Форум Tolkien.SU

Искусство => Наше творчество => Стихотворчество => Тема начата: Владимир Павлов от 17/02/2013, 16:27:45

Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 17/02/2013, 16:27:45
Недели метелей постели…
Привычные рифмы. Доколе
Идти в неизвестность без цели,
Без музыки ставить бемоли?

Когда же симфонию грянут
На струнах подстанции ели,
И ветер ревущим органом
Прогонит обманы метелей?

Дорога в смятенные годы
Уходит неровной строкою.
Добавить штрихи небосвода
Дрожащею нервной рукою,

Мазками метельного цвета –
Такие знакомые зданья…
Возможно, реально все это.
Ведь нет же во всем мирозданье

Узора, что в нем уже не был.
Черкни – и оно отзовется,
Но только – до самого неба
Веди, не скриви, нотоносцы,

Нет – дальше, в глубины вселенной,
До сердца галактик. Ты слышишь?
Как гул, вне формального плена,
Прообразом звука – на крыши

Нисходит. Невнятный, нетвердый,
Нетронутей девственной тиши –
Сорвется тревожным аккордом
С еловых вершин, прокатившись

От верхних до нижних регистров,
Застрянет в альтах легковушек,
До тенора спустится быстро,
Ах, чудо! – Послушай, послушай! –

И рыкнет чудовищным басом,
Застыв в героическом прошлом,
Где ты на уроке в музклассе
Извлек его, мощно, тревожно.

Кто знал, что он так отзовется?
Что мир этот отзвук подхватит,
Сорвется в тональность без солнца,
С диезами елей мохнатых,

Звучащих тоскою и страстью!..
Что так разыграется буря!
И ты – композитор – не властен
Над брошенной партитурой…
Название: Застывший звук
Отправлено: Manveru от 18/02/2013, 11:31:55
Цитировать
Застрянет в альтах легковушек,
До тенора спустится быстро,
Абсолютный бред. Вы никогда не пели в хоре, не правда ли?
Тесситура альта сильно пересекается с тесситурой тенора — это во-первых. Во-вторых, так как тенор — это высокий мужской голос, а альт — низкий женский, то по тембральности тенор звучит выше альтов. Альт — это фундамент, наряду с баритонами, тенор — это верхотура и финтифлюшки, они с сопрано дополняют друг друга.
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 19/02/2013, 05:47:53
Увы, я пел в (церковном) хоре. Поэтому могу вас просветить: тенор поют не только мужчины, но и женщины. А вот альт мужчины не поют. Альт всегда выше тенора. И ни в одной партитуре я не встречал их пересечения. ВЫ путаете первый тенор и второй(третий,...) тенор. Альтов тоже может быть несколько, в зависимости от сложности произведения. Как и басов. Схема (по нисходящей): сопрано, альт, тенор, бас.
Название: Застывший звук
Отправлено: Manveru от 19/02/2013, 12:49:30
Цитировать
ВЫ путаете первый тенор и второй(третий,...) тенор.
Вау. Сразу видно специалиста-просветителя. Для информации: тембр и партия связаны, но не жёстко. Больше того, распределение партий первый-второй обычно означает, что тесситура второго не выше тесситуры первого, но далеко, далеко не всегда.
Кроме того, Вы в своём стихотворении говорите о первом теноре или о десятом? А как читатель поймёт это?
Я, вообще-то, говорил не об абсолютной высоте нот, как Вы могли бы заметить, если бы прочитали моё сообщение внимательно. Я говорил о тембральности. Си малой октавы в исполнении альта ощущается как низкая нота. Та же самая си в исполнении тенора - это нота среднего регистра. Даже, скорее, верхней его части.
Цитировать
И ни в одной партитуре я не встречал их пересечения.
Лол. Я же говорю — широта кругозора поражает.
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 19/02/2013, 15:14:02
Ну, что ж, обладая скромным практическим опытом, не могу блеснуть особыми познаниями. И все-таки в критикуемой вами фразе нет ошибки. Альт ведь может - и, как правило, бывает - выше тенора. Значит, в нашем примере именно тот случай) Тему считаю исчерпанной
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 19/02/2013, 15:28:38
Си малой октавы в исполнении альта ощущается как низкая нота. Та же самая си в исполнении тенора - это нота среднего регистра. Даже, скорее, верхней его части.
Ох! Ну, тут уже я поражен знаниями специалиста! Си малой октавы, взятое альтом... Да его и тенор не возьмет! И не всякий бас даже. Ну, все, я заканчиваю.
Название: Застывший звук
Отправлено: Balin от 19/02/2013, 17:22:21
Си малой октавы в исполнении альта ощущается как низкая нота. Та же самая си в исполнении тенора - это нота среднего регистра. Даже, скорее, верхней его части.
Ох! Ну, тут уже я поражен знаниями специалиста! Си малой октавы, взятое альтом... Да его и тенор не возьмет! И не всякий бас даже. Ну, все, я заканчиваю.

