Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Жизнь в виртуальности или сновидениях  (Прочитано 14505 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Оффлайн Ричард Нунан

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Проблема давняя и не единожды обсужденная. Однако со временем мы все ближе и ближе подбираемся (или уже подобрались) к осуществлению в действительности тех фантастических идей, которые так плодотворно проработаны в литературе (навскидку можно назвать Лема, Филипа  Дика) и кино (совсем недавнее "Начало", "13-ый этаж", "Авалон", "Матрица", в "Особом мнении" это тоже появляется).
Компьютеризированная реальность, сновидческая, наркотическая. Как минимум первая явно будет вседоступна в недалеком будущем.
Вопрос такой: лично вы насколько готовы пользоваться/не пользоваться благами (или "благами") такой нереальной жизни? Я думаю, мы все прекрасно понимаем, что подсесть на это будет чрезвычайно легко. Поэтому, скорее всего, нужно будет выбирать с самого начала, давая себе железную установку, хорошо внутренне обоснованную.
Я убираю (по крайней мере на старте темы) проблему "если мы все уйдем в виртуал, то кто будет обеспечивать наше существование" и все её разветвления. Т.е. предлагаю допустить, что, допустим, вы вошли в число нескольких тысяч избранных (для социального эксперимента). Мне интересно отношение к своим достижениям в таком "ненастоящем" мире и в реальности. Возьмем архитектора и сравним его возможности в реальной жизни и безграничные возможности (вернее, ограниченные лишь талантом и мастерством самого архитектора) в мире "Начала". (Хотя, на самом деле, эта идея была разработана еще Лемом в "Футурологическом конгрессе" (и кто знает, кем еще до него)).
Цитировать
Видя мое недоумение, он разъяснил суть своей отцовской трагедии. Старший сын подавал большие надежды в архитектуре, младший – на поэтическом поприще. Первый от реальных заказов, которые не удовлетворяли его, перешел на урбафантин и конструктол и теперь возводит целые города – воображаемые. Так же протекала эскалация у младшего отпрыска: лиронал, поэматол, сонетал, а теперь вместо того, чтобы творить, он глотает психимикаты, и, стало быть, навсегда потерян для реального мира.
Если отмахнуться от стереотипа "это все ненастоящее" и честно ответить самому себе: "Чем виртуальные объекты и субъекты хуже реальных, если по всем параметрам они лучше, чем виртуальные достижения хуже реальных?", то какой ответ мы получим?
Я понимаю, что для решения проблемы нужно обговорить массу различных условий (например, если мы сможем полностью и ежесекундно подстраивать любую деталь виртуального мира под себя, то это может так же быстро надоесть, как игрушка со всеми кодами типа бессмертия и всемогуществия), но для того тема и создана.
"Our kings are of the Eldar" (J.R.R.Tolkien)

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
Дик, здесь, мне кажется, все довольно просто.

Кому ближе принцип достаточности - вплоть до погружения в какой-то монорежим - тот охотно согласится существовать в виртуалке. Если та будет давать ему достаточное ощущение реальности, удовлетворяющее потребности, почему бы и нет?

Кому ближе принцип поиска и открытия нового, принцип необходимости обновления ситуации, - вплоть до постоянных срывов с места, уходов и кам-бэков, откровенного бродяжничества в поиске себя и новых ощущений - тому может очень захотеться окунуться в виртуалку, но только на время. Потому как наскучит и перестанет удовлетворять.

Вообще же окружающий нас мир гораздо многообразнее, неожиданнее, разностороннее любой мыслимой реальности, создаваемой одним или многими человеческими разумами. Хоть по признаку вложенности, хоть по признаку глубины детализации, хоть по количеству недетерминированных сценариев... Именно поэтому тот, кому нужно многообразие, сочтет возможным черпать что-то из виртуальной реальности лишь как из части реальности настоящей. Если по здравому размышлению. По мгновенному увлечению может быть и иначе - "а юноши нет, и не будет уж вечно" (с).

И при наличии выбора в виде исключающего ИЛИ - решение ясно.

