Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Волшебство в мире Толкина  (Прочитано 5519 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Alex The Owl

  • Пользователь
  • **
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    Мне очень нравится, как Толкин реализовал во "Властелине Колец" волшебство. В Средиземье оно никогда не навязывается читателю и уместно в каждом эпизоде, в котором встречается. Это выгодно отличает мир Арды от многих фентезийных миров, созданных современными авторами, где магия напоминает либо систему спеллов из плохой РПГ, либо манипуляции плохого инженера.
    Мне бы хотелось обсудить магию Арды со знающими людьми. С особым интересом, вниманием и благодарностью выслушаю julia_monday.
    Как я понимаю данный вопрос. Эа был сотворён Музыкой Айнур. "Магические" способности основываются на исполнении  вариаций на тему различных фрагментов Музыки. Они тем самым позволяют напрямую влиять на мир. Изменённый фрагмент Музыки, исполненный кем-либо, называется "Песней могущества". "Эльфийское волшебство" отличается от магии того же Саурона тем, что эльфы не заглушают своими песнями Музыку, а дополняют и украшают уже имеющуюся партию. В то время как Саурон и К пытаются "перекричать" Музыку, внося диссонанс.
   Возможно, многие предметы эльфийского производства, кажущиеся волшебными, таковыми не являются - всё дело в высоком качестве и хорошем знании физических/природных законов.
   Сама концепция волшебных песен заставляет вспомнить "Калевалу". 
   

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #1 : 02/12/2016, 09:49:07 »
Как пишет Толкин, "слово магия я использовал не всегда последовательно". "Письма" очень советую открыть как раз на этом месте.

Эльфы владеют волшебством, люди преимущественно нет, и даже у Саурона магии довольно мало, пишет здесь Профессор.
Но всё-таки утверждение автора, что из людей магией владеют только потомки Лутиэни, и это лишь небольшой талант, требующий обучения, вроде целительства Арагорна, а также те, с кем магией делится Саурон или другой майа-маг, опять-таки неверно: есть совершенно не вписывающиеся в теорию Беорн и друэдайн.

Волшебство музыки эльфов действительно сходна в этом с Музыкой Айнур, но я бы не преувеличивал. Волшебство Эола я бы не считал "украшением", а магия эльфийских Колец сыграла с эльфами недобрую шутку.


Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #2 : 02/12/2016, 09:53:56 »
Письмо №155


Боюсь, что в вопросе «магии» и особенно в том, что касается употребления этого слова, я проявил вопиющую небрежность; хотя Галадриэль и прочие, критикуя «смертных», неправильно применяющих это слово, тем самым свидетельствуют, что самая эта мысль возникла не просто так, из ниоткуда. Но это оч. обширный вопрос, и крайне трудный; и история, которая, как вы совершенно правильно указываете, посвящена главным образом мотивациям (выбору, искушениям и т. д.) и намерениям, с которыми используется все то, что есть в мире, вряд ли стоит обременять псевдофилософскими изысканиями! Я вовсе не собираюсь углубляться в дебаты насчет того, реальна ли и возможна ли в мире «магия» в каком-либо смысле этого слова. Но я так понимаю, в контексте данной истории есть, так сказать, скрытое отличие, — то, что некогда называлось отличием между магией (magia) и гоэтейей (goeteia){[286]}. Галадриэль говорит об «обольщениях Врага». Очень хорошо, но магия могла считаться и считалась благой (сама по себе), а гоэтейя — дурной. Ни то, ни другое в данном предании не являются ни хорошим, ни плохим (само по себе), но лишь в силу мотивации, или цели, или применения. Обе стороны используют и то, и другое, но из разных побуждений. Самый дурной мотив (в рамках данной истории, поскольку именно этому она и посвящена) — это подчинение чужой «свободной» воли. Нельзя сказать, что Враг использует лишь обольщения гоэтейи; нет, пользуется он и «магией», реально воздействующей на физический мир. Однако магию свою он использует для того, чтобы подмять под себя все живое и неживое, а гоэтейю — чтобы запугивать и подчинять. Используют магию и эльфы с Гандальвом (в умеренных количествах): их магия производит реальные результаты (как, скажем, поджигает отсыревший хворост) в определенных благих целях. А вот «гоэтические» эффекты носят исключительно художественный характер и на обман не направлены: эльфов они никогда не обманывают (хотя могут обмануть или сбить с толку неподготовленных людей), ведь для эльфов разница столь же очевидна, как для нас — различие между литературным вымыслом, живописью, скульптурой и «жизнью».

