Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Психология бессмертных  (Прочитано 15299 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
С подачи коллеги Элентирмо хочу поговорить об интересующем меня вопросе.

Некоторые размышления о психологии эльфов.

Начнём с вещей банальных, т.е. очевидных.
Эльфы - антропоморфны и, более того, имеют генетический код позволяющий им скрещиваться с людьми и рожать жизнеспособное потомство. Так что, можно сказать, что биологически эльфы и есть люди, за одним лишь существенным исключением: они - бессмертны и не подвержены людским болезням. Этот факт бытия не может не определять (или, по крайней мере, влиять на) их сознания.

Наши сведения об эльфах не позволяют нам судить о том, как проходит их онтогенез и раннее детство, - когда у людей происходят базовые закладки личности. Мы, практически, не встречаемся на страницах произведений Профессора с детьми-эльфами. Рождаются ли они в полном сознании, уже маленькими личностями, или -  табула раса, на которой можно записать кого угодно - хоть маугли? Когда начинают стоять/ходить/говорить? Когда наступает половое созревание? Первый раз влюбляются? Выбирают интерес/профессию? Всё это остаётся без ответа. Поэтому, в грубом приближении, нам приходится считать, что эльф = бессмертный абсолютно здоровый человек. Таким образом, именно знание и "подкорковое" ощущение собственного бессмерия коренным образом отличает (не может не отличать) эльфа от смертного человека.

Представьте: вы знаете, что вы - вечны. Сразу же из сознания уходит фактор времени. Динамика сменяется статикой. Время (читай  - ожидание неизбежной смерти) больше не является для вас довлеющей доминантой. Вы не изводитесь понапрасну, что 8 из 10 ваших детей могут умереть от менингита или чумы. Сердце не сжимается от тоски неодолимого расставания, при взгляде в глаза дряхлеющих родителей. (Открытый вопрос - восприимчивость эльфов к ядам).
Нет необходимости гнать себя и делать работу в сжатые сроки. Никаких пятилеток за три года. Свободное невозбранное поле для перфекционизма. Ты можешь делать любимое дело/вещь столько времени, сколько сам пожелаешь. Ведь впереди - вечность.
Гений труда Отто Юлиевич Шмидт расписал всю жизнь по дням на двадцать лет вперёд, а тов. Келибримбор может хоть сто лет неспешно клепать себе кольца. Пока Саурон, как говорится, не грянет... А он обязательно грянет, рано или поздно. Ведь за бесконечное время происходят любые возможные события.

И потому эльфы не свободны от страха смерти. Равно, как и от страха физической муки, которая тем старшнее, что эльф под пыткой будет существовать куда дольше человека...
А ещё - страх-тоска за любимых. Жить и знать, что вечность, которй ты владеешь, и любимые, как неотрывная часть данной вечности, могут быть уничтожены чужой злой волей или же, просто, дурной случайностью - снег на башка упал - и стал мёртвый.

Человек знает, что смертен и это, в конечном итоге, вынуждает его принять судьбу и смириться. Именно Смерть призывает человека к поиску смысла жизни. И к творчеству, которое должно оставить след  (если он, конечно - Человек, а не двуногое животное). Здравый человек знает, что он - лишь верхушка Рода, звено в непрерывной цепи, и жив лишь потому, что его родовая линия никогда не прерывалась. И помнит о долге перед Родом - продолжить Род.

Иначе у эльфа. Его судьба не предопределена смертью. Смерть вообще должна видиться эльфу явлением гораздо более чудовищным и несправедливым: ты прожил с любимой женой три тысячи лет, а завтра орочья стрела разлучила вас навсегда. И это ужасно: жить и знать, что пока ты жив, вы не увидитесь никогда. Тоска вечного расставания без надежды на забвение...

