Форум Tolkien.SU

Толкинистика => Вопросы и Ответы => Тема начата: Adenis от 12/04/2023, 17:08:55

Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 12/04/2023, 17:08:55

Полагаю, что подобный вопрос уже задавался на этом форуме. Но время идёт, появляются новые материалы и исследования. Есть множество статей, исследующих вопрос, на сайтах различной степени люмпенизации, иногда с противоположными ответами. Хотелось бы если не привести к общему знаменателю, то хотя бы вывести наиболее значимые варианты ответов, и, главное (что обычно отсутствует в статьях и попытках разобраться) - следствия этих ответов.

0) Умертвия это не люди или "бывшие люди". Умертвия это некие нечеловеческие духи, вошедшие в чужие мёртвые тела.  Это не люди, не назгул, у них нет никаких артефактов вроде колец. Умершие люди без дополнительных приспособлений вроде колец Саурона или каких-то темных ритуалов (снова от злых сил) всегда уходят к Илуватару, без вариантов. Возможно, через Мандос, как Берен, а возможно и без валианско-эльфийских посредников - потому что без Мандоса на Имбаре люди все также прекрасно умирали.

1) Раз они никакие не люди и не дунэдайн, они - эльфы, отвергнувшие призыв Намо-Мандоса и решившие пожить еще. Все просто.

2) Но ведь даже плохие, "падшие" эльфы вовсе не такие идиоты, чтобы вселяться в кого попало, в какие-то мёртвые тела. Поэтому умертвия это изначально эльфы и есть. Которым сильно поплохело, но волшебная душа (феа) которых не даёт им умереть?

3) Нет, умертвия не просто "эльфы и есть". Они не похожи на эльфов, они в одежде людей-дунэдайн, у них кинжалы из нержавейки по технологии древних (нуменорцев?), и место их концентрации -  могильники (усыпальницы, мавзолеи, в широком смысле кладбища) людей, знати из Кардолана. Следовательно, это духи эльфов в телах людей, которые заняли тела людей еще при жизни, подчинили эти тела себе полностью, чтобы придать этим телам "бессмертную" (на самом деле нет, конечно) эльфийскую природу, хотя бы отчасти.

4) Но у некоторых умертвий есть эльфийские вещи! Том Бомбадил, разгоняя умертвий (так, как будто для него это обычное дело, и они послушны ему) замечает красивую брошь, "принадлежавшую той, которая была fair". Прекрасна, скажем так.

Цитата: LOTR
He chose for himself from the pile a brooch set with blue stones, many-shaded like flax-flowers or the wings of blue butterflies. He looked long at it, as if stirred by some memory, shaking his head, and saying at last: ‘Here is a pretty toy for Tom and for his lady! Fair was she who long ago wore this on her shoulder. Goldberry shall wear it now, and we will not forget her!’

Версия, что брошь из кургана была эльфийской, но носила ее человеческая девушка/женщина, возможна, но более вероятна, в свете слов Тома "мы не забудем ее", версия, что эта девушка была не человеком, а эльфом. С чего бы так запомнить Тому какую-то короткоживующую девицу, да еще и говорить "мы её не забудем" во множественном числе, что означает, что как минимум (теперешняя) жена Тома тоже была с ней знакома. Более того, в оригинале используется слово "fair', это почти fairy, мне тут видится подсказка автора.

Что случилось с этой fair знакомой Тома, не ползает ли она там же во тьме, став умертвием? Возможно нет, раз брошь не на ней. А возможно да, раз брошь эльфийская, принадлежавшая той, кто была fair, в букв.переводе - "честная", став умертвием, она бы доставляла беспокойство. Все же скорее нет: Том за столько лет нашел бы её  и ...освободил?  Тому было наплевать на умертвий по соседству, но, возможно, он бы сделал исключение для кого-то из прежде знакомых (при жизни)? Или нет? Скорее, нет.

Между прочим, брошь синего цвета автоматически означает синий цвет глаз ее хозяйки. У дунэдайн этот цвет был у потомков дома Хадора, блондинов. В Средиземье после 1й эпохи из дома Хадора оставался лишь один представитель. Звали  его Эльронд, и глаза у него были серые, а не голубые. Следовательно, можно со 100% вероятностью говорить о том, что хозяйка броши не была из дунэдайн. Следовательно, хозяйка броши была эльфом. Но что она делала в кардоланском человеческом могильнике, где хоронили знать Кардолана - потомков дунэдайн?

Это хороший материал для фанфика, скажу я вам. Эльфийская жена короля Кардолана даёт широкое поле для фантазии (основанной, однако, на авторском материале Толкина).

Но вернемся к нашим умертвиям. Если умертвия это по большей части человеческие тела, из которых некие "злые" эльфы (их духи-fea или все еще живые эльфы, с пом.некоего ритуала, или обманом) выселили самих людей, их бессмертные души, отправив их (как положено) по этапу к Илуватару, возникает вопрос: зачем было эльфам выселять людей из тел и занимать их, если у эльфов вполне неплохие свои тела? Ответов может быть несколько и они все приемлимые:
1) Эльфы, которые получили повреждение в бою или на охоте, или бытовую травму, хотят снова получить недостающие руку или ногу, или глаз. Которые у них не отрастут. А через Мандос долго или проблемно.
2) Эльфы, которые живут очень-очень долго и умирают от старости. Эта проблема (старость) у эльфов тоже есть, как и у людей, о ней упоминает именно как о проблеме, например, Аэгнор в беседе с Андрет. Во время Аэгнора уже были очень старые эльфы, чей возраст был под два десятка тысяч лет. И они не хотели умирать. И в тюрьму Мандос они тоже не хотели, даже с условием, что они выйдут из нее в новых телах, чтобы ими командовали куда более молодые короли эльфов Валинора - дети в сравнении с ними.
3) Наконец, эльфы, которые захотели поуправлять людьми. Из разных побуждений, желания власти, или желания помочь недалеким смертным. Если их король будет выглядеть как прежде, но внутри его тела будет эльф, это открывает широкие перспективы для множества сторон. К тому же есть вариант, что феа эльфа не вытеснит человеческую душу насовсем, а подчинит, или будет "мирно сосуществовать" в теле, до какого-то времени. Для человека (с т.зр. эльфа) тоже польза: его тело не умрёт быстро, а благодаря эльфийскому fea будет жить долго, по кр. дольше обычного.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 12/04/2023, 17:32:33
Толкин, с его слов, "не любил" писателя Дж.Свифта. Но точно также он "не любил" В.Шекспира и Г.Уэллса, при этом отлично был знаком с творчеством обоих, посещал спектакли по Шекспиру и цитировал Уэллса.

