма для духов - это кольцо всевластья валар. Про это роман Ф.Фармера "Мир реки".

У Ефремова в ЧБ нет акцента на государстве, ничего нет про гос. регулирование (есть остров для исправления нарушителей общ.порядка - на который эти сознательные нарушители уходят сами, и еще есть некий совет Старейшин, кстати, как и на Тормансе, только там плохой, а вот на Земле-то хороший, конечно, ну как же). Все происходит "как-то само", как и "эволюция" живых существ на уроке биологии школе. Нет сверхсуществ, которые  стоят над, вернее, эту роль (валар и гэндальфов) выполняют на Тормансе "обычные" сверхлюди с Земли. Или другие сверхлюди в других произведениях
« Последнее редактирование: 04/04/2020, 17:21:09 от Adenis »

Оффлайн Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • S
    • Просмотр профиля
Есть также мнение, что писатель Ефремов, написавший про неправильных китайских коммунистов (которые коммунисты не менее и не более, чем "коммунисты"-сталинисты, загонявшие людей в трудовые лагеря в его родной стране), отвергнутых Великим Хру вместе с Ненавистным Вождем - он был такой же конъюнктурщик, как и все.

Оффлайн LittleAlex

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • To die, or not to live, that is the question
    • Просмотр профиля
А теперь  - коммунизм.

Теперь это называется - "самоизоляция"



 ;D

Is not for us to decide in which times we should live. All we have to decide is what to do with the time that is given, us.

Оффлайн Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • S
    • Просмотр профиля
Нет, это можно любую историю тогда притянуть) Любой Валинор, Эгладор в парке - чтоб удобно было эльфов поедать. Но это же не так. Если люди организованы - а община, поселение, город, государство и т.д. это организация и безнаказанно поедать жителей уже не выйдет: собственно, для этого и существует организация, объединение людей. У Ефремова в ТА и ЧБ люди (планеты и звездные системы) объединены Великим Кольцом, не знаю, в пику Толкину это он так назвал, или само получилось: по Кольцу передаётся информация, например.

Ошибку Ефремова как философа я вижу в том, что он игнорирует проблему смертности. У Толкина смерть - это не конец, есть Мандос, для людей - Палаты Безвременья. Может их и нет, людоеды все придумали, но звучит красиво. У Ефремова же нету вообще ничего в посмертье. Умер, ну и всё. Зарыли. Или сожгли там. Как бы и не жил вовсе: какая разница, жил ты или нет, если потом - после краткой, очень короткой (200 лет в ЧБ, как в Нуменоре) жизни - ничего? Зачем этот тлен, временное, ненастоящее счастье? Кто более призрачен - призрак кольца у jrrt или тот, кто вроде и живет впонарошку на Земле, чтобы исчезнуть навсегда?