Кстати - забывают ли эльфы? Если нет, то их жизнь чем дальше - тем хуже. Война и несчастные случаи уносят по кускам твой мир, ты сам колешься и таешь, как айсберг... и тебя остаётся всё меньше. Нужно ли доказывать что вечно в таких обстоятельствах могут жить лишь закоренелые эгоисты?
Остальные будут вынуждены уйти - в последний бой, самоубийство или Валинор. Так что, самим бытием предопределен исход эльфов на Запад.
« Последнее редактирование: 13/07/2011, 16:50:17 от Живой »

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #1 : 13/07/2011, 17:28:40 »
С почином, дорогой коллега. Очень интересные наблюдения.
За одним исключением (на которое почему-то мало внимания обращают) все очень хорошо. Правда, некоторые ответы по поводу взросления и детства можно найти в "Законах и обычаях эльдар". Да и жизнь эльфов не такая уж бесконечная. Все равно чахнут, пусть через 10 тысяч лет, но старятся.
Так вот, исключение. По биологической совместимости. Да, эльфы и люди скрещивались и давали здоровое потомство. Но! У человека срок беременности 9 месяцев. А у эльфа? В ЗиОЭ - 1 год, т.е. 12 месяцев. Может, поэтому не было браков эльф-мужина + человек-женщина, а только человек-мужчина + эльф-женщина? Из-за того, что человеческая женщина не сможет за 9 месяцев полностью сформировать в своем чреве эльфийского новорожденного, а эльфийская женщина ну переносит лишние 3 месяца, так и ничего страшного наверное? :-)

Оффлайн hopeitwillendup

  • Старожил
  • ****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #2 : 13/07/2011, 17:32:07 »
Переношенные дети тоже лежат в патологии новорождённых, как и недоношенные. Так что нам нужна консультация акушера-специалиста по эльфам.
Каждый имеет право на моё мнение.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #3 : 13/07/2011, 18:03:15 »
Elentirmo

Aya, Elentirmo!

Я, - увы - не владею необходимым набором сведний. Потому  и вынес на обсуждение.
Касательно замечаний: 10 тысяч лет по свои последствиям мало отличны от вечности. Арвен Ундомиэль ощутила это в ускоренном режиме. Думаю, подобное ожидало в Средиземье всех "человечных" эльфов. Нужно быть либо самодостаточными шизоидом (учёный-затворник) либо самовлюблённым эгоцентриком, которому окружающие - средство достижения целей, чтобы выжить в таких условиях и не истаять тенью. Саурон, кстати, пример последнему варианту. Хоть и майя, а не эльф.

Относительно несовместимости браков могу дать иное объяснение: эльфы заранее не могли знать, кем родится будущий ребёнок - эльфом или человеком (кроссинговер и всё такое), а играть в орлянку, зная, что твой ребёнок умрёт, когда твоих волос ещё не коснутся седины, что переживёшь внуков и правнуков - страшная пытка.
 Плюс, неизбежный расизм эльфов, как высшей расы: вспомни слова Арвен: раньше я презирала род людской... Врядли она была в этом исключением. -  Это как жениться в 3-м рейхе на цыганке.
« Последнее редактирование: 13/07/2011, 18:11:16 от Живой »

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #4 : 13/07/2011, 18:16:03 »
Ну вообще-то детям смешанных браков давался сознательный выбор судьбы. Тут слепого случая не было. Как он выберет (а уж как это конкретно происходило, не знаю), так и проживет: либо пару или более сотен лет, либо на тысячелетия "размажется".
Что до переношенных, я знаю про это. Но тут же у нас тела матерей не людские, а эльфийские. Как у них там на совместимость матери и плода?

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #5 : 13/07/2011, 18:18:31 »
Elentirmo
Ну, с выбором смерть-бессмертие - мы имеем дело лишь в случае Элронд-Эльрос. И то это было с высочайшего соизволения валар для героя Эарендиля. Возможно, это не было правилом.

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #6 : 13/07/2011, 18:25:36 »
Ну почему же? А его, Эльронда, дети? Арвен померла в 121 году, а Элладан с Эльрохиром наверное на Запад уплыли. Так что и здесь был выбор. У Берена и Лутиэн всего один ребенок был, который по эльфийским путям пошел. Да у Туора с Идриль Эарендиль с непонятной судьбой (странный эльф-космонавт). Не помню, у Митреллас с Имразором дети были или нет? Но если учитывать князей Дол Амрота, то они, имея эльфискую кровь, пошли по путям человечьим. Поэтому не все эльфы, что рождаются в смешанных браках.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #7 : 13/07/2011, 18:36:29 »
Ну почему же? А его, Эльронда, дети? Арвен померла в 121 году, а Элладан с Эльрохиром наверное на Запад уплыли. Так что и здесь был выбор. У Берена и Лутиэн всего один ребенок был, который по эльфийским путям пошел. Да у Туора с Идриль Эарендиль с непонятной судьбой (странный эльф-космонавт). Не помню, у Митреллас с Имразором дети были или нет? Но если учитывать князей Дол Амрота, то они, имея эльфискую кровь, пошли по путям человечьим. Поэтому не все эльфы, что рождаются в смешанных браках.

