В качестве эпиграфа, подводящего черту под одним из главных пунктов разгоревшейся здесь дискусии, мне показалось уместным привести здесь следующую цитату:
Из учения о трёх Божественных личностях от вечности, которое представляет собой главу всех учений в христианских церквях, возникло множество недостойных представлений о Боге, позорных для христианского мира, который всё же должен и может быть светом для всех племён и народов во всех четырёх частях земного шара в том, что касается Бога и Его единственности. Все живущие вне христианской церкви, как магометане, так и иудеи, а наряду с ними и язычники любой религии, отвергают христианство только из-за веры в трёх богов. Миссионеры это знают, поэтому всячески остерегаются открыто говорить о Троице личностей по символам веры — Никейскому и Афанасиеву, иначе их будут избегать и поднимут на смех. …
В христианских церквях это самое святое, к чему следует припадать устами, но никак не рассматривать умственным взором, поскольку это выше уровня рассудка; если поднять это из памяти в разум, можно сойти с ума. Однако и это не поможет изгнать понятие о трёх богах, а только вызовет бездумную веру, по которой человек мыслит о Боге, как спящий в своих видениях, бродя во мраке ночи, или как слепой от рождения при свете дня.
То, что в умах христиан укоренилось понятие о троице богов, хотя из стыда они отрицают это, ясно видно по изобретательности, с которой многие из них доказывают, что три есть одно, а одно есть три. В ход идут геометрия, стереометрия, арифметика и физика, а также складывание определённым образом одежды и листов бумаги. Они играют с Божественной Троицей, как шуты в балагане. Эту клоунаду можно сравнить со зрением больных в горячке, которые видят один предмет, будь то человек, стол или свеча, как три, или три предмета как один. Это подобно также забаве с мягким воском, когда его катают между пальцев и лепят различные фигурки, то треугольную, чтобы показать Троицу, то круглую, чтобы показать единство, говоря: «Разве это не одна и та же субстанция?» А между тем Божественная Троица — это ценнейшая жемчужина ; будучи разделённой на три личности, она подобна жемчужине, разбитой на три части, которая, очевидно, безвозвратно погублена. (Э. Сведенборг «Истинная Христианская Религия» н. 183, 184)