Обе стороны пользуются главным образом «обыкновенными» средствами. Враг или те, кто ему уподобились, выбирают «технику» — с целями губительными и вредоносными, — поскольку «чародеи», привыкшие пускать в ход магию главным образом ради утверждения собственной власти, именно так и поступят (и поступают!). Ключевой мотив для Использования магии — не вдаваясь в философские рассуждения касательно того, как она сработает, — это непосредственность воздействия: быстрота, сокращение затрачиваемых усилий, а также сведение к минимуму (или к нулю) разрыва между представлением или желанием и результатом или эффектом. Но магией не всегда разживешься, и в любом случае, если в вашем распоряжении множество рабов или машин (что на поверку зачастую то же самое), при помощи таких средств можно также быстро или достаточно быстро сокрушить горы, свести под корень леса или выстроить пирамиды. Разумеется, тогда вступает в действие еще один фактор, фактор морали или патологии: тираны уже не видят цели, становятся жестоки, теперь им просто нравится крушить, причинять вред и осквернять само по себе. Вне всякого сомнения, возможно было бы оправдать введение беднягой Лото более производительных мельниц; но не то, как Шарки и Сэндимен ими воспользовались.

Как бы то ни было, характерная особенность использования «магии» в моей истории состоит в том, что ни через «знание», ни через заклинания к ней не приходят; это — врожденная способность, илюди как таковые ею не владеют и обрести ее не в состоянии. «Целительский дар» Арагорна можно рассматривать как «магический», или по крайней мере как сочетание магии, фармацевтики и «гипнотических» приемов. Но о нем (в теории) сообщают хоббиты, с наукой и философией почти незнакомые; в то время как А. — не просто «человек», но через многие поколения — один из «детей Лутиэн»{[287]}.



286

Греческое слово γοητει’α (γóης чародей); английская форма «goety» в «Оксфордском словаре английского языка» определяется как «чародейство или магия, творимые посредством заклинаний и призывания злых духов; некромантия».

287

Сбоку от заключительного абзаца Толкин написал: «Но нуменорцы использовали «заклятья» при ковке мечей?»

Оффлайн Saferon

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #3 : 03/12/2016, 00:15:03 »
Цитировать
Изменённый фрагмент Музыки, исполненный кем-либо, называется "Песней могущества". "Эльфийское волшебство" отличается от магии того же Саурона тем, что эльфы не заглушают своими песнями Музыку, а дополняют и украшают уже имеющуюся партию. В то время как Саурон и К пытаются "перекричать" Музыку, внося диссонанс.
Имхо, спорное утверждение, поскольку Музыку в Эа может изменить/изменять только Эру:

  • The Past, once 'achieved', has become part of the 'Music in being'. Only Eru may or can alter the 'Music'. (c) HoME, 10.

Оффлайн InnaLte

  • Старожил
  • ****
  • Пол: Женский
  • Слава Лесу!
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #4 : 03/12/2016, 18:35:48 »
А как же быть с КЧ?
Aiya Findecano!

Оффлайн Мёнин

  • кристофер-толкинист
  • Мафия
  • **********
  • Пол: Мужской
  • посмотри в глаза чудовищ
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #5 : 04/12/2016, 11:15:01 »
С назгул всё довольно просто — их колдовство принадлежит Кольцам и самому Саурону. Ну, если не принимать во внимание, что родовитый нуменорец тоже мог быть отдалённым потомком Эльвинг и Эарендиля...

Толкин пишет, что назгул на Пеленноре "будучи поставлен во главе войска, был наделен Сауроном особой демонической силой".

Без Колец, но всё так же от сил Саурона может происходить колдовство, которым должен был владеть Уста Саурона (тоже потомок Лутиэни =). В тексте сказано "он был одним из самых искусных чародеев", но при этом "в кадре" он не может сотворить ничего сколько-либо впечатляющего.
Если особо учесть примечание "магией не всегда разживёшься", становится очевидно, что у Саурона тоже магия была не бесконечна и делился он ей со слугами довольно скупо.
« Последнее редактирование: 04/12/2016, 11:20:06 от Мёнин »

Оффлайн Alex The Owl

  • Пользователь
  • **
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Волшебство в мире Толкина
« Ответ #6 : 06/12/2016, 17:23:32 »
Мёнин, спасибо большое за ответ!