Эльронд, считай - эльф. Его сознание переопределило бытие. Потому и дети его - эльфы.
Насчёт ребёнка Берена - ты не путай, Лутиэн - дочь майя Мелиан. А им - майярам  - и не такое под силу.
 Князья Дол-амрота не от хорошей жизни очеловечились. Кроме того это опровергает  установку на био-несовместимость пары: папа-эльф, мама-человек.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #8 : 13/07/2011, 18:44:13 »
Это было правило, установленное из-за четырёх полуэльфов — Эарендиля, Эльвинг, Эльронда и Эльроса. В результате даже дети Эльронда, прожив тысячи лет, всё равно могли выбрать судьбу смертных (хотя не уточняется, что именно выбрали Элладан и Эльрохир).

Цитировать
Эльронд, считай - эльф. Его сознание переопределило бытие.
Тогда бы его дети были чистокровными эльфами, но они имеют право выбора.

Цитировать
вспомни слова Арвен: раньше я презирала род людской..
Это была реплика по отношению к падшему Нуменору. Арвен ругает падение людей, а не сам народ.

Цитировать
Это как жениться в 3-м рейхе на цыганке.
А ничего, что именно Эльронд, которого нередко упрекают в "расизме", и помогал сохраниться столетиями роду Арагорна? Что Тингол, к людям действительно относившийся недоверчиво, позже был готов относиться к Турину как к родному сыну и уж во всяком случае не хуже чем к собственным советникам?
Реального "расизма" со стороны эльфов мы не встречаем — максимум некоторый шовинизм; вот сами люди считали, что эльфы смотрят на них свысока, но это именно "так считали люди". Завидовали :(

Цитировать
Смерть вообще должна видиться эльфу явлением гораздо более чудовищным и несправедливым: ты прожил с любимой женой три тысячи лет, а завтра орочья стрела разлучила вас навсегда.
Смерть для эльфов была неестественной всегда. Это так.
Однако, смерть эльфов в Арде была обратима — многие эльфы могли так или иначе начать новую жизнь в Валиноре. Известно нам о Глорфинделе и Финроде.
Хотя примеров воскресших к новой жизни синдар у нас, действительно, не наблюдается никак.

Цитировать
либо самовлюблённым эгоцентриком, которому окружающие - средство достижения целей, чтобы выжить в таких условиях и не истаять тенью. Саурон, кстати, пример последнему варианту. Хоть и майя, а не эльф.
Наоборот, Саурон растратил огромные силы на власть над материей и умами эрухини.

У Берена и Лутиэн всего один ребенок был, который по эльфийским путям пошел.
Мне что-то казалось, что Диор был смертным. Во всяком случае, его родители были оба смертны во время его рождения.

Оффлайн Elentirmo

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #9 : 13/07/2011, 18:49:17 »
Ну Диора вроде убили? Или нет?
Вроде Моргот растратил силы, а не Саурон?
И про перерождение Финрода напомните, пожалуйста. Желательно цитату.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #10 : 13/07/2011, 19:00:35 »
А Фелагунд смеется в Валиноре.
И не вернется до заката дней.
В наш серый мир страданий и смертей...
 (Lay of Leithian)

Саурон тратил очень много сил на развращение нуменорцев, не говоря уже о вкладе в Кольцо. Да, вроде бы Моргот растратился в большей степени.

Диор ЕМНИП взрослел как человек, а не как эльф. Впрочем, это надо уточнять.