Умертвия Толкина очень напоминают струльдбругов Свифта. Эльфы - это струльдбруги и есть, но показанные в активной жизненной фазе, а не такими неприглядными, какими их увидел Лемюэль Гулливер. Маркетинг. В отличие от струльдбругов Свифта, эльфы Толкина не постоянно стареют, а сохраняют молодость. Однако потерянные зубы, глаза и прочие органы, в т.ч. внутренние, они не сохраняют. Что будет, если эльф повредит себе желудок или кишечник? Он не сможет правильно питаться, и его внешность, при всех "волшебных" (fairy) возможностях его эльфийского fea, будет неизбежно портиться. Если лесной эльф потеряет зубы, он не сможет жевать мясо, а кашу ему сварить не из чего, в лесу пшеница и овес не растет.

Кроме  косметических эффектов, у эльфов, частично утративших телесные функции, будут и психологические проблемы, которые перерастут в психические. Тело, испорченное по неосторожности, или намеренно на войне с гномами или орками, будет влиять на сознание, на fea, ослаблять его, и - замкнутый круг - ослабленное феа будет хуже контролировать hroa/тело.

Речь тут не только о "плохих" эльфах, которые не просто не хотят в Мандос, но "служат" Саурону (Неплохой Кэлебримбор тоже служил, кстати). Много тысяч лет у эльфов не было никакого Мандоса, а вот травмы с телесными дисфункциями были всегда. После изобретения Манвэ и Намо тюрьмы для эльфийских духов далеко не все эльфы вообще знали, что вот есть такой Валинор. Им как-то сообщали через осанвэ, возможно, но не все пожелали дослушать сообщение, или вообще прислушаться. Валинор с точки зрения самых первых эльфов, родившихся на берегу Куйвиэнен это кощунство, назначаемые валарами "короли" для эльфов - посягательство на их свободу. Мелькор со своим Утумно еще не проявил себя во всей красе, казался неопасным, иногда даже полезным, или же был где-то далеко на севере - а вот отрицательное мнение про Мандос среди будущих "авари" уже было сформировано.

Поэтому эльфийская версия про умертвий, по-моему - не просто одна из, а основная.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 12/04/2023, 18:15:06
В приложении к "Охоте за кольцом", рукописи-черновике Толкина, присутствует вариант, что курганных монстров "разбудил" Король-Чародей в своих целях (убить рейнджеров), тот же самый назгул, который ранее прислал этих духов из Рудаура заселить могильники.  "Охота за кольцом" изобилует взаимоисключениями, относиться к к этой версии серьёзно (если вообще можно относиться серьезно к фэнтези) я бы не стал. Разбудил - в смысле, активировал, придал немного сил и возможностей? Или же разбудил в прямом смысле, т.е. умертвия мирно "спали", а Король-Чародей (назгул) причинил им неудобство, заставив проснуться?

Мне больше нравится версия из стихотворения Толкина, как умертвие пришло в гости к Тому Бомбадилу. Пришло не с угрозами, а с деловым предложением - прилечь вместе с ним курганах. Том Бомбадил тоже в вежливой форме отказался. Мало того, что эта версия противоречит версии из "Охоты за кольцом" по нескольким пунктам (умертвия не надо "будить", они и так не спят, к тому же умертвия умеют ходить на длинные расстояния, говорить и обладают вежливыми манерами), данное умертвие является, по видимому, старым знакомым Тома Бомбадила, который называет его по имени. Сила имени, возможно, имеет значение, но не в данном случае: в могильниках с хоббитами одного присутствия Тома было достаточно, и никаких имён умертвий не произносилось.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 13/04/2023, 13:50:49
Или это развоплощённые умайар, вселившиеся в мумии кордоланской знати. За неимением возможности изгнать живые души людей их ихних тел. Двоечники, прогулявшие уроки Некроманта.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 13:56:21
1. Средиземские эльфы (которые не плавали в Валинор и были в курсе, кто такие люди и кто их Властелин) изначально в целом относились к людям не просто с подозрением, а с презрительной брезгливостью. Затем на основе тел эдайн были созданы тела мутантов-дунэдайн, к которым даже у средиземских эльфов было максимальное доверие, не говоря уже о нольдор-изгнанниках. К тому же эльфам очень нравились высокие, красивые, прочные и долгоживущие дунэдайн, чьи тела напоминали их собственные. Местной средиземской гопоте, служащей Морготу, нуменорцы и их потомки, эти атлантийцы, давали 100 очков вперед. Тела местных аборигенов-людей, пусть даже потомков перво-эдайн, тех, которых нольдор когда-то привлекли и наняли себе на службу, привлекали эльфов гораздо менее.

2. Средиземские эльфы должны иметь от взаимодействия с людьми какую-то выгоду, профит. Если эльфы торгуют с людьми, то выгода в том, что люди поставляют им еду и вино, в обмен на лес, который эльфы людям разрешают рубить: эльфы не какие-то чернорабочие-лесорубы вообще-то.
Если люди живут по соседству с эльфами некоторые время, это означает исчезновение кормовой базы. Люди очень быстро размножаются, пока эльф повзврослеет (100 лет), у людей уже 4-5 поколений, соотв., вся еда, которая бегает и растет, будет съедена человеческими толпами. Люди эльфам не нужны - так и было в Первую эпоху, Элу Тингол не то что не любил людей, он их презирал и ненавидел, и во Вторую, и в Третью, когда воины владычицы Галадриэль без разговоров убивали чужаков-неэльфов в своем лесу.

3. Значит, должна быть какая-то цель у эльфов, которые живут рядом с людьми и даже пытаются их воспитывать, тратят свое драгоценное время на их короткие жизни. Конечно, эдайн хорошо послужили эльфам в кач. военной охраны, пушечного мяса против Моргота, очень хорошо, так, что из самого многочисленного племени Хадора не осталось никого.
Когда  Моргота убили, эта функция эдайн стала невостребована. Должны же быть еще причины, по которым эльфы привечали потомков нуменорцев, дунэдайн?

4. Причина эта, по моему, в их телах. Эльфы и нуменорцы похожи, разве что уши у нуменорцев, возможно, другой формы, но это мелочи. Нуменорцы даже сильнее физически, хороший аддон. Эльфы, однако, намного умнее и хитрее. Если нуменорцы нужны были средиземским эльфам как запчасть, в качестве расходника при повреждении их, эльфов, прежнего тела, всё становится понятнее.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 13:59:55
Или это развоплощённые умайар, вселившиеся в мумии кордоланской знати. За неимением возможности изгнать живые души людей их ихних тел. Двоечники, прогулявшие уроки Некроманта.
Для умайар слишком уж мелко.
Тогда неясно в чем принципиальная разница между "плохим" эльфом и плохим майа. Майар (до впадения в материальность и ослабления ниже эльфов) должны быть качественно сильнее эльфов, майар способны менять тела, как это делали Саурон и Мелиан/Лютиэн, им не нужен был Мандос для восстановления тела, они не зависели от валар, как эльфы. Майар не обязаны подчиняться другим майар, существам одного ранга, см. приглашение Эонвэ для Саурона в Валинор. Думать, что умертвия - это умайар, соотв., менее логично. Вообразить-то можно что угодно, конечно. Умайар не способны, видимо, менять тела без помощи "свыше" - как балроги, как волкооборотни Моргота, которые не могли. После "падения" и соотв. оглупения, умайар были только слугами, никаких оккультных практик они сами не производили - им просто не хватало для этого ума.
Ну и да, снова: зачем вселяться в мумии, когда можно прекрасно вселиться во что-то живое и не слишком мумифицированное.

