Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Parmion

Страницы: [1]
1
Браво! Возвышенно и мощно. А как называется этот вид октавы? И, кстати, на фотографии, часом, не Михайловский замок?

2
Эстетика отрубленного пальца: отрубить врагу палец, снять кольцо - и нацепить на себя. Как же прекрасен был внутренний мир благородных Верных нуменорцев!

Нацепить-то с первого раза и не получилось — кольцо было "чуточку сильно" горячим.

Цитировать
It was hot when I first took it, hot as a glede, and my hand was scorched, so that I doubt if ever again I shall be free of the pain of it.

LotR, "The Council of Elrond"

Так что, если Исилдур и поступил с кольцом (и пальцем) не слишком эстетично, то тут же пожалел об этом.

3
Проза / Сказание о Непожелавших
« : 30/10/2016, 01:12:09 »
Вот еще представил, как японцы и китайцы произносят "Меркор", "Валинол" и т.д.

Японцы произносят "Мэруко:ру" (メルコール). По понятным причинам ударения (силового) в этом варианте имени нет.

4
Проза / Сказание о Непожелавших
« : 27/10/2016, 22:55:14 »
Пример гномьего-орочьего имени с таким ударением? С доказательством.

Я вообще-то задал вопрос, а не утверждал.

5
Проза / Сказание о Непожелавших
« : 27/10/2016, 22:42:01 »
Но у Толкина не бывает ударений в именах на последний слог. Нигде и никогда. ОромЭ и МелькОр - это грубые ошибки, простите.

А как насчёт гномьих имён (не говоря уже об орочьих)?

6
МИФОПОЭЙЯ

ЯВОЛКИНЕЦЭ

7
ДЖАББЕРВОКИ

РОННЦАТЬСТЕСТНЕНД

8
"Хоть" это одно из имен Ирмо?)

Сто извинений, но вопрос чуточку странен либо от меня ускользает соль шутки. Быть может, Вы намекаете, что неполногласная форма союза "хотя" являет собой примету просторечия или, выражаясь языком Ломоносова, "низкого штиля" и это создаёт диссонанс с довольно-таки напыщенным стилем всего остального? Если так, то могу согласиться. Да я, вообще говоря, и сам сомневался, какое слово выбрать: "хоть" или "пусть". В конце концов я решил, что пермиссив тут менее уместен, чем придаточное уступительное. Возможно, ошибся.

Первые строки ошеломляют.

С точки зрения содержания или в смысле формы? Если речь о содержании, то тут мне есть чем оправдаться )))

Зачем Манвэ скипетр?

А зачем Нептуну трезубец? Сомнения относительно того, что у Манвэ вообще есть скипетр развеиваются весьма просто:

Цитировать
His raiment is blue, and blue is the fire of his eyes, and his sceptre is of sapphire, which the Noldor wrought which the Noldor wrought for him;

S, QS, Ch 1, In 18

[Одежды у него голубые, и голубым огнём сияют глаза, а скипетр его — из сапфиров, которые сотворили нолдлоры;

Перевод Н. Эстель (вар. 1992 г.)]

тот Манвэ, которого нам преподносят, он не император, ни де юро, ни де факто. Впрочем, посох пастыря тоже странно бы смотрелся у него в руках: он изначально безучастен к делам Валинора, что про Арду говорить. Манвэ - король Арды? Но тогда это планетарный демон, а зачем демонам скипетры.

Если речь о том, что Манвэ, дескать, "не настоящий король" и "на самом деле никем не правит", то и тут есть, что возразить:

Цитировать
Manwë has no thought for his own honour, and is not jealous of his power, but rules all to peace.

...and he was appointed to be the vicegerent of Ilúvatar, King of the world of Valar and Elves and Men, and the chief defence against the evil of Melkor.

Ibid.

[Манвэ не думает о собственной славе и не стремится угнетать, но правит в мире.

...он — наместник Илуватара. Король мира валаров, эльфов и людей и главный защитник его от лиха Мелькора.

Перевод Н. Эстель (вар. 1992 г.)]

Но потом хорошо, последние 6 строчек особенно.

