Итак, «Мюнхен».
Прежде всего: фильм понравился. ИМХО стоит просмотра.
Теперь подробнее.
«Мюнхен» ака «Возмездие» – практически дословный римейк «Меча Гидеона». Да-да, именно дословный римейк. Я не понимаю, почему в официальных анонсах практически нет ссылок на исходник. Это попахивает плагиатом, нехорошо, мистер Спилберг. Кстати, вот прямо сейчас наткнулся еще на упоминание книги Джорджа Йонаса «Возмездие», по которой был снят «Меч» - и, несомненно, обсуждаемый фильм тоже, см. первоначальный вариант названия.
К сожалению, я слишком давно пересматривал «Меч Гидеона» (и видел его лишь дважды), чтобы подробно все сравнить. Поэтому в чем римейк лучше того фильма, сказать не смогу. Может, я просто что-то из «Меча» подзабыл. Скажу лишь в чем он хуже и в чем – практически не хуже, а также лучше многих современных кин.
Что мне НЕ понравилось. Не понравилось отсутствие музыки, подобной той красивой и торжественной мелодии с израильским колоритом из «Меча Гидеона». Она похожа… как бы это сказать… стилем на гимн Израиля, который звучит из телевизора в одной из сцен «Мюнхена».
Вообще, меньше, чем в «Мече», ощущается в фильме присутствие идей сионизма. Обычно фильмы об израильских спецслужбах проникнуты духом сионизма. Вспомните десантников из «Рейда на Энтеббе», поющих в брюхе транспортника народные песни… Ну и т. д. Это есть хорошо, на такой патриотизм приятно смотреть. Истеный Патриот у них – не обязательно чиста канкретный пацан со дна, с криминальным прошлым, настоящим и будущим, не умеющий связать полутора слов без матюгов и посланный плохими дядями из Крававой Гэбни умирать без командования, связи, поддержки и боеприпасов у незнакомого поселка, на безымянной высоте (см. «Сволочи», «9-я рота» etc). И не врут ведь евреи. По крайней мере, про то время. Так вот, сионизма в фильме, насколько мне подсказывают воспоминания о «Мече Гидеона», поменьше. Но есть. Есть Голда Меир. Есть группа совершенно разношерстных по экстерьеру и биографии евреев, с готовностью взявшихся за грязную и опасную работу для Израиля. Есть безоговорочное оправдание всеми встретившимися в кадре израильтянами кровавой работы главгероя.
Главгерой несколько не тот, что в «Мече Гидеона». Там он – командир группы какого-то из многочисленных израильских «сайерет». Отнюдь не тупое мясо, но солдат, боевик. В «Мюнхене» же главгерой в прошлом работал в «Моссаде» (а работа в разведке – это отнюдь не стрельба с двух рук и ломание чужих конечностей в стиле «крав-мага») и, видимо, был телохранителем Голды Меир (по ее признанию – лучшим телохранителем. Многие сцены фильма позже наводят на недоумение – как же она до сих пор осталась жива?). В любом случае, внешность и повадки главного героя несут на себе несмываемый отпечаток рафинированной интеллигентности. ИМХО это все же уклон в другую сторону от оптимума – не к тупому мясу, а наоборот. Также из-за этого изменения в биографии главного героя из фильма исчезли две очень эффектные сцены. Одна из вступительных сцен, когда действие из Мюнхена переносится в Израиль, – спецгруппа штурмует опорный пункт условного противника за день до начала учений, главгерой объясняет это необходимостью достичь внезапности, за каковую инициативу его и направляют для выполнения «Меча Гидеона». И заключительная – возвращение героя из США на родину, чтобы в своем старом качестве не палача, но солдата принять участие в Войне Судного Дня.
Хорошо передана, ИМХО, атмосфера европейского – не американского – боевика. Собственно, сложно подробно и правильно описать, в чем разница… У американцев, в современных фильмах экшн более скоротечный, пальба очередями от бедра, беготня под градом пуль, враги всегда промахиваются, герой всегда попадает, убитый враг картинно подпрыгивает и падает, давая предсмертную очередь в потолок, от взрывной волны, выглядящей, как облако воспламенившихся бензиновых паров, можно убежать, прыгнув в последний момент в длину с разбегу… и всё это в замедленной съемке. В общем, все поняли, о чем я.
В европейских же фильмах все чаще по-другому. Бой может вообще быть некой условностью и проходить чуть ли не в «походовом режиме» (если кто помнит – «Высокий блондин», перестрелка гэбэшников в квартире Ришара – один убил другого, потом попал в маятник часов, третий посмотрел на маятник, покачал головой, пристрелил первого, первый, умирая, поманил третьего, пристрелил его тоже… и т. д.). Если же нет, то ясно видно, что бой является экстремальной ситуацией для всех участвующих. Они мажут, тормозят, боятся, истекают кровью и впадают в шок от ранений, впадают в шок от зрелища умирающего врага, косят шальными пулями случайных прохожих… «Ронин», «Никита» - вот ИМХО неплохие примеры экшена по-европейски.
Так вот, сохранить эту стилистику у Спилберга, ИМХО, получилось. Кое-где он даже, пожалуй, переборщил. Телохранитель Голды Меир, цепляющийся мушкой за брюки при выхватывании пистолета и практически позволяющий жертве схватиться за ствол – это несколько чересчур. Убийство датчанки из велосипедных насосов затянуто.