А. Ну, если нет сил вселиться в живых, а тут Назгул-Чародей велит вселяться в трупы... Ну это как бы мэйнстрим, да. Некие "духи", вселившиеся в мумии кардоланцев, судя по количеству, это все же эльфы, откуда столько умайар в одном месте? Но мне все таки кажется логичнее версия с живыми телами. Прогуливали, не прогуливали уроки Некроманта, за много тыщ лет хочешь выжить - и не такой некромагией овладеешь.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 14:12:32
Сразу же встает вопрос - а как вообще майар создавали себе тела? Полумайя Лютиэн использовала для этого "шкуру" (тело) убитой огромной летучей мыши-вампира. Т.е. она вселилась в труп, или в еще живое тело, частично восстановив его функции? Саурон тоже стал большой летучей мышью, а до того - гигантским волком оборотнем. Что, закон сохранения энергии в Арде не работает? Работает. Логично подумать, что все они вселялись в уже готовые тела зверей.

"Тела" умертвий очень сильно повреждены. Версия, что эльфы, или умайар, или кто-то еще вселяется в полусгнившие мумии (еще и без внутренностей) и затем как-то приводит их в движение, возможна, но уж слишком притянута: есть ведь куча живых тел, "вселяйся-не-хочу"
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 14:33:49
По поводу переселения душ.

Изгнать хозяина из его собств. тела, как указывает Толкин, можно с помощью непреодолимой боли. Боль вещь относительная - это просто сигналы от рецепторов в мозг. Т.е. ее можно индуцировать напрямую, без собственно воздействия на рецепторы тела, без их и его, тела, порчи. Когда Лутиэн вошла в тело летучей мыши (если принять эту версию), её собственное тело должно было остаться лежать неподалеку. Это была бы не маскировка (как нам предлагает думать "Сильмариллион"), а настоящее воплощение в новом теле, его захват. Лутиэн причинила летучему зверю нестерпимую боль, и его дух покинул тело. Добро пожаловать.
Но как же быть со эльфийско-майарским телом, если сказано, что Моргот "снял маскировку" с Берена и Лутиэни у себя в Ангбанде? Ответ есть: Морготу, как бывшему в(а)ла-стелину, не нужно тело, чтобы увидеть. Он увидел настоящий fea, (дух) под оболочкой, не летучую мышь и волкооборотня, а Лутиэнь и её сообщника. Моргот, возможно (снова единственным способом - болью) заставил Лутиэн и Берена покинуть занятые ими звериные тела.  Лутиэн станцевала и усыпила Ангбанд находясь не в (эльфийском) теле, а бесплотном состоянии, затем, после произведенного эффекта, она снова заняла тело летучей мыши (или другое подходящее) и вместе с Береном вернулась на место, где её ожидало собственное "эльфийское" тело.

Но как же откушенная Кархаротом кисть руки, сразу на выходе из Ангбанда? Не сходится!
Ага. А еще не сходится то, что Берен будучи в "шкуре" гигантского волка, т.е. перевоплотившись в волкооборотня, умудрился сочинить по дороге в Ангбанд Прощальную песню про Лутиэн.  Вы как это вообще себе представляете? Никто из соглядатаев Ангбанда не догадался, что это ненастоящие мышь и волк, следовательно, это была не маскировка, а реальное воплощение (как и в случае с Финродом и его командой, кстати.) Берен идёт на своих двоих, на нём волчья шкура, и надпись: мы волкооборотень и летучая мышь, а вовсе не Берен и Лутиэн из Дориата.

По тексту "Сильмариллиона", Берен находился в облике волка в Ангбанде до самой развязки. "Лютиэн же волею Моргота лишена была своего одеяния" - т.е. тела летучей супермыши. Но потом Лутиэн смогла отвести глаза Морготу, и "подхватив крылатое одеяние свое, воспарила, и голос ее полился сверху, словно струйки дождей в озера глубокие и темные". Т.е. она снова овладела телом летучей мыши, и пела в её образе! Вот ведь правду говорят, любовь зла, полюбишь и козла летучую мышь. Соблазнив и усыпив Моргота, Лутиэн, наконец, извлекла Берена из его "шкуры", т.е. тела волка, чтоб тот вырезал сильмарилл из короны. Берен пожадничал и задел Мелькора-моргота, тот шевельнулся и "ужас упал тогда на Берена и Лютиэн, и бежали они, не видя ничего вокруг и позабыв про свои обличья". Тут на выходе им и встретился проснувшийся Кархарот.

Здесь Лутиэн оставалась без "одежды", т.е. без тела, в чистом fea. Берен так не умел, это проблема. Получается что когда Лутиэн "извлекла" Берена из "шкуры" волка у трона Моргота, она переселила его в другое подходящее (человеческое) тело - какое ей попалось. И уже у этого тела Кархарот откусил руку. Выглядит необычно, да?

Лутиэн, согласно книгам Толкина, была "наполовину" майа. Быть беременной наполовину, как известно, нельзя. Лутиэн обладала свойствами майа целиком и полностью, сравниться с ней в могуществе в Средиземье не смог даже Саурон, и даже сам Моргот (влюбившийся и возжелавший её, согласно Лэ о Лэйтиан) был покорён её "волшебной", сверхественной силой майа. И всё же создать для себя облик с нуля - это очень энергозатратно (это было причиной сдачи ей Минас-Тирита Сауроном) и долго. Лутиэн, по этой логике, должна была в теле лет.мыши вернуться к своему телу, и вернуть Берена к его исходному телу, чтобы переселить его и себя обратно. Либо - этот вариант менее нагляден - Лутиэн несла тело берена в лапах летучей мыши, пока тот бежал за ней в облике волка до самого Ангбанда?

Противоречия есть, но они не столь критичны.

P.S. Уж что-что, а причинить боль слуги Черного В(а)ластелина, такие как Саурон, и его собств. слуги, в свою очередь, умели хорошо. И эльфы от них не отставали. Как минимум не отставали.



Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 15:30:16
Есть еще одна версия появления умертвий, которую я мог бы выдвинуть как фанат  серии игр TES . Что если умертвия - это призванные духи вообще из другого мира?

