ушка Эдит притаилась в сумраке неизвестности, так что я бы не спешил списывать все баги воспитания на одного нашего Профессора. Ну и злодеями их дети не выглядят, даже гиперболы ради. Хотя, как троллинг - сойдёт.
Кое-что нам известно из писем. Кто кого любил, как любил и т.д.
"Из мрака моей жизни, пережив столько разочарований, передаю тебе тот единственный, исполненный величия дар, что только и должно любить на земле: Святое Причастие"
Любить людей не нужно, хотя бы родных и близких: нужно любить Святое Причастие. Возможно, под "Святым Причастием" как раз подразумеваются люди, особенно родные и близкие? Посмотрим.
Сексуальный инстинкт делает женщин (разумеется, чем меньше испорченности, тем больше здесь бескорыстия) очень сочувственными и понимающими...Это не обязательно сознательное стремление обмануть, но чистой воды инстинкт: инстинкт существа зависимого, инстинкт помощницы
Из этой цитаты мы узнаём, что по мнению Толкина, любовь женщины, которая проявляется в сочувствии и понимании - это не разумное чувство, а
чистой воды инстинкт. Как у домашнего животного, которое трётся об вас, чтобы его покормили.
Если женщина не порочна, инстинктивно она склонна к моногамии. А вот мужчины – нет. И притворяться тут бесполезно. Не склонны – и всё тут, во всяком случае, по своей животной природе. Моногамия (при том, что испокон веков она лежит в основе наших унаследованных идей) для нас, мужчин, часть этики, «явленной в откровении», в согласии с верой, но не с плотью. Каждый из нас без всякого вреда для здоровья может зачать, за отпущенные нам лет тридцать расцвета мужской силы, несколько сотен детей – с превеликим удовольствием для себя..
В этой цитате Толкин поясняет, что мужчины не менее животны, чем женщины, они развратны и порочны от природы: они разбрасывают семя везде где смогут, желательно в женские тела: это приказывает им их природная плоть. Преподносится это не как частное мнение, а как некий Всеобщий Закон, которому подчиняются абсолютно все здоровые половозрелые мужчины, поголовно желающие оплодотворить как можно больше женщин. Хотя некоторые (все достойные мужчины), по мнению Толкина, обладают некой этикой, которая в соответсвии с их верой воздерживает их от подобных действий.
Тут стоит остановиться. Лично я знаю многих мужчин, которые не обладают этикой, "явленной в откровении, в согласии с верой," при этом они не кидаются на женщин уже только потому, что они мужчины, а женщин надо оплодотворять. Внушение, что дети (которые в 12-14 лет уже вполне половозрелы) или молодые люди изначально ущербны т.к. них живёт зверь ("от природы") и только совершенно определённая "вера" спасёт их от множества проблем - это само по себе большая проблема. Если подобный отец воспитывает в таком духе своих детей, это принесёт свои плоды, вполне закономерные. Это моё частное мнение, я не распространяю его на всех мужчин-отцов, заметьте.
Однако же суть падшего мира состоит в том, что лучшее достигается не через наслаждение, или же то, что называется «самореализацией» (как правило, этим лестным термином обозначается потворство собственным слабостям, абсолютно неблагоприятным для самореализации других людей); но через самоотречение и страдание.
В контексте семейных и просто человеческих отношений это фраза несчастного в браке мужчины, который каждый день борется с желанием оплодотворять женщин. Он самоотрёкся и страдает! Но что за страдания могут быть в счастливом браке, с любимым человеком и детьми от неё/него? Несчастье в браке проецируется Дж.Р.Р.Толкином на собственных детей - вот в этом самом письме. Старший сын писателя не женился, стал священником - и несчастным человеком,
информация эта всплывает снова и снова. Младший сын - Кристофер - развелся и перестал общаться со старшим сыном от первого брака, которого с пяти лет растила без отца прежняя жена (и дед с бабкой Толкины, к их чести, тоже). (
"третий сын стал нервозной, раздражительной, строптивой, нахальной личностью, склонной к самоистязаниям; однако же есть в нем нечто бесконечно обаятельное, по крайней мере, с моей точки зрения, именно благодаря тому, что мы так похожи" - из дневников JRRT). Дочь Присцилла не вышла замуж, детей у неё не было, её ребенком стал в итоге её отец.
Верность в христианском браке это подразумевает: вот воистину великое самоусмирение. Ибо для христианина пути к отступлению нет. Брак может помочь освятить и направить к подобающему объекту его сексуальные устремления; благодатью своей может помочь ему в борьбе; но борьба остаётся. Удовлетворения брак не даст – так, как посредством регулярного питания можно отогнать от себя голод.
Это и всё дальнейшее, что пишет в письме к среднему сыну (единственному из всех его четверых детей, кто сочетался законным, с т.зрения веры Толкина-отца, браком), весьма разумно в кач. промывки мозгов молодому человеку, чтобы, как и прочих, вовсе оттолкнуть его от брака и мирского счастья в целом. Толкин всецело прав: лучше уйти в монастырь, там-то надежнее можно укрыться от искушений этого мира, с помощью истязаний грешной плоти. Если лично Толкину брак не дал удовлетворения - зачем говорить об этом сыну Майклу? Впрочем, эта мысль красной линией проходит через почти все произведения Толкина, в т.ч.его главное произведение - Властелин Колец. Бороться с такой Силой бессмысленно, она всё равно победит, можно только попытаться суметь избавиться от неё. Звериная всепобеждающая сила эта недвусмысленно выражена в форме кольца. Управлять этой силой не выйдет, она возьмет верх всегда и неминуемо - можно только отсрочить конец. Разумеется, книга "Властелин колец" в основном не о браке и не о борьбе c "сексуальными инстинктами" в нём - но смысл такой же.