Злостный оффтопик
(http://pix.academ.org/img/2013/02/19/2029eed2490cc438a03862e0a9e6ca22.jpg)

Источники: Википедия, http://www.music-dic.ru/karta.html
Название: Застывший звук
Отправлено: Исхэ от 19/02/2013, 17:47:27
К схеме, приведенной Балином, могу разве что добавить деталек (как человек, попорченный высшим музыкальном по классу вокала, хе-хе): желтым в данном случае отмечен рабочий диапазон голосов, - т.е. диапазон, в котором голос наиболее выгодно звучит, - но если не очень приглядываться к тембру и объему, то си малой октавы возьмет решительно любой с улицы приведенный дурак, сроду не учившийся пению  8)

И, да, тенор будет по ощущению выше альта, безусловно.

(а также начальный опус - до изумления патетичное "ни о чем", по-моему)
Название: Застывший звук
Отправлено: argghh от 19/02/2013, 19:46:32
Когда же симфонию грянут
На струнах подстанции ели,
И ветер ревущим органом
Прогонит обманы метелей?

Что ели на струнах подстанции?
Зачем вопросительный знак в конце? Если это все вопрос "когда", то запятая после "ели" не ставится

Цитировать
Дрожащею нервной рукою,

ну просто МЕГАШТАМП!

Цитировать
Мазками метельного цвета –
Такие знакомые зданья…
Возможно, реально все это.
Ведь нет же во всем мирозданье

Зданья? Серьезно?
в мирозданьи.

Цитировать
Сорвется в тональность без солнца,
это как-то беспомощно

Цитировать
С диезами елей мохнатых,

чего-кому-куда?

Цитировать
Звучащих тоскою и страстью!..
Что так разыграется буря!
И ты – композитор – не властен
Над брошенной партитурой…

внезапно... столб!

Мохнатые ели диезы,
Метели мазюкали зданья.
В подстанциях и у подъездов
Аккордила тишь мирозданья.
Название: Застывший звук
Отправлено: Исхэ от 19/02/2013, 20:09:39
Что ели на струнах подстанции?
Все, после этого вопроса обсуждение можно закрывать  ;D
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 19/02/2013, 20:29:48
Да, насчет си малой октавы я перепутал. Мне представилось си большой октавы. Но, опять же, тягаться в знаниях с википедистами я не рискну. Но в целом выглядит придиркой, насчет альта и тенора. Мне так кажется.

Теперь по порядку.

Когда же симфонию грянут
На струнах подстанции ели,
И ветер ревущим органом
Прогонит обманы метелей?

Что ели на струнах подстанции?
Зачем вопросительный знак в конце? Если это все вопрос "когда", то запятая после "ели" не ставится

Образ елей, подобно смычкам, водящих по проводам. Нет?


Цитировать
Сорвется в тональность без солнца,
это как-то беспомощно

Почему переход в темную диезную тональность звучит беспомощно?

Цитировать
С диезами елей мохнатых,

чего-кому-куда?

Почему сравнение елей с диезами вызывает недоумение? Где тут выпадение из образной системы?

Цитировать
Звучащих тоскою и страстью!..
Что так разыграется буря!
И ты – композитор – не властен
Над брошенной партитурой…

внезапно... столб!

Почему столб? К этому финалу идет вся тема.
"Стих...ни о чем" Нет, все-таки идея присутствует. Как некоторые незначительные причины могут породить большие последствия. В данном случае - странный аккорд, извлеченный ЛГ в прошлом в музклассе в процессе импровизации изменил всю его жизнь. Что и обыгрывается

 
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 19/02/2013, 20:33:32
Что ели на струнах подстанции?
Все, после этого вопроса обсуждение можно закрывать  ;D

