Понедельник. Хочется поговорить о чем-нибудь уютном, спокойном, умиротворяющем… Например, о пытках, смерти и зомби.
Смерть тел Воплощенных
Тела Воплощенных тоже умирают, когда их целостность нарушена, но необязательно во время или из-за того, что их феа покинула тело. Обычно феа уходит, если тело разрушено и не может исцелиться, из-за чего ее связь с телом обрывается. Но что, если феа уходит из тела, которое повреждено не сильно или вовсе невредимо? Оно тогда, можно заключить, остается живым телом, но без разума или рассудка, и становится животным. Ему не нужно ничего, кроме пищи, чтобы продолжить его телесное существование, и оно ищет ее так, как ищут животные, с помощью конечностей и ощущений. Это жуткая мысль. Наверное такое бывало в Арде, где, как представляется, возможно любое зло или искажение. Но такое могло случаться только изредка.
Функция тела Воплощенного заключается в том, чтобы быть домом для феа, и ее отсутствие неестественно для тела, в отличие от тел, в которых феа никогда не было. Более того: пока феа обитала в теле, она населяла каждую часть его, будь то большую или малую. Поэтому уход феа – шок для тела, обычно (кроме редких исключений) достаточный для того, чтобы запустить процесс разложения. В любом случае, покинутое тело не сможет так же легко прокормить себя, как это делают звери: ведь вопросы поиска еды (как и все управление) долго зависели от феа и решались средствами, недоступными одному лишь телу. Все его ощущения притуплены, и неуправляемое тело будет менее искусным, чем обычное животное. Если случайно рядом не окажется достаточно требуемой еды, то оно скорее всего просто умрет от голода, даже если переживет шок от разделения.
Редкие случаи такого разделения случались в Амане, где нет тления. Но были и другие, более мрачные. В летописях записано, что Моргот, равно как и Саурон после него, страхом выгонял феа прочь, а после кормил тело и превращал его в животное. Или еще того хуже: он запугивал феа прямо внутри тела и низводил ее к бессилию, а потом омерзительно кормил это тело, так что оно становилось зверем к мучительному ужасу феа.
Кстати, об эльфийских телах. Тело эльфа по природе и предназначению создано быть домом для постоянного жителя, для феа, которая не может уйти из Времени или отправиться туда, откуда нельзя вернуться в тело. Такое тело, соответственно, будет ждать намного дольше, сохраняя целостность и сопротивляясь разложению. Но обычно оно будет просто выглядеть спящим, не пытаясь искать пищу или предпринимать что-либо еще без приказа своего хозяина. Его нельзя накормить иначе как пробудив его, и тогда оно погибнет от шока – или превратится в зверя. Но тела людей, оставшись без феа, разлагаются быстро: они созданы для феа, которые, будучи отделены от тела, никогда не возвращаются. Тогда у тела не остается функции, и шок от разделения сильнее, поэтому обычно оно быстро истлевает и уходит в Арду *. Эльдары знают, что феа людей (многие или все, неизвестно) тоже приходят в Чертоги Ожидания, во владения Намо Мандоса. Но какая участь ждет их там и что происходит, когда Намо выпускает их, эльдарам неведомо наверняка. Сами люди знают мало, но рассказывают много разного, в том числе свои собственные фантазии, омраченные Тенью. Мудрейшие из них (и наименее подверженные Тени) верят, что их феа предаются на волю Эру и уходят из Эа. Поэтому многие эльфы поздних времен, отягощенные грузом лет, завидовали смерти людей и называли ее Даром Илуватара.
---
* Но не всегда. Люди говорят, что тела некоторых из их умерших сохраняют целостность и иногда даже прекрасную форму, как будто они просто спят. Эльфы видели доказательства и знают, что это правда, но смысл этого им непонятен. Люди говорят, что тела, которые долго остаются нетленными, есть тела святых: это значит, что их феа были сильны, но всегда обращены к Эру с любовью и надеждой. Поэтому люди верят, что сохранность их тел есть знак от Эру для укрепления надежды. Ибо вид разложения ненавистен людям еще больше, чем эльфам.
Насчет зависти эльфов, напомню, обсуждали раньше:
поздние тексты Профессора предлагают нам более сбалансированный образ Эру: его относительная "несправедливость" к людям может быть преувеличена, поскольку судьба, уготованная им эльфам, тоже, видимо, не вполне безоблачна.
Итак, эльфы поздних эпох существуют в виде бестелесного разума. Год за годом, эпоха за эпохой. Сотворить ничего не могут. Покинуть Арду не могут. Когда это кончится, не знают. Самоубиться от такого счастья, естественно, тоже не могут (мне одному вспоминается рассказ "Долгий джонт" Стивена нашего Кинга?).
…
рискнем взглянуть на судьбу известного эльфоцентриста Туора. Представьте, как его бесприютная душа тысячелетиями обивает призрачные пороги давно развоплощенных Стихий: "Выпустите меня!... Я человек!... Произошла ошибка!... Вы не имеете права!... Я человек!... Ну когда уже этот Мелькор вернется?!... Выпустите!... Я - человек....".
Илуватар смотрит. Илуватар улыбается. И глаза - добрые-добрые.
Аденисом и его
потерявшим лицо оппонентом тоже немало копий было сломано по этому поводу.
Здравствуйте, почтенные обитатели Паба !
В Сильме Мелиан уходит после смерти мужа, даже не попрощавшись с еще здравствующей Лутиэн. Почему выбран этот вариант?
С прибытием-с
"Общество, как вы видите, небольшое, смешанное и бесхитростное" (с).
Толкиен до конца стремился развивать и систематизировать свой легендариум, NoME в этом плане предлагает в основном относительно поздние тексты. Поскольку никакой "базовой" версии Сильмариллиона самим Толкиеном при жизни опубликовано не было, он не обязан обеспечивать совместимость с предыдущими версиями. Что касается Сильма-1977, то там главу про разорение Дориата писал Кристофер (если не вообще Гай Гэбриэл Кей), так что здесь с Профессора тем более взятки гладки. У самого Толкиена-старшего была версия, что Мелиан (Гвенделин) ушла после гибели Тингола в Оссирианд, жить с Береном и Лютиэн.