Оффлайн Алмиэон

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #11 : 13/07/2011, 20:05:50 »
Это правило, скорее всего, только для потомков Эарендиля и Эльвинг. В КС 5 тома Манвэ вообще говорит:

Цитировать
Then Manwë gave judgement and he said: ‘To Earendel I remit the ban, and the peril that he took upon himself out of love for the Two Kindreds shall not fall on him; neither shall it fall upon Elwing who entered into peril for love of Earendel: save only in this: they shall not ever walk again among Elves or Men in the Outer Lands. Now all those who have the blood of mortal Men, in whatever part, great or small, are mortal, unless other doom be granted to them; but in this matter the power of doom is given to me.

Цитировать
Тогда Манвэ принял решение, и сказал он: «Я прощаю Эарендэлю нарушение запрета, и беда, что он навлек на себя из любви к Двум Народам, не падет на него; не падет она и на Эльвинг, что подвергла себя опасности из любви к мужу; но лишь в одном они будут ущемлены: никогда не ходить им среди эльфов или людей во Внешних Землях. Все, у кого в жилах течет кровь смертных людей – велика ее часть или мала – смертны, если другая участь не будет дарована им; но в этом деле власть решить их судьбу дана мне

Хотя примеров воскресших к новой жизни синдар у нас, действительно, не наблюдается никак.

В ранних версиях - Саэрос ;) Хотя, что же это я, он же нандо.

Ну Диора вроде убили? Или нет?

У Диора в 30 лет было три ребенка :). И его смертность согласуется с цитатой выше.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #12 : 13/07/2011, 20:13:46 »
В Сильме-1977:

Цитировать
to Eärendil and to Elwing, and to their sons, shall be given leave each to choose freely to which kindred their fates shall be joined, and under which kindred they shall be judged.'
"Эарендилю и Эльвинг, и их сыновьям, будет дана каждому возможность выбрать свободно, с каким народом их судьба будет связана, и с каким народом их будут судить" (последняя фраза, вероятно, относится к посмертному суду).

В переводе Гил-Эстель "sons" перевели как "потомкам", что спорно. О выборе детей Элронда нам, тем не менее, известно (в то время как потомки Эльроса, очевидно, не похожи на выбиравших).

Оффлайн Алмиэон

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #13 : 13/07/2011, 20:36:22 »
В переводе Гил-Эстель "sons" перевели как "потомкам", что спорно. О выборе детей Элронда нам, тем не менее, известно (в то время как потомки Эльроса, очевидно, не похожи на выбиравших).

Да, интересный вопрос (про потомков Эльроса). Вообще, если, как следует из слов Манвэ, априори все потомки смешанных браков смертны, то, возможно, поэтому именно детям Эльронда-эльфа дали возможность выбора. Потому что Эльронд стал эльфом в обход правил, в то время как эльросовские дети стали смертными в соответствии с естественным ходом вещей. Но это ИМХО, конечно.

Оффлайн Tirendyl

  • Постоялец
  • ***
  • Пол: Женский
  • Там, где вода...
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #14 : 14/07/2011, 11:00:09 »
С подачи коллеги Элентирмо хочу поговорить об интересующем меня вопросе.

Наши сведения об эльфах не позволяют нам судить о том, как проходит их онтогенез и раннее детство, - когда у людей происходят базовые закладки личности. Мы, практически, не встречаемся на страницах произведений Профессора с детьми-эльфами. Рождаются ли они в полном сознании, уже маленькими личностями, или -  табула раса, на которой можно записать кого угодно - хоть маугли? Когда начинают стоять/ходить/говорить? Когда наступает половое созревание? Первый раз влюбляются? Выбирают интерес/профессию?

Возможно, вам будет интересна эта цитата (из "Законов и обычаев эльдар"):