Просто поражен вашим интеллектом, Исхэ. Но все-таки слово "ель" в русском языке никто не отменял, да
Название: Застывший звук
Отправлено: Manveru от 19/02/2013, 22:27:16
Цитировать
Но в целом выглядит придиркой, насчет альта и тенора.
Ага. Как и придирки насчёт падающего домкрата. Владимир, Ваш образ не работает. Он ложен. Спускаться от альтов к тенорам — это всё равно, что подниматься с вершины горы в долину, всплывать на дно, нежно унижать. Оксюморон это. Смиритесь.
Цитировать
Почему переход в темную диезную тональность звучит беспомощно?
Потому что диезные тональности не тёмные. И не светлые. И вообще это всё так относительно. Можно построить гармонию так, что переход в диезную тональность будет просветлением.
И Ваши бемоли и диезы, простите, ну вообще не годятся. Я вот про это:
Цитировать
Без музыки ставить бемоли?
Цитировать
С диезами елей мохнатых,
Это тоже бред. У Вас в стихотворении — попытка создать образ звучащей музыки, а не мёртвой партитуры ("Ах, чудо! – Послушай, послушай! –"). В этом случае уже нет никаких диезов и бемолей, никто ими не мыслит никогда, помилуйте. Это всё равно что слушать чью-нибудь речь и восхищаться: "Ах, какой классный шрифт у этого слова!" Понимаете? Эти образы — на уровне второклашек музыкальной школы, которые играют "картошки" в нотной тетрадке, а не музыку.
Название: Застывший звук
Отправлено: Мёнин от 19/02/2013, 23:18:29
Злостный оффтопик
вот вам живая музыка
(http://webdiscover.ru/uploads/comments/v_1315590816.jpg)
Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 20/02/2013, 05:59:26
Мне, вот, музыканты говорили о том, что есть тональности "темные" и "светлые". Ну, да ладно. Не звучит - значит не звучит. Не получилось, значит
Название: Застывший звук
Отправлено: Мёнин от 20/02/2013, 09:45:11
Может, вы с минором и мажором спутали?
При разнице на полтона… то есть слышать-то люди разницу слышат, но не все способны сказать, какой звук ниже, какой выше, например.
Название: Застывший звук
Отправлено: Исхэ от 20/02/2013, 12:19:37
Просто поражен вашим интеллектом, Исхэ. Но все-таки слово "ель" в русском языке никто не отменял, да
Равно же как и рекомендаций не использовать нагромождения, которые могут быть прочитаны в двух смыслах минимум. Прецедент Инбер и прочих - несть им числа. Погуглите "Сруби лихую голову", что ли, не говоря уж о почитать чего посерьезней на тот же предмет.
Название: Застывший звук
Отправлено: argghh от 20/02/2013, 13:11:12

Образ елей, подобно смычкам, водящих по проводам. Нет?

Нет.
То ли струны принадлежат подстанциям,
То ли ели принадлежат подстанциям,
То ли подстанции едят на струнах...

Некорректно использованная инверсия. Вы вообще этим грешите, но обычно контекст позволяет прочитать однозначно, а сейчас - нет.

Отдельно про "Образ елей, подобно смычкам, водящих по проводам".
Смычки не водят по проводам. Смычками водят по проводам.

Цитировать

Почему переход в темную диезную тональность звучит беспомощно?
Не переход в диезную тональность ( что такое диезная тональность? минорная? Так она не обязательно диезная), а "тональность без солнца" - вообще непонятно что значит и полное ощущение, что слово солнца вставлено для рифмы и прикручено синей изолентой.

Цитировать
Почему сравнение елей с диезами вызывает недоумение? Где тут выпадение из образной системы?

Мне как раз сравнение елей с диезами нравится, мне не нравится неправильно примененная инверсия.

Я на полном серьезе читаю эту фразу как
У елей есть диезы, ели принадлежат "мохнатым"
или в лучшем случае
Ели-диезы принадлежат мохнатым.

Но никак не "мохнатые ели похожи на диезы", к чему, похоже, стремится автор.

Цитировать
Цитировать
Звучащих тоскою и страстью!..
Что так разыграется буря!
И ты – композитор – не властен
Над брошенной партитурой…


внезапно... столб!

Почему столб? К этому финалу идет вся тема.

Брошенная партитура не звучит. Потому что она сама по себе не звучит.  Композитор не имеет власти над исполнителем, а не над партитурой.
И опять же, весь стих про звук, а в конце вдруг про бумагу.

Название: Застывший звук
Отправлено: Владимир Павлов от 20/02/2013, 19:23:32
Про "темные" и "светлые" тональности не соглашусь, так как сам имею отношение к сочинительству музыки. Рад, искренне рад такому собранию грамотных музыкально людей. В честь чего и предлагаю перейти в обсуждение собственно музыки в разделе музыка. Я там выложил сегодня кое-что. Искренне жду ваших советов и комментариев. http://tolkien.su/forum/index.php/topic,22442.msg502123.html#new
Название: Застывший звук
Отправлено: John от 22/02/2013, 22:46:33
Ветер, ревущий своим собственным органом.

Ой.
Название: Застывший звук
Отправлено: Хифион от 23/02/2013, 14:05:52
Ветер, ревущий своим собственным органом.

Ой.
Какой ты злой :-)
Там по размеру ударение ставится однозначно :-)
Название: Застывший звук
Отправлено: John от 23/02/2013, 16:51:35
Так а я что? Я ничего.
:-)))