В TES5 полно гробниц и оживших мертвецов в них. Эти мертвецы, драугры -  результат работы некромантов, т.е. колдунов, специализирующихся на подселении в умершие тела людей неких сущностей с других миров/планет, в терминологии TES - "планов". Эти сущности могут быть "призваны" и подселены в тела. Техническая процедура такого оживления "с подселением" c помощью "камней душ" в самой игре TES5 описана только для умерших тел, однако в игровой литературе (книгах, которые можно прочесть в процессе игры или на её вики) есть множество случаев, когда эти иноплановые "сущности" захватывают и живых людей, например, такое случилось с будущей королевой Потемой, в тело которой подселился демон (убитый в обличье волкоборотня, чья душа была заточена в камень, носимый матерью Потемы), постепенно став полным его (тела) хозяином.
Цитата: Королева Потема, ч.1
В осеннюю пору года, принц Пелагиус, сын принца Уриэля, который приходился сыном императрице Кинтире, племяннице великого императора Тайбера Септима, пришёл в город-государство Камлорн, что в Хай Роке, дабы посвататься к дочери короля Вульстеда. Имя её было Квинтилла. Прелестнейшая из венценосных дочерей Тамриэля, она обладала всеми женскими добродетелями и была к тому же искусной волшебницей.
Пелагиус к тому времени был уж одиннадцать лет вдовцом и имел юного сына по имени Антиохус. Прибыв ко двору, Пелагиус узнал, что городу угрожает демон-вервольф. Вместо сватовства и ухаживаний Пелагиус и Квинтилла отправились спасать королевство. Его мечом и её чародейским искусством чудовище было повержено. Мистическими силами Квинтилла сковала душу монстра, переселив её в драгоценный камень. Позже Пелагиус приказал ювелиру вставить этот камень в кольцо и женился на своей возлюбленной.

Но говорят, что душа ужасного волка оставалась в заточении только до рождения их первого ребёнка…

Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 13/04/2023, 17:12:49
И всё же... эльфам с их врождённой эстетикой претило бы напрочь вселяться в мумии или оставаться в усопших телах нуменорцев. Выбить живого в аутсайд - куда не шло. Но влазить в ходячую мертвечину... брр. Нет, это либо запертые некромантией в трупах души погибших, либо духи-одержатели. Которых как раз и вселили в трупы, чтобы они не шатались и не досаждали живым - как джиннов в кувшины. Да не учли, что они теперь могут шататься и досаждать, как оператор в экзоскелете.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 18:04:49
И всё же... эльфам с их врождённой эстетикой претило бы напрочь вселяться в мумии или оставаться в усопших телах нуменорцев. Выбить живого в аутсайд - куда не шло. Но влазить в ходячую мертвечину... брр.
С одной стороны, эльфы вселялись в свежие трупы без всяких комплексов - Финрод в орочьи, Лутиэн (хотя она все таки полумайа) вообще в зверей, мышей летучих... С другой стороны, да, это было редким явлением. Или не очень?
Нет, это либо запертые некромантией в трупах души погибших, либо духи-одержатели. Которых как раз и вселили в трупы, чтобы они не шатались и не досаждали живым - как джиннов в кувшины. Да не учли, что они теперь могут шататься и досаждать, как оператор в экзоскелете.
Предположить можно что угодно. Нужна теория, в которой есть объяснение, как и почему это было сделано. Абстрактное "запертые души погибших" слишком общо и неразвито. Кто это сделал, каким образом?

Процедура подселения "плохим" эльфом в чужое тело описана у Толкина довольно подробно. Аналогичных процедур, практикуемых некромантами-людьми - не припоминаю. В отношении людей эльфами - да, случаи есть, например, всё тот же Берен, несколько раз: 1) когда Финрод "пересадил" его в "шкуру" орка 2) аналогично с Лутиэн,  поход в Ангбанд, "шкура" волка 3) наконец, воскрешенный Лутиэн Берен - типичный сеанс некромантии. Секунду, "светлой", доброй некромантии.

Имин, Тата и Энель, раз-два-три - трое легендарных эльфийских патриархов, прогодителей трех народов квенди-эльфов. Если они были живы в Средиземье, эльфы бы узнали о них. Если бы они умерли и/или пришли на зов Намо в Мандос, эльфы бы знали об этом. Но они не были живы, не умерли и не пришли на зов.

Из людей был только один особенный род, который "менял шкуры", род Беорна, специализировавшийся по переселению в медведей. Был ли Беорн человеком в полном смысле слова? Нет, обычные люди так не умеют. Беорн, следовательно не был человеком.

По поводу "смены шкуры" Гэндальф что-то знал, и не только в плане теории. Везде в (переводных) текстах Толкина этот эффект переселения в другое тело именуется "сменой шкуры", с акцентом на шкуру, что у Беорна, превращавшегося в  медведя, что у Финрода, с его "шкурами орков". Технически это выглядет, я полагаю, как временная смена тела. Если сменивший тело слишком задерживается внутри, он сам начинает становиться тем, в чьей шкуре находится - тело влияет на дух. И если слишком задержится - останется в чужом теле навсегда, приобретя привычки того, чье (звериное) тело занял. Если не настолько силён, чтобы переделать тело по образу первоначального тела, конечно.

К слову, пёс Хуан - (не)типичный волколак. Волколак - человек-волк. Ликантроп. Не оборотень, или оборотень, если угодно, застрявший в шкуре волка, животного (в случае Хуана - огромного пса) раз и навсегда. Он сохраняет разум, как и волколак, но не может говорить, как не может говорить волколак. Хуан мог говорить трижды в жизни, все таки он был нетипичным).

Говорящие животные Средиземья - не были ли когда-то эльфами?) Судя по тому, что труповолк-Берен, скачущий в Ангбанд сочинил и поведал летучей мыши-Лутиен свою балладу о ней, он мог говорить. Спустя какое-то время, если бы Лутиен не извлекла его из тела волка (а сам бы он не смог), Берен разучился бы говорить, а затем (если бы прожил достаточно долго) вообще позабыл, что он умеет говорить. Как балрог. Р-р-р-ок! Рок.

P.S. Если следовать этой теории, то Саурон, "принявший облик величайшего волка" и затем побежденный Хуаном, вселился в тело свежеубитого Хуаном Драуглуина. Который и был этим самым "величайшим волком", буквально. И который (возможно для этого) приполз к Саурону и сообщил, кто пришёл (как будто Саурон сам не догадался, кто его волков перебил). Затем в тоже самое тело многострадального волка (уже довольно протухшее) проходившая мимо Лутиэн подселила дух Берена, и в таком виде тело Драуглуина доскакало аж до Ангбанда - и осталось лежать у трона Моргота.

P.P.S. Дор Фирн-и-Гуинар (Dor Firn-i-Guinar) означает "Земля мёртвых, которые живут", т.е., "Земля живых мертвецов". Красноречиво, не так ли? Всё во имя благих валар, так просто из Мандоса не выйдешь.

