Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Параллели в творчестве Толкина и Лавкрафта  (Прочитано 14633 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Corvus

  • Новичок
  • *
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Может ли быть, что некоторые моменты в творчестве Толкина навеяны произведениями Лавкрафта?

1. Рассказ "Обитающий во Тьме" ("Скиталец тьмы") опубликован в 1936 году.

Герой рассказа - Блейк пробирается в колокольню заброшенной церкви и находит там многогранник (Палантир?), "чернй, с красными прожилками, со множеством неровных граней".

"Он не мог оторвать от него глаз и, глядя на его сверкающие грани, почти воочию представлял его себе прозрачным вместилищем бездонного мира чудес. В его сознании вдруг возникли ландшафты неведомых планет с гигантскими каменными башнями, и иных планет с исполинскими горами без всяких признаков жизни, и еще более далекие просторы Вселенной, где лишь неосязаемые вздохи в бездонной сумрачной тьме говорили о наличии там разума и воли. <...>

Поддавшись безотчетному инстинкту, он вновь перевел взгляд на камень, и под его непостижимым влиянием у него в мозгу явилось туманное видение. Он увидел фигуры в клобуках, которые своим видом не походили на людей, и бескрайнюю пустыню, испещренную высокими, до небес, резными каменными монолитами. Он увидел башни и стены в мрачных безднах под морским дном и круговерти пространств, где клочья черного тумана клубились на фоне холодного алого зарева. <...>

Неожиданно на Блейка нахлынул щемящий неясный панический ужас и чары рассеялись. У Блейка перехватило дыхание, и он отвернулся от камня, ощутив присутствие некоего бесплотного пришельца, который глядел на него невыносимо пристальным взглядом. Блейк ощутил себя во власти некоего существа (Саурон?), не таящегося в камне, но как бы сквозь этот камень вперившего в него свой взор, некоего существа, обещавшего бесконечно преследовать его и следить за ним, никогда не принимая физического облика. <...>

И вот тогда-то в сгущающихся сумерках Блейку показалось, что он заметил слабый отблеск сияния, исходящего из причудливо ограненного камня. Он попытался отвести глаза, но некая могучая сила точно приковала его взгляд."

2. Повесть "Курган" (в соавторстве с Бишопом Зелия) опубликован в 1940 году.

Панфило де Замакона-и-Нуньес пробирается по длинному туннелю в "нижний мир" (Мория?), где "золото – самый обычный строительный материал" и находит там "диск из неизвестного металла" (кольцо?). "Позже ему довелось узнать, что странное, обладающее магнетизмом вещество (Мифрил?) – такая же редкость в нижнем мире, как и во внешнем. Оно считалось единственным по-настоящему драгоценным металлом в той голубой светящейся бездне".

Замакона встречает там местных жителей (Эльфы?), которые не хотят, чтобы о них узнали во внешнем мире, многие из них злобны и жестоки (Орки, Гоблины?).

"Они поклонялись Йигу, великому отцу змей, и Ктулху, осьминогоголовому существу (чудовище из подгорных бездн перед входом в Морию?), которое привело их сюда со звезд; <...>

Замакона узнал, что народ К’ньяна был очень древним и что он переселился из отдаленной части космоса, где природные условия были весьма похожи на земные. <...>

Например, он узнал, что жители подземного мира разгадали феномен смерти, они не старели и не умирали, разве что в результате убийства или по собственной воле."

Замакона пытается сбежать став невидимым: "... там же выражена надежда, что вскоре он сможет принять форму призрака и оставаться невидимым столько, сколько пожелает."

Старый Тук

  • Гость
Да, там где Профессор затрагивает хтоничное, просматриваются параллели и аллюзии с Лавкрафтом.
А ещё - с Бредбери и с Туве Янсон - про мёртвое иссохшее море, их общий образ смерти. Но Янсон испугалась и вернула море обратно, а Бредберри - нет.

Бредбери... Голдберри...