Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Номер журнала "Фома", посвящённый Толкину  (Прочитано 6703 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Tolkiendil

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
  • Толковый парень
    • Просмотр профиля

Я люблю Толкина, и мои чувства проявились
задолго до знакомства с его христианской
биографией, и если бы вдруг выяснилось,
что никаким христианиномон и не был,
это никак бы не повлияло на мое отношение
к его творчеству.
Игумен Савва (Мажуко)

     Первый в 2013-м г. выпуск "Фомы" - православного журнала для сомневающихся - был посвящён, как ни странно на первый взгляд, вышедшему накануне фильму "Хоббит" и, конечно же, Джону Толкину. Впрочем, если подумать, всё объяснимо: Толкин, несмотря на звание основоположника фентези, был, как известно, очень верующим человеком, и его книги, в отличие от множества поздних произведений жанра, лишены языческо-демонических черт и пронизаны христианством.
      Толкину посвящены три статьи: "Хоббит: Стихи и притчи Средиземья (Интервью с Николаем Эппле)", "Джон Рональд Руэл Толкин (8 фактов о писателе)", "Дом, который построил Джон (О стихах, которые не стоит пропускать)".
     Несмотря на формальный повод (выход х/ф "Хоббит"), о фильме в статьях напоминают только фото и отдельные высказывания. Чаще всего речь идёт о великом авторе, его жизни и творчестве.
     Очевидно, представленный материал обращён прежде всего к читателю, мало знакомому с творчеством Профессора, и для среднего толкиниста отнюдь не нов. Меня, к примеру, (далеко не специалиста по Толкину) больше самого текста заинтересовали иллюстрации: редкие (для меня) и качественные фотографии Профессора, рисунки, карты... Всё остальное оказалось более-менее известно. Удивило же и порадовало манера и тон изложения (уважительный и даже трепетный, с личными отступлениями), авторы (один игумен чего стоит) и, собственно, издание (авторитетный православный журнал).
     В общем, рекомендую почитать.
« Последнее редактирование: 19/02/2013, 13:03:25 от Tolkiendil »
Если вы не верите в своего Бога, вопрос «В чем состоит цель жизни?» задавать бесполезно: ответа на него нет. Толкин Дж. Р. Р. Письма, № 310.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Сам факт интересен, но статьи всё-таки не очень.
Вторая слабее первой (и обе содержат неточности), а третья совсем субъективна: несколько провисает и в отношении толкинистики, и с точки зрения христианства. Нет, она априори лучше любых статей про "Толкина-расиста" или "Толкина-антисемита", но автор больше пишет о своём восприятии (оно, впрочем, тоже может быть интересно), чем рассуждает о содержании книг Толкина.
Ну, для широкого читателя — хорошо.

Оффлайн Tolkiendil

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
  • Толковый парень
    • Просмотр профиля
Сам факт интересен, но статьи всё-таки не очень.
Вторая слабее первой (и обе содержат неточности), а третья совсем субъективна: несколько провисает и в отношении толкинистики, и с точки зрения христианства. Нет, она априори лучше любых статей про "Толкина-расиста" или "Толкина-антисемита", но автор больше пишет о своём восприятии (оно, впрочем, тоже может быть интересно), чем рассуждает о содержании книг Толкина.
Ну, для широкого читателя — хорошо.
     А мне, наоборот, третья статья понравилась больше всех.) Нам, людям другого языка, народа и культуры, довольно трудно сразу понять и принять Толкина - оксфордского профессора, рождённого в викторинаскую эпоху и влюблённого в слово. А тут автор приводит близкие и понятные для современного русского человека примеры из собственной жизни, дополняя их случаями из биографий Набокова и Льюиса. По-моему, весьма оригинально и наглядно.
     Насчёт "провисания" с точки зрения толкинистики, пожалуй, соглашусь. Впрочем, автор знал, что пишет не для фанатов, так что подробно расписываться ему не было нужды (даже если он мог расписаться).
     Насчёт христианства не могу сказать точно. Вряд ли настоятель православного монастыря разбирается в этом хуже нас. Приведённые им параллели со Св. Писанием кажутся довольно убедительными и удачными. Опять же, новый взгляд на хорошо знакомые вещи. Каменкович и Каррик в своём переводе уже делали так, соотнося текст Толкина с изречениями Св. Отцов.
     "Ну, для широкого читателя — хорошо". : )
« Последнее редактирование: 23/02/2013, 10:30:08 от Tolkiendil »
Если вы не верите в своего Бога, вопрос «В чем состоит цель жизни?» задавать бесполезно: ответа на него нет. Толкин Дж. Р. Р. Письма, № 310.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Если бы там были грубые ошибки, я бы так и сказал. Неточности — есть. Сейчас у меня статьи на сайте не открываются, не могу процитировать.

UPD. Впрочем, нет. Там есть очень грубые ошибки, исходящие примерно из тех же идей, которые двигали, например, Н. Васильевой или Прониным, идей о том, что Арда — другой мир.

