Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Adenis

Страницы: [1] 2 3 4
1
Кроличьи норы, курганные насыпи и библио-буррос *): неужели никого больше не волнует научная строгость?
автор: Джон Ричардсон.
Оригинал статьи.
(снова яндекс-перевод с некоторой коррекцией)


*) Библиобурро - это такая передвижная библиотека, на двух осликах :)


Случайное прочтение книги Гульельмо Спирито “Легенды о Троянской войне у Дж.Р.Р. Толкина”[1] на днях отправило меня в кроличью нору с многослойными рамками в поисках авторства, моей проблемы, о которой я уже упоминал ранее (см. также сноску Тома Стоппарда ниже). Спирито начинает свою статью с длинной цитаты из книги Альберто Мангеля "Илиада и Одиссея: биография Гомера", которую я повторю здесь:


В 1990 году Министерство культуры Колумбии создало систему передвижных библиотек для доставки книг жителям отдаленных сельских районов. С этой целью сумки-переноски для книг с вместительными карманами перевозились на спинах ослов в джунгли и сьерру. Здесь книги оставлялись на несколько недель в руках учителя или деревенского старейшины, который де-факто становился ответственным библиотекарем. Большинство книг представляли собой технические труды, руководства по сельскому хозяйству и тому подобное, но было также включено несколько литературных произведений. По словам одного библиотекаря, книги всегда находились на надежном учете. ‘Я знаю об одном случае, когда книга не была возвращена", - сказала она. - Вместе с обычными практическими названиями мы взяли испанский перевод "Илиады". Когда пришло время обменять книгу, жители деревни отказались возвращать ее. Мы решили преподнести им это в подарок, но спросили их, почему они хотят сохранить именно это название. Они объяснили, что история Гомера отражает их собственную: в ней рассказывается о стране, охваченной войной, в которой безумные боги смешиваются с мужчинами и женщинами, которые никогда точно не знают, из-за чего идет война, или когда они будут счастливы, или почему их убьют"[2].

Интересно, подумал я. И откуда взялась эта чудесная история? Я достал с полки свой экземпляр книги Мангеля и взглянул на сноску: ““Mucho más que libros”, Семана, 4 июня 2001 года, Богота”. Ладно, подумал я. В наши дни Интернета это достаточно просто для парня, который только что закончил проект "Год чумы" по переводу "Вида в суэне" Кальдерона де ла Барки. Я спрошу Алексу....

Как странно: статья Семана посвящена празднованию открытия новой библиотечной сети в Боготе, и в первом предложении Мангель упоминается в качестве специального гостя. Но ничего о том, что осел разносил экземпляры "Илиады" нетерпеливо ожидающим беднякам сельской Колумбии. Я опущу большую часть своих метаний по этой кроличьей норе, чтобы сказать, что я не первый, кто подвергает сомнению рассказ Мангеля об Илиаде в Колумбии, но я не встречал никого другого, кто заметил бы простую редакторскую ошибку, которая привела меня через столько запутанных кроличьих туннелей. Сесар Домингес в “Литературном мундиале в библиобурро. Un caso procomun de circulación literaria”[3], ссылаясь на почти идентичный рассказ об ослике/Илиаде в книге Мангеля "Ночная библиотека"[4], ясно показывает, что Мангель ошибается, приписывая создание библиобуррос культуры – на самом деле они были изобретением одного человека. добровольно жертвует своим временем и ослами (стр. 125). И Домингес далее указывает, что существует мало доказательств утверждения Мангеля о том, что испанский перевод "Илиады" был единственной книгой, которую жители деревни отказались вернуть. На самом деле Луис Сориано, молодой человек, основавший программу “Библиобурро”, признает, что из коллекции передвижной библиотеки пропало несколько томов, но "Илиада", похоже, не относится к их числу (стр. 127).

Что здесь происходит? Что ж, тот факт, что Мангель повторно использует анекдот, не является черным пятном на его имени: как заметил Том Стоппард в интервью Рональду Хейману в 1974 году и опубликованном в 1977 и снова в 1978 годах, “Если это стоит использовать один раз, это стоит использовать дважды”5. Но как Мангель допустил ошибку об участии Министерства. И откуда взялась идея о пропаже "Илиады"? Что ж, я думаю, ответ на первый вопрос кроется в характере праздничных мероприятий, подобных тому, на котором Мангель был почетным гостем: кто-то в Министерстве заявил о большем почете, чем Министерство заслуживало, это было напечатано в Semana, и Мангель принял это заявление. Что касается заявления об “Илиаде", то, когда Мангель рассказывает эту историю ночью в библиотеке, он приводит две сноски, в одной из которых приводится описание программы и вклада министров (Semana), а в другой - история потери "Илиады" ("Личное интервью, Богота, 25 мая 2001 года.”)

Итак, Мангель поверил людям на слово и забыл записать имена людей, которые предоставили ему информацию. И забыл перенести одну из сносок, когда вырезал и вставлял рассказ из одной книги в другую. Да, и еще, каким-то образом ему удалось ночью разместить в Библиотеке фотографию Луиса Сориано, добровольного создателя колумбийской передвижной библиотечной системы, со своими осликами, нагруженными книгами. И фотография подписана “Одна из ”ослиных библиотек" сельских районов Колумбии". (стр. 232). Никакого намека на то, что этот человек и эти два осла были подлинным источником всех знаний, которые описывал Мангель.

Это имеет значение? Конечно, я многому научился в кроличьей норе, которую Мангель оставил для меня своей слегка небрежной, но очень простой канцелярской работой. Но я бы предпочел, чтобы он если не наставил меня на путь истинный, то хотя бы показал мне врата, а не превращал это дело в детективную историю. И было бы неплохо, если бы Мангель воздал Сориано по заслугам. И, возможно, мне следовало бы процитировать здесь ссылки на испанский язык, чтобы направить вас по пути, а не просто давать довольно полные ссылки в примечаниях для тех, кто хочет пройти через эти конкретные ворота . . . .

Я начал с того, что сослался на статью о Толкине, и мне следует довести дело до конца. Вчера вечером я начал читать книгу Деборы Сабо “Археология и смысл истории в ”Средиземье" Дж. Р.Р. Толкина"[6], и был поражен этим небольшим отрывком:

Встречи с руинами встречаются в самых ранних произведениях английской литературы, поэтому неудивительно, что Дж. Р.Р. Толкин также включил подобные сцены в свою собственную беллетристику. Например, логово дракона в "Беовульфе" - это усыпальница с камерами (Кейллор и Пигготт 360-61), древнеанглийская элегическая поэма "Руины" описывает римский город (Митчелл 131), а в собственном переводе Толкина "Сэр Гавейн и зеленый рыцарь" зеленая часовня - это курган (79)..7

“...в собственном переводе Толкина ”Сэр Гавейн и зеленый рыцарь" зеленая часовня - это курган. Это была неглубокая кроличья нора. Сабо указывает номер страницы (79), чтобы было легко ознакомиться с переводом Толкиена. Действительно, он описывает Зеленую часовню как насыпной курган. Но любой, кто действительно посмотрит на оригинальное среднеанглийское стихотворение, увидит, что поэт 15 века описал его именно в этих терминах. Итак, Толкин был хорошим переводчиком. Но описание Сабо заставляет думать, что описание кургана является чем-то уникальным для Толкина: логово дракона как камерная гробница принадлежит Беовульфу; Руины “описывают римский город”; но “зеленая часовня - это курган” в переводе Толкина [однозначно?]. Я не могу отделаться от подозрения, что Сабо не потрудился изучить среднеанглийский, что печально, потому что это было бы так просто и очевидно.