     " Эльдар взрослели телесно медленнее, чем люди, но разумом - много быстрее.
      Они начинали говорить еще до того, как им исполнится один год, и в том же
      возрасте учились ходить и танцевать, ибо их тела скоро начинали
      подчиняться их воле. Тем не менее, в начале жизни между детьми Двух
      Народов было мало различий, и человек, увидевший эльфийских детей за
      игрой, мог легко поверить, что это дети Людей, некоего прекрасного и
      счастливого народа. Ибо в ранние свои дни дети эльфов еще восхищались
      миром вокруг них, и огонь их душ не сжигал их, и бремя памяти было еще
      легко им.
      Тот, кто видел их, мог, правда, удивиться малому росту этих детей,
      определив их возраст по умению говорить и грации движений. Ибо к концу
      третьего года жизни дети смертных начинали перегонять эльфов, торопясь
      вырасти, пока для эльфов длилась первая весна детства. Дети Людей могли
      совсем вырасти, пока эльдар того же возраста оставались телом подобны
      детям смертных, не достигших и семи лет. Не ранее пятидесятого года жизни
      достигали эльдар того роста и принимали тот облик, в котором жили всю
      дальнейшую жизнь, и до сотни лет могло пройти, прежде чем они становились
      взрослыми.
      Эльдар вступали в брак по большей части в юности, вскоре после достижения
      пятидесяти лет. Их дети были немногочисленны, но очень им дороги. Их
      семьи, или дома, были связаны любовью и глубоким чувством родства
      духовного и телесного, и дети мало нуждались в воспитании или обучении".
Post tenebrus lux!
Серебро Господа моего, Серебро Господа -
Выше звезд, выше слов, вровень с нашей тоской (c) БГ

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #15 : 15/07/2011, 12:56:47 »
Tirendyl
Cпасибо за источник! Упустил.
Здесь есть существенные моменты, особенно касательно мучительной памяти.

Цитировать
Они начинали говорить еще до того, как им исполнится один год, и в том же
      возрасте учились ходить и танцевать, ибо их тела скоро начинали
      подчиняться их воле. Тем не менее, в начале жизни между детьми Двух
      Народов было мало различий, и человек, увидевший эльфийских детей за
      игрой, мог легко поверить, что это дети Людей, некоего прекрасного и
      счастливого народа. Ибо в ранние свои дни дети эльфов еще восхищались
      миром вокруг них, и огонь их душ не сжигал их, и бремя памяти было еще
      легко им.
На основании всего вышепреведенного могу сделать промежуточный вывод, что основным препятствием "межвидовых" браков было именно то, что дети - за исключением Эарендиличей - наследовали смертность людей.

Продолжим нить.
К отличительным (от людей) особенностям психологии эльфов можно также отнести их "асексуальность". Секс ради секса, стремление обладать и безгранично размножаться - факторы, во многом определявшие всю историю рода человеческого, практически не имеели власти над эльфами.
(Даже не представляю, какие эмоции вызвал бы у эльфов фрейдизм)))
Думаю, это ещё один из поводов эльфам презирать людей, неспособных контролировать свою животную часть. Над эльфами, похоже, вообще не довлели телесные страсти. Их страсти есть более высокого порядка, в сравнении с людскими. К доминирующим эльфийским страстям можно отнести прогрессирующую с возрастом гордыню, самовластие и, конечно же, алчность в отношении произведений искуства. Т.е. грубо говоря,  если человек - это поумневшая обезьяна, то эльф - недоразвитый бог. Но в этом определении коренится и главная эльфийская проблема: если человек, в силу своей природы, может пройти весь спектр - от животного до ангела, то эльфу некуда развиваться; он может  либо быть самим собой - всегда недомайаром, сидящим у ног валар  - либо пойти по пути самовластия, как Галадриэль, рискуя стать демоном света. Здоровый эльф - статичен. Единственный кажущийся путь развития для эльфа - искусство, но этот путь всегда сопряжен для него с искушением самовластия и потери себя, поскольку - похоже на то - потенциал эльфа может лишь убывать с годами, и хоть с каждой сделанной вещью растёт его опыт, но тает его талант. Эльф пустеет.
« Последнее редактирование: 15/07/2011, 13:20:31 от Живой »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #16 : 15/07/2011, 13:51:47 »
«– Вы не понимаете, – глухо произнес он. – Вы все просто не понимаете… вам в обмен на короткую жизнь даровано такое чудо – а вы не понимаете. – Он помолчал немного. – У нас и правда редко дети рождаются. Иначе и быть не может. Мы слишком долго живем. Сами подумайте – если бы мы рождались на свет так же часто, как люди…

Кто-то негромко присвистнул.

– … то земля была бы сплошь покрыта эльфами, – подхватил Легарет Кривой Румпель.

