Но, как я уже признал некоторое время назад, до десятков миллионов убитых (нередко — самыми разнообразными садистскими способами) язычниками во время Второй Мировой преступления советской власти всё-таки не дотягивают. Разумеется.
Что за абстрактные "язычники"? Непонятно. В довоенном СССР была (недолго, всего-то лет тридцать) коммунистическая идеология, которая подразумевала отрицание влияния Б-га на бытовую, земную жизнь, а значит, и наличия этого Б-га. Ну зачем такой Б-г, который убил (руками пророков и царей-помазанников) последовательно кучу разных народов, и вообще не имеет к остальным народам отношения, кроме евреев? Христос дело другое, но ведь атеисты отрицают не Христа, а Б-га. Христос - они не понимают кто это, а как можно отрицать то, чего искренне не понимаешь? Мораль
позднего советского времени вполне христианская. Разумеется, она такой была не всегда: но я отлично помню транспаранты и надписи на стенах домов: Миру - мир! Нет войне! - это самые настоящие христианские лозунги. За мир, а не "пойдем и убьем еретиков!" - вот христианская мораль. Если не убить врагов, они закономерно придут и убьют вас (особенно если напоминать им постоянно, что они вам враги), это была одна из причин распада СССР, но это ли не христианский посыл в действии на государственном уровне? Есть мнение, что это было предательство интересов народа и страны. Но выглядит соответствующе, по-христиански. Миру мир. Не убий.
Как насчет совести, Мёнин? Или она в вас не встроена?
Если у вас она есть, вы прежде всего не будете присваивать какие-либо подвиги советских граждан ни себе, ни каким-либо другим язычникам.
Адепты Б-га Яхве (как и любого другого подобного Б-га, впрочем - представляемого себе т.о.) не нуждаются в какой-то специальной, отдельной совести: она с ними всегда, она - Яхве. Все, что делается ради Яхве и по его рецептам - оправданно. царь Давид,
кастрировавший сделавший обрезание двумста филистимлянам (непонятно, до их убийства или уже все таки после) и принесший будущему тестю Саулу извините, ... будем считать, что "крайнюю плоть", был праведником, снова повторю слова Августина Аврелия, святого Отца Католической Церкви.
Православным — православным РПЦ (канонической) можно.
Православный патриарх Сергий поддерживал свою страну, а значит советский строй в войне с немецким нацизмом, с германской армией. Миллион рублей, собранный священниками РПЦ на нужды Красной Армии и переданный патриархом фронту (а значит, Сталину), пришелся как нельзя кстати. Были и другие, называвшие себя православными, которые желали Красной (советской) Армии гибели, а ее народу - быть завоеванным немецкими нацистами. Но я их считаю коллаборационистами и предателями, которые остаивали чужие интересы, не своего народа. Мнения, конечно, могут не совпадать.
Советские солдаты (как и любые солдаты на войне) творили ужасные вещи. Они убивали людей: пронацистски настроенных, а также простых немецких солдат - что уж скрывать. Это не по-христиански, разумеется. Но патриарх Сергий не убивал людей. В лагерях погибло множество народу, в т.ч. высокопоставленных священников, которые не хотели сотрудничать, а хотели
воевать с властью. Сергий был не таков. Он не воевал, он договаривался. Так же как и многие другие деятели других религиозных течений в других странах, например, папа римский в Италии, в Ватикане. То что папа договорился с Гитлером - это плохо? По-моему, да. Но это политика. Или тебя убьют, или искать компромисс. Христос выбрал первое, но он был Сын Божий, как верят христиане. Это сложно, быть христианином, вернее, невозможно в миру. Можно быть католиком, это тоже неплохо, или православным, или протестантом, или сведенборгианцем. Или евреем, мусульманином, буддистом, индуистом, еще не знаю кем. Атеистом. И при этом быть добрым человеком. А можно наоборот: и никакая вера в Христа или Яхве или Будду тебе не поможет не убивать людей: всегда найдется оправдание, хотя и Яхве, и Христос, и Будда заповедали - не убий.
Впрочем, договариваться можно по-разному. В Советской России православная церковь к началу 2й мировой войны была в упадке - храмы разрушали, священников ссылали и сажали в тюрьмы. В Италии и Германии католическая церковь, напротив, получила дополнительные льготы - как финансовые, так и политические: Латеранский договор с Муссолини и Конкордат 1933 года с Гитлером. Если митрополиту, будущему патриарху Сергию было некуда деваться, его дважды сажали в тюрьму и без подтверждения лояльности властям страны само существование РПЦ было под вопросом, то папа определенно искал выгоду. Не для себя, а для своей организации, конечно, для римской церкви, но также для тех, кто за ней стоял, используя ее как площадку для политической агитации и воздействия. Если на страну, в которой Сергий был местоблюстителем и стал патриархом - напали, то с римским папой было в точности наоборот: это его страны - за народы которых он взял на себя ответственность как пастырь - напали и оккупировали другие страны. И папа молчал: он не проклял Гитлера, не проклял Муссолини, нет. Было несколько слабых попыток - чтобы сохранить лицо, не более.