А вообще - ты правильно сказал еще об одном условии. Условии "естественного сопротивления реальности". Или "отсутствия  всемогущества". Потому как "игра в поддавки" никогда ни во что хорошее не выливалась. Это же отсутствие не мелких стимулов, заставляющих дрыгать руками-ногами и что-то делать в реальности, а стимула преодолевать реальность и искать новые решения, гибко использующие и отчасти обходящие правила игры. Нельзя - или очень маловероятно уж во всяком случае - научиться хорошо играть в шахматы, не имея соперника кроме себя самого. А уж если вражеские фигуры будут периодически поддаваться (исчезать)...

И еще здесь же весьма солидное препятствие из области психологии. Если реальность будет все время делать то, что скажет человек, получится ущербная личность. Так вырастают избалованные дети, которые ни в чем не знают отказу, так вырастают всякие "сверхчеловеческие идеи". Это раз.

И два - если система все же будет вынуждена человеку в чем-то отказывать, не сможет для него что-то придумать или воспроизвести, да даже понять почему-то не сможет - факт осознания того, что в этой реальности ум, таланты и мастерство достигли потолка вместе со всем, что они могут воспроизвести, может нанести приличную психическую травму. Потому что так бывает и в обычной реальности, но в этом случае нет жестко определенной неизбежности, зато есть всевозможные "причины поражения" и "козлы отпущения". А откуда их взять в случае, если реальность практически и моделируется твоим сознанием?

Человек не годится на роль демиурга. Чем пуще в разные времена из человеков пытались сделать хозяев, властителей, управителей доступного мироздания, стержень и основу будущего бытия, единственный всепобеждающий разум, готовый влезть на Олимпы и оттуда править миром, тем пуще из человеков лезли пороки, неразумие, слабости, ограниченность, розни и сокрытая гибельность.

"Эффект Фаэтона", условно говоря.

Безусловно, сама идея создания виртуальных моделей мироздания, управляемых по желанию вступившего в них, содержит немало привлекательного. Но надо отличать сновидение, _отчасти_ и скорее подсознательно контролируемого человеком, и всякие дзен-состояния, в которых человек пытается управлять реальностью. Последние, думается, отчасти сродни наркомании как методу изменения мира - а самое неприятное, что этот самый "зависимо-управляемый" лабиринт может в один прекрасный момент стать "живым" и не выпустить странника-по-мирам.

А вообще примерно по теме я рекомендую вот эту книгу: "Дворец на троих" Вадима Шефнера.

Если не заплутать во второстепенном, достаточно ясно читается следующая фраза:

«Не верь в миражи… Не зарывай талант в землю…» (с)

А почему талант не должен быть зарыт в землю, каждый может узнать уже из другой Книги...
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
По-моему, вы с Корвином перепутали разделы.

Оффлайн Lemminkainen

  • Постоялец
  • ***
    • Просмотр профиля
Если взять за истину, что мы воспринимаем мир через сигналы, поступающие в определенные рецепторы мозга, тогда в чем разница?

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
В генераторе сигналов, его возможностях, разнообразии загружаемых моделей и стимулирующей роли сигналов, выдаваемых данным генератором.

Даже если допустить прямую техническую возможность.
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Andromeda

  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Соглашусь c Балином, мир cлишком многогранен и велик, чтобы его можно было записать в одну пусть даже и очень большую программу.

Мир привлекателен еще и тем, что до конца мы его не понимаем, не можем объяснить те процессы, которые протекают в нем. Поэтому только очень отчаявшийся или слабый человек согласиться променять реальность на жалкое подобие в виде виртуального мира.

Что касается сновидения, то Дик, ты зря записал его в эту тему, потому что сновидение - это совсем из другой оперы. :)
« Последнее редактирование: 06/12/2010, 17:13:50 от Balin »
It is never too late to be what you might have been.

Оффлайн hopeitwillendup

  • Старожил
  • ****
    • Просмотр профиля
Зачем искусственно отделять одну часть жизни от остальной жизни? «Виртуальный мир» модно отделять от «реального», хотя их очевидную связанность мы ощущаем и когда снимаем электронные деньги в терминале, и когда вырубает пробки, и дом остаётся без света, то есть, без интернета.