Спасибо за комплимент, Пармион — Ваш покорный слуга. :)

Кстати, я никоим образом не утверждаю, что мой вариант единственного (!) сонета из четырнадцати должен непременно остаться без изменений. Только необходимо помнить, что всякое изменение (особенно это касается первых и последних строк) одного сонета потребует переделывать заодно и два соседних, что довольно-таки проблематично. Правда, пока сонет всего один, проблем не возникает, так что в данный момент мы почти свободны в редактировании того, что есть.


9
Так я и не утверждал с уверенностью. Я же и написал "возможно"...

Понятно. В принципе, почему бы и нет? Ведь нельзя быть на сто процентов уверенным, что окончательный текст ВК не содержит неточностей и ошибок. Что таковые имеются и их не столь уж мало, с очевидностью показали уже "Неоконченные сказания".

В конечной версии Древа рода Дурина в ВК от Дурина Первого Бессмертного до Дурина 6-го прямая непрерывная линия, а не прерывистая.

Так-то оно так, но не вызвано ли это банальным схематизмом генеалогического древа? Если в самом деле вплоть до Дурина шестого каждый следующий Дурин был сыном предыдущего, то временны'е промежутки между первыми шестью Дуринами должны быть куда как не маленькими, поскольку их последовательнсть длилась на протяжении приблизительно двух эпох или даже дольше (часть Первой, всю Вторую и большую часть Третьей).

Как бы там ни было, оказывается, что пунктирная линия между Торином III и Дурином VII присутствует не во всех английских изданиях ВК. Так в однотомном издании издательства "HarperCollins" (1995) эта линия сплошная, что, конечно, может быть простой опечаткой.

И как правильно сказал Петро Гулак, в черновике Древа Дурин Последний был сыном Торина Третьего. См. РМ 279 (12-й том ИС, с. 279) в ТТА.

Что-то ТТА отказывается открывать 279 страницу (и весь раздел "The Making of Appendix A", ссылаясь на "слишком большую длину имени файла или его расширения". Хорошо, что у меня есть бумажная книга.
Вы имеете в виду следующее предложение? ▼

Цитировать
Thorin III is now called ʻStonehelmʼ, and ʻDurin the Lastʼ is shown as his son , ʻwho re-established the Realm of Moriaʼ; beneath his name is a dotted arrow (as beneath Thorin III in the original table) indicating unnamed descendants.

Но если это верно, тогда получается, что к 172 г. ЧЭ возрождение гномьего королевства в Мории не просто предсказано, но уже произошло. Приятно слышать, конечно, но как-то не слишком правдоподобно. И опять-таки со всей остротой встаёт вопрос приоритета. Где содержатся более достоверные сведения: в опубликованном тексте LotR или в HoME?

И со здравствованием Торина Третьего и Гимли не всё так однозначно. Дата смерти (или отплытия?) Гимли в конечном черновике Древа в ВК обозначена (3141 г. Т.э. или 120 г. Ч.э.)

Н-да... Не в черновике даже, но в самом что ни на есть чистовике, т. е. в опубликованном тексте ВК. Чудеса какие-то. А ведь на схеме, которую привёл уважаемый Elvenstar, год ухода Гимли отсутствует. Любопытно, откуда же взялась эта схема? ???

При гипотетическом рождении сына Торина Третьего в 121 г. Ч.э. (после отплытия/смерти Гимли и прекращения поступления сведений о гномах от него) Торину было бы всего лишь 276 лет. Вполне мог бы и стать отцом, ведь гномья зрелость, по словам Толкина, продолжалась почти всю жизнь гнома, а дряхление гномов было скоротечным, ближе к концу жизни - около 10 лет до смерти (РМ 285).

Весьма возможно. Но тогда возникает противоречие с вышеприведённой цитатой из PM, из которой явствует, что Дурин VII к моменту ухода Гимли (либо, как вариант, к моменту внесения последних дополнений в Алую Книгу, т. е. к 172 г. ЧЭ) не только родился, но уже и Морийское королевство восстановить успел.

И при рождении гнома могли звать не Дурин, а Наин 4-й или Торин 4-й например. И лишь потом в зрелом Наине 4-м мог пробудиться дух предка и он взял себе имя Дурина, вернулся в Морию и восстановил древнее королевство.