P.P.P.S. Раненое тело Драуглуина было использовано Сауроном, но не было убито Хуаном. Когда Саурон покинул его (и вселился в летучую мышь), тело осталось лежать в сохранности, без контролирующего его главного духа, но не будучи мёртвым (подобный прецедент - тело Мириэль). Именно поэтому и только поэтому это тело могло быть вторично использовано Лутиэн для Берена.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 13/04/2023, 21:59:53
Всё равно нет резона истаявшим эльфам влазить в тушку человека. Да и для фёа убитого эльфа это идиотский выбор. Подловить-заместить живого человека - это да. Но становиться живой мертвечиной до падения Солнца, до края врёмен. Это отстой. Разве что как временный экзоскелет, для последующего захвата тушек глупых хоббитсов.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 23:13:10
Всё равно нет резона истаявшим эльфам влазить в тушку человека. Да и для фёа убитого эльфа это идиотский выбор. Подловить-заместить живого человека - это да. Но становиться живой мертвечиной до падения Солнца, до края врёмен. Это отстой. Разве что как временный экзоскелет, для последующего захвата тушек глупых хоббитсов.
Забываете, что fea эльфа способна усилить тело человека. Никакой разницы между телами людей и эльфов нет, ни принципиальной, никакой. Вся разница в том, кто в этом теле, природа fea, им владеющая.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 23:16:50
Люди для эльфов - идеальный вариант для гарантийного ремонта. Их fea слабее, связь между телом и человеческим духом - слабее. Если выгнать дух человека из его тела, и самому одеться в это тело, оно с эльфийским хозяином ничем не будет отличаться от эльфийского, вообще ничем. А уши можно и заострить.

Для эльфов их тело - одежда. Пригнанная тщательно, возможно, но все таки одежда, которую можно сбросить и поменять.

Давно хотел заметить, что (некоторые) эльфы могли изначально расценивать людей как бесплатный гардероб. В этом они ошибались, но не на 100%.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 13/04/2023, 23:25:04
Хотя вот насчет того, что нормальному "непадшему" эльфу лезть в чужую одежду некомильфо - согласен. Одеваться в чужое тело, которым владел смертный...фу.

Но иногда приходится совершать немыслимые вещи)

Например, из всего вышеизложенного прямо следует, что Андрет могла надеяться, что её любимый Аэгнор, родной брат Финрода, сможет помочь ей пожить подольше - в случае успешной взаимной любимости, разумеется. Сам Финрод успешно проделал подобную штуку с человеком Береном - переселил того в тело орка, для маскировки. Ну и все прочие эльфы заняли орочьи тела. Дух Берена в теле орка - Саурон распознал подмену, а вот те орки, которы поймали Финрода с компанией его эльфов и Берена в орочьих телах - они не догадались, они только заметили подозрительных орков вблизи Минас-Тирита на Тол-Сирионе, виноват, Тол-ин-Гаурхоте, и отвели к своему большому боссу.

Не думаю, что Андрет (в исполнении писателя Толкина) могла преследовать корыстные цели, покоряя сердце эльфа Аэгнора. Но этот вариант лежит на поверхности: Андрет стареет, её любимый Аэгнор не может наблюдать это и помогает ей помолодеть единственным возможным образом: путем переселения в другое тело.

Аэгнор не стал связываться со смертной и по этой причине тоже - чтобы не искушать себя, не нарушать законов валар.

Добавлю еще, что если считать, что слова "Саурон сорвал орочьи личины/маскировку с эльфов" - после того, как победил Финрода в финале конкурса "Голос" - означают, что он обнажил их голые бестелесные fea, все становится на места. Дальнейшие терзания орочьих тел с помощью волколаков - это пытки, чтобы добиться от них, кто они на самом деле, а не собственно желание как-то их помучительнее убить (это сопутствующее).  Эльфы заняли тела орков, лишив тех дома - они развязали Саурону руки. На суде в Мандосе Финрод если и упомянул об этом эпизоде, то как о смешном, хотя и досадном моменте. Ну, почти получилось провести, так и не допытался Саурон, ушли в Аман , оставив его ни с чем. Ну, с трупами орков. Весело же. Поэтому Эонвэ не мог толком ничего предъявить Саурону, хотя Финвэ уже побывал в Амане и был допрошен: смерть за смерть, все в порядке, языческие законы древности. В сущности, Саурон даже и не убил никого из эльфов - потому что они были в телах убитых ими орков. Нечего предъявлять.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 00:07:06
Всё равно нет резона истаявшим эльфам влазить в тушку человека. Да и для фёа убитого эльфа это идиотский выбор. Подловить-заместить живого человека - это да. Но становиться живой мертвечиной до падения Солнца, до края врёмен. Это отстой. Разве что как временный экзоскелет, для последующего захвата тушек глупых хоббитсов.
Забываете, что fea эльфа способна усилить тело человека. Никакой разницы между телами людей и эльфов нет, ни принципиальной, никакой. Вся разница в том, кто в этом теле, природа fea, им владеющая.
Но есть разница между живым телом и неживым. Кэп. Внимательнее.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 00:08:46
Люди для эльфов - идеальный вариант для гарантийного ремонта. Их fea слабее, связь между телом и человеческим духом - слабее. Если выгнать дух человека из его тела, и самому одеться в это тело, оно с эльфийским хозяином ничем не будет отличаться от эльфийского, вообще ничем. А уши можно и заострить.
Живое тело, живого человека. Не мумия.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 14/04/2023, 00:47:42
Я про живое тело. Мумии никому не нужны.
Скажем так, относительно живое, такое, в котором способно выжить эльфийское fea.

"Мумии" из Тирн Гортада, следовательно, не всегда были мумиями-струльдбругами. Когда-то к успеху шли.

Сделка: я пускаю в своё тело fea эльфа, а он мне за это даёт бессмертие и уверенность в завтрашнем дне.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 11:26:17
Если бы в такое тело заселился эльф - стало бы оно мумией? А когда бы стало - сидел бы в нём эльф? Или пошёл бы искать новое?
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 14/04/2023, 13:21:39
Стало бы, если бы такого эльфа запереть надолго. Эльфы благодаря своей fea могли долго жить без еды и воды. Мэдрос провисел на скале 8 лет, из которых 3 валианских года, т.е. выходит на самом деле сильно больше 8ми обычных "солнечных" лет.

Умертвия не всегда были умертвиями. Какое-то время они могли выходить из могильников довольно далеко (см. эпизод в стихах с Томом Бомбадилом и пришедшим к нему в гости умертвием), а еще раньше, возможно, вообще внешне не отличались от людей (и/или эльфов). могу предположить, что эльфийское феа, запертое в бывшем человеческом теле, влияет на сознание. После нескольких циклов смены тел такие будущие умертвия постепенно забыли, что им нужно есть и пить, деградировали, высохли и помнили только об одном: как им сменить тело в очередной раз. Проишествие в могильниках была про это: перекачка сознания уже началась, хоббиты вдруг "увидели" события далекого прошлого, Том Бомбадил успел прервать процедуру.

Еще раз напомню, почему я за версию, что умертвия имеют эльфийскую духовную природу (и человеческую телесную). Кэлебримбор. И Галадриэль, в первую очередь. Вообще все средиземские эльфы, страдающие от развоплощения, увядания - своих тел, разумеется.

У Толкина все упоминания "похитителей тел" (не из высших духов) относятся к эльфам. Люди так не умеют, их fea  гораздо слабее. У эльфов и их слуг дунэдайн - хорошая некромантия волшебная сила, ей вполне можно пользоваться. У врагов эльфов и их слуг, соотв., плохая. Поэтому враги не должны ей пользоваться. Хотя пользуются всё равно. Ну, они ведь поэтому и падшие, и враги, потому что нарушают законы валар.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 17:14:18
Кем запертые? Кому и как под силу запереть феа эльфа в тушке умертвия против его воли?
 
