Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Author Topic: В.А.Л.И.С. и другие поздние произведения Ф.Дика  (Read 2674 times)

0 Members and 1 Guest are viewing this topic.

Offline Adenis

  • Ветеран
  • *****
  • Gender: Male
  • S
    • View Profile
Всё таки интересно было бы обсудить связь книг двух выдающихся визионеров, Жирного Конелюба и еще одного, Профессора у которого есть "Вала-квента"). Тем более, что начиная с названия, книга про валар, правителей Земли (и окрестностей). Эти филдиковские валар, властелины, видимо по описанию отличаются от толкинских - возможно, отсутствием маркетинга. Тем интереснее.

Книга Ф.Дика про электровец имеет подзаголовок - посвящение Марен Хакетт Бергруд. Марен была секретаршей друга и религиозного наставника писателя, епископа американской англиканской ("Епископальной") церкви Джеймса Пайка (прототипа его последнего романа "Епископ Тимоти Арчер", изданного немного под другим названием) - и его любовницей. Её падчерица Нэнси стала очередной (и не последней) женой Филипа Дика - Дж.Пайк с Марен были у них на свадьбе в 1966, в 1967 Марен покончила с собой после ссоры с Джеймсом, в 1968м Пайк, отец четверых детей, женился снова (Ф.Дик не был на свадьбе ), в 1969м Пайк погиб во время путешествия с новой женой по Иудейской пустыне, куда отправился политься, моститься и слушать радио Альбемута из Калифорнии, где был успешным профессором теологии в Университете Беркли, а также вообще очень влиятельным человеком, который мог отрицать какбыхристианские ценности и ему за это ничего не было - ну, почти. Дж. Пайк - не то чтобы этакая американская версия К.С.Льюиса, но некоторое сходство (анти-сходство, если так можно сказать) имеется: женщин больше, алкоголя - больше, еще и епископ, и тезисы соотв. намного более еретические. Вместо умершей от рака у Льюиса жены, с духом которой Льюис пытался общаться, у Пайка имеется покончивший с собой сын, с духом которого Пайк (почти) успешно общался - наркотики-то забористей. Толкин сделал Льюиса энтом, а Дик вывел Пайка в чистом виде Тимоти Арчера.

Дэвид, будучи католиком, любил сводить все неприятности к проблеме свободы воли. Это раздражало даже меня. Однажды я поинтересовался у Дэвида, заболела ли Шерри раком по собственной свободной воле. Я знал, что Дэвид следит за достижениями психологии и наверняка заявит мне, будто Шерри подсознательно стремилась к болезни и потому отключила иммунную систему. В то время подобные теории были очень популярны. Само собой, Дэвид тут же попался на крючок.
— Тогда почему же она выздоровела? — поинтересовался я. — Она что, подсознательно хотела выздороветь?
Дэвид растерялся. Если болезнь Шерри — следствие работы ее мозга, приходилось признать, что и ремиссия имеет вполне мирское, а вовсе не сверхъестественное происхождение. Бог тут вовсе ни при чем.
— К.С. Льюис сказал бы… — начал Дэвид.
Жирный немедленно впал в ярость. Его страшно бесило, когда Дэвид прибегал для защиты своей ортодоксальной зашоренности к К. С. Льюису.


Роман про Тимоти Арчера входит, ну или имеет прямое отношение к трилогии "Валис". Сам Валис - латинизированное (?) производное от "Вала", властелин, он же Валиал, он же Люцифер, Утренняя Звезда, Моргенштерн - бог, который орудует на Земле в отсутствие бога Яха той же самой "расы", что и Валис. В первой части трилогии Валис - это искусственный разумный спутник на орбите Земли, излучающий волны, влияющие на людей. Во второй Валис/Велиал обретает живое тело, образ традиционного дьявола - козла ("козленка".). В третьей части (несуществующей, хотя Тесс, последняя жена писателя, написала свой вариант) имеется другое сверхсущество - Дифеон, который, возможно, имеет отношение к Валису (и Яху). Граница добра и зла существует, но сами добро и зло являются относительными по отношению к испытывающим их: Земля - это рай для инопланетных сущностей, а их место пребывания, "мир огней" - это предполагаемый людьми "рай", в который можно попасть, став "биочипом" в голове инопланетянина (который прежде становится биочипом в голове главного героя, такая вот рекурсивная схема).

Экзегеза
« Last Edit: 09/02/2023, 19:24:12 by Adenis »