Начиная эту тему, я вовсе не имел в виду, что Гэндальф - отрицательный персонаж (на стороне "зла"). Полагаю естественным, что нелюди, вроде Гэндальфа, не могут быть отнесены ко злу или к добру: это прерогатива людей, быть добрыми или злыми (к друг другу, напрямую, или опосредовано).
Человек, как принято считать (кем или кеми? загуглите) это живая душа := (непростая) комбинация нематериального, неземного (не-от-мира-сего) духа (fea) и земного тела (hroa). Душа может умереть (исчезнуть) навсегда тогда и только тогда, когда исчезает память от прошлой жизни в прошлых телах, потому что дух - не от мира сего, и он бессмертен, то есть вечен. Потому что бессердечен (в прямом и переносном смыслах).
Гэндальф не представляет собой настоящую живую душу: он "подделка", чистый дух, который связан с неким созданным из материи телом, но без той человеческой связи, которая делает нас людьми. Разницу эту можно сразу не осознать в случае Гэндальфа, но в случае с назгулами или умертвиями все вполне разъяснено автором, и можно принять это объяснение за основу.
В самом деле, в чем разница между Гэндальфом и назгулом? У обоих - кольцо на пальце. Оба - духи, которых
принудили существовать в телах: Гэндальф никогда не был живой душой, он айну, а назгул когда-то был ей, т.е. человеком, но это давно в прошлом.
Здесь есть, казалось бы, отличия: Гэндальф в "живом", вполне симпатичном, хоть и "старом" на вид теле, а назгул - в какой-то непонятной "призрачной плоти"...фу! Гэндальфа никто не принуждал облачаться в форму старого человека, а назгул обманом заставили стать такими ужасными призраками!
Ага. Как бы не так. Гэндальфа
заставили прибыть в Средиземье, это был не его выбор, а выбор его Господина,
валы айну Манвэ. Назгул хотя бы сами захотели свои кольца. Впрочем, господина ли? Королем Арды Манвэ уже не был, института валар как такового в 3ю эпоху уже не существовало - валар сложили полномочия. В любом случае Гэндальф был переправлен на Имбар, в Средиземье, и насильно облачен в некую материальную...плоть. Гэндальф не мог сам избавиться от тела, он не мог умереть и попасть обратно в Аман, когда ему до смерти надоест Средиземье: он будет снова и снова воскрешен здесь, в мире смертных. Можно представить, что плотное тело Гэндальфа из плоти навроде эльфийской (с ускоренной регенерацией, т.е. подконтрольная духу в нем), однако ни один эльф не воскрес в
новом теле в Средиземье, как Гэндальф (Глорфиндель воскрес, на самом деле, но много позже своей первой смерти) Случай с Береном можно взять как пример такого воскрешения, впрочем,..но Берен был человек, живая душа изначально.
Нужно задать вопрос - а есть ли принципиальная разница между "чистым духом" вроде Гэндальфа, который воплотившись, перестал быть этим "чистым духом", и собственно человеком? Разница есть. Гэндальф - это муляж человека. Это оператор в кабине погрузчика, который может покинуть свой инструмент, и войти в такой же снова. Человек же - монолитная конструкция, и когда человек покидает тело, ему (в норме) пути назад нет.
Цель человека - это не некие действия во имя богов/валар. Цель людей - прожить жизнь
человека. У людей есть особенности, делающие их людьми. В другом, похожем сеттинге Энакин Скайуокер постепенно теряет человечность, становясь киборгом. В Средиземье нет киборгов,
(хотя они есть в Тамриэле, как минимум один, Тамриэль - снова не Толкин, но это логическое развитие тех же самых идей, и нельзя сегодня выключать их из расмотрения)
, но есть существа, потерявшие человеческий облик - назгул. А как быть с теми, которые никогда и не имели истинного человеческого облика? Саурон облачался в ...плоть, настолько качественно, что эльфы принимали его за своего, однако эта плоть не была
истинно человеческой. Мелькор в итоге окончательно воплотился - но стал ли он человеком? Спорный вопрос, отдельная тема, и Мелькор это исключение. Мелиан? Она определенно воплотилась настолько, что смогла родить ребенка от эльфа во плоти. Однако и она не стала эльфом (в человеческом смысле).
(to be continued)