Общеизвестно муссирование в СМИ любовно-сексуальной темы, которая объявляется не неотъемлемой частью жизни, а особым состоянием, доступном только успешным людям; все знают о том, что зачастую люди, не живущие половой жизнью, объявляются лучше или хуже остальных. Известно противостояние (некоторых) вегетарианцев остальным людям, религиозных фанатиков, (некоторых) линуксоидов остальным людям. Участники этих «движений» объявляют некий признак сверхценным. Аналогично и здесь: важно не кто ты и что ты, а то, используешь ли ты для достижения своих целей электричество и распределённую сеть вычислительных машин.

Если человек страдает от процесса принятия решений, у него есть множество способов облегчить себе жизнь. Тупая однообразная работа, наркотики вроде алкоголя и травки, азартные и не очень игры, наконец, религия или просто мир фантазий. Никто не может запретить человеку убивать себя.

Я считаю, что проблема, грубо говоря, высосана из пальца.
Каждый имеет право на моё мнение.

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
Зачем искусственно отделять одну часть жизни от остальной жизни? «Виртуальный мир» модно отделять от «реального», хотя их очевидную связанность мы ощущаем и когда снимаем электронные деньги в терминале, и когда вырубает пробки, и дом остаётся без света, то есть, без интернета.

Я замечу, что хоть чуть выше и сам писал о том, что "виртуальный мир" - всего одна из "вкладок" реального и только так, пожалуй, его и можно использовать с толком, постановка задачи Диком несколько отличалась. Мне кажется, он скорее имел в виду случаи, когда виртуальное в сильной степени или вообще совсем (если вспомнить "Матрицу") подменяет реальное.

И тогда тут уже другой спрос. Электронные деньги - всего лишь форма инструмента, они отличаются от обычных примерно так же, как калькулятор Ситизен от абака. А вот замена непосредственного восприятия ближайшего окружающего мира на восприятие косвенное, через электронные системы, моделирующие реальность, вещь другого уровня.

Это все же не проблема "вылетевших пробок", хотя даже и в "Матрице" возникают вопросы такого плана. =)

Если человек страдает от процесса принятия решений, у него есть множество способов облегчить себе жизнь. Тупая однообразная работа, наркотики вроде алкоголя и травки, азартные и не очень игры, наконец, религия или просто мир фантазий. Никто не может запретить человеку убивать себя.

От модератора: Полегче, полегче на поворотах. Последняя фраза, хм, воспринимается тесно связанной с предпоследней - слишком тесно.
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн hopeitwillendup

  • Старожил
  • ****
    • Просмотр профиля
А вот замена непосредственного восприятия ближайшего окружающего мира на восприятие косвенное, через электронные системы, моделирующие реальность, вещь другого уровня.

Собственно говоря, мир напрочь субъективен. Например, у меня почти отсутствует обоняние, то есть, запахов я почти не слышу. Поэтому люди, которые для окружающих неприятны своими запахами, у меня дискомфорта не вызывают. Субъективизм? Безусловно. Чем принципиально отличается восприятие смоделированной реальности от восприятия того, что мы называем RL? Есть дальтоники, есть слепые, есть слепоглухонемые люди, для них мир отличается от того, что чувствует каждый из нас. И Сеть для каждого своя: у кого-то там никсы и маны, а у кого-то deviantart и maps.google.com . Каждый выбирает развлечение сам. Почему считается, что играть в шахматы — круто, а играть на бирже или программировать — это виртуальный мир? Абстракция. Шахматисты моделируют мир, где все ходят по клеточкам и по очереди, а слону запрещено двигаться иначе, чем по диагонали. Но вот о вреде шахмат для неокрепшего сознания читать не приходилось.

От модератора: Полегче, полегче на поворотах. Последняя фраза, хм, воспринимается тесно связанной с предпоследней - слишком тесно.

Разве фанатизм и мир веществ — не путь к гибели? Я говорю только о религиозных фанатиках, неадекватных линуксоидах и пр., не отрицая, что адекватных людей полно, но они себя от окружающих как раз не отделяют.
« Последнее редактирование: 06/12/2010, 21:25:35 от hopeitwillendup »
Каждый имеет право на моё мнение.

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
Собственно говоря, мир напрочь субъективен.

Ну, не будем доводить хорошую идею до абсурда. =)

_Напрочь_ субъективный мир - это уже солипсизм. В то же время мы видим, что хотя восприятие мира _в каком-то диапазоне_ сильно разнится и в значительной мере зависит от наблюдателя (субъективно), есть масса совершенно четко прослеживаемых объективных закономерностей. Или - по крайней мере - объективных на данном множестве элементов.

