Он же сказал ему: что ты называешь Меня добрым? Никто не добр, как только един Бог! (Матфей 19:17)
Все таки в оригинале - "благий". Вроде бы "добрый" и "благий" это одно по сути, но тут Христос делает акцент на благости, как на всеблагости, абсолютном добре. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное", а не просто "добры." Блаженны в св.Духе, благи в св.Духе. Наверно, так.
В оригинале там идёт древнегреческое слово
ἀγᾰθός. Согласно словарю:
ἀγᾰθός 3 (ᾰγ) (compar. ἀμείνων, βελτίων, κρείσσων, λωΐων, λῴων, поэт. тж. ἀρείων, βέλτερος, λωΐτερος, φέρτερος; superl. ἄριστος, βέλτιστος, κράτιστος, λώϊστος, λῷστος, поэт. тж. βέλτατος, φέριστος, φέρτατος, κάρτιστος)
хороший, отличный (ἰητήρ, θεράπων Hom.): ἀ. τι Hom., Her., Plat., εἴς и πρός τι Plat., περί τι Lys., ἔν τινι Plat. и ποιεῖν τι Hes., Plat. искусный (отличившийся) в чём-л.;
добрый, благой (δαίμων Arph.; θεός Plut.): καλὸς κἀγαθός Plat. нравственно (духовно) совершенный; ὦ ᾽γαθέ! Plat. ах, мой милый!;
доблестный, храбрый (Ἀχιλλεύς Hom.): βοὴν ἀ. Hom. славный в бою;
благородный, знатный Hom., Pind., Soph., Eur.: δεσπόται ἀγαθοί τε καὶ ἐξ ἀγαθῶν Plut. знатные повелители из знатных родов.Вообще говоря, в контексте эта цитата звучит вот так :
И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.То есть - с очевидностью, спрашивающий как раз имеет ввиду, что перед ним стоит учитель, который ДОБР, что называется "по жизни". И, поэтому, обладает мудростью, вполне достаточной, чтобы научить его, как "войти в жизнь вечную". То есть - обрести спасение от зол собственной жизни. Но поскольку он его считает хоть и добрым, но -
просто человеком, то Господь его и поправляет - "если ты считаешь меня просто человеком, то почему ты рассчитываешь получить от меня спасительную мудрость? Спасительная мудрость может исходить ТОЛЬКО от Бога, как источника всего доброго". То есть Он ему как раз и намекает на то, что обращаясь к Нему, как к источнику спасения, тот, неявно, признаёт за Ним Божественную природу. И поэтому тому надо было бы, для своего спасения, признать, что этот "учитель благой" есть для него его
"Господом и Богом". Что, пока что, признать невозможно - потому что Он ещё "
не был прославлен". То есть - пока что не соединил в себе Божественное и Человеческое, и не соделал её Человеческое в Себе божественным окончательно.
Но потом Он, всё же, даёт ему наставление о том, что ведёт человека к спасению. Фактически, этим самым, свидетельствуя, всё же, о Божественном авторитете всего от Него исходящего.
Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. (Матфей 7:29)
Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. … Я истину говорю. … Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. (Иоан 8; 42-51)
Человек же, в отличие от Бога, есть в себе единое зло, и в нём нет
НИЧЕГО доброго:
Первое состояние человека, которое есть состоянием осуждения, у каждого человека пребывает по наследственности от родителей, ибо человек по нём родится в любви к себе и в любви к миру, и от этой двойной любви, как источника, он родится во зле всякого рода; удовольствиями этой двойной любви ведётся он, и удовольствия производят его незнание, что он во зле; ибо всякое удовольствие любви ощущаемо как благо; посему если человек не возрожден, то ничего оного он не знает, как только то, что любить себя и любить мир выше всего есть настоящее благо, и что владычествовать над другими и обладать блаженствами других есть благо наивысшее, ибо он не взирает по любви ни на кого другого как лишь исключительно на самого себя, а если и взирает на кого-либо другого по любви, то лишь как дьявол взирает на дьявола, или вор на вора, когда они действуют заодно. (Сведенборг "О Божественном Провидении" 83)
Высшее наслаждение жизни для всякого человека - это любить себя и мир превыше всего; удовольствие это не может быть удалено в одну минуту, но удаляется мало по малу; насколько же остается в человеке удовольствие этого, настолько же и превозмогает в нем зло; и это зло не может быть удалено иначе, как лишь настолько, насколько любовь к себе не станет любовью служений, а любовь властвования не будет иметь служения эти, а не самого человека, целью своей; ибо таким способом служения затем составляют главу, а любовь к себе или любовь властвования составляет сперва тело под головой, а затем и ноги, на которых оно идет (Сведенборг "О Божественном Провидении" 233).
Так вот, именно дабы помочь человеку выйти из этого подлинного ужасного и ведущего его прямиком к вечной погибели состояния духа его, Господь, посредством Слова Своего, и требует от человека "
самоуничижения, поклонения, благодарения и многих других вещей, которые выглядят как возмещения, и так не весьма благородными, но Господь требует их не для Себя, ибо Божественное не может снискать никакой славы из человеческого самоуничижения, поклонения и благодарения. В Божественном малейшее присутствие себялюбия просто-напросто исключено, поэтому исключено также и то, чтобы эти вещи были требуемы для Него Самого. Господь требует их от человека ради самого же человека, для благополучия человечества, и не из желания Собственной славы, но из любви, для спасения, как человека, так и человечества в целом, и для сообщения человеку вечной жизни и блаженства. Это потому так, что только через самоуничижение человек может быть извлечён из любви себя и любви к миру, которые препятствуют его соединению с Господом" (Сведенборг "Тайны небесные" 5957, 7550).
Для того же, чтобы войти в подлинное самоуничижение, «
человек должен всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим крепко веровать в то, что он, сам по себе, есть лишь пыль и грязь, то есть одно сплошное зло, и что Иегова, или же Господь, есть Высший и Святейший, и что он, человек, сам по себе, не должен даже осмеливаться приближаться к Нему» (Сведенборг "Тайны небесные"7550), а также и в то, что «
он является совершенно недостойнейшим, отвратительным и грязным созданием, каковое Господь, по бесконечной милости Своей, постоянно извлекает и выводит из преисподней, в каковую он, человек, постоянно стремится, и, более того, в которую он постоянно себя жаждет низвергнуть. И признание им всего этого необходимо, прежде всего, именно потому, что всё это является совершенно непреложной истиной и абсолютной правдой. И не то, чтобы Господь, или же какой-либо ангел, желали бы от него такого признания и таковой веры с целью его подчинения и покорения, но это требуется от него для того, дабы он не возвышал себя в сознании своём, понимая и признавая каковым он есть на самом деле, ибо, в противном случае, это было бы равноценно тому, скажем, как экскременты стали бы называть себя чистым золотом, а навозная муха заявила бы, что она райская птица.» (Сведенборг "Тайны небесные" 1594).
То есть – человек не может спасти от зла, и от вечной духовной гибели, не только кого-то другого, но и – даже, самого же себя. По этой-то причине преступлением против истинного положения вещей есть – называть хоть какого-либо человека «добрым». И уж тем более – «святым». Потому что – «
человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Матфей 19:26)
И именно для того, чтобы появился Человек, которому было бы «
возможно спасать» других людей, и воплотился Сущий, Предвечный в мире Человеком, Иисусом Христом. А затем – прославив, в Себе, эту Свою Человечность, сделал Её божественной. «
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия». (Иоан Иоанн 3:16-18)