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 14/04/2023, 19:04:13
Кем запертые? Кому и как под силу запереть феа эльфа в тушке умертвия против его воли?
Писал о том, что fea эльфов занимают живые тела, а не то, что вам показалось.

Ну то есть я в первом сообщении написал версию, что умертвия это эльфы, завладевшие телами потомков нуменорцев в Кардолане еще при их жизни, возможно, с согласия владельцев, желавших бессмертия своего тела (и, возможно, но необязательно менявшие тела несколько раз), пока деградация их эльфийских fea не стала столь сильной и очевидной, что они забыли, кто они, и помнили только о том, кем они были когда-то, или кем были их со-владельцы.  Под конец умертвия помнили только о том, как надо вселиться в новое тело. Степень адекватности их, т.о., со времени общения на пороге дома Тома Бомбадила и до появления хоббитов в Могильниках, уменьшилась до минимальной величины.

Голлум со временем имел все шансы стать подобным умертвием (до окончательного развоплощения). Схема похожая.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 14/04/2023, 19:53:41
Ну то есть вас не устраивает, что по тексту Королэль чародей посылает неких духов (это могут быть только духи эльфов, т.к.человеческие не способны существовать вне тела без нечеловеческой поддержки извне, а Король чародей был человеком, пусть и с кольцом), чтобы эти некие духи, присланные в Тирн Гортад, как вам кажется, вселились в тамошние трупы?

Дело в том, что за 14 лет до того Кардолан был поражен чумой, и население сбежало как раз в Тирн Гортад, который был вообще-то не могильниками изначально, а столицей Кардолана. Понятнее теперь?
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 20:24:54
Adenis
Цитировать
пока деградация их эльфийских fea не стала столь сильной и очевидной, что они забыли, кто они, и помнили только о том, кем они были когда-то, или кем были их со-владельцы.
Фантдопом  фантдоп обосновав. С каких дел эльфы-одержатели так деградировали? Когда успели?
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 20:27:42
(это могут быть только духи эльфов,
Сова скрипела и трещала, и мыслям пролетать мешала гора иссохших тел...
Это могут быть умайары, на что я и указал.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 14/04/2023, 20:45:24
Ну и да: КЧ послал духов вселиться в кого? В кого было вселяться в вымершем Тирн-Гортаде?
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 15/04/2023, 00:58:46
писал выше, что через 15 лет после эпидемии чумы Кардолан вымер, остатки жителей сбежали в столицу, Тирн Гортад, позднее ставший известен как Могильники. Король чародей прислал  с некоей целью им туда неких духов. По моей версии, эти духи были см.выше
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 15/04/2023, 03:01:54
Ну и да: КЧ послал духов вселиться в кого?
В остатки живых людей, в умирающем от чумы Кардолане, в его последнем оплоте - древнем Тирн Гортаде. Возможно, больных, умирающих, но живых. В трупы вселяться бессмысленно.

В кого было вселяться в вымершем Тирн-Гортаде?
В остатки населения Кардолана, которые там скрывались от чумы и врагов.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 13:46:10
Не бьётся: «Тогда же (во время Великого мора, охватившего Гондор в 1636 году) пришел конец дунедайн Кардолана, и злые духи из Ангмара и Рудаура пробрались в покинутые могильники и поселились там».
В покинутые могильники они пробрались, вымершие.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 13:55:27
It was at this time that an end came of the Dúnedain of Cardolan, and evil spirits out of Angmar and Rhudaur entered into the deserted mounds and dwelt there.

The Lord of the Rings, Appendix A, Annals of the Kings and Rulers: Eriador, Arnor, and the Heirs of Isildur.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 15/04/2023, 14:33:25
... ...злые духи из Ангмара и Рудаура пробрались в покинутые могильники и поселились там».
В покинутые могильники они пробрались, вымершие.
Вам самому фраза "покинутые могильники" странной не кажется?

Здесь есть комментарий (https://tolkiengateway.net/wiki/Barrow-downs) с отсылкой к источнику:
Цитировать
Around T.A. 1636[12] The Witch-king sent[13] evil spirits from Angmar and Rhudaur to the Barrow-downs, which inhabited the deserted barrows.[3] It is possible that the terror of the Barrow-wights prevented any attempt to resettle the Barrow-downs.[14]

"the terror... prevented any attempt to resettle the Barrow-downs" - "ужас...  препятствующий любым попыткам переселения".

Т.е. до войны и последующей чумы это место было жилым. Это было что-то вроде долины царей место захоронения рядом со столицей, как и положено. Может не в курсе, но "могильники" Др.Египта находятся в непосредственной близости от Луксора - который, в свою очередь - древняя столица Египта, Фивы. "Построен" на месте г. Фивы, т.е. он и есть древний Уасет, Фивы стовратные. На одном берегу Нила могильники, а на втором- жилой город, столица Среднего и Нового Царств.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 14:39:46
Это невдалость перевода. Там покинутые курганы.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 14:57:09
Иногда полезно работать не только на передачу. Тогда не придётся "избивать чучело".
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 15/04/2023, 17:18:02
Всё, больше ничего? ну, мне тоже надоело.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 19:15:34
А матчасть по умертвиям - раз-два и обчёлся.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 15/04/2023, 19:17:27
Хыыыы
Цитировать
Около 1636 года Т. Э. [12] Великая чума распространилась на Кардолан с юго-запада, и большая часть населения Кардолана умерла. Король -Чародей послал [13] злых духов из Ангмара и Рудаура в Могильники, населявшие заброшенные курганы. [3] Возможно, что террор Могильных Умертвий предотвратил любую попытку переселить Могильных Даунов. [14]
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 20/04/2023, 12:29:40
Barrow-mounds

Не уверен, что Толкин был в курсе того, что я вам сейчас поведаю, но возможно и был. Если так, то всё становится интереснее.

Barrow-mounds - это не "могильники" и не "могильные холмы". Эти два слова переводятся как "Холмы-насыпи", т.е. насыпные, рукотворные холмы (или курганы, кому как больше нравится).

Если бы переводчики "Властелина колец" озадачили себя вопросом о значении этого слова, они бы перевели эту фразу в ед.ч. не как "Могильник", а как "Погост". Погост изначально - не кладбище. Это место для гостей, для купцов и приезжих, а также - внимание - для сбора дани. Место, где останавливался князь. Это не я придумал, это Веселовский Степан Борисович, академик АН СССР. Погост разрастался, приезжали и рождались люди, они умирали.

Тут бы мне остановиться, написать, что холмы-курганы на другом берегу реки от поселения, на некотором расстоянии от реки - это все же могильник, курганы созданы с единственной ритуальной целью, чтобы захоронить в них тела умерших. В нашем (сказочном, фэнтезийном) случае - умерших потомков дунэдайн Кардолана.