– В три слоя, – кивнул Эннеари. »
Элеонора Раткевич, "Ларе-и-т`аэ"

Я ещё до прочтения Раткевич проводил аналогичный расчёт — рождение 4х детей у каждого эльфа за годы Дерев означало бы астрономическое число эльфов после этого периода.
Вообще, это нормально для любого организма — рождаемость нередко угнетается при долгой жизни и той или иной ограниченности ресурсов
Злостный оффтопик
Да, звать эльфов в Валинор было ошибкой

Цитировать
Над эльфами, похоже, вообще не довлели телесные страсти.
Было бы вернее "почти не довлели", "гораздо меньше чем над людьми".

Цитировать
Здоровый эльф - статичен.
Статичен, да, Лориен при Галадриэль с её Кольцом (отчасти — из-за Кольца же) — но даже Фангорн называет это состояние нездоровым. Это уже застывшая старость…

Цитировать
потенциал эльфа может лишь убывать с годами, и хоть с каждой сделанной вещью растёт его опыт, но тает его талант. Эльф пустеет.
Это не совсем так. Келебримбор сотворил эльфийские Кольца совсем не в молодости. Феанор вряд ли начинал с Сильмарилей. Тратится, "пустеет" эльф или на ошибочном творчестве (Кольца были ошибкой), или в мелких (или крупных) дрязгах с родичами и знакомыми (Феанор по отношению к братьям). Оно, действительно, аналогично потере сил падшими майар. Это AFAIK.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #17 : 15/07/2011, 14:20:36 »
Мёнин

Цитировать
Статичен, да, Лориен при Галадриэль с её Кольцом (отчасти — из-за Кольца же) — но даже Фангорн называет это состояние нездоровым. Это уже застывшая старость…

Контрпример: ваниары у ног влар сидящие - статика из статик. Здоровые? - А кто, если не они пример здорового эльфа? Чувакам вот так просто в кайф. Вечный кайф.
 (Вообще закрадывается подозрение, что любой эльф-не-сидящий-у-ног обречен на грехопадение либо медленное увядание. Такой себе выбор без выбора.


Цитировать
Это не совсем так. Келебримбор сотворил эльфийские Кольца совсем не в молодости. Феанор вряд ли начинал с Сильмарилей. Тратится, "пустеет" эльф или на ошибочном творчестве (Кольца были ошибкой), или в мелких (или крупных) дрязгах с родичами и знакомыми (Феанор по отношению к братьям). Оно, действительно, аналогично потере сил падшими майар. Это AFAIK.

А вот я не припомню, чтобы эльфы творили что-то, кроме "вещей силы". За Феанора мы тоже не знаем - с чего он начинал. Думается, вся его предыдущая работа была подготовкой к главному действу. Он не вчера задумал их сделать и камни полностью завладели его существом ещё до их сотворения. А дальше, как мы помним, Феанор не сделал новых сильмариллей. Он предпочёл начать глобальную войну. Значит не мог больше творить на таком уровне. Кончился гений.
Потому малопонятно: мог ли вообще эльф творить вне генеральной линии партии валар, не опустошаясь, в итоге?


З.Ы. И ещё, возвращаясь к расизму.  Вы правы. Действительно вернее назвать его эльфо-национализмом. Он таки был, хотя бы в виде политики невмешательства в расчёте на взаимоистощение людей, когда ангбандцы шинковали арнорцев в мелкий венигрет.
Ведь, признаемся себе, от кого,  как ни от людей намеревались высшие эльфы оградить Средиземье по Адуину? Да, помощь роду Арагорна была, но то помощь родичу королевских кровей, где помимо симпатии к Арагону, как к личности, был заложен ещё и трезвый расчёт на охранителя эльфийских свобод от посягательства людей. И этот расчёт, в итоге, оправдался. И не только для эльфов - вон и к хоббитам верзилам запрещено было соваться отныне и впредь.
А слова Арвен я воспринимаю напрямую, безо всяких "библейских" толкований: презирала и всё тут. Потом побыла в шкуре людей и презрение сменилось жалостью. Хотя и презирать, объективно, было за что.
« Последнее редактирование: 15/07/2011, 15:09:23 от Живой »

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #18 : 15/07/2011, 15:58:49 »
Любому эльфу свойственна зрелость, а затем старость. Если доживёт.

Цитировать
ваниары у ног влар сидящие - статика из статик
Искусство и творчество — не статика.

