Кто они - воплощение добра, которое противостоит хаосу и злу ?
1. Сами по себе валар, imho, не добро и не зло, как и Мелькор. Все они инструменты Эру Илуватара, все, что они совершили - было согласно воле и планам Эру. Вполне в духе древних традиций, еврейской и исламской.
"Добро" и "зло" - это категории, применимые только для воплощенных, "детей Эру". Воплощенные живут во времени, и умирают, и рождают других воплощенных, они страдать из-за своих собственных тел, которые на самом деле - не их тела, т.е., только даны им во временное пользование. Если тело портится - существо умирает (=зло). В человеческих категориях смерть это зло, а жизнь (радостная, счастливая) это добро. Всякий, кто будет доказывать обратное человеку - лжёт ему.
2. Валар, айнур и майар не "дети Эру", не в том смысле, что они не его создания, а что - не
дети, imho. Валар в ранних авторских версиях могли размножаться и иметь детей (известно, что некоторые майар были в этих ранних версиях детьми валар), но потом Толкин решил изменить концепцию, сделав акцент на разницу в природе hroar (тела людей и эльфов, а также животных, разумных и не очень) и fanar (физич.тела валар). И hroa, и fana - воплощенные тела, они возможно только в Арде, но разница между ними имеется значительная, настолько, что Толкин решил поставить на этом акцент. Точно известны, но как исключения, смешанные браки эльфа Тингола и майа Мелиан, результатом которых были дети, а также майар (которые за Мелькора) "с кем-то еще", возможно. Но это исключения, как и воскрешение Берена.
3. "Брак" между Манвэ и Вардой не был оным в человеческом смысле: у этой пары, согласно поздней концепции Толкина, не могло быть детей, просто потому, что воплощенные (это не совсем точное слово, лучше использовать "материализованные") айнур не умели размножаться не столько по причине отсутствия органов размножения, сколько по причине запрета на это Эру Илуватара, который, очевидно, не хотел этого (в противном случае бы всё было иначе). Поэтому отношение к людям Манвэ и Варды и отношения их между собой - это совсем-совсем иное, чем отношения людей к друг другу и отношения их между собой.
Валар не имеют плотных тел, которые есть часть их сути, их тела - лишь оболочка, которую они могут поменять или вовсе сбросить. Даже для эльфов добро и зло - иные категории, чем для людей. Смерть тела для эльфа - это "просто" потеря тела, которое может быть восстановлено, а вот для людей смерть их тела это полный разрыв с этим миром. Про реинкарнацию (воплощение в новом теле) для людей в прочитанном мною у Толкина я ничего не нашёл, по кр.мере, пока что.
Брак у людей нужен им, чтобы воспитывать детей. Люди в Арде (и соотв.на Земле) живут в условиях нехватки ресурсов, конкуренция за них является нормой и неотъемлимой частью счастливой жизни - и это согласно воле Эру (иначе он бы изменил всё давным-давно). Если у тебя нет того, что есть у соседа - ты несчастлив, и это часть Закона этого мира. Некоторые пытаются обойти его, но мало кому удаётся.
4. Манве с Вардой и прочие сверхсущества - не люди. Они не живут тем, чем живут люди, они вообще не живут, в человеческом смысле: не развиваются, не старятся, не страдают, не боятся смерти и не знают, что это такое. Они не любят - в человеческом смысле, и к людям у них (у всех, от Манвэ до Мелькора) отношение утилитарное. Головное, не сердечное, в человеческих понятиях.
5. Манвэ и Варда спокойно отстранились от проблем людей, оставив себе некоторых эльфов в Амане, а потом и вовсе отстранились от управления Ардой, сняв с себя всю ответственность. Замечу, что ответственность самостоятельно можно снять только тогда, если ты сам её на себя и возложил. Проще говоря, если ты себя объявил наместником Б-га, то сам можешь потом и объявить, что надоело. Перечитывая
Osanwe-Kenta, я не верю Пенголоду, и автор ему,imho, не верит - в том смысле, что Мелькор был единственным вождём падших ангелов в Арде, и борьба валар с мелькорианцами не была борьбой двух одинаково рычащих и скулящих хищников.
In that hour and act he would have ceased to be the vice-gerent of the One, becoming but a king who takes advantage over a rival whom he has conquered by force.