Но у меня изначально возникли сомнения. Зачем столько курганов? Зачем складывать в курганы столько всего полезного - не столько золота-драгоценностей но и одежды, оружия, утвари? Я не только про курганы Тирн Гортада, а и, например, про насыпные холмы Любытино Новгородской области. Любытино - известное место, там давно ведутся раскопки.  Также (https://zema.su/blog/istoriko-kulturnyi-kompleks-lyubytino-drevnerusskaya-derevnya-kak-zhili-i-chem-pitalis-nashi-pr/) "в Любытино на месте проживания древних славян, среди курганов и захоронений воссоздана настоящая деревня 10-го века, со всеми хозяйственными постройками и необходимой утварью."

То есть курганы и поселение - это естественно и нормально. Никто не будет строить архитектурные излишества где-то далеко от города, потому что нужны инструменты, рабочие руки, и главное надо поддерживать эти курганы, а также защищать от воров. Вот вы долго строили курган, потом сложили туда кучу полезных вещей и  дорогих украшений, а назавтра пришли вредные гномы во главе с проф.взломщиком-хоббитом, и все вынесли.

Но что если курганы - это и есть поселения? Посмотрите на хоббичьи курганы с их "норами", как их обычно изображают. Загуглите, выпадут картинки с курганами, в которых окна и двери, или только двери - как и в "могильных" курганах. И ничего, хоббиты живут себе.

В реальности, не обяз. у Толкина, зачем цивилизации столько усилий по постройке бесполезных сооружений? Скажете, это влиятельные люди, князья, вот у Толкина богатая знать  Кардолана похоронена в курганах... Больше нечем было заняться, кроме как курганы рыть? Здесь должно быть поселение, но никаких следов домов, зато множество  рукотворных холмов-"гробниц", оборудованных для "жизни после смерти". Ну, принято считать так.

Что если эти холмы были местом проживания местного населения - еще в 1Э, до прихода благородных дунэдайн, ограбивших и заставивших отстраивать им огромные города-крепости? В холмах было удобно, приезжает князь, собирает дань, в т.ч. в виде живых душ, рабочих рук. Постепенно холмы вымирали, пытались заселяться снова - об этом указано у Толкина, что во время чумы попытка заселить холмы таки была, тут-то и пригодились "злые духи Рудаура".

Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 20/04/2023, 12:57:08
А пирамиды - это жилища египтян, откуда их выгнали жадные жрецы и фараоны.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 20/04/2023, 13:02:30
*** А пирамиды - это жилища египтян, откуда их выгнали жадные жрецы и фараоны.
Хороший пример, кстати. Пирамиды это 100% не гробницы.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 20/04/2023, 13:06:49
Тут совсем криминальный сценарий нарисовался. Врачи-вредители. Агенты Некроманта, которые под видом профилактики и лечения мора (привет вакцинам) вводили здоровых людей в транс, изгоняя или вводя феа в грёзы, а бесхозные тела занимали злые духи. Приходилось отселять одержимых в курганы. Где они стали известны, как умертвия.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 20/04/2023, 13:16:54
Попутно: вас не смущало, что в мире Толкина совершенно отсутствует криминал? Никакой мафии, ндрагенды, триады. Одни только глупые тролли. Да, можно предположить, что больших и малых воров сразу вешали, как на Диком Западе. Но внимательный читатель вспомнит, что Король-Чародей захватил Форност во главе разбойного сброда. То есть уже тогда существовали назгульские ЧВК, систематично абсорбирующие маргиналов и криминал в свои ряды, и бросающие их на штурм торговых домов и престольных градов.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 20/04/2023, 13:54:21
Некромант, который (предположительно) в прошлой жизнях звался Саурон, Аннатар, Майрон - сотрудничал с эльфами. Сотрудничество это в разные эпохи происходило по-разному и с разной степенью успешности. С Финродом не очень, с Кэлебримбором гораздо более успешно. Почему бы не предположить, что и с другими эльфами у Саурона была коллаборация? Эти эльфы могли быть из авари, не такие идейные, как Финрод. Даже Галадриэли с Кэлебримбором казалось, что вот сделаем колечки, и заживём. А то что Аннатар вовсе не из Валинора, о чем Галадриэль прекрасно знала, и уж точно сообщила Кэлебримбору, ну это и неважно.

Вот такие вот "другие" эльфы могли быть теми "злыми духами", посланными главным слугой Саурона, Королём-Чародеем в разорённое чумой и войной городище Кардолана, Тирн Гортад. Если другие города  к тому времени были разорены более чем полностью, Тирн Гортад оставался последним жилым поселением. Тарбад был покинут, последние жители ушли оттуда в Артедайн во время чумы 1636 3Э. Минхириат - по соседству с Тирн Гортадом - был в очередной раз опустошен, люди, пытавшиеся населить Тирн Гортад, были, полагаю, как раз из Минхириата.

Вот здесь (https://vescon.org/materialy/materialy-2018/doklad-tirendol-kultura-kardolana/) автор (Тирендиль) в докладе на Весконе рассуждает схожим со мной образом, но идёт еще дальше, предполагая, что Тирн Гортад (под другим именем, конечно же) был ни много, ни мало столицей Кардолана. Это возможно, и даже весьма вероятно, раз последний князь Кардолана погиб при обороне Тирн Гортада и был похоронен там поэтому, а не потому что это, дескать, "могильники". Вопрос только в том, нужна ли Кардолану "столица", в полноценном смысле. Кардолан - осколок Арнора, столицей которого был Аннуминас.

Если посмотреть на карту (https://lotro-wiki.com/images/e/e3/Map-Arnor.jpg) Арнора, можно заметить множество разных "холмов". Дальние, Белые, Южные, Северные холмы. Башенные, холмы Weathertop ("туманные", или "заверти", или "заветрия" в разных переводах). И наши Barrow-Mounds.

Северные холмы - это Форност. В Форносте находился  палантир Аннуминаса, после оставления последнего. Холмы Weathertop - это Башня Амон Сул, там тоже был палантир. Слово "башня" не означает одинокое сооружение - это гарнизон, который надо кормить и обслуживать, а значит, это обязательно поселение, небольшой город.

В Кардолане было несколько достаточно крупных городов, претендующих на столицу. Тирн Гортад под конец существования Кардолана мог стать столицей из-за его уважаемой древности, месторасположения (в центре), а также из-за разрушения и вымирания прочих городов от войн и чумы. Было ли столицей место, которое стало называться "Тирн Гортад" изначально, после распада Арнора на незалэжные королевства? Это возможно. Но думаю, что, например, богатый (возрожденный в 3 эпоху) Тарбад мог претендовать звание столицы более уверенно. Ставка князя для сбора дани - "погост" - вот то, чем всегда был  Тирн Гортад.