Цитировать
Вообще закрадывается подозрение, что любой эльф-не-сидящий-у-ног обречен на грехопадение либо медленное увядание. Такой себе выбор без выбора.
Тогда призыв эльфов в Валинор не был бы ошибкой. "Грехопадением" для эльфов был бунт нолдор, а не сам факт жизни в Средиземье.
Другое дело, что в Средиземье вообще было "вредно" — темнота кругом, орки рыскают, жизнь нервная…

Цитировать
А вот я не припомню, чтобы эльфы творили что-то, кроме "вещей силы".
Феанор создал в том числе Палантири и эльфийские светильники — не заметил, чтобы это где-то вменяли ему в вину. Хотя палантиры также были опасны для незнающего пользователя.

Цитировать
А дальше, как мы помним, Феанор не сделал новых сильмариллей.
Это было высшее творение. Не суметь повторить нечто уникальное ещё не упадок.
Вот то, что занявшись склоками и оружием, он мог перестать творить что-то особенное — это упадок.


Цитировать
Потому малопонятно: мог ли вообще эльф творить вне партии валар, не опустошаясь, в итоге?
Тингол провалил поход синдар в Валинор и остался в Белерианде, но ни его, ни нарушившую невольно планы валар Мелиан, за это никто из валар не судил, не обвинял и не наказывал.
Исход нолдор в другое время мог не быть бунтом и "Бегством" (Flight of the Noldoli— именно так называется глава Сильмариллиона, в BoLT так же).


Цитировать
хотя бы в виде политики невмешательства в расчёте на взаимоистощение людей, когда ангбандцы шинковали арнорцев в мелкий венигрет.
Вы забываете, что эльфов реально мало в Третью Эпоху. "Последний Союз был действительно Последним"!
Эльфы, не ушедшие после первой эпохи, почти "кончились" во Вторую. В Третью у нас остаётся три небольших эльфийских королевства, из которых Лориен закрыт, а Ривенделл — один большой замок, едва ли город-государство, которому также сил хватает в основном на себя.

Цитировать
Ведь, признаемся себе, от кого,  как ни от людей намеревались высшие эльфы оградить Средиземье по Адуину?
Когда такое было?

Цитировать
этот расчёт, в итоге, оправдался. И не только для эльфов - вон и к хоббитам верзилам запрещено было соваться отныне и впредь.
Вы только забыли о том, что вскоре после воцарения Арагорна эльфы вообще практически покинули Средиземье.

Цитировать
А слова Арвен я воспринимаю напрямую, безо всяких "библейских" толкований: презирала и всё тут.
Вы извините, но вы совершенно игнорируете контекст. Она в этом абзаце прямо говорит о легенде о падении людей.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Re: Психология бессмертных
« Ответ #19 : 15/07/2011, 19:57:07 »
Мёнин

Цитировать
Искусство и творчество — не статика.
Cмотря какое искусство. Если общество статично - ничего не меняется - то и творчество статично. Нет развития, есть лишь бесконечные вариации нескольких тем. Как в древнем Египте или империи инков.

Цитировать
Тогда призыв эльфов в Валинор не был бы ошибкой. "Грехопадением" для эльфов был бунт нолдор, а не сам факт жизни в Средиземье.
А я подобного и не утверждал. Я сказал - поясняю - что альтернатив сидению у ног валар только две - грехопадение, как неподчинение прямой воле валар, (бунт нолдоров) либо медленное увядание - грюнэльфы.

Цитировать
Феанор создал в том числе Палантири и эльфийские светильники — не заметил, чтобы это где-то вменяли ему в вину. Хотя палантиры также были опасны для незнающего пользователя.
У нас начинаются смысловые ножницы - они расходятся и уводят и сходятся и обрезают.
Разве я сказал о вине? Я сказал, что мне неизвестно, чтобы эльфы творили что-либо кроме вещей силы. Палантиры - вещи силы, они сотворены отнюдь не ради красоты.


