Разделяю мысль относительно своеобразных магических культов и обрядов, но не разделяю общий подход к решению проблемы.
Начну издали.
Религиозные верования были порождены бессилием человека перед природой, обусловленным низким уровнем развития общества и его производительных сил.
http://www.bibliotekar.ru/hist1-1/31.htmК магии обращается тот, кого не устраивает окружающая действительность и кто сам своими силами не может ее изменить. Если прочесть описание условий жизни Раскольникова, то станет ясно, что было ему чем быть недовольным и условия его жизни оставляли желать лучшего. Он сомневается:
Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?
Для того, чтобы так сомневаться, нужно иметь невысокое мнение о других и о себе. У Раскольникова негативное отношение к миру, он хочет "возвыситься" над ним хотя бы даже через убийство, доказать себе, что он не принадлежит к этому миру. Окружающая действительность его совершенно не устраивает. Старуха-процентщица - олицетворение зла для героя, убивая ее, он думает, что убивает то, что давит на него, не дает нормально жить. На эту бабушку (символ зла для него) он выплескивает свою агрессию, скопившееся недовольство, пытается за счет нее поднять свою низкую самооценку, и лишь потом осознает, что она, в сущности, такой же человек. Обращаю внимание, что в нормальных условиях у обычного человека вряд ли сформируется такое негативное отношение к другим и себе.
Для того, что целые нации повернули к магии также были определенные предпосылки: войны, низкий уровень жизни, разочарование и отход от идеологического курса и религиозных норм общества. ИМХО, но в обществе, по-настоящему религиозном, так быстро внедрить атеизм в умы граждан и взрастить культ личности воздя практически невозможно. Итак, были созданы негативные условия, на которые повлиять и изменить жизнь к лучшему собственными силами большинству членов социума было
невозможно, а старый идеологический фундамент дал трещину. А теперь вспомним про "бессилие человека перед природой" и зарождение религиозных верований, и про то, что подобные условия сложились не в одной России. По сути, появившиеся харизматические лидеры, пообещавшие уставшим от неустроенности жизненного пространства и непредсказуемости ситуации народам вывести их к Новой жизни (сами собой вспоминаются Христос и Жизнь вечная), основали модернизированные религиозные культы, в чем я согласна с автором статьи. Вождь становится объектом поклонения и Верховным жрецом по совместительству.
Для борцов за всеобщий гуманизм, а также собственное выживание: Бесполезно доказывать тоталитарным убийцам, а равно и аплодирующей им широкой общественности, что жертвы не «вши», доказывать надо (лучше не словом, а делом), что ожидаемых результатов магическое убийство не даст, а проистекут от него исключительно одни неприятности. Проще сказать – Гитлера надо разбить, Раскольникова – послать на каторгу, совка на всю жизнь поставить в очередь за колбасой, изготовленной из туалетной бумаги.
Я бы сказала, что лучший рецепт решения подобной проблемы общества - профилактика "заболевания", налицо - явно запущенные случаи. Не унижать Раскольникова, дать людям возможность прокормить самих себя, создать ситуацию предсказуемости и перспективности будущего. Слишком жестокого вождя лучше заменить на другого харизматического лидера (без вождя можем получить ситуацию еще более худшую, народ совсем без "духовных отцов" - страшная, темная сила).
Что мне совершенно не понравилось, так то пренебрежительное отношение, которое русскоязычный автор (пусть и проживающий в Израиле), рожденный в 1984 году (пишет о "совке", но не жил в нем в сознательном возрасте) испытывает к Советскому Союзу и его прошлому:
совка на всю жизнь поставить в очередь за колбасой, изготовленной из туалетной бумаги
И вот тут-то с изумлением узнают спасители человечества, что если совершить массовое убийство, то получится много трупов.
"Спасители человечества" - не деды ли и прадеды современного поколения русскоязычных? Хотя утверждать, что "мои предки этого не делали и не замешаны", что интересно, будут многие, но откуда же тогда культ личности возник? А "совок" многим, сменившим родину, дал образование, дал язык как способ самовыражения в конце-концов.
Вспоминаю рассказы своих родственников о том, как в тех же 30-х отказывались от своей родни, врагов народа, и что-то мне это сильно напоминает...
И последнее.
Потеря Умбара опечалила Гондор, и не только потому, что уменьшилась территория королевства и
ослабла хватка, которой удерживали в повиновении харадримов; именно в Умбаре некогда высадился Ар-Фаразон Золотой, последний король Нуменора, высадился и сокрушил могущество Саурона. И пускай после той победы наступили черные дни, даже сторонники Элендила (те, которых Фаразон преследовал и посылал на костер!)с гордостью вспоминали о ну-менорском флоте, явившемся в тяжкий час на подмогу, и на самом высоком холме над гаванью они воздвигли памятник Ар-Фаразону — огромную белую колонну, увенчанную хрустальным шаром, что вбирал в себя лучи солнца и луны и светился, подобно яркой звезде. В ясную погоду этот свет можно было узреть и на побережьях Гондора, и далеко в море. Памятник стоял на холме до второго пришествия Саурона, по велению которого приспешники тьмы свергли колонну, столь живо напоминавшую Черному Властелину о его унижении.
Любимый нами Толкин.