Словакия отделена от Чехословакии, президентом стал Тисо, католический священник (военный капеллан), который никуда из католичества не выходил, напротив, стал камергером папы римского, хотя изначально был ставленником и марионеткой Гитлера, и в итоге казнен как военный преступник. Гитлер воевал с коммунистами - но коммунисты-большевики, а не Гитлер были объявлены Ватиканом главной целью и врагами.
Гитлер встретил (кардинала) Иннитцера низким поклоном, я раньше никогда не видел, чтобы он делал нечто подобное. Кардинал также был весьма дружелюбен и любезен. Их расставание после завершения переговоров выглядело весьма сердечным.
Австрийский кардинал не просто был дружелюбен: Вена к приезду Гитлера была усыпана листовками и и увешана плакатами "Хайль Гитлер" - на деньги римской церкви в Австрии.
Можно вспомнить усташей, не тех, которые в войну резали сербов серпосеками (те им отвечали почти тем же), а тех усташей, которые уже после окончания Второй мировой продолжали получать финансирование из Ватикана, разбежались по "крысиным тропам", по лояльным римскому престолу углам, вроде Аргентины, а также создали сеть в Европе - за деньги, конечно. Зачем это надо было Римской церкви? Зачем прикрывать Степинаца, который прямо натравливал католиков-хорватов на православных сербов?
Все это вопросы без ответа. Ответ можно получить только на один вопрос: зачем надо было благословлять поход Гитлера против CCCР? Разумеется, чтобы покончить с коммунистами. Убить всех. Это очень, очень по (анти)христиански. Это не пассивное сопротивление - когда к вам пришли, чтобы вас убивать - и вы начали сопротивляться, и тоже начали убивать. Нет. Это превентивные действия, чтобы потом, в будущем, враг не смог вас одолеть. С опережением. Если убить всех остальных людей, они точно вам не будут угрожать.
Но коммунистами дело не ограничилось: убивать надо было заодно и православных сербов, русских, русинов, и всех остальных. Ради благой цели: подчинить их Единой Воле римского престола. Чтобы все-все жили хорошо и правильно. Конечно, этим же занимались и большевики, и все остальные - но эти
все остальные не декларировали себя христианами, вот что смущает.
Российские католики подверглись страшным гонениям со стороны коммунистов. В 1923 году был расстрелян папский прелат Константин Будкевич, из Советского Союза высылали священнослужителей — апостольского делегата Мишеля д'Эрбиньи, апостольского администратора Москвы Пия Эжена Неве и других. С конца 1930-х в СССР действовали только два католических храма, за которыми был установлен бдительный контроль. Советские власти стремились полностью уничтожить католицизм нэ своей территории, чтобы Ватикан не мог влиять на ситуацию изнутри — например, путём активизации испробованного в Италии правила «Non expedit», запрещавшего верующим участвовать в политической жизни страны, в том числе голосовать на выборах. Не лучшая участь, к слову, ждала и расколовшуюся после революции православную церковь — вплоть до 1939 года большевики вынашивали планы полного её уничтожения, видя в ней не только идеологического врага, но и возможный источник контрреволюции.
Наблюдая за этим кошмаром, римские понтифики убеждались в правоте своих предшественников, осуждавших коммунистическое учение. В марте 1937 года папа Пий XI выпустил один из важнейших документов ватиканской дипломатии — энциклику Divini Redemptions («О безбожном коммунизме»). Она стала прологом к ещё более жёсткой церковной политике в отношении коммунистического учения. Фактически предавая его анафеме, понтифик предостерегает католиков от какого-либо соприкосновения с коммунизмом. Важной особенностью стало то, что энциклика обозначала «упорным врагом Церкви» не абстрактное учение, а конкретно Советский Союз, который «из Москвы ведёт борьбу против христианской цивилизации».
Все так. Государство избавлялось от нелояльных, нежелательных резидентов. Но почему интернациональный (как декларировалось, по кр. мере) коммунизм хуже чем нацизм, о котором никаких энциклик не было вообще, пока не стало понятно, что Гитлеру и нацистам наступает конец? Почему надо убивать православных братьев-христиан - на их территории, это важно? Коммунисты - это зло, допустим, но почему одобряется политика геноцида православных в множестве марионеточных и оккупированных нацистами стран? Идеология коммунизма - в исходном, теоретическом виде, а не на практике - вовсе не убить всех неугодных, нет. А тут в папской энциклике провозглашается священная война против целой страны, "упорного врага церкви" - речь не о гонимой Русской Православной церкви, конечно же, а о фактич. изгнанной из СССР РКЦ.
Я на это все смотрю со стороны, замечу. Если бы я родился в католической стране, то сочувствовал бы католикам больше уже просто потому, что я один из них.
Но тогда мне было бы сложнее рассуждать о делах и намерениях.