См. Декарта, например - методическое сомнение и "отстраивание" мира обратно.

Проще говоря, с обонянием у тебя может быть почти никак или, напротив, сказочно хорошо - но еще 5 чувств ты публике предъявить не сможешь. Вот это и есть объективная вещь.

Повторюсь, отличие прежде всего в природе "генератора сигналов". "Измерительный прибор" (или "система реальности") должен иметь характеристики по измеряемой величине (разрешающую способность) на порядок выше, чем у исследуемого (внедренного) объекта (или "разнообразие на порядки выше"). Потому что метровую линейку с отметками через 10 см возможно применить для примерного определения длины палки с 0 < L < 100 см. А метровую линейку без отметок - бесперспективно, хотя по ней можно будет проверить второе условие. Как-то так...
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
— Ты же слушаешь музыку в записи
—  «Магазинчик Бо», вторая серия.

С тех пор, как появилась человеческая цивилизация в целом, появились и виртуальные удовольствия. Театр, например (пусть и начавшийся с обрядов) — уже в Древней Греции принял форму игры ролей, о которой уже тогда некоторые мыслители отзывались отрицательно, считая обманом; представления стали политическими вскоре после введения художественного театра, да.

Не останавливаясь на интересных исторических примерах эскапистов вроде Нерона или Людовика XVго, посмотрим, какие удовольствия сейчас уже виртуальны: телевидение практически всё, музыка, да, в записи, в еде… специи как таковые. Как явление.
Книги как явление.
Итого — удовольствие на самом деле вещь виртуальная и сейчас (а по большому счёту — и с древнейших времён, но тогда — не для всех, а только для тех, кто мог себе позволить дорогие специи). Виртуальный "наркотик" не хуже и не лучше "реального" (алкоголь, никотин, что угодно).

Здесь стоит вопрос гедонизма (и опять же отсылаю к эпиграфу), а не виртуальности. Если человеку дать Столько Денег, Чтобы Можно Было Не Работать, сколько не откажутся работать? Технология не развращает — просто большему числу людей такое состояние становится достижимо.

Оффлайн Mrrl

  • Волшебник-Прогрессор
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Древние тайны всех мирозданий мне под силу...
    • Просмотр профиля
Как же мне надоел этот двумерный двухмегапиксельный экран, через который приходится смотреть на мелкие обрывки мира, в котором надо работать! Да и двумерная сетчатка с ее 20000 квадратными градусами обзора, память, в которой даже 10 развивающихся процессов тяжело контролировать параллельно... Все работа сейчас сводится к тому, чтобы найти несколько кусочков информации, удержать их одновременно в голове, найти взаимосвязь, записать куда-то сгенеренный кусочек, и потом опять искать... Если виртуалка даст свободный доступ хотя бы к терабайту оперативки с возможностью организовать многомерное, фрактальное и т.п. восприятие и удобные инструменты модификации - то она будет отличным рабочим местом. При условии, что время там будет не очень отставать от нашего (по крайней мере, пока наш мир существует).
  Захочется ли жить в виртуальном мире (два варианта - когда он уже постоен и развит, или когда его надо строить с другими энтузиастами с почти нулевого уровня) зависит от моего состояния в мире реальном: когда альтернативой эвакуации в виртуалку будет прекращение физического существования, тогда вопроса не возникнет. А до того... Свою копию я бы туда отправил (с возможностью ее добровольного отключения на случай, если существование там окажется невыносимым).
  Собственно...
  Greg Egan, сначала "Permutation City", потом "Diaspora". Не знаю, есть  ли они в открытом доступе в электронном виде, и переведены ли - но мне очень понравилось. И как раз на эту тему.
When I see a troll up in the mountains with a necklace of human skulls, I say good luck to him. (c)

Насколько я помню, я был всегда!

