Есть у меня традиция: темными ночами, желательно осенними или зимними,
ходить в баню смотреть экранизации Филипа К. Дика. Надо заметить, что в отличие от Стругацких, Толкина и сотен других авторов, Дику с экранизациями везло, везет и продолжает везти. Как, например, Гришему. Есть совсем слабенькие, есть крепкие середнячки, есть и совсем не по тексту (и довольно много), а есть и фильмы невероятно сильные и запоминающиеся. Лет 8 назад я хотел написать подборку рецензий на все экранизации Дика, но, разумеется, так и не сделал этого.
Когда я весной увидел рекламу продолжения "Бегущего по лезвию" (а вот
рецензия Корвина на оригинал), то решил обязательно сходить в кинотеатр. За последние лет пять только курцелевский "Макбет" с Фассбендером и Котийяр и "Межзвездный" с Макконахи и Деймоном вызывали у меня такое желание.
За говорило наличие Гослинга в главной роли, Вильнева в качестве режиссера, неважность наличия книжной основы для фильмов по Дику (по мотивам его творчества). Против - только то, что оригинальная история была законченной в своей недосказанности и не нуждалась в неком продолжении. Я дождался практически окончания проката, потому что хотел посмотреть фильм в максимально камерной обстановке. И что же в итоге получилось?
Главное в фильме - операторская работа. Великолепные картины на протяжение почти трех часов (которых я и не заметил). Атмосфера оригинального фильма не только бережно сохраняется, но и развивается, передается с б
ольшим размахом и, не побоюсь сказать, мастерством и талантом. Чертовски красиво и завораживающе. Музыкальное сопровождение вполне соответствует визуальному восприятию. Признаю это разумом, хотя такая музыка мне не по душе в таком антураже. Очень похожа на музыку из вильневского "Прибытия" (там мне она тоже не понравилась, хотя и была подходяща). Вот в "Дредде" (римейке "Судьи Дредда) подобный звук мне пришелся по нраву. Другое дело, что Вангелис на порядок лучше. Актерская игра хороша. Гослинг, как всегда, на высоте. Его "девушка" тоже на своем месте. Репликант-антагонистка вызывает к себе неистовую ненависть. Не подобрать другого слова - такую сучару отыграла, что остается только снять шляпу. Давно я уже не видел персонажа, который провоцировал бы такие сильные эмоции. Робин Райт, начальница Гослинга... Ничего не могу сказать, играет нормально, но... Вот удивительное дело. Гослинг кочует из фильма в фильм с одинаковым выражением лица. Но при этом ни в одном фильме он у меня не ассоциируется с персонажем другого фильма. А Райт словно бы везде оказывается Клэр Андервуд из "Карточного домика". Знаете, до сих пор не могу свыкнуться с мыслью, что эта стервозная бой-баба - та самая милашка Келли Кэпвелл из сами знаете откуда.
Харрисон Форд в фильме, по счастью, не так откровенно выступает в роли дорогостоящей антикварной приманки, как это было в новомодных феминистских "ЗВ". Нельзя сказать, что он тут сильно нужен, и уж тем более нельзя сказать, что он тут что-то интересное играет, но и уж совсем посторонней вставкой не выглядит ( и то хорошо).
Вроде бы все на высоте, все завораживающе прекрасно? Да. Пока (если) вы не начнете задумываться о сценарии и задаваться вопросом, а что нам, собственно, показывают и о чем идет речь. И вот тут-то начинает приходить понимание, что это... типичный Вильнев. Черт его знает, что с ним случилось, но если в "Пленницах" был смысл, в "Убийце" был смысл и необычный финальный ход (но уже наряду с поразительно бессмысленной героиней), то что в "Прибытии", что в "Бегущем..." смысл или стремительно улетучивается или вообще не живет с самого начала. В "Бегущем" нет ни с
амого поверхностного разумного слоя - адекватного сюжета, ни более глубоких слоев и подтекстов. Казалось бы, такой идейно богатый материал, а в фильме почва для размышлений не просто предельно обеднена и истощена. Нет, фильм сценарно настолько опримитивлен и загажен самыми тупыми голливудскими штампами, что диву даешься.
"Бегущий по лезвию 2049" не является фильмом в привычном понимании этого слова. Это некая атмосферная трехчасовая инсталляция. На уровне шедевральных водорослей в "Солярисе". Все медленно, с чувством, с расстановкой. Все идеально. Но за внешним визуально-звуковым идеалом, в отличие от "Соляриса", - пустота, которую наполнять надо самим зрителям. Кто какие мысли на сеанс принесет, тот такие мысли и может развить в течение медитации перед экраном.