1. Почему абсолютная власть - благая? Или напротив, не может быть благой?
Тут надо различать абсолютную Власть (с ударением на слове власть) и власть Абсолюта (то есть Единого Бога). Абсолютная власть как сосредоточение всех сил власти в одном лице является инструментом, чаще всего негодным, нефункциональным, т.к. плодит фаворитов, прихлебателей и проч. Власть Абсолюта, то есть Творца, является продолжением Его свойств или качеств. Сама по себе она не абсолютна, т.к. является свойством субъекта. У Иллуватара "абсолютная" власть, то есть всемогущество, это свойство Его природы. Теперь почему она благая. Ну наверное, для Арды и всего Эа она благая потому, что позволяет творить мир. Без всемогущества Иллуватару не сотворить мира.
2. Чем просто власть, локальная, качественно отличается от власти абсолютной?
Локальная власть может быть абсолютной или ограниченной. Но она не может быть властью Абсолюта, т.к своей властью Абсолют (Бог) творит мир. В этом смысле (абсолютный творческий потенциал всемогущества) локальная власть не может сравнится с властью Абсолюта. Например, власть Валар в Арде - локальная. Они даже ограничивают её со временем больше, вначале только Ардой (а не всем Эа), а затем еще и только Валинором - оставляя остальное Средиземье во власти эльфов (как Феанор и хотел). Здесь прямая параллель с Библией, Бог изгоняет пару людей из Эдема (рая), но оставляет им всю Землю, как и первоначально замыслил. Бог при этом не вмешивается в каждый чих человечества и только ставит пределы его совершенно саморазрушительным тенденциям (как например, в сказании о потопе или вавилонской башне).
3. Почему в реалиях Толкиновской Арды абсолютная власть Манвэ/Эру - благо,
У Манвэ нет никакой абсолютной власти над Ардой. Вся их власть - это делегируемая, представительная функция власти Эру. Без Эру Манвэ не может ничего доброго сделать (это показывает пример Ауле, который не может создать гномов, вернее может, но они будут лишь роботами-марионетками, которые двигаются только по Его воле, а не свободными существами). Я даже дальше пойду, Валары не могут и каналы рыть или горы возводить без соизволения Эру, т.к. если они не посоветуются с Ним, их творения, даже демиургические, малые, будут уродливы и будут не служить Арде, а её разрушать. Это неявно подразумевается.
Теперь что касается власти Эру. Власть Абсолюта - благо не потому, что она по функции своей абсолютна (сосредоточена в одном Существе), а потому, что это власть Всемогущего Существа. И Эру не творит ничего злого в книгах Толкина. Он сам постоянно ограничивает свою власть над свободной волей существ. Например, Эру ничего не стоит остановить какого-нибудь эльфа или человека, если тот совершает зло, и при этом убить его. Но при этом зла сам Эру не сделал, т.к. при смерти тела, душа его созданий бессмертна, а у эльфов еще и может вернуть себе тело (вновь воплотится). Фактически даже сказание о гибели Нуменора по воле Эру не является злым делом. Нуменорцы - агрессоры, их никто не просил захватывать Валинор - это для них чужая земля. И вот, вместо того, чтобы давать эльфам убивать людей, пускай даже плохих людей (а для эльфов и людей убийство будет злом, они же не Творец, души они не творили), Эру просто погружает нечестивых нуменорцев в пучину. Таким образом, даже с точки зрения будущего предотвращено много зла, например, люди будущих эпох не будут винить эльфов за уничтожение нуменорцев.
а стремящаяся к ней власть Мелькора - нет? (Можно чуть развёрнутее, чем в стиле "потому что Мелькор злодей, а ты идиот", это безусловно, благой стиль, но предпочёл бы аргументы)
Теперь насчет власти Мелькора. Ошибка Мелькора (на которую ему указывает Эру) состоит в том, что он - сотворенное существо пытается сравниться по природе с Творцом. Мелькор просто не способен это сделать, хотя старается изо всех сил. Это как для человека быть способным подпрыгнуть выше 14 этажного дома или летать руками быстрее кометы - не в природе Мелькора. Но Мелькор Эру не верит изначально, считает его лжецом. И ему кажется, что "Пламень Неуничтожимый/Пламень Негасимый" (The Flame Imperishable) - это инструмент в руках Эру и если он, Мелькор, его найдет, то сможет творить миры как Эру. Но Мелькор его не нашел, ибо Пламень ("пребыл с Иллуватаром). Несчастный ангел, ему даже не объяснили, что Пламень - это вообще-то Св. Дух, естественно он пребыл с Эру, он же ипостась Бога. И так далее. Придя в Арду Мелькор "нарекает её своей" (так в оригинале). На резонные запросы Валар - почему это она твоя, он фактически утверждает, что "а потому что я так хочу". Далее он начинает перекраивать Арду под себя, при этом у него получается только искажать всё. Ну и кончается это тем, что пакостника Валары ловят и сажают в тюрьму, чтобы он одумался, потом выпускают. Казалось бы живи и радуйся. Но нет, Мелькор стремится как раз к власти Абсолюта снова. Ему нужна власть Абсолюта над всем сотворенным. И кончается это тем, что Унголиант (которая родилась как раз от Мелькора, когда он с завистью посмотрел на сотворенное) чуть его не убивает. Кончается тем, что Мелькор меняет даже свой облик, теперь он навсегда страшное черное чудовище, он не может менять обличье. То есть он истощает свой собственный дар творчества тем, что стремится к всемогуществу. Короче говоря, Мелькора даже жалко. Главное же, что он не слушает никого, кроме себя любимого. Феаноринги, сыновья Феанора в конце, получив Сильмарили, понимают, что раз камни жгут им руки, то они не имеют на них права и кончают с собой. А вот Мелькор-Моргот даже понять не может своей ошибки, увы. Ну а почему Мелькор злодей я рассказал уже. Он всех обращает в свое орудие, даже искаженные им существа всегда рядом с ним несчастны. Даже Саруман лучше относится к своим оркам, чем Моргот с Сауроном. Искаженные создания Моргота вечно гибнут в бессмысленных войнах на благо господина. При этом, эльфы не стремятся любой ценой атаковать Моргота, это Морготу не сидится в Ангбанде. Собственно и падение Утумно, и падение Ангбанда - это следствие гордыни Мелькора-Моргота. Сидел бы спокойно - не стал бы пленником Валаров в первый раз и во второй раз точно. Но такова испорченная его же деяниями природа злого Валы - вечно посягать на то, чего ты не творил и вечно стремится к власти Абсолюта, хотя она тебе недоступна.