В теме речь должна идти об эльдароцентризме. Де-факто люди никогда не вовлекались в орбиту эльдар (кроме нуменорцев, но об этом позже). Эльдар - "звездный народ", имя, данное Оромэ исходно всем Пришедшим Первыми (бессмертной расе, похожей на Пришедшими Следом людей) но затем всегда относилось только к тем эльфам, которые ушли в Аман.
Люди никогда не не общались с теми, кто покинул Средиземье навсегда. Люди (эдайн) могли иметь дело с авари, нандор и синдар, не покидавшими Средиземья. Также люди познакомились с нолдор, пришедшими из Амана, ведомыми изначально Феанором, Финголфином и детьми Финарфина, вождями трёх домов нолдор. Хотя эти нолдор сами ушли из Амана, их стали называть "изгнанники". Они продолжали оставаться "эльдар" в узком смысле слова: покинув Аман, хотя и не пали на уровень лесных эльфов, бегающих за оленями по лесам и проводящим свою бессмертную жизнь в праздной суете, но опустились ниже тех, кто остался в Амане, им, падшим, не дозволено было вернуться до искупления и восстановления моральных последствий падения. Возможность эта, впрочем, оставалась у всех эльфов, даже самых нецивилизованных - все равно они намного превосходили людей, для которых возможности переселения в Аман не существовало в принципе (за редчайшим исключением).
Итак, люди (эдайн) могли быть вовлечены скорее не в эльдароцентризм, а в "эльдароцентризм" в кавычках, т.е. эльфоцентризм, в широком смысле. Эльдароцентризм означал бы, что люди (эдайн) выполняют волю валар, в то время как беглецы из Амана решали свои собственные личные проблемы - как им, по крайней мере, казалось. Нолдор дома Феанора добывали утраченные Сильмарили, из-за чего им пришлось взаимодействовать непосредственно с Мелькором: ведь их охота шла на него, и поневоле методы охотников и зверя пересекались и заимствовались. Прочие нолдор все так или иначе участвовали в быте смертного Средиземья, как и их сородичи-эльфы, никогда не покидавшие восточный континент. Следовательно, "эльдароцентризм" людей (эдайн) был только лишь оглядкой на могущество Валинора и местных эльфов, без принятия идей, которые оставили нолдор, уйдя из Амана. Праведные ваниар в благом Валиноре не действовали и не могли действовать в падшем Средиземье: этого не могло быть, тогда бы они не были ваниар.
Средиземская эльфоцентричность - стремление господствовать во благо, причинять добро, так сказать. Эльфы, в т.ч. вышедшие из Амана прекрасно могли убивать и друг друга, и гномов, и людей, и эдайн (Даэрону не повезло, но шанс был, да и Тингол не против был избавиться от Берена более-менее законно, чтобы не пасть в глазах дочери, а у Куруфина так вообще всё получилось - он убил бы "эльдароцентричного" адана Берена и не моргнул).
Чему люди могли научиться у эльфов Средиземья, в т.ч. беглецов из Амана? Добру? Все лучше, чем Мелькор, Саурон и прочая?
Ответ сложнее, чем простое "да".
Средиземские эльфы показали людям, что те путём общения с ними могут приобрести некоторые интересные качества. И главное из этих качеств - умение предавать. Уходить, оставлять навсегда - не из-за непреложных обстоятельств вроде смерти (эльфы не умирают, и их чрезвычайно медленное развоплощение в Средиземье могло быть оставлено), а по своей собственной воле..
Все эльфы покинули Средиземье. Для людей это был их дом, а для эльфов - съемное временное жилище, которое пропади хоть пропадом - лишь бы отвязаться от него. Эльфы должны были уйти, и рано или поздно ушли бы, а вот людям тут жить. Жизнь людей недолгая, но их дети и дети детей будут жить в Средиземье. То, что дали и вообще могли дать эльфы людям - единственное - это их эльфийская "эстель", надежда победить Мелькора и успешно жить в Средиземье (ложь), попасть снова в Аман к валар (ложь, т.к., валар после нуменорской катастрофы больше нет в Амане) - а затем не исчезнуть навсегда после Последней битвы и скончания дней Арды - "эта надежда" для людей была бесполезна. Более того, она была вредна для людей. Люди гости в Арде - но именно они временные хозяева Средиземья, а не эльфы, которые окружили высокими заборами свои королевства от посягательств, и не гномы, пытающиеся закрепить за собой право технологических знаний и добычи полезных ископаемых.
Эльфы это всё отлично осознавали, конечно, но им надо было вести пропапаганду и контрпропаганду среди эдайн и людей в целом. А гномам было всё равно.