Оффлайн Neloth

  • Старожил
  • ****
    • Просмотр профиля
Вообще же окружающий нас мир гораздо многообразнее, неожиданнее, разностороннее любой мыслимой реальности, создаваемой одним или многими человеческими разумами. Хоть по признаку вложенности, хоть по признаку глубины детализации, хоть по количеству недетерминированных сценариев... Именно поэтому тот, кому нужно многообразие, сочтет возможным черпать что-то из виртуальной реальности лишь как из части реальности настоящей.
уверен, что хорошо проработанную виртуальную реальность будут покидать скорее от теоретического осознания ее ограниченности, чем от того, что эту ограниченность удалось обнаружить на практике.

И еще здесь же весьма солидное препятствие из области психологии. Если реальность будет все время делать то, что скажет человек, получится ущербная личность.
для реального мира - может и ущербная. но такой человек вряд ли когда-нибудь захочет в реальный мир заглянуть.

И два - если система все же будет вынуждена человеку в чем-то отказывать, не сможет для него что-то придумать или воспроизвести, да даже понять почему-то не сможет - факт осознания того, что в этой реальности ум, таланты и мастерство достигли потолка вместе со всем, что они могут воспроизвести, может нанести приличную психическую травму. Потому что так бывает и в обычной реальности, но в этом случае нет жестко определенной неизбежности, зато есть всевозможные "причины поражения" и "козлы отпущения". А откуда их взять в случае, если реальность практически и моделируется твоим сознанием?
как откуда? система же будет вынуждена отказывать, таланты человека здесь как бы ни при чем.
хотя, проблема все же может возникнуть - если в реальном мире есть ограничения, очевидно они каким-то образом отразятся и на виртуальном. и если человек будет достаточно инициативен в своих желаниях, чтобы с ними столкнуться - ущербность его личности таки выплывет.

Если взять за истину, что мы воспринимаем мир через сигналы, поступающие в определенные рецепторы мозга, тогда в чем разница?
само осознание того факта, что человек ограничивает себя, будет давить на психику.
хотя в остальном различия могут быть совершенно незначительными.

Оффлайн Balin

  • Глобальный модератор
  • *****
  • Пол: Мужской
  • ...иду торжественно и прямо...
    • Просмотр профиля
уверен, что хорошо проработанную виртуальную реальность будут покидать скорее от теоретического осознания ее ограниченности, чем от того, что эту ограниченность удалось обнаружить на практике.

Ну, в общем, согласен. Кривовато проработанная реальность - это что-то вроде пелевинского "Принца Госплана" (этого тоже кому-то хватит), а детально проработанная - что-то вроде "Дня сурка". Все кажется исключительно живым, но при этом очевидна некая ограниченность действия. Если говорить о пространственной ограниченности, то она там как раз таки скорее осознаваемая, чем реально ощущаемая: главгерой жестко ограничивается временным циклом, но попробовать сменить _место_ действия ему ничто впрямую не мешает... только новость о снегопадах.

для реального мира - может и ущербная. но такой человек вряд ли когда-нибудь захочет в реальный мир заглянуть.

Это да. Но вообще не задумываться над этим можно только до тех пор, пока мы настаиваем на извлечении из обсуждения вопроса об обеспечении виртуалки.

Потому как вкупе с эффектом привыкания будет торжествовать принцип зимнего медведя: лежит в берлоге, спит, сосет лапу, видит сны и при этом представляет, будто что-то действительно ест или где-то действительно гуляет.

Возможности такого "медведя" снижаются во всех реальностях: в обычной у него после слишком затяжного анабиоза пропадет как физическая форма, так и охотничьи навыки, а в виртуальной ограниченность, "зацикленность" опыта не дадут в значительной мере разнообразить "картинку".

Представить себе вариант, где умения-навыки-способ_существования-важные_характеристики-вид_деятельности радикально отличаются от реальных не _количественно_, а качественно (то есть реальность попросту состоит из напрочь иных функциональных элементов, работающих по совсем другим законам)? Мне в это все же не верится: можно надеть любые маски и костюмы, навертеть произвольных декораций, но человеческое сознание таки будет активно цепляться за имеющийся опыт. А это значит, что создаваемые виртуальные реальности будут либо алогичны, либо по логическим законам своей основы станут следовать из реальности привычной. Да, может, иногда следовать по принципу "советский-антисоветский"...

как откуда? система же будет вынуждена отказывать, таланты человека здесь как бы ни при чем.

Да не впрямую ж. =)

Допустим, у индивида есть произвольное количество времени - своего и машинного.

