Из футуризма мне интересен лишь эго-футуризм Северянина. А вот к его пейзажной лирике, к теме озер, у меня устойчивая неприязнь, равно как и к патриотическим стихотворениям. Зато в основном поэзия 26-27-28 годов превосходна, а "Те, кто морит мечту", "Культура! Культура!" - одни из моих любимейших произведений того периода. Не могу также не упомянуть поэму "Колокола собора чувств" - уважаю.
И все-таки из все литературы Серебряного века творчество Гумилева мне наиболее близко. Однако ж нередко Гумилева воспринимают лишь как поэта да как выдающуюся личность, а про то, что он был и прозаиком, и драматургом, забывают. Лично я его прозу люблю не менее поэзии, а новеллу "Дочери Каина" считаю шедевром.
Ранняя поэзия Гумилева мне интересна, но не более того, хотя и последние стихотворения не очень нравятся. Ближе всего мне год 17-й: "Я и Вы", "Утешение", "Канцона вторая", "О тебе" из "Костра", а еще "Нежно-небывалая отрада", "Прощание" и "Прощение", "Уста солнца"...
А вот по-настоящему я заинтересовалась творчеством Гумилева из-за стихотворения "Сказочное", только вот ситуацию с ним я понять никак не могу. В большинстве нынешних сборников дается другой его вариант, на мой взгляд, проигрывающий вышеназванному - "В небесах". Да даже не то что в большинстве - я сумела отыскать "Сказочное" лишь в хрестоматии для средней школы (ума не приложу, как оно туда попало).
При этом в примечаниях к стихотворению "В небесах" нередко значится, что в "Жемчугах" 10-го года оно было опубликовано в другом варианте. Еслия не ошибаюсь, вообще это произведение относится к "Романтическим цветам", а "Жемчуга" 10-го года просто включали в себя переиздание "...цветов" 8-го года. Значит, "Сказочное" к тому же более поздний вариант? Хотя было еще 3-е переиздание 18-го года. Так в чем же дело? Может, в 18-м был издан вариант 8-го года? Но почему? Может, именно сейчас по какой-то причине более распространен изначальный вариант?
Да, уже безотносительно творчества. На
http://www.gumilev.ru/main.phtml?cid=5000152 лежит отрывок записи "Канцон" в авторском прочтении.