Иными словами, память прежних Дуринов могла вернуться к одному из потомков последнего Дурина уже в весьма зрелом возрасте? Но если память ещё можно представить себе возвращающейся мгновенно либо быстро, то про внешнее сходство этого не скажешь. А ведь в окончательном тексте ВК акцент сделан именно на внешнем сходстве:

Цитировать
There he lived so long that he was known far and wide as Durin the Deathless. Yet in the end he died before the Elder Days had passed, and his tomb was in Khazad-dûm; but his line never failed, and five times an heir was born in his House so like to his Forefather that he received the name of Durin. He was indeed held by the Dwarves to be the Deathless that returned;

LotR, Appendix A, Durin's folk

[Так долго жил Дьюрин в своем обиталище, что о нем разнеслась слава как о Бессмертном. Однако в конце концов, еще до исхода Старших Дней, умер и он, и был похоронен в Казад-думе; но род его с тех пор не прервался ни разу, и пять раз рождались в его династии наследники, настолько схожие обликом со своим Прародителем, что им давали имя Дьюрина. Более того, гномы продолжали считать Дьюрина бессмертным и верили, что он еще вернется на Землю;

пер. М. Каменкович и В. Каррика]

Так что, теоретически у Торина Третьего мог быть сын Дурин Последний. Но могло быть и иначе, и Дурин Последний мог быть более дальним потомком Торина 3-го.

Первая версия более оптимистична (если иметь в виду связь Дурина VII с возрождением Морийского королевства). Вторая — более правдоподобна.

Спасибо на добром слове, уважаемый Пармион.

Всегда к Вашим услугам и к услугам Ваших уважаемых родственников! :)

Буду ждать от вас дальнейших комментариев по статье.

Я охотно и обстоятельно изложу все свои скромные соображения относительно Вашей интереснейшей работы (только — сто тысяч извинений — не мгновенно), но вот где это было бы уместнее сделать? Ясно, что не в этой теме, ибо её рамки сравнительно узки. Тогда в какой? Или было бы лучше создать новую, специально для обсуждения статьи?

10
Сонет 7. К Ирмо

Хоть властью Манвэ ты не наделён
И скипетр в деснице не сверкает,
Но всякий, кто трудами утомлён,
Твоим веленьям следовать желает.

Несчастен, кто тобою обделён,
Он день и ночь судьбину проклинает.
Но, чуть его коснёшься, — окрылён
К мирам иным беспечно улетает.

А там, среди загадок и чудес,
Сонм страждущих сокровища находит:
Для духа бодрость, силу для телес.

Но ты, чьей волей это происходит,
Сокрыл себя средь лиственных завес
В краю, куда незримый путь уводит.

11
Примерно четырнадцать лет назад, а точнее: 10 августа 2002 года участница Гилраэна [Хилменэль] открыла небезынтересную тему "Сонеты?", в предисловии которой сказала следующее:

Я вот тут что-то типа сонета написала... :-[ (только не пинайте очень...:-[) И в связи с этим у меня появилась мысль:
Может, сочиним коллективно "венок сонетов"? :)
А то наше дружное стихотворческое братство, похоже, совсем распалось... :(

Предложение нашло поддержку, хотя, как и следовало ожидать, тема не стала сверхпопулярной. Она просуществовала до 15 октября 2002 года и ныне содержит шестьдесят ответов на стартовое сообщение. По-моему, это вполне приличный результат для темы, предполагающей коллективное поэтическое творчество.

Так вот, моё предложение состоит в том, чтобы возобновить данное начинание, но на этот раз несколько сузить поле деятельности участников и, поелику возможно, довести сочинение венка сонетов до конца.

Теперь я, очевидно, должен пояснить, что навело меня на данную мысль. Некогда (лет шесть назад) я предпринял попытку сочинить для одного поэтического конкурса (чисто любительского и дилетантского, разумеется) итальянский сонет (один из возможных его вариантов) и в итоге кое-как с этим делом справился, хотя и не был особенно доволен результатом. По причине недостатка мастерства сонет получился довольно-таки ходульным и кособоким, но при этом имел одну любопытную особенность: он был как бы "одическим" и посвящённым — ни много ни мало — самому Ирмо Лориэну. Почему именно ему? Ну, возможно, потому, что я, как завзятый сновидец, отношусь к Ирмо с особенной симпатией либо по любой другой из возможных причин.

