31
« : 13/07/2011, 14:26:49 »
С подачи коллеги Элентирмо хочу поговорить об интересующем меня вопросе.
Некоторые размышления о психологии эльфов.
Начнём с вещей банальных, т.е. очевидных.
Эльфы - антропоморфны и, более того, имеют генетический код позволяющий им скрещиваться с людьми и рожать жизнеспособное потомство. Так что, можно сказать, что биологически эльфы и есть люди, за одним лишь существенным исключением: они - бессмертны и не подвержены людским болезням. Этот факт бытия не может не определять (или, по крайней мере, влиять на) их сознания.
Наши сведения об эльфах не позволяют нам судить о том, как проходит их онтогенез и раннее детство, - когда у людей происходят базовые закладки личности. Мы, практически, не встречаемся на страницах произведений Профессора с детьми-эльфами. Рождаются ли они в полном сознании, уже маленькими личностями, или - табула раса, на которой можно записать кого угодно - хоть маугли? Когда начинают стоять/ходить/говорить? Когда наступает половое созревание? Первый раз влюбляются? Выбирают интерес/профессию? Всё это остаётся без ответа. Поэтому, в грубом приближении, нам приходится считать, что эльф = бессмертный абсолютно здоровый человек. Таким образом, именно знание и "подкорковое" ощущение собственного бессмерия коренным образом отличает (не может не отличать) эльфа от смертного человека.
Представьте: вы знаете, что вы - вечны. Сразу же из сознания уходит фактор времени. Динамика сменяется статикой. Время (читай - ожидание неизбежной смерти) больше не является для вас довлеющей доминантой. Вы не изводитесь понапрасну, что 8 из 10 ваших детей могут умереть от менингита или чумы. Сердце не сжимается от тоски неодолимого расставания, при взгляде в глаза дряхлеющих родителей. (Открытый вопрос - восприимчивость эльфов к ядам).
Нет необходимости гнать себя и делать работу в сжатые сроки. Никаких пятилеток за три года. Свободное невозбранное поле для перфекционизма. Ты можешь делать любимое дело/вещь столько времени, сколько сам пожелаешь. Ведь впереди - вечность.
Гений труда Отто Юлиевич Шмидт расписал всю жизнь по дням на двадцать лет вперёд, а тов. Келибримбор может хоть сто лет неспешно клепать себе кольца. Пока Саурон, как говорится, не грянет... А он обязательно грянет, рано или поздно. Ведь за бесконечное время происходят любые возможные события.
И потому эльфы не свободны от страха смерти. Равно, как и от страха физической муки, которая тем старшнее, что эльф под пыткой будет существовать куда дольше человека...
А ещё - страх-тоска за любимых. Жить и знать, что вечность, которй ты владеешь, и любимые, как неотрывная часть данной вечности, могут быть уничтожены чужой злой волей или же, просто, дурной случайностью - снег на башка упал - и стал мёртвый.
Человек знает, что смертен и это, в конечном итоге, вынуждает его принять судьбу и смириться. Именно Смерть призывает человека к поиску смысла жизни. И к творчеству, которое должно оставить след (если он, конечно - Человек, а не двуногое животное). Здравый человек знает, что он - лишь верхушка Рода, звено в непрерывной цепи, и жив лишь потому, что его родовая линия никогда не прерывалась. И помнит о долге перед Родом - продолжить Род.
Иначе у эльфа. Его судьба не предопределена смертью. Смерть вообще должна видиться эльфу явлением гораздо более чудовищным и несправедливым: ты прожил с любимой женой три тысячи лет, а завтра орочья стрела разлучила вас навсегда. И это ужасно: жить и знать, что пока ты жив, вы не увидитесь никогда. Тоска вечного расставания без надежды на забвение...
Кстати - забывают ли эльфы? Если нет, то их жизнь чем дальше - тем хуже. Война и несчастные случаи уносят по кускам твой мир, ты сам колешься и таешь, как айсберг... и тебя остаётся всё меньше. Нужно ли доказывать что вечно в таких обстоятельствах могут жить лишь закоренелые эгоисты?
Остальные будут вынуждены уйти - в последний бой, самоубийство или Валинор. Так что, самим бытием предопределен исход эльфов на Запад.