У Толкиена есть падшие эльфы, которые не-орки? Ничего не путаете?
Да. Письмо 131.
Первое падение - желание обладать Светом, заключенным в Сильмарилах любой ценой, второе - желание быть великими на фоне более отсталых народов Средиземья.
Падение - это нечто необратимое. Эльфы, ну оступились, ну бывает. Всех простили и впустили обратно в Валинор, снова открыв доступ к таким сервисам, как "бесконечная жизнь без усталости от мира" и "воскрешение в новом теле". Ну, кроме отдельных личностей, вроде Феанора.
Люди же были прокляты Эру Илуватаром как народ, навсегда, и все оптом. Были, правда, нуменорцы, да сгинули. Прощать людей в Арде некому.
Согласитесь, это принципиально разные истории: проклятие Илуватаром (Верховным Демиургом) людей и проклятие Мандосом (одним из старших демиургов) эльфов-нольдор.
Ибо некоторые, и среди них Ульмо был вождем, считали, что Квенди должны быть оставлены свободными, чтобы они могли пойти куда пожелают в Средиземье, и с их дарами мастерства управлять всеми землями и исцелять их раны.
Этот фрагмент переведен не совсем корректно.
For some, and of those Ulmo was the chief, held that the Quendi should be left free to walk as they would in Middle-earth, and with their gifts of skill to order all the lands and heal their hurts.
Ульмо считал, что Валар не должны вмешиваться в судьбу эльфов ("free" в данном случает означает "без внешнего вмешательства"), и был за то, чтобы они оставались в Средиземье и сами наводили в нём порядок.
"left free to walk as they would in Middle-earth" означает ровно то, что написано: оставить свободу/право пойти, куда они захотят в Средиземье. Would, буквально = "изволили бы".
Мелькор говорил полуправду, добавляя ложь так, чтобы она казалась незаметной. Или наоборот, врал грандиозно, но не в этом случае. Когда Мелкьор распускал слухи, что валар держат эльфов в Валиноре, чтобы люди захватили Средиземье, он фактически говорил правду (по факту), умалчивая о причинах (валар заботились о эльфах, а вовсе не о людях) - поэтому именно его слова и подействовали так на Феанора, а не слова Манвэ или Мандоса. Валар насильно ограничили свободу тем, кого заманили в Валинор, это так: они не рекомендовали плавать в Средиземье на кораблях, а позднее этот запрет перестал быть рекомендательным (после исхода нольдор и далее, когда был создан непреодолимый барьер, и входящие нежелательные корабли топились, в том числе с эльфами), но они сделали это из лучших побуждений, т.к. эльфам действительно лучше было бы в Валиноре, где воскрешение и нет усталости. Видимо, валар всегда обращались с эльфами как с детьми - и по прошествии многих тысяч (земных) лет. Детей можно баловать, наказывать (нестрого), но говорить им буквальную правду не стоит, они не поймут или неверно истолкуют. При этом других детей Эру Илуватара, пришедших вторыми, они не усыновляли, и опеку над ними не оформляли, всячески от людей открещивались и к себе не подпускали: из-за проклятия Илуватара, из-за смертности, которая, как они, видимо, полагали, было наказанием. Вот такая схема стройная, на мой взгляд.
Мысль в том, что нехватка возможностей не умаляет свободы воли.
Это интересная мысль в плане эволюции пропаганды.
Некоторые (вроде вас) путают волю с желанием, мечтой. Мечта может или не может быть реализована, мечтать можно всегда, во сне, закованным в цепи, без рук, без ног.
Глагол "will" означающий "волить", "изволить", подразумевает реализацию желания на практике. Если мечта не реализуется, значит, воля подавлена. Сильная воля борется с другой волей и побеждает, или проигрывает, если она не столь сильна и может быть ограничена - про это "Властелин Колец". Ограничение волеизъявления - это просто не ограничение мечтаний. Путаница в терминологии приводит к неверным выводам.
Они признают его сюзеренитет как Старшего Короля, но не являются его слугами. Король у Толкина - это в основном носитель административных функций, который поддерживает порядок в своих владениях, и разрешает сложные дилеммы их обитателей. Власти как таковой у него сравнительно немного (например важные решения Валар практически всегда принимают коллегиально).
"Признавать сюзеренитет" означает подчинение воле. Если я твой король, моя воля сильнее твоей. Власть короля, а уж тем более Верховного Короля Арды, данная ему Б-гом, не может быть оспорена. Если нуменорцы с Сауроном пытаются противостоять воле валар, выходят из-под королевского контроля, то враги валар уничтожаются. Правда, и сами валар тоже теряют многое, но это издержки, цена.
Поступить против воли Короля означает предать Короля. Если воля Короля Манвэ в том, чтобы эльфы сидели в Валиноре, и не зарились на собственные независимые от Валинора королевства в Средиземье, провозглашая самих себя королями - так тому и быть, и так оно и будет, и эльфы на коленях приползут обратно, рано или поздно. Короли эльфов назначаются валар, а не как-то иначе - про это эльфы забыли, и им надо напомнить. Поэтому не оказывается сколько-то весомой помощи эльфам после их исхода вплоть до их полного унижения слугами моргота - это урок от истинного Короля. Полагаю, так.
Мысль в том, что благополучие в текстах Толкина преимущественно "земное" потому, что так мыслят "авторы" от лица которых ведется повествование. Эльфы - потому, что для них проблема того, что за пределами Арды нерелевантна, "люди" вроде Сэма - потому, что они просто описывают свою прежде всего свою жизнь и приключения.
Да, верно. Земное - это всё что есть. Даже когда эльфы уплывают на Запад, которого нет, они все таки не умирают (не уходят из Эа) - потому что эльфы не способны на это, покинуть эту сущую Вселенную (= Эа), они привязаны к ней. Но на Арде в привычном им мире и привычном состоянии им тоже не быть - и это они осознают, и это отчасти роднит их с людьми, но только внешне. У эльфов все еще есть где-то Валинор, пусть призрачный, или какой-то еще, и есть надежда - материальная, так как они не покидают материальный мир. Всё же этот урок "псведосмертности" в Средиземье сделал эльфов более человечными, возможно.
А может и нет.