В ту пору я и в мыслях не держал когда-либо превратить своё неумелое сочинение в элемент многочастного произведения. Но однажды я задумался: "А почему бы и нет? В классическом сонете четырнадцать строк; мы (ну, некоторые из нас) почитаем четырнадцать валар; в венке сонетов, не считая магистрала, содержится четырнадцать же поэтических произведений, "сцепленных" между собой повтором последней строки предыдущего в начале следующего. Вот и повод попытаться сочинить что-нибудь занятное".

Волею судеб сам я об этой идее забыл весьма скоро и вспомнил о ней лишь теперь, просматривая старые темы форума. Но ведь лучше поздно, чем никогда. Даже если получится не ахти как, всё же опыт создания венка сонетов во славу валар стоит того, чтобы немного потрудиться. Правда, дело осложняется тем, что единственный уже написанный сонет, по идее, должен быть седьмым либо восьмым, ибо начинать венок было бы логично с сонета, посвящённого Манвэ. Но, думаю, тут нет непреодолимой проблемы. Следующие сонеты можно писать и прогрессивно, и ретроспективно. Главное — соблюдать размер, правила рифмовки и повтора последней строки.


12
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;

Сидя вдали от центра пустыни,
Он не заметил умывальника под опилками,
Который ни разу громогласно не взвизгнул,
Подобно бубенчику неба под иссохшей ногой.

13
моя статья "о лордах, узбадах и королях":
http://khuzdul.ru/publ/gnom_poluehlf_o_lordakh/6-1-0-78

Уважаемый Naugperedhel, проделанная Вами работа вызывает восхищение и требует самого внимательного изучения. Мне же пока бросилась в глаза только одна деталь из самого конца статьи:

Цитировать
Возможно, полный титул короля Дурина Последнего гласил: король Дурин 7-й, сын Торина 3-го, повелитель Кхазаддума: Hal Durin Thorinul uzbad Khazaddûmu.

По-моему, нельзя с уверенностью сказать, что Дурин VII был не просто потомком, но сыном Торина III. Как легко заметить, их имена на схеме соединены не прямой линией, а пунктиром, что можно истолковать двумя способами:

1. Между Торином III и Дурином VII сменилось несколько поколений.

2. К моменту составления схемы Дурин VII ещё не родился (хотя его рождение <не обязательно в качестве сына Торина III> предсказано и считается вероятным).

В пользу второго соображения говорит тот факт, что для Дурина VII не указан год рождения, в то время как для Гимли (составившего схему) и Торина III указаны только годы рождения. Иными словами, схема не была исправлена со временем и сохранялась в Алой Книге в том виде, который имела к моменту составления (Гимли и Торин III живут и здравствуют).

14
Дурин проснулся первым среди всех Семерых Отцов. Он отправился на юг в долину Азанулбизар и взглянул в Зеркальное, где увидел корону из звёзд над своим отражением. Корона Дурина могла после этого явиться тем, кто смотрел в воды Зеркального.

Собственно: изображение семи звёзд над короной, означает созвездие Серпа Валар - Валакирку (которую гномы называли Короной Дурина), а также молота и наковальни, что вместе означает эмблему Дурина.


Ну что ж, уважаемый Elvenstar, примите мою искреннюю благодарность за исчерпывающий ответ. Любопытно однако, что выражение "корона Дурина" фактически означает созвездие, отражение которого хранили воды Зеркального. Жаль, что почти нет сведений относительно Дурина VII, который, по идее, заглянув в озеро, мог бы увидеть себя "увенчанным короной" (и оказался бы последним гномом на свете, удостоенным такой чести).

15
Злостный оффтопик
...Эдуард Безземельный какой-то. :)
Безземельным был Иоанн, он же Джон, прошу прощения.

Спасибо, что поправили. :D А то я так бы и запомнил этот гибрид Эдуарда Исповедника и Иоанна Безземельного да и брякнул ещё где-нибудь. ;D

По поводу Дуринов, то Толкин писал, что они буквально реинкарнация первого, т.е помнят многое из предыдущих жизней.