Допустим, что известно о принципиальной "открываемости" "общей теории поля" - то есть она может быть и должна быть открыта.

Допустим, что есть любые вычислительные мощности, пространство для опытов, база любых знаний, могущих помочь в проблеме.

Хохма только в том, что такая задача не по плечу именно не техническим возможностям системы, а разуму обычного человека. Система-то может все подсчитать, пересчитать, перепроверить, попробовать вычленить какие-то закономерности, но ни проверить осмысленность своих действий, ни "думать на высшем уровне" ей не под силу... За человека, таким образом, это никто не сделает.

И это такой весьма абстрактный пример - здесь впасть в депрессию от своей тупости сможет разве ученый. Можно напридумывать примеров и поближе к более обыденным "мечтам о величии"...
Как в этом мире дышится легко...

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Машина умеет обучаться по указаниям человека. Так что даже при наличии идеального кода для развития собственно ИскИна для построения понадобятся опять же годы; опять же, миллион пользователей дают человекогод за тридцать секунд.
Хотя при слишком больших полномочиях технической системы впадение в Матрицу оказывается не так уж невозможным…

Оффлайн Mrrl

  • Волшебник-Прогрессор
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Древние тайны всех мирозданий мне под силу...
    • Просмотр профиля
Машина умеет обучаться по указаниям человека. Так что даже при наличии идеального кода для развития собственно ИскИна для построения понадобятся опять же годы; опять же, миллион пользователей дают человекогод за тридцать секунд.
Хотя при слишком больших полномочиях технической системы впадение в Матрицу оказывается не так уж невозможным…

Интересно, насколько нужно понимать и структурировать задачу, чтобы ее можно было распараллелить на миллион частей, требующих человеческого интеллекта. Главное - как понять, зачем, собственно, этот интеллект нужен, и чего от него хотят. Не окажется ли, что на этом уровне уже проще поручить эти кусочки задачи алгоритмам, а не разумам?
  Пример, конечно, у нас перед глазами - Интернет называется. Другой пример называется Цивилизация. Но в обоих случаях глобальной задачи никто не ставил, всех пользователей пустили в свободный поиск.
When I see a troll up in the mountains with a necklace of human skulls, I say good luck to him. (c)

Насколько я помню, я был всегда!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Ну так этот самый свободный поиск на пользователях тоже обучается. Конечно, программисты Гугл тоже доооолго натаскивали, чтобы он "научился обучаться", но на сами понятия он уже в некоторой степени натаскивается сам. Не помню точно, может уже были исследования на эту тему.
То есть виртуальную реальность, которая по тысячам пользователей сама подберёт кучу типовых параметров для миллионов, нетрудно представить. Правда, для "нетипичных" будет несколько сложнее; и также малоприятно, если стартовая группа окажется с конкретным перекосом :)

Оффлайн Mrrl

  • Волшебник-Прогрессор
  • Ветеран
  • *****
  • Пол: Мужской
  • Древние тайны всех мирозданий мне под силу...
    • Просмотр профиля
Цитировать
В 2024-м году Джон Вайнс... запустил копию самого себя в виртуальную реальность. Первыми словами Копии (потребовавшими около трех часов реального времени вычислений) были: "Это все равно, что быть погребенным заживо. Я передумал. Убери меня отсюда."

Стартовая группа наверняка окажется с перекосом - другие туда в начале не пойдут - и выправляться этот перекос будет весьма долго.
When I see a troll up in the mountains with a necklace of human skulls, I say good luck to him. (c)

Насколько я помню, я был всегда!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Ну, исправляться он будет, если миллионы выберут то, чего не делала контрольная группа. Но, увы, как маленький ребёнок по нескольким сигналам формирует реакции на всю жизнь, так может быть "привычка" и у обученной системы; и работает "принцип разбитого окна" — догадаются и не поленятся поменять что-то в неудобной конфигурации немногие.

Оффлайн Амирель

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
  • Охотник
    • Просмотр профиля
Ну я спорить не с кем не буду, и свое мнение оставлю при себе, но могу вам посоветовать
цикл Лукьяненко «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала» — «Прозрачные витражи»
В нем рассмотрена модель виртуальной реальности.
"Историю пишет победитель."(с)