Попутно: вас не смущало, что в мире Толкина совершенно отсутствует криминал? Никакой мафии, ндрагенды, триады. Одни только глупые тролли. Да, можно предположить, что больших и малых воров сразу вешали, как на Диком Западе. Но внимательный читатель вспомнит, что Король-Чародей захватил Форност во главе разбойного сброда. То есть уже тогда существовали назгульские ЧВК, систематично абсорбирующие маргиналов и криминал в свои ряды, и бросающие их на штурм торговых домов и престольных градов.
Мельком описаны криминальные элементы в крупнейшем городе Эриадора 3Э, Бри, в из одного которых запустил огрызком Сэм. Гостиница неспроста называлась "Фарцующий пони", кажется. Ой, нет, "Гарцующий".
Самый известный вор в Средиземье - это Бильбо, укравший сначала личную вещь, подарок на день рождения, а затем переквалифицировавшийся во взломщика.[

...добавлю, что главных воров - воров тел, "плохих" эльфов, не вешали. Они были в законе, свои. Да и повесить можно только тело.
/spoiler]


Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 20/04/2023, 17:13:12
"Бездомные" эльфы вполне могли быть под началом у Некроманта и Ангмарца. И эти как раз могли вселяться в умертвий, чтобы завладеть через ритуал или пытки телами изловленных на погостах живых, изгнав их из хроа.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: Adenis от 21/04/2023, 10:02:40
Ну да. Тезисы (по ходу рассуждения):

1) "Тирн Гортад" (под другим названием) в середине 3й эпохи был жилым поселением, там были люди (как минимум во время кардоланской эпидемии чумы)

2) злыми "духами" могли быть только "плохие" эльфы или умайар, люди так не умеют

3) столько умайар в одном месте - необычно, их у Толкина-то раз-два и обчелся, а тут десятки, если не сотни. Значит всё же эльфы.

4) эти злые духи вселялись в живые тела, мертвые не имеют ценности.

5-v1) Человеческое население Тирн Гортада было "проклято", в них против их воли вошли "чужие",

либо (что вероятнее)

5-v2) население было вовсе не против "подселения", возможно, призвало "злых духов" само. Для подобных вещей требуется согласие - как пригласить войти вампира, например. Есть варианты, когда согласие не требуется, конечно, но эта версия мне кажется изящнее и логичнее. Целое поселение "заражено" "злыми духами" - при том что (это важно) - память у умертвий осталась как у кардоланцев! Т.е. злые духи если и вошли в тела людей, то не смогли, не успели или не особо пытались изгнать из тел духи их человеческих хозяев, исходных владельцев. Это могло быть частью контракта.

Способ действия назгульих колец был основан на эльфийских феа. Саурон создал Главное кольцо, вложив свой бессмертный дух - пока не будем уточнять подробности. Эльфы-мирдайн, создавшие будущие "гномские" и "человеческие" кольца, тоже должны были аналогично вложить в них, условно, "частицу себя", причем не в переносном смысле. Чтобы что-то получить, надо что-то отдать.

Исходя из этих рассуждений, умертвия - это люди, усиленные эльфийским fea, подобно тому, как назгулы - это люди, усиленные эльфийским fea, находящимся в кольцах. Это некромантия: этому искусству Аннатар-Саурон обучал Кэлебримбора и его коллег. Отличие в том, что эльфийская (по природе и по назначению, изначально) природа кольца назгул - работа тонкая, это искусство, а "создание" умертвия - простая и естественная: подселение в тело, "одержимость". Переселить, изгнать злых духов, например, в свиней было ещё некому.

Как контртезу можно, конечно, вспомнить про "призраков" Дунхарроу Арагорна, которых он повёл на бой с моряками ("пиратами") Умбара. Но это не совсем аналоги умертвий, призраки те, хоть и называются в книге "мертвецы", "Dead Men", но были вроде назгул, в призрачных, а не полуистлевших телах. С ними мне пока вообще не понятно. Мэри Сью Толкин любил и ценил, культивировал в разных ипостасях, но может со временем найдется найти хоть какое-то объяснение этому очередному притягиванию "бога из машины", мертвецам Дунхарроу.
Хотя... призраки могут быть аналогами умертвий, только спустя еще многие столетия, ведь призраки Дунхарроу старше умертвий на неск тысяч лет, они из конца Второй эпохи, а умертвия - только из середины Третьей эпохи. Может, умертвия еще бы развоплотились до стадии призраков?

P.S. По поводу колец - надо уточнять, разбираться, создавал ли Кэлебримбор сотоварищи кольца для гномов и людей специально, или же изначально это всё таки "эльфийские" кольца по себя, при участии Саурона. "Чисто эльфийские" три кольца - тут всё понятно, вроде бы. Заклинание "три кольца - эльфам, семь - гномам, девять - людям средиземья" - это было уже потом, при создании объединяющего, управляющего кольца Саурона. Возможно, изначально все кольца были "эльфийские", т.е. для эльфов? То, что Кэлебримбор лично подарил кольцо своему другу, королю гномов Дурину, не говорит о том, что кольца были "под гномов" изначально.

P.P.S Считаю, что с "мертвецами Дунхарроу" Толкин очень сильно облажался просчитался, и литературно/сюжетно, и концептуально/идеологически. Литературно - потому что это типичное затыкание сюжетной дыры. Концептуально - потому что никто, ни один злодей, ни Мелькор, ни Саурон не совершал такого святотатства - запирал целый народ людей в Эа (материальном мире) на много тысяч лет, не давая им уйти к Эру Илуватару. При этом по всему выходит, что сам Эру Илуватар им и не разрешал уйти, мучая их в виде призраков. Кстати, точно так же Эру Илуватар поступил и с дунэдайн Нуменора, которых он "на дно морское" опустил, в ожидании Конца света и Последней битвы. Ладно нуменорцы, но люди Дунхарроу всего лишь не захотели гибнуть за невесть откуда взявшихся "правоверных" Людей Запада (т.е.дунэдайн) - и их за это в призрачную дивизию... То, что они "поклонялись Саурону" - э, так и вы, нуменорцы поклонялись, еще как. Сбежавшие Элендил с сыновьями - тоже поклонялись ведь, пока не сбежали!

Цитата: Элендиль убеждает отца не предавать своего короля
Неужели ты предашь короля? Нас обвиняют в том,  как тебе известно, что мы изменники и доносчики, но до сегодняшнего дня в этих обвинениях не было ни слова правды
Впрочем, с учетом того, что в совр. кафолической схеме грешные люди благодаря Доброму Всепрощающему христианскому Богу попадают в ад навсегда, это еще цветочки.
Название: Умертвия (Barrow-wights) из Тирн Гортада: вопросы и следствия
Отправлено: старый тук от 21/04/2023, 11:35:12
Логика в таких рассуждениях про добровольную одержимость есть. Эльфы, как известно, моровым поветриям не подвержены и живут очень и очень долго. А тут - чума бушует. И если бомжи-эльфы побещали кардоланцам неуязимость и долголетие в обмен на подселение, те могли массово согласиться. А дальше случилось занятное: чума не убила, а превратила одержимых в умертвий. В не-мёртвое. В нежить.