Цитировать
Это было высшее творение. Не суметь повторить нечто уникальное ещё не упадок.
Вот то, что занявшись склоками и оружием, он мог перестать творить что-то особенное — это упадок.
А Вы разве не усматриваете  в этом причинно-следственной связи? Феанор вложил весь свой талант, всю свою силу и душу в сильмарилли - и опустошился.  Потеря силы для творца всегда сопряжена с упадком силы воли и психологическим надломом. Данная ситуация зеркальна вложению Саурона части самое себя в гросс-Кольцо. Камни и Феанор стали также неразделимы как Саурон и колечко. Что происходит с творцом, когда он больше не может творить? Он деградирует, в том числе и морально. Вершина достигнута и дальше - только вниз. Но пока камни были с Феанором он перманентно ощущал себя малым творцом и эта радость заменяла ему всё остальное. А потом Моргот - бац - и забрал у Феанора лучший кусок души.
И Феанор просто не мог поступить иначе. Он стал жервой созданных им же обстоятельств.


Цитировать
Тингол провалил поход синдар в Валинор и остался в Белерианде, но ни его, ни нарушившую невольно планы валар Мелиан, за это никто из валар не судил, не обвинял и не наказывал.
Исход нолдор в другое время мог не быть бунтом и "Бегством" (Flight of the Noldoli— именно так называется глава Сильмариллиона, в BoLT так же).
И чем же кончил Тингол? Грехопадением, причём большим, чем просто неподчинение воле валар. О чём я и говорю.



Цитировать
Эльфы, не ушедшие после первой эпохи, почти "кончились" во Вторую. В Третью у нас остаётся три небольших эльфийских королевства, из которых Лориен закрыт, а Ривенделл — один большой замок, едва ли город-государство, которому также сил хватает в основном на себя.

Да, да именно так! Вам, возможно, показалось, что я осуждаю эльфов. Нет. Я таки разделяю их национализм. Эльфы не очень-то размножаются в смутные времена, а все эпохи в Средеземье - время смут. Обстоятельства оказались сильнее их. Плохо пришлось и тем, кто поверил валарам и тем, кто остался. Вы сами никогда не думали, чего стоило ваниарам их счастье? - правильно, отказа от деторождения. Иначе  - эльфы в 4 слоя. Так разве могу я осуждать эльфов, которых гнал за Феанором не только долг, но и страстное желание иметь внуков и правнуков?
По большому счёту, виноваты валары. (Ясное дело, что гад-Моргот всё загадил изначально). Они начали и не закончили. Вместо того, чтобы сразу умножить Моргота на ноль, после предварительной эвакуации эльфов в Валинор, они пустили всё на самотёк. А когда вписались - было уже слишком поздно. В конце-концов они и вовсе руки умыли, (предварительно утопив цельный Нуменор), и назначили пятерых визардов стрелочниками на добровольно-принудительной основе. Манве - типичный Николай 2-й. И кровавое воскресение в бухте телери...


Цитировать
Ведь, признаемся себе, от кого,  как ни от людей намеревались высшие эльфы оградить Средиземье по Адуину?
Когда такое было?
Это метафора. Но тенденция эльфов к изоляционизму от людей просматривается сквозь все эпохи. И, на мой взгляд, то была единственная альтернатива исходу на Запад - границу на замок и никаких таджикских дворников и ЛКН. Иначе - смерть цивилизации и растворение в пришельцах.

Цитировать
Вы только забыли о том, что вскоре после воцарения Арагорна эльфы вообще практически покинули Средиземье.

Дык, колечки ману потеряли. Эльфы, пока глав-кольцо не бахнуло, не знали определённо, что будет.
Думаю, сохрани кольца силу, для эльфов возник бы новый грандиозный соблазн. И хоть Галадриэль и решила уйти, не факт, что её поддержали бы остальные.


Цитировать
Вы извините, но вы совершенно игнорируете контекст. Она в этом абзаце прямо говорит о легенде о падении людей.

Не я игнорирую. Падение людей произошло ещё в 1-ю эпоху - беглецы с востока, 3 благих рода эдайнов, тому доказательство. Нуменор - следствие искаженной грехопадением природы человека. Тяга к бессмертию и зависть к бессмертным возникла в людях задолго до 2-й эпохи.

От модератора: Я заменил грубое слово на приличный синоним. От неприличной лексики воздерживаемся.
« Последнее редактирование: 20/07/2011, 04:10:50 от Ричард Нунан »