Вроде этой:
Цитировать
Писатель — бог-творец для своих персонажей и мира, в котором поселяет их. Он может даже создать другого бога, как это сделал сам Толкин в «Сильмариллионе», и дать ему имя, и говорить о нем как о безначальном и вечносущем.
Толкин не сотворил Эру, как не он придумывал идею воплощения Творца, описанную в Атрабэт.
Он пересказывал некоторые христианские идеи в виде литературного мифа.

Цитировать
Вряд ли настоятель православного монастыря разбирается в этом хуже нас.
Я читал канонизированных православных святых, не разбирающихся в религиозных вопросах, о которых они писали.
« Последнее редактирование: 23/02/2013, 11:33:06 от Мёнин »

Оффлайн tolen

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Злостный оффтопик
Мёнин, вы бы всё-таки до абсурда дело не доводили. Когда Профессор говорит о вторичной реальности, о Волшебной стране, он именно это имеет в виду, а утверждение Толкина, что Арда - это наш мир, из той же серии, что и "Хоббит" с ВК, дескать, почерпнуты из Алой книги, да ещё и выправленной в Минас-Тирате (не укажете ли, где это в нашем мире?), я уж не говорю об "эльфийской точке зрения" в "Сильмариллионе", этот художественный приём характерен для Толкина. Так что автор - истинный творец своего мира и всего что в этом вторичном мире есть. Если Толкин заимствует что-то из первичной реальности, богов ли, или какие-то сюжетные ходы - это его полное право, как создателя своего мира. Что же до "несотворенности Эру" - вы это нашим атеистам расскажите.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Толен, знаете, я как-то не подумал, что игумен православного монастыря — атеист. Это бы многое о нём объясняло… но может всё-таки нет?

Цитировать
Когда Профессор говорит о вторичной реальности, о Волшебной стране, он именно это имеет в виду,
Нет, вы не понимаете принципиальной разницы. Он явно говорит о том, что "многие читатели думают, как будто Арда — это другая планета!".
Исходя именно из подобного допущения эзотерики ищут "портал на Арду".

Вы же должны видеть, что и о "Хоббите" автор статьи признаёт это "в нашем мире" — разумеется, со всей мифологической условностью.
Но когда у него сразу после этого "Толкин неправ, я лучше знаю, что ВК совсем не в нашем мире" — тут уж извините.

Оффлайн tolen

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Не совсем так, автор статьи говорит, что ему не нравится "Хоббит", потому что это слишком "здешнее" произведение, детская сказка, "по-английски уютная", это его право, не любить какие-то тексты.
А под "нашими атеистами" я имел в виду именно что наших атеистов, местных, и вы с ними хорошо знакомы.

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Мдя. Отношение к миру Толкина давно переросло рамки просто игры. Одни туда входят и выходят, а другие поселились и живут - такая себе тульпа, карманная шизофрения.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
А при чём тут вообще игры по Толкину? Я как раз о содержании книг.

Цитировать
это его право, не любить какие-то тексты.
Не его право отрицать наличествующее — то же английское местечковое в частности — во Властелине Колец. В особенности если он чем-то обязан автору и книге.
А с местными атеистами я знаком, видимо, чуть получше — даже только здесь у них могут есть различные представления.
« Последнее редактирование: 24/02/2013, 13:35:33 от Мёнин »

Оффлайн Живой

  • Ветеран
  • *****
    • Просмотр профиля
Мёнин
Я не касаемо Вас в данном случае, я взагалi резюмировал.  :)
Вот священнику Хоббит не нравится - (не вписывается в полную христианизацию Толкина?) - Хоббита выбрасываем. Не понравились вегану всеядные эльфы -  снова Хоббит не канон. И каждый норовит натянуть ардынскую сову на свой глобус. Помница, как некие китоврасы носились с тайным гностицизмом Профессора, пока их рыльником в матчасть как следует не ткнули. Теперь, стало быть, решили из ВК сделать очередную икону.
И тут я целиком стою за трушных толкинистов: читать и понимать всё так, как оно есть и не лезть делить не своё.
А вот когда речь о творчестве или правдоподобных реконструкциях, -  велкам!

Хотя насчёт священника могу и ошибаться: может ему просто Хоббит не идёт, как мне Сильм.

Оффлайн tolen

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
...даже только здесь у них могут быть различные представления.
Различные представления о чём? Если человек отрицает существование богов в первичной реальности, то он никогда не станет отождествлять Эру Илуватара с каким-то конкретным божеством из первичной реальности. Атеисту не с кем отождествлять Эру, по-этому Илуватар принимается как таковой, безотносительно к христианскому или иудейскому (ветхозаветному) Богу.
Даже если Профессор сам утверждал, что "Властелин Колец - книга в основном христианская", для людей, отвергающих христианство, это никак не может влиять на восприятие хорошей литературы, а Эру становится таким же мифологическим персонажем, как Илу шумерской мифологии.

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Таким же мифом, как Илу — это уже не то же, что, хммм… персонажи Желязны, например.
В этом и разница.

Оффлайн John

  • Координатор
  • *
    • Просмотр профиля
Всегда удивлялся определениям - христианский Бог, иудейский Бог, Аллах...
Вы всерьёз считаете, что это всё не одно и то же? Ул.