Огромное спасибо за интереснейшие цитаты! Ну что ж, тот факт, что Балин "ни разу" не Дурин, серьёзных сомнений, в общем-то, и не вызывал, а теперь и вовсе никаких не осталось. Даже если старик Балин и был отдалённо похож на "иконографического" Дурина Бессмертного (или хотя бы сам так считал), то предыдущие жизни всех былых Дуринов он помнил едва ли. Вместе с тем, Дурин VII (будем считать, что он существовал, ибо иначе неверна схема) происходил из семьи правящего короля и в противоречие с традициями не вступал. Наш пострел везде поспел — стал королём как бы дважды по праву. Ну а что там Балин в гордом одиночестве высматривал в Зеркальном, мы уже никогда не узнаем.

Но не позволите ли напоследок ещё пару вопросов? ;)

Суть первого, скорее всего, сводится к выявлению опечатки. На генеалогической схеме в первом сообщении темы гном, чьи годы жизни 1731 - 1980 (ТЭ), обозначен как Дурин Четвёртый. Между тем, в приведённой Вами цитате сказано, что

Цитировать
Дурин VI был убит балрогом в 1980 г Третьей эпохи.

По всей видимости, и на схеме должен значиться Дурин Шестой, иначе куда подевались еще два Дурина между Четвёртым и Седьмым? Кстати, на схеме из ТТА так оно и есть, если, конечно, здесь не существует разночтений.

Второй вопрос более замысловат, но, возможно, не слишком труден для знатока предания.

Что, собственно говоря, представляла собой корона Дурина?

На западных воротах Мории она изображена именно как корона в обрамлении семи восьмиконечных звёзд. Бытует мнение, что в первый раз взглянув в воды Зеркального, Дурин Первый увидел там своё отражение, увенчанное "звёздной короной", что явствует из следующих строк:

Цитировать
He stooped and looked in Mirrormere,
And saw a crown of stars appear,
As gems upon a silver thread.
Above the shadow of his head.

LR, FR, B2, Ch4

[Он наклонился наконец
К Зеркальной Глади – и венец
Из горних звезд, как из камней,
Над отраженьем вспыхнул в ней.

пер. М. Каменкович и С. Степанова]

Однако поэтический язык этого отрывка не позволяет с уверенностью сказать, что же именно увидел Дурин:

1) корону со звёздами как таковую

или

2) звёзды над своей головой (речь об отражении), имеющие вид короны

Туманно и замечание Гимли по этому поводу:

Цитировать
‘There lies the crown of Durin till he wakes. Farewell!’

LR, FR, B2, Ch6

[Воды его хранят Корону Дьюрина и будут хранить ее, пока он не очнется от векового сна.

пер. М. Каменкович и В. Каррика]

Учитывая красноречие гномов, я нахожу весьма сомнительным, что слова Гимли нужно понимать буквально. Иными словами, украшенная драгоценными камнями корона на дне озера не лежит. Стало быть, речь о звёздах, отражающихся в воде (и подобных драгоценным камням). Но звёзды эти видят в озере Гимли, Фродо и Сэм (ни один из них явно не Дурин), не видя при этом собственных отражений. В то же время, Дурин, как говорит песня, увидел "корону из звёзд, подобных драгоценным камням на серебряной нити, над тенью (?) своей головы". Получается, что помимо звёзд, мерцающих в тёмной воде озера (которые, как нам известно, видны и хоббитам), Дурин увидел в зеркальной глади собственное отражение (что другим не дано)? Так вот это-то и есть то, что на языке поэзии обозначается как "звёзды вспыхнули светло, короной увенчав чело"?

16
Получше вариант).

"Вечером, десятого ноября, Балин, владыка Мории, погиб в Долине Черноречья. Он в одиночку отправился посмотреть в озеро, но был убит спрятавшимся за камнем орком, выстрелившим в него."

Ну, что слово "посмотреть" в оригинале присутствует, это-то не подлежит сомнению (перевод КК на поверку далеко не всегда оказывается самым точным). Но вот мотивы Балина остаются неясными. Если он совершал нечто вроде ритуала, то почему отправился к озеру один? Впрочем, это, конечно, лишь тема для догадок и едва ли отыщется источник, способный пролить свет на данный вопрос.

По поводу всего остального, королем становился лишь старший из сыновей короля рода Дурина.

У Трора было два брата - Фрор (2552 - 2589 Т.Э.) и Грор (2563 - 2805 Т.Э. ). Фрор , средний брат, погиб в битве в битве на равнине Азанулбизар, не оставив наследников, у Грора же остался сын Наин (двоюродный брат Траина ), также погибший на равнинах Азанулбизара, чьим сыном и является Даин II Железностоп.