   Sone, a lyttel on a launde, a lawe as hit were;
    A balȝ berȝ bi a bonke þe brymme bysyde,
    Bi a forȝ of a flode þat ferked þare;
    Þe borne blubred þerinne as hit boyled hade.
    Þe knyȝt kachez his caple, and com to þe lawe,
    Liȝtez doun luflyly, and at a lynde tachez
    Þe rayne and his riche with a roȝe braunche.
    Þenne he boȝez to þe berȝe, aboute hit he walkez,
    Debatande with hymself quat hit be myȝt.
    Hit hade a hole on þe ende and on ayþer syde,
    And ouergrowen with gresse in glodes aywhere,
    And al watz holȝ inwith, nobot an olde caue,
    Or a creuisse of an olde cragge, he couþe hit noȝt deme
    with spelle.[8]

Примечания:

1 Гульельмо Спирито, “Легенды о Троянской войне у Дж.Р.Р. Толкина”, Hither Shore 6 (2009) стр.182-200.

2 Мангель, Альберто. "Илиада и Одиссея" Гомера: биография, Ванкувер, 2007, стр. 6.

3 Домингес, Сезар. “Литература мундиаля в библиобурро. Случай, связанный с распространением литературы”. Джесин Миллер, Хорхе Дж. Локан и Бенджамин Лой, ред. Переназначение мировой литературы, стр. 119-130.

4 Мангель, Альберто. В библиотеке ночью. Великобритания, Издательство Йельского университета, 2007, стр. 229-30.

5 Это была еще одна очень глубокая кроличья нора. В интересах предоставления ссылки абсолютно никто в мире, кто цитирует эту шутку Стоппарда, похоже, не знает о: см. стр. 2.

И вот действительно полная ссылка:

Том Стоппард, "Современные драматурги"
Серия "Современные драматурги" серия H.E.B. в мягкой обложке (примечание: H.E.B. это такой супермаркет, большой магазин)

Обучающие книги Хайнемана в мягкой обложке: серия "Современные драматурги"

Автор Рональд Хейман, с иллюстрирациями
Издательство Pearson Education, 1978
ISBN 0435184415, 9780435184414
Объем 146 страниц

6 Дебора Сабо, “Археология и смысл истории в Средиземье Дж. Р.Р. Толкина”, Mythlore 26:1/2 Осень/зима 2007, стр. 91-112.

7 с. 91.

8 Толкин, Дж. Р.Р., под ред. Э.В. Гордон. Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь. Оксфорд, 1960. Стр.67.

2
в ответ на сообщение
(К сожалению, формат ЖЖ не позволяет длинные сообщения в ответах (>4500 символов). Использую форум как трибуну)

А я за безобидные извращения. Что плохого в извращениях, если они развлекают и не дают заскучать?
Цитировать
Сроб встречает мленба, ткан теряет гуура, Флин получает блэпа
— это история любви, де-факто описание процедуры размножения плухов на Венере, из рассказа У.Тенна. Семь полов, генетическое разнообразие, норма для плухов. И очевидное извращение для землян, которые призывают плухов перестать быть извращенцами и скармливают их местным змеям.

У советского фантаста С.Снегова (отсидел 10 лет в лагере, однако) читаем в его трилогии "Люди как Боги":
Цитировать
Двуполость  слишком элементарна, грубое  противопоставление  мужчины  и  женщины  -  примитив, который нельзя оправдать ни морально, ни конструктивно. Расчеты показывают, что только шестиполость гарантирует совершенство. Схема такова: один прямой мужчина и одна прямая женщина, но одновременно — левосконструированная и правосконструированная женщина, такие же право-  и левосконструированные мужчины.

Филип Фармер, один из моих любимых писателей — король извращений в фантастике. Чего стоит только сцена описания совокупления землянина и марсианки с участием третьего существа — выполняющего роль переносчика генетической информации, скажем так. Или там совокупления Тарзана с обезьянами, причем в обе стороны, брата с сестрой, попытка изнасилования главного героя в самом начале романа  Но это, послушайте, это так было. В книге. Автор так видит! Что ему, запрещать, убирать эти $ извращения$  из текста и своего воспалённого писательского сознания?

Можно и убрать. Но тогда надо убирать и остальные книги Фармера, в которых этих извращений (как бы) нет. И надо отказываться от Р.Желязны, от Дж.Мартина — которые плоть от плоти Фармер, его ученики и последователи. И вообще от американской фантастики в целом.

Это возможно. Так было в СССР: цензура, того же Толкина долго не переводили, потому что он извращенец (в плохом смысле) гораздо хуже Фармера. Фармер описывал секс Тарзана с (самцами) обезьян, от нечего делать, и которым Тарзан хорошо относился. Это очень пошлая сатира на палп-фикшн, на самом деле, Фармер заслуживает отдельной истории: мужчина прожил всю жизнь с одной женой, воспитал детей, работал на молокозаводе, на TI и Motorola, чтобы будучи уже далеко за сорок, наконец, стать проф.писателем. Очень влиятельным. Фармера стали переводить и издавать на самом излёте СССР, практически уже в России, когда цензуры (необходимой) не стало и на рынок высыпалось огромное количество бездарной продукции.

А вот Толкина издали в СССР, в 1977м, тоже на излете, когда вот-вот вернут Яковлева из Канады, когда Горби (с 1971го) давно засел в ЦК. У Толкина извращения много серьезнее, и это не спаривание с обезьянами. Священная "божественная" иерархия, расовая чистота. Друзья-фашисты. Фармер с его извращениями невинным мальчиком мне представляется, в сравнении со сценами, например, из "Хоббита" где Гэндальф в пещере убивает молниями гоблинов и их короля только за то, что они посмели задержать его подопечных как подозрительных чужаков, или сценой из Властелина Колец, где эльф Леголас с гномом Гимли смеются и убивают особых орков-"полулюдей", выведенных Саруманом, и снова смеются, и снова убивают. И им за это нет ничего.

Вот это извращение — это вот действительно очень плохо, я не буду рекомендовать эти книги детям. Прочитают потом когда-нибудь сами, ну ладно. Это неплохая литература, в конце концов. Но извращение. Кстати, по формальным признакам, напр. инцесту в книге "Сильмариллион" Толкина, это не детская литература ни разу.


Бог с ним, с Толкином, он англичанин. Возьмем наших. Раскольников убивает топором старушку и потом ходит страдает весь роман. Замужняя Каренина спит с Вронским, и бросается под поезд. Это извращения? Извращения. У Куприна в "Яме" — полный набор извращений. А.П.Чехов — коллекционер извращений, его сифилитический коллега из Франции, Мопассан, отдыхает. Чайковский (гомосексуалист, латентный или нет, это толком так и не доказано, но уже не важно) посвящает 6ю симфонию "любимому" племяннику. Это извращение, слушать 6ю симфонию Чайковского? Может убрать из неё места, в которых особенно сильно Пётр Ильич страдает по тельцу любимого юноши?

