Форум Tolkien.SU

Архив => Архив => Тема начата: Лэмира от 18/08/2004, 06:56:29

Название: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Лэмира от 18/08/2004, 06:56:29
Во всех известных мну мифологиях -- греческой, римской, египетской, китайской, (если не ошибаюсь) индийской, (про северо-европейские не знаю и могу глючить, но мну кажется, что и там тоже) божество Солнце -- мужского рода, а Луна -- женского. А у Толкина как раз наоборот. Корифейники, кто знает почему? Быть не может, чтобы выпендрёжа ради и оригинальности для, была , наверное, причина, а кто подскажет, какая?


Чегой-то все молчат как партизаны. Если никто точно не знает, давайте хоть имхи...

               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Thaliorne от 23/08/2004, 13:17:21

Цитата:
Чегой-то все молчат как партизаны. Если никто точно не знает, давайте хоть имхи...



Не знаю, единственная ли это причина и насколько она была важна для Толкина, но в английском фольклоре есть такой образ "Man in the Moon" (в частности в стишках Mother Goose он есть). Я так понимаю, что это тот человек (старик), чьё лицо угадывается в лунных пятнах. И он, судя по всему, мужчина.

И уже в ранних текстах (а именно в Lost Tales) этот самый "лунарь" ("мужик-с-луны", etc.) упоминается, хотя знакомые нам черты Тилиона он принимает, насколько я помню, не сразу.

И, кстати, любопытный факт - в поздних заметках, где Толкин планировал так и не осуществлённые серьёзные изменения всего мифологического цикла (Myths Transformed) упоминается идея сделать Тулкаса воплощением солнца. Но тут же указывается на то, что солнце лучше оставить женского рода. Там же есть идея о том, что Мелькор/Моргот домогался Ариэн.

               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Gileithel от 24/08/2004, 20:36:41
К вышесказанному могу добавить следующее.
Цитируем Кристофера Толкина:
Цитата:
"Так, по "Сильмарилиону" Луна появилась первой , и "была старшей из новых светил, подобно тому, как Тэльпэрион был старшим из Древ" (там же) а в старом повествовании верно обратное, касательно как Древ, так и светил"... 

далее, там же:
Цитата:
"Hо в рассказе о Луне есть отрывок, из которого становится ясна деталь позднейшего сжатого изложения. Это изысканное описание "острова из чистого стекла", "мерцающего острова" с небольшими озерами, наполненными светом Тэлимпэ и обрамленными сияющими цветами, и с чашей из вирина, куда поместили Цветок Луны; лишь отсюда становится ясно, почему в "Сильмариллионе" упоминается о том, что Тилион управлял "лунным островом". Пожилой Эльф Уолэ Кувион (которого "иные называют Лунным Человеком) забрел, как кажется, в этот рассказ из более ранней концепции; его присутствие в любом случае представляет собой проблему, потому что нам только перед тем было сказано (с.192), что Сильмо не мог плавать на Лунном Корабле, ибо он не был из детей воздуха и "не сыскал пути очистить себя от земного". Отдельный заголовок "Уолэ и Эринти" в маленькой записной книжке, наряду с другими тетрадями и записными книжками служившей для фиксации идей к ненаписанным рассказам (см. с.171), предполагает, без сомнения, наличие истории об Уолэ; ср. Сказание о Квориноми об Урвэнди и Фионвэ, брате Эринти (с.215). Hо всякие следы этих сказаний отсутствуют, и, вероятно, они не были записаны. Другая заметка в записной книжке называет Уолэ Микуми (раннее имя Уолэ Кувиона, см. с.198) "Королем Луны"; третья упоминает о стихотворении "Человек-с-Луны", которое должен был спеть Эриол, "молвивший, что споет им песнь о легенде, сложенной Людьми об Уолэ Микуми". В марте 1915 года отец написал стихотворение об Человеке-с-Луны, но если это то самое стихотворение, которое он намеревался включить в рассказ, то оно бы сильно поразило обитателей Мар Ванва Тьялиэва и ему пришлось бы убрать оттуда упоминания об местностях в Англии, которые еще не должны были существовать. Хотя также весьма вероятно, что он имел ввиду нечто иное, я счел возможным дать это нелишенное интереса стихотворение в его раннем варианте (см. с.204).
По мере развития и изменения мифологии создание Солнца и Луны стало чрезвычайно сложным моментом; и в опубликованном "Сильмариллионе" эта глава не очень хорошо согласуется со всем остальным и не может быть приведена в полное с ним соответствие. К концу своей жизни отец намеревался разобрать многое из построенного, пытаясь решить проблему, которую он без сомнения считал фундаментальной."
 


               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Saura от 04/10/2004, 02:49:14
В индийской мифологии, например, и Солнце, и Луну представляют боги-мужчины (Сурья и Сома). Есть сведения, что когда-то в славянской мифологии, по крайней мере, Луна был бог, а не богиня (во всём фольклоре он называется "Светлый Месяц"). А в мифологии прибалтийских народов (совремннных литовцев, латышей), насколько я помню, как раз Солнце - богиня, а Луна - бог! Так что с этим вопросом не всё так просто.

               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Hel от 04/10/2004, 08:19:09
Понимаешь ли, Толкин писал свой эпос на базе западноевропейской мифологии :)

               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Saura от 05/10/2004, 02:09:38
[quoteПонимаешь ли, Толкин писал свой эпос на базе западноевропейской мифологии :) [/color]
Цитата:


А почему же тогда я встречала, например, в шумеро-аккадской мифологии имена, очень похожие на некоторые толкиеновские?
Для своей письменности (рун Феанора) он брал и греческий алфавит, и еврейский. Кто сказал, что он нисколечки не затронул никакой мифологии, кроме заподноевропейской?

               

               
Название: Re: Вопрос о Солнце и Луне
Отправлено: Elentirmo от 20/10/2004, 20:20:50
Ну зачем приплетать шумеро-аккадскую и прочие мифологии. Все гораздо проще. В германских языках (др.-англ. и даже в совр. немецком) "луна" мужского рода, а "солнце" женского. И все. Токин попытался исходя из этого факта реконструировать причину его, т.е. придумать миф.