Таким образом, Королем-Под-Горой стал самый близкий родственник Торина, его троюродный брат Даин II Железностоп. Взойти на престол Даину помог и тот факт, что он был хоть и дальним, но наследником королевского рода Дурина и родственником Трору.

В случае гибели Даина, королём стал бы Балин.

Спасибо за подробный ответ, но мне не дают покоя два момента:

1. У гномов рода Дурина (и других родов?) может быть только один король, независимо от того, где именно живут представители рода?

Если это так, то получается, что к моменту похода к Эребору Торин был единодержавным королём всех гномов рода Дурина, несмотря на то, что не имел, собственно говоря, никакого королевства, если не считать "хижины изгнанника" (как говорит он сам) или дворца (как говорит Гэндальф) в Синих горах. В то же самое время Даин правит в Железных холмах, но королём гномов рода Дурина не является (и становится им только после смерти Торина)? А ведь, если следовать "Хоббиту", Железные холмы — это не единственное после Синих гор место, населённое гномами рода Дурина, а по крайней мере одно из нескольких. Получается, что правители всех остальных поселений тоже не были королями, но лишь лордами, подвластными изгнаннику Торину? Прямо не Торин, а Иоанн Безземельный какой-то. :)

2. Изложенный Вами обычный порядок престолонаследования у гномов рода Дурина вполне понятен и выглядит совершенно логичным. Однако как быть, если в любой из ветвей рода (не обязательно старшей) рождается Дурин , т. е. гном, чрезвычайно схожий обликом с Дурином Бессмертным (что и объясняет наречение его этим именем)? Как явствует из генеалогического древа, Дурин Седьмой принадлежал как раз к старшей ветви и происходил от Торина Третьего, сына Даина Второго. Удачно получилось, ничего не скажешь. Однако, если бы Дурин Седьмой родился, скажем, в семье Двалина (чисто гипотетически, конечно, ибо мне неизвестно, был ли вообще Двалин женат), то стал бы он королём по праву обычая или оставался простым гномом до тех пор, пока до него не дойдёт очередь?

17
Был ли Балин законным наследником морийского престола или объявил себя правителем Мории как главный из де факто присутствующих гномов?

Должен признаться, что меня этот вопрос занимал уже много лет назад, но исчерпывающий ответ так и не был мною найден. Всё так и осталось на уровне догадок, в пользу которых говорит единственное свидетельство, да и то косвенное. Подозревал же я следующее:

Балин не был законным наследником морийского трона, но всей душой желал им быть.

Скептик, конечно, скажет, что это всего лишь моя частная фантазия, не подкреплённая никакими фактами. Наверняка так оно и есть. Но вот любопытный отрывок:

Цитировать
Yes, it must be yestre followed by day being the tenth of novembre Balin lord of Moria fell in Dimrill Dale. He went alone to look in Mirror mere, an orc shot him from behind a stone, we slew the orc, but many more . . . up from east up the Silverlode.

LR, FR, B 2, Ch 5

Если я ничего не путаю, речь идёт о том, что Балин намеревался заглянуть в воды Зеркального. Весь вопрос — зачем ему это понадобилось?

Кстати, в переводе Каменкович и Каррика этот отрывок выглядит так:

Цитировать
Дальше читаю: „Десятого ноября Балин, державный владыка Мории, погиб. Он в одиночку вышел в долину Димрилл, дабы спуститься к Зеркалью, но был убит спрятавшимся за камнем лучником. Мы подстрелили орка, но множество других... вверх по Серебряной“.

Смысл примерно тот же, но вместо "to look" написано "спуститься", что менее конкретно и даёт больше простора для интерпретаций. 

Так вот, мой экстравагантный вопрос таков:

Насколько неправдоподобно предположение, что Балин отправился (причём в одиночку, что на первый взгляд и странно, и безрассудно) к священному озеру, в тайниках души надеясь на некое чудо? Или, если считать Балина бóльшим реалистом, всего лишь желая убедиться (без свидетелей), что чуда не происходит и в водах Зеркального не появляется его увенчанного звёздной короной отражения?

Страницы: [1]