Вполне можно убрать. Вообще, пл.Земля — это ведь монастырь? Провинился — отмаливай грехи, еще раз облажался — сиди в келье полгода, молись. Еще раз — вон из нашего монастыря! Только не в терновый куст! О нет, за что!...

К сожалению (это 100%), с извращениями нельзя ничего поделать. Кусок торта, съеденный полной диабетичкой — это извращение. Ручная змея и кормление её живыми мышами — извращение. Дворовая собака, которую кормят остатками свиньи, росшей с ней вместе, в соседнем загоне — извращение? Да! Убийство людей на войне, убийство людей не на войне, убийства гражданских военными, гражданских гражданскими — извращение? ДА! вот это извращение. Но ничего поделать нельзя: если избавиться от своих извращенцев, т.е. военных, которые по долгу их службы физически насилуют и убивают (чужих) людей, придут чужие извращенцы и перебьют ваших, своих.

Вообще, искусство — любое — это сразу извращение, в легкой форме. Человек вместо здорового образа жизни сидит и строчит предложения, для вдохновения прихлебывая из бутылки или выкуривая по сигаре в час. Или что-то еще, похуже если он здоровеньким хочет помереть. Земля, это такое место, где извращения запрограммированы её Создателем, Демиургом. Все едят кого-то. Вот я набросился на свинью,  нет, не изнасиловал (а хотя почему бы и нет), но убил её и съел. Это нормально, или я извращенец? С моей точки зрения — нормально, потому что я хочу есть. С т.зр.свиньи это, должно быть, просто ужасно.
Черная раса в Африке. Глава племени продал лучших мужчин в рабы за бусики, и рабы поехали улучшать благосостояние чужой страны на далекой плантации. Если плохо работают, их в расход. Что, не извращение? Так это было нормой сотни, тысячи лет, и сейчас продолжает быть нормой, в завуалированной форме. Эксплуатация человека человеком, хорошо описанный и изученный факт.

Нет, это другое? А чем лучше грубое физ.насилие сексуального насилия? Там хотя бы потом какие-то льготы положены, в сексуальном варианте. Давайте "Капитана Блада" запретим. Да все книги Шолохова, Драйзера, да любого хорошего писателя, который с натуры пишет  — одно насилие сплошное. Насилие это не извращение? Нет?

Фармер правильно подметил: секс это насилие, необязательно над самкой, вовсе нет. Так устроен механизм размножения: чтобы что-то получить, надо что-то отдать взамен. Нужно приложить усилия: отпугнуть или убить других самцов, или обхитрить их — скупить только правильные акции, чтобы разбогатеть, и самка согласилась на секс. Ведь дети это дорого, нужно регулярное обслуживание. Так создан мир.

Я бы отменил этот мир, конечно. Он дурацкий, временами ужасный. К сожалению, технически это сложно сделать: можно создать новую карманную вселенную внутри мира — в компьютере, например, и жить там. Зависимость от исходной вселенной всё равно останется, к сожалению.


(с) adenis 2023, специально для nadiayar.

3

0) Умертвия это не люди или "бывшие люди". Умертвия это некие нечеловеческие духи, вошедшие в чужие мёртвые тела.  Это не люди, не назгул, у них нет никаких артефактов вроде колец. Умершие люди без дополнительных приспособлений вроде колец Саурона или каких-то темных ритуалов (снова от злых сил) всегда уходят к Илуватару, без вариантов. Возможно, через Мандос, как Берен, а возможно и без валианско-эльфийских посредников - потому что без Мандоса на Имбаре люди все также прекрасно умирали.

1) Раз они никакие не люди и не дунэдайн, они - эльфы, отвергнувшие призыв Намо-Мандоса и решившие пожить еще. Все просто.

2) Но ведь даже плохие, "падшие" эльфы вовсе не такие идиоты, чтобы вселяться в кого попало, в какие-то мёртвые тела. Поэтому умертвия это изначально эльфы и есть. Которым сильно поплохело, но волшебная душа (феа) которых не даёт им умереть?

3) Нет, умертвия не просто "эльфы и есть". Они не похожи на эльфов, они в одежде людей-дунэдайн, у них кинжалы из нержавейки по технологии древних (нуменорцев?), и место их концентрации -  могильники (усыпальницы, мавзолеи, в широком смысле кладбища) людей, знати из Кардолана. Следовательно, это духи эльфов в телах людей, которые заняли тела людей еще при жизни, подчинили эти тела себе полностью, чтобы придать этим телам "бессмертную" (на самом деле нет, конечно) эльфийскую природу, хотя бы отчасти.

4) Но у некоторых умертвий есть эльфийские вещи! Том Бомбадил, разгоняя умертвий (так, как будто для него это обычное дело, и они послушны ему) замечает красивую брошь, "принадлежавшую той, которая была fair". Прекрасна, скажем так.

Цитата: LOTR
He chose for himself from the pile a brooch set with blue stones, many-shaded like flax-flowers or the wings of blue butterflies. He looked long at it, as if stirred by some memory, shaking his head, and saying at last: ‘Here is a pretty toy for Tom and for his lady! Fair was she who long ago wore this on her shoulder. Goldberry shall wear it now, and we will not forget her!’

Версия, что брошь из кургана была эльфийской, но носила ее человеческая девушка/женщина, возможна, но более вероятна, в свете слов Тома "мы не забудем ее", версия, что эта девушка была не человеком, а эльфом. С чего бы так запомнить Тому какую-то короткоживующую девицу, да еще и говорить "мы её не забудем" во множественном числе, что означает, что как минимум (теперешняя) жена Тома тоже была с ней знакома. Более того, в оригинале используется слово "fair', это почти fairy, мне тут видится подсказка автора.

Что случилось с этой fair знакомой Тома, не ползает ли она там же во тьме, став умертвием? Возможно нет, раз брошь не на ней. А возможно да, раз брошь эльфийская, принадлежавшая той, кто была fair, в букв.переводе - "честная", став умертвием, она бы доставляла беспокойство. Все же скорее нет: Том за столько лет нашел бы её  и ...освободил?  Тому было наплевать на умертвий по соседству, но, возможно, он бы сделал исключение для кого-то из прежде знакомых (при жизни)? Или нет? Скорее, нет.

Между прочим, брошь синего цвета автоматически означает синий цвет глаз ее хозяйки. У дунэдайн этот цвет был у потомков дома Хадора, блондинов. В Средиземье после 1й эпохи из дома Хадора оставался лишь один представитель. Звали  его Эльронд, и глаза у него были серые, а не голубые. Следовательно, можно со 100% вероятностью говорить о том, что хозяйка броши не была из дунэдайн. Следовательно, хозяйка броши была эльфом. Но что она делала в кардоланском человеческом могильнике, где хоронили знать Кардолана - потомков дунэдайн?

Это хороший материал для фанфика, скажу я вам. Эльфийская жена короля Кардолана даёт широкое поле для фантазии (основанной, однако, на авторском материале Толкина).

Но вернемся к нашим умертвиям. Если умертвия это по большей части человеческие тела, из которых некие "злые" эльфы (их духи-fea или все еще живые эльфы, с пом.некоего ритуала, или обманом) выселили самих людей, их бессмертные души, отправив их (как положено) по этапу к Илуватару, возникает вопрос: зачем было эльфам выселять людей из тел и занимать их, если у эльфов вполне неплохие свои тела? Ответов может быть несколько и они все приемлимые:
1) Эльфы, которые получили повреждение в бою или на охоте, или бытовую травму, хотят снова получить недостающие руку или ногу, или глаз. Которые у них не отрастут. А через Мандос долго или проблемно.
2) Эльфы, которые живут очень-очень долго и умирают от старости. Эта проблема (старость) у эльфов тоже есть, как и у людей, о ней упоминает именно как о проблеме, например, Аэгнор в беседе с Андрет. Во время Аэгнора уже были очень старые эльфы, чей возраст был под два десятка тысяч лет. И они не хотели умирать. И в тюрьму Мандос они тоже не хотели, даже с условием, что они выйдут из нее в новых телах, чтобы ими командовали куда более молодые короли эльфов Валинора - дети в сравнении с ними.
3) Наконец, эльфы, которые захотели поуправлять людьми. Из разных побуждений, желания власти, или желания помочь недалеким смертным. Если их король будет выглядеть как прежде, но внутри его тела будет эльф, это открывает широкие перспективы для множества сторон. К тому же есть вариант, что феа эльфа не вытеснит человеческую душу насовсем, а подчинит, или будет "мирно сосуществовать" в теле, до какого-то времени. Для человека (с т.зр. эльфа) тоже польза: его тело не умрёт быстро, а благодаря эльфийскому fea будет жить долго, по кр. дольше обычного.

4
(корректированный яндекс-перевод статьи аж 2010 г.)

Толкиен против Льюиса в христианском фэнтези

В большинстве обсуждений Дж. Р. Р. Толкина и К. С. Льюиса подчеркивается их родство - их общая вера, схожие научные интересы в области литературы и языка, их взаимная любовь к мифам, легендам и героической романтике. Ученые также склонны замечать сходство в значительно корпусе фантастической литературы, созданном Толкином и Льюисом. Тем не менее, два автора существенно различались в своих подходах к литературе фэнтези, что видно не только по заявлениям каждого из них об этом жанре, но и в фантазиях (фэнтези-литературе, прим.моё), которые каждый из них фактически создал.

Толкин и Льюис каждый написали по апологии литературы в жанре фэнтези: Толкин в "О волшебных историях" (эссе), Льюис в статье "Иногда волшебные истории могут лучше всего сказать то, что нужно сказать" (Об историях). Хотя эти два эссе разделяют ряд предположений, именно различия между ними лучше всего проливают свет на отдельные художественные произведения, созданные Толкином и Льюисом.

В книге Толкина "О волшебных историях" утверждается, что уникальная область волшебных историй (сейчас ее чаще называют фантастической литературой) - это царство Фейри, опасное царство магии и очарования, куда обычные смертные иногда должны отваживаться, чтобы выполнить задание. Для Толкина подлинная волшебная история - это не просто продолжение нашего Первичного мира, но создание правдоподобного и самосогласованного Вторичного мира, подчиняющегося своим собственным законам. Толкин предполагает, что слишком много внимания было уделено "представлению или символической интерпретации красот и ужасов [этого] мира" (Essays 51) без достаточного внимания к суб-творению. Фантазия, по мнению Толкина, в основе своей - это "создание или отблеск других миров" (Essays 63).

Представление о том, что художник является создателем альтернативных реальностей, не ново. Но стратегия Толкина состоит в том, чтобы предположить, что эта очень возвышенная модель художественного творчества лучше всего воплощена не в романе или эпосе, а в таком скромном жанре, как сказка. Точно так же, как Толкин утверждал в другом знаменитом эссе, что "Беовульфа" следует рассматривать как литературу, а не как лингвистический артефакт, здесь он утверждает, что сказки следует рассматривать как литературу, а не как развлечение для детей. Когда Эдмунд Уилсон охарактеризовал собственную трилогию Толкина "Властелин колец" как "детскую книгу, которая каким-то образом вышла из-под контроля" (см. раздел "Картер 3"), он высказал то самое предубеждение, которое Толкин пытался преодолеть в "О волшебных историях".

Доктрина субсотворения была особенно близка Толкину, как христианину, так и писателю-фантазеру. Будучи христианином, Толкин мог рассматривать сотворение мира как форму поклонения, способ для созданий выразить в себе божественный образ, став творцами. Как писатель-фантаст, Толкин мог утверждать, что выбранный им жанр является одним из самых чистых из всех видов художественной литературы, поскольку он требовал создания не только персонажей и происшествий, но и миров, в которых они могли бы существовать.

К. С. Льюис, очевидно, разделял теорию субсотворения Толкина и рекомендовал "О волшебных историях" тем, кто спрашивал его о его собственных взглядах на фэнтези. (Гловер, 30, 37) Однако Льюис никогда не принимал идею сотворения мира так близко к сердцу, как Толкиен, и собственное эссе Льюиса на эту тему "Иногда волшебные истории могут лучше всего выразить то, что следует сказать" звучит несколько иначе.

Это краткое, но содержательное эссе начинается с того, что мы выделяем две стороны писателя: Автора и Человека. (Льюис использовал мужской род для обозначения общего падежа, как это было обычной практикой в его время; я следую этому условию в этом абзаце, резюмирующем его эссе.) Автор просто пишет, чтобы высвободить творческий импульс. Он начинает с идеи или неотразимого образа, "стремящегося к форме", к какому-то связному выражению. Однако вскоре Человек вступает в процесс написания со своими собственными ценностями и целями, своим желанием направить написанное к какой-то значимой цели. Автор может писать только для того, чтобы доставить удовольствие - себе или своим читателям, - но этот Человек озабочен тем, чтобы доставлять удовольствие и наставлять, сообщать что-то о том, кто он такой и как он видит свой мир. Льюис иллюстрирует этот процесс, объясняя, что его собственные сказки "Хроники Нарнии" возникли как серия мысленных образов, которые начали соединяться в сюжетные линии. Но затем, когда повествования начали обретать форму, Льюис увидел, что их можно использовать для творческого выражения центральных истин христианства по-новому.

Этот двойной акцент на авторе и Человеке, вовлеченном в создание фэнтези, может показаться лишь небольшим отклонением от взглядов Толкина, но это во многом объясняет заметно отличающийся характер творчества этих двух людей, а также тот факт, что Толкин никогда не был "способен проникнуться полной симпатией". (его собственные слова) с фантастическими рассказами Льюиса. (Карпентер 227) Хотя Толкин, безусловно, косвенным образом выразил свои ценности во "Властелине колец", он утверждал авторский акт сотворения мира как самоцель. Льюис, однако, согласился с тем, что писатель не может даже начать без стремления автора творить, но чувствовал, что он не должен начинать без желания человека донести свое глубочайшее представление о себе и своем мире.

Возникает вопрос, связаны ли различия в акцентах Толкина и Льюиса по этому вопросу с их разным церковным происхождением, римско-католическим и англиканским соответственно. Со времен Реформации протестантские теоретики эстетики склонны обсуждать искусство в более функциональных терминах. От ранних теоретиков, таких как Пьер Рами и Джонатан Эдвардс, до популярного пророка 20-го века, такого как Фрэнсис Шеффер, протестанты обычно рассматривали искусство с точки зрения ценностей, которые оно передает (хороших или плохих), как выражение мировоззрения художника. Начиная с намеренного выставления напоказ украшений контрреформации и заканчивая работами современных писателей, таких как Жак Маритен и Ханс Кюнг, римские католики были более склонны рассматривать творческий акт как самоцель, если не искусство ради искусства, то, возможно, более точно искусство для-Ради бога.

Этот дух воплощен в истории о средневековом каменщике, неделями работавшем высоко над землей, высекая витиеватую резьбу на башне собора. Когда его спросили, как он может тратить столько времени на работу, которую никто никогда не увидит вблизи, если вообще увидит, он ответил: "Бог видит". Читатель ощущает почти тот же дух в Толкиене, кропотливо работающем над созданием правдоподобного Вторичного мира с его собственной историей и географией, разнообразием народов, языков и обычаев, с его настойчивостью в устранении несоответствий, которые ни один читатель из миллиона никогда бы не заметил. На самом деле, его биограф сообщает, что в дальнейшей жизни Толкин вообще не называл себя творческим писателем, а скорее летописцем Средиземья. (Карпентер 4).

5
Энты  (Ents) - создания из мира Арды Дж.Р.Р.Толкина, которые умеют быстро передвигаться, общаться на языке, похожем на человеческий, имеют руки, ноги, пальцы, тело, голову и другие антропоморфные признаки, т.е. обладают, казалось бы, признаками принадлежности к животному миру - однако являются, по-видимому, растениями.

Вопрос питания энтов не решен автором. Вообще, вопрос их происхождения довольно размыт:


Цитата: Письмо 247, точнее, его черновик
Никто не знал, откуда они (энты) взялись и когда появились впервые. Высокие эльфы говорят, что Валар в «Музыке» о них не упоминали. Но некоторые (Галадриэль) придерживались мнения, что, когда Йаванна узнала о милости Эру к Аулэ в отношении гномов, она взмолилась к Эру (через Манвэ), прося даровать жизнь существам, созданным из живой материи, а не камня; и что энты — это либо души, вселенные в деревья, либо они со временем уподобились деревьям в силу своей врожденной любви к ним. (Не все они были хорошими [неразборчиво].) Таким образом, энты обладали властью над камнем.

И далее в том же черновике письма 247:
Энты-мужи были преданы Оромэ, жены энтов — Йаванне.

Запомним этот факт преданности энтов Оромэ, вале/властителю охотников.

Чем же питались энты? У них не было корневой системы для усвоения макро- и микроэлементов  из почвы. Корни и соответствующая система питания (а также необходимая микориза) появлялась у тех энтов (хуорнов), которые перестали быть энтами и стали деревьями. Были ли листья у энтов, были ли они способны к фотосинтезу? Скорее да, но в той степени, в той же степени, в которой энты были покрыты листьями (незначительной):

Цитата: В.К.
...совершенно необычное существо. Оно походило не то на человека, не то на тролля, футов четырнадцати ростом, с длинной головой и почти без шеи. Гладкая коричневая кожа рук мало походила на грубую серо-зелёную кору, покрывавшую остальное тело. На огромных ногах было по семь пальцев. Нижняя часть длинного лица заросла широкой седой бородой, кустистой, у основания напоминавшей тонкие прутья, а на концах похожей на мох. Но в первый момент хоббиты не заметили ничего, кроме глаз. Эти глубокие глаза теперь разглядывали их, сосредоточенно, очень проницательно. Они были коричневыми, в их глубине то и дело вспыхивал зелёный огонёк.

Согласно этому описанию, энт Фангорн (а это был именно он, впервые встреченный хранителями) был скорее похож на человека или тролля, чем на дерево. Если у него и были листья, то не очень много. Листья и корни отращивали хуорны. У энтов не было ни корней, ни сколько нибудь значимых листьев (для питания посредством фотосинтеза).

Известно также, что энты пили воду - в больших количествах и подолгу, и придавали значение качеству воды. Цитату можно найти во "В.К.". Вода, однако, не содержит питательных веществ в достаточных количествах.

Следовательно, можно сделать вывод, что энты питались как-то иначе, чем обычные растения.




6
Цитировать
коммунисты никогда не были глобалистами,
Ну, конечно: мировая революция и диктатура пролетариата это совсем не про это.
Да. Совсем не то. Коммунисты не для себя и не для своего родственного или союзного клана старались, у них нет наследования капитала, у них вообще капитала нет. Вы Оруэлла, прислужника империалистов начитались. Прочитайте вместо сплагиатированного "Скотного Двора" хотя бы его оригинал, "Скотский бунт", который на русском написан, кстати.

Социализм (коммунизма мы еще ни разу не видели на этой планете, военный коммунизм не в счёт, это тоже не коммунизм) это более справедливый общественный строй за счёт адекватного распределения материальных и нематериальных благ - не только внутри правящей верхушки. Империализм и его вариации - фашизм, нацизм - это всегда метрополия и колонии, а также неосвоенные территории, на которых необходимы войны - иначе эти территории усилятся и рано или поздно войдут в противоречие с метрополией. Уровень жизни и распределение благ в такой системе заведомо иерархично, это классовое общество.  Самый высокий уровень жизни и соотв. возможности - только в метрополии. В колониях похуже, а в странах третьего мира - еще хуже, или вообще никак. Там могут идти нескончаемые войны - не за ресурсы, которые давно поделены и отняты у исконного населения, а просто так, потому что это необходимо для поддержания существующей иерархии. Сравните с войнами в Белерианде, продолжавшиеся сотни лет, с войнами в Средиземье - колонии Нуменора, продолжавшиеся тысячи лет. Это нормально для этой системы.

Коммунизм (в пределе) и социализм (на раннем этапе) это системы, в которых фиксированной иерархии либо нет, либо она сглажена. Современный империализм (= глобалистичный фашизм) предполагает диффузию, инжекцию людей из провинции в метрополию и обратно, повышение класса, переход достойных из низшего класса в более высокий. Это повышает устойчивость системы, это элементы социализма, такого не было изначально. Первоначально специально обученные люди, которые умели управлять, должны были управлять, и их дети, которых их родители отдавали в университеты, должны были занять место родителей. Предельное (снизу) состояние - касты, когда шудра будет шудрой всегда, а неприкасаемый останется неприкасаемым, и его дети тоже - межклассовые отношения, тем более браки - запрещены. Современная неофашистская система (которую мы имеем сейчас во всех странах, кроме самых нищих и отсталых) модифицирована под нужды общества, в неё внедрены новые элементы, делающие её устойчивой и позволяющие сдерживать волнения внутри.

Цитировать
«Соединенные Штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, – пока полная победа коммунизма не приведет к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического, государства..»

Чего добиваются глобалисты? Исчезновения всякого демократического государства.
Глобалисты добиваются, чтобы общество подчинялось их целям. Эти цели могут казаться людям благими или наоборот, неважно. "Демократическое" государство при империализме - глобальном фашизме - невозможно. Фашизм подразумевает корпоративность, когда одна группа главенствует над другой группой или группами. Империализм это фашизм, распространённый на все доступные территории, когда группа хозяев и их слуг, с разной степенью обладания властью, владеют всем остальными, в том числе живыми людьми. Это означает, что они могут начать войну, например, или спровоцировать войну, оставаясь в стороне, время от времени подбрасывая поленья в костёр этой войны - а люди не обладают властью, чтобы эту войну остановить или победить в ней. Иногда они даже проиграть не могут, не то что победить - будучи истерзанной, разоренной, страну все равно заставляют воевать - во имя целей корпорации. Фашистской корпорации.

Есть только два варианта общества. Первый - классовое, иерархичное общество. И второй - плоское, бесклассовое, без иерархии власти, где каждый - элемент власти. Кто-то называет это коммунизмом, кто-то демократией. Ни коммунизма, ни реальной демократии (без ЦК и ВЧК, без "института выборщиков" и ФБР) никто пока не видел - но это не значит, что не увидит рано или поздно. Вопрос в организации людей. Зато все видели и видят империализм, который кто-то зовёт фашизмом, кто-то диктатурой капитала, кто-то мировым картельным (корпоративным) сговором. Войны не возникают, а режиссируются и назначаются в центре управления, происходит маркетинговый вброс, подготовка сознания людей, чтобы они были готовы к войне, и затем начинается то, что начинается.

Можно обвинять коммунистов или марсиан, но лучше  египетских фараонов - они хотя бы вроде бы существовали и правили продолжительное время.

Цитировать
17 июля 1919 г. :
«Недалек день, когда вся Европа соединится в единую Советскую Республику».
Ленин в речи на первых московских советских командных курсах 15 апреля 1919 г. говорил:
«Каждый день приносит известие, что то там, то здесь поднято красное знамя освобождения. На ваших глазах образовалась советская республика Венгрии, Советская Бавария, Третий, Коммунистический Интернационал, и вы в скором времени увидите, как образуется Всемирная Федеративная Республика Советов. Да здравствует Всемирная Федеративная Республика Советов» .
Предпочту, чтобы Советская Бавария просуществовала минимум до 1941 года. Пока существовало государство ГДР, в Европе не было войн. Войны начались, когда сдерживающая западных империалистических фашистов коалиция распалась - и они почувствовали, что им всё можно, начали - нет, не передел мира, он, повторю, был сразу же поделен. Бизнес-операцию, очередную.

7
Всё таки интересно было бы обсудить связь книг двух выдающихся визионеров, Жирного Конелюба и еще одного, Профессора у которого есть "Вала-квента"). Тем более, что начиная с названия, книга про валар, правителей Земли (и окрестностей). Эти филдиковские валар, властелины, видимо по описанию отличаются от толкинских - возможно, отсутствием маркетинга. Тем интереснее.

Книга Ф.Дика про электровец имеет подзаголовок - посвящение Марен Хакетт Бергруд. Марен была секретаршей друга и религиозного наставника писателя, епископа американской англиканской ("Епископальной") церкви Джеймса Пайка (прототипа его последнего романа "Епископ Тимоти Арчер", изданного немного под другим названием) - и его любовницей. Её падчерица Нэнси стала очередной (и не последней) женой Филипа Дика - Дж.Пайк с Марен были у них на свадьбе в 1966, в 1967 Марен покончила с собой после ссоры с Джеймсом, в 1968м Пайк, отец четверых детей, женился снова (Ф.Дик не был на свадьбе ), в 1969м Пайк погиб во время путешествия с новой женой по Иудейской пустыне, куда отправился политься, моститься и слушать радио Альбемута из Калифорнии, где был успешным профессором теологии в Университете Беркли, а также вообще очень влиятельным человеком, который мог отрицать какбыхристианские ценности и ему за это ничего не было - ну, почти. Дж. Пайк - не то чтобы этакая американская версия К.С.Льюиса, но некоторое сходство (анти-сходство, если так можно сказать) имеется: женщин больше, алкоголя - больше, еще и епископ, и тезисы соотв. намного более еретические. Вместо умершей от рака у Льюиса жены, с духом которой Льюис пытался общаться, у Пайка имеется покончивший с собой сын, с духом которого Пайк (почти) успешно общался - наркотики-то забористей. Толкин сделал Льюиса энтом, а Дик вывел Пайка в чистом виде Тимоти Арчера.

Дэвид, будучи католиком, любил сводить все неприятности к проблеме свободы воли. Это раздражало даже меня. Однажды я поинтересовался у Дэвида, заболела ли Шерри раком по собственной свободной воле. Я знал, что Дэвид следит за достижениями психологии и наверняка заявит мне, будто Шерри подсознательно стремилась к болезни и потому отключила иммунную систему. В то время подобные теории были очень популярны. Само собой, Дэвид тут же попался на крючок.
— Тогда почему же она выздоровела? — поинтересовался я. — Она что, подсознательно хотела выздороветь?
Дэвид растерялся. Если болезнь Шерри — следствие работы ее мозга, приходилось признать, что и ремиссия имеет вполне мирское, а вовсе не сверхъестественное происхождение. Бог тут вовсе ни при чем.
— К.С. Льюис сказал бы… — начал Дэвид.
Жирный немедленно впал в ярость. Его страшно бесило, когда Дэвид прибегал для защиты своей ортодоксальной зашоренности к К. С. Льюису.


Роман про Тимоти Арчера входит, ну или имеет прямое отношение к трилогии "Валис". Сам Валис - латинизированное (?) производное от "Вала", властелин, он же Валиал, он же Люцифер, Утренняя Звезда, Моргенштерн - бог, который орудует на Земле в отсутствие бога Яха той же самой "расы", что и Валис. В первой части трилогии Валис - это искусственный разумный спутник на орбите Земли, излучающий волны, влияющие на людей. Во второй Валис/Велиал обретает живое тело, образ традиционного дьявола - козла ("козленка".). В третьей части (несуществующей, хотя Тесс, последняя жена писателя, написала свой вариант) имеется другое сверхсущество - Дифеон, который, возможно, имеет отношение к Валису (и Яху). Граница добра и зла существует, но сами добро и зло являются относительными по отношению к испытывающим их: Земля - это рай для инопланетных сущностей, а их место пребывания, "мир огней" - это предполагаемый людьми "рай", в который можно попасть, став "биочипом" в голове инопланетянина (который прежде становится биочипом в голове главного героя, такая вот рекурсивная схема).

Экзегеза

8
- В связи с закрытием города восточные врата временно не работают. Вы можете пройти в другие врата.
- А в других вратах мне не скажут то же самое?
- Конечно, скажут. Город ведь закрывается.
- И что мне делать тогда?
- Вы можете пройти в другие врата. В другом Городе.
- Мне нужно попасть в Город. Сегодня.
- Ничем не могу пом...
Быстрым ментальным ударом Ник вышиб стражника-офицера из этой реальности. Неподалеку на него подозрительно косились еще двое стражников. Неоглядываясь Ник прошёл через врата.

В городе было все по-прежнему. Внеземная цивилизация, которая построила город вместе с системой канализации и коммуникаций под ним, закладывая  возможность десятибального землетрясения, наводнения и всех прочих катаклизмов, включая мощное суборбитальное воздействие, не предусмотрела, что Город могут закрыть просто так, потому что кому-то из местного начальства захотелось обновить коды доступа к Вратам. Два солнца светили в небе над Городом, еще два появлялись из-за искусственного горизонта, дополнительно озаряя улицы алым предрассветным сиянием.. Молочного цвета река со вкусом топленых сливок мерно текла в окружении вафельно-пряничных берегов.

Ник подошёл к дому своей бывшей невесты №52. Это было давно, вспомнил он. В те времена №52, которая тогда звалась иначе, была юна и свежа, как фиалка в двойном рассвете. Он постучал условным стуком. Дверь через некоторое время приоткрылась.
- Хьто там? Витя, это ты?
- Да, это Витя, я пришёл забрать своё, то, что ты сберегла для меня спустя годы.
- Не ожидала, что ты когда-нибудь вернёшься. Проходи.

Ник через прихожую, зал и спальню прошёл к невысокому дубовому шкафу в углу дальней комнаты. В шкафу стоял сейф, он был незаперт, в сейфе лежал еще один сейф, поменьше, он был закрыт. Ник ввёл код, достал плюшевого зайца, распорол его. Он был пуст.
- Пятя, таки скажи, где наша уточка?
- Я брала её иногда попользоваться, мама тяжело болела, надо было ухаживать.
- Где она?
- Вот здесь.
№52 достала утку из-под кровати. На обратной стороне невидимой лентой был приклеен чип, Ник снял его и положил в карман. Карман зажужжал, в мозгу Ника появилась схема портала и входные данные
- Что нибудь еще, Витя?
- Нет, Пяша, ты молодец. Меня не было не так долго, но я успел соскучиться. 70 лет назад ты была совсем другой, и я всегда буду скучать по тебе, теперь уже новой. Есть у тебя пожелание?
- Сделай меня снова молодой.
- Этого я не могу.
- Сделай мою единственную внучку фертильной.
- Хорошо, будет исполнено. Вот адрес, пусть приходит в Клинику Всеобщего Здоровья, вот секвенция для входа.
- Витя, скажи еще, какое у тебя фамилие? Я знаю только одну первую букву.
- Твои дети не от меня.
- Ну и что. Мене интересует. З. это Занах? Зальчибальд?
- Меня вообще не Витя зовут, если честно. Я №3459821RW235K42349W0875@wr4. Только не говори никому.
- Не скажу. Заходи, всегда рада.
- Спасибо тебе еще раз.

Витязи были древними приборами, оборудованием, изначально непонятно для чего. Витязь мог побеждать, это стало понятным, поэтому каждый витязь считался ценным активом. Ник пришёл по координатам и  стоял сейчас у невидимого входа в невидимый портал Слова. Вначале было Слово, и слово было М. М - это не буква, и не символ, это почти как ЛЛ, но М. Импульс с затуханием, и после плавное нарастание до предела. Это было вначале, до того, как появилось всё остальное, включая этот инопланетный город. Портал стоял здесь до инопланетян, которые именно поэтому выбрали это место в качестве своей базы.

Ник ввёл данные, портал должен был открыться. Но он не открылся. Где-то была ошибка, что-то он упустил. Кажется, портал мог открыть человек. Ник не был человеком, он был витязем. Значит, нужен человек.

Ник вспомнил про внучку. Её код был... неважно, индекс был низкий - возможно, из-за проблем со здоровьем. Сгодится и она. Ник направился к отделу запчастей, там он в последний момент выудил из дивергентора уже почти разобранную внучку. Конечно, она перепутала секвенцию, её должны были разобрать мгновенно, вместо этого она попала в отдел хранимых запчастей. Ник схватил внучку за ногу и аккуратно поволок к порталу. Та слабо сопротивлялась, исключительно из вежливости.
Портал снова не сработал. Ник не понимал, в чем дело. Портал обязан открыться, при условии, что код верен, и присутствует ДНК человека в необходимом для анализа количестве. Он попробовал другой стороной, но нет. Внучка тихо скулила.

Коснувшись глаз внучки, Ник неслышно произнёс ключ. Внучка всё забыла и заснула. Видимо, есть какой-то третий компонент, необходимый для активации. Надо подумать. Безжизненные цифры. Живая плоть. И... Конечно! Третье - это Слово! Ведь это портал Слова.

Ник произнес Слово. И слово было - ох, словно всё пришло в движение - и воздух, и соседняя перспектива. Горизонт исчез, все солнца пропали. Наступила - нет, не тьма, а пустота. Из неё в такую же пустоту вышли восемь Черных Витязей. У каждого на пальце было по кольцу.

- Здравствуй, Повелитель!
- Здравствуй, Назред! Здравствуй, Адрамалех! Здравствуй, Рофокал! Здравствуй, конь Рофокала. Так, пропустим торжественную часть. Привет вам всем, могучие. Покажите свои пальцы. Нет, не так, сделайте вот такой жест. Хорошо, у всех всё на месте.
Повелеваю вам: скачите в подпространство №98234 с внутренними координатами (...) и принесите мне ноги маленького человекообразного существа. Оно живёт в норе. Вы поняли меня?
- Да, Повелитель.
- Не причиняйте ему зла. Я сам хочу.
- Понятно, повелитель.
- Купите заранее проездные, чтобы в кассе не стоять. Транспорт в указанное подпространство отправляется каждые два тысячелетия, не опаздывайте.
- Да заткнись ты. Ребята, работаем.
- И мешок не забудьте.

В порыве деятельной активности Витязь Ник совсем забыл про внучку. Он разобрал и собрал её снова. Проверил несколько раз, что фертильность восстановлена успешно. Всего 10 лет, подумал Ник, наверно, №52 еще жива. Хотя нет, внимательно присмотревшись в мегаскоп, он увидел, что №52 уже тлела в могиле. Он прошёл в портал, забрал останки и синтезировал №52 заново.

№53 ничего не помнила, как и в прошлый, пятьдесят первый раз.

9

1. Дом Рохана, больше известные как "Роганы".

1bis. Конан Мериадок

2. Австрийские Роханы/Роганы (конец 19-20 вв.-тек.вр.) - последняя сохранившаяся (младшая) ветвь династии

3. Аншлюс

10

Вообще, тема может быть очень интересной - смотря как на неё посмотреть. Фэнтезийная, сказочная, разумеется.

Предположим, существует долгое время правящая на планете Земля или даже в Солнечной системе ...организация, или Партия (Один штука - ед.ч.) - с некими определёнными им/Ей/Ему задачами.
Существа из расы господов (это фэнтези!), которые наследуют Землю, и у которых хотели бы наследовать землю избранные люди, не имеют задачей сделать всем людям хорошо, у них нет собственно целей сделать людей лучше, умнее, добрее, сострадательнее, нет. У них есть свои, неважно какие цели. Но для достижения этих своих целей, однако, поведение людей необходимо корректировать, причем в обе стороны - для простоты примем, что есть только две стороны - добро и зло, а не больше или меньше. Добро и зло, жизнь (в пределе, вечная) и смерть (тоже вечная), это категории, понятные людям, оперируя которыми, можно успешно манипулировать людьми.

При этом тела смертных, т.е. людей - расходник, слухи о вечной жизни "на небесах" или "полях Иалу/Эля", т.е. елисейских полях/элизиуме, нужны для мотивации, без всяких гарантий. Возможно, кому-то и повезет, но это только пропаганда. На самом деле небесных господов (валастелинов земли) волнует решение не человеческих проблем, а их собственные задачи, полученные господами от кое-кого еще, повыше их самих. Если господы не справятся, с ними поступят точно также сурово: в расход их. То есть, и господы тоже расходник, но на более высоком уровне, в других единицах измерения.

Но есть и сверхсущества из других партий (как минимум, из одной). Их цель   - помешать господам людей (или Партии, или Господу, если угодно, если нравится писать ед.ч. Элохим, а не мн.ч. элохим) выполнить поставленную задачу. Эти сверхсущества тоже пытаются вести пропаганду (или контрпропаганду), что-де на Земле все устроено несправедливо, и надо бы правящую партию, т.е. Творца/Демиурга/Князя Земного вывести на чистую воду. Что-де людям врут, никакой вечной жизни им не будет, а если и будет - то в плохих условиях, т.е. ад. В небесном раю место ограничено, в рай только избранные попадают, а народу-то сколько рождается! И куда их? В ад их всех, в геенну огненную, на урановые рудники. А зачем? Затем, что работать-то надо кому-то, обслуживать райские кущи.

Писатель и профессор Толкиен, например, был совершенно несогласен с подобной пропагандой. Нет никаких элоев и морлоков. Всё, что говорит Небесное Министерство Правды - истинная правда. Все, кто достойно жил, работал и умирал за Творца и прочих господов Земли - обретут счастье в другой жизни, они уйдут к некоему "Богу" (God),  Идиному Всеоцу - Эру Илуватару,, как Он называется у Дж.Р.Р. Толкиена, а также у митраистов и прочих финикийцев, под разными внешними именами.

Поэтому вы должны мучаться и умирать здесь. Иначе добрый Единый не возьмет вас к себе, нет. И вам будет, плохо, очень плохо, в аду. Которого нет. И всё это произойдет по единственной причине - вашей свободной воле, из-за вашей, порченной лично вами собственной природы, порченой душонки, выбравшей тьму, вместо света Небесного Оца.

Всё это имеет смысл, если Небесный Отец, Начальник и Создатель Всего -  и Земли, и людей, и Господов людей - сам не является составной частью земных людишек, к которым он относится даже не как к расходникам - он про них и не знает ничего. Небесный - он создатель, он Первопричина того, что с людьми происходит, но Он не непосредственный создатель людей. Не факт, что Он вообще знает о их существовании. Расходники/люди - это к Господам Земли и ей окрестностей. Небесный же Отц не мелочится, не занимается уточнениями, наподобие - кто там конкретно низовые задачи решает, на поверхности земель. У него есть Господы - Он им поручает и тактическое планирование, и контроль за выполнением тоже на них. Если результата долгое время нет, или он неудовлетворительный - Господы заменяются на новых. Это может вызвать кратковременные сбои, но человечество быстро переучивается служить новым господам, проверено. Ротация, а для особо нерадивых господов - так и экстерминирование. Расстрел из лучей небесных, или еще что.

Понятно, что в таких жёстких условиях Господы сами вольны распоряжаться своими рабами и рамбами, как им покажется наиоптимальнее всего. Толпы людей могут заниматься чем-то совершенно непонятным - для самих людей. В то время как в плане Господов это поведение оказывается вполне детерминированным. Например, храмовая проституция  и ритуальные совокупления, перемешивание генетического материала, необходимые действия для поддержания генофонда в период войн, для отбора наиболее выживабельных особей. И тут же запрет на "грешные половые связи", запрет на перемещение за пределы собственной деревни, пандемии и вымирание городов без антибиотиков, закономерное вырождение - все это кажется странным, но только в головах людей, которые не видят всей полноты картины величайшего художника, Господа нашего (вся хвала Ему!).

К слову, о конкурентах, или врагах ныне правящих  господов. Они вполне могут быть предыдущими управляющими, которых отстранили по причине ошибок, или внутри господних интриг, или еще каких-то проблем. Срыв графика поставок драгметаллов (может, духовной пищи?) на небесные рубежи. Недостаточное рвение рабов господних, или наоборот, излишняя смертность рабов, приводившая к уменьшению добычи поставок.  Чрезмерное увлечение собственными делами в ущерб поставленных Начальством задачам. Возможно, госпоже Анат не надо было так часто совокупляться с братцем Баалом="Господом" в ущерб делу, глядишь, и усидела бы дальше в княгинях мира сего. Желающих занять место всегда полно.

Как только прежний Господ отозван, уволен, или даже убит (и такое случалось, и нередко), его место занимает его заместитель. Хуже, если приходит совершенно новая команда, с полной сменой аппарата: тогда летят головы также и людей-раббов, наместников господов на местах. Проблемы индейцев шерифа не волнуют, но вот проблемы уицраора ведут с собой множество проблем индейцам, индийцам, иудейцам и прочим тварям земным, одушевленным и не очень.

От Земли нужны поставки ресурсов. Верить, что всё устроено "просто так", как рука взяла, не получается: уж больно всё хитро закручено. Хочется искать смысл, даже там, где его нет (на первый, второй, и может, стопяцотый взгляд). Когда человеческая колония копошится, деградирует, совершенствуется, меняет стиль поведения, и при этом её члены продолжают фантазировать, что ценность человеческой жизни неоспорима, что саморазвитие, самореализация -  главная цель человечества! - это смешно. Писатель и профессор Толкиен прямо заявляет нам: самореализация это зло. Когда человек начинает изобретать сам для себя цели, в которых ставит на первый план себя, а не Господа своего, он быстро скатывается во тьму, или еще куда-то там. Человек без Господа Goда - ничто, прах земной. Вся цель людей - служение Господам, а через них - небесному Оцу. Или оцам, но это ересь, как и господы во мн.ч. Потому что господы (אֱלֹהִים) - это Один! И небесный всеотец, Эру Илуватар - тоже Один!

В целом, всё это искушения дьявола. Дьявольской партии, которая не смогла, была уволена, и теперь шипит, нашёптывает откуда-то снизу. Работайте, живите пока можете, но работайте - выполняйте своё предназначение, ради чего были созданы. Желательно и после смерти. Работа - это выполнение воли Господа. Ваша собственная воля - порченная, она вам подсказывает всякие плохие вещи, вроде оспаривания цели жизни. Поэтому отдайтесь на волю Господа. Подчинитесь ему, и всё у вас будет хорошо. Без шуток. А иначе всё будет плохо. Делайте то, что Господь велит. И возможно, если Господь не сменится в пределах ваших сроков, вас действительно призовут, и повысят из рабов в раби.

Всё вышенаписанное домыслы и измышления, совершенно не совпадающие с мнением редакции. Читайте Дж.Р.Р.Толки(е)на, вот там всё честно и по правде написано.

11
Медленно в ночь
Поезд уходит
На пристани ее носовой платок
Уже убегает
Во льду, как во сне,
Серая стена его дома
В свете, который становится длиннее,
Исчезает на горизонте

Облако тянется
На его голубой крыше,
Мимоходом он, кажется, говорит,
грустное прощание
И все, что я любил,
Когда поезд поворачивает
В потоке дыма
Исчезает навсегда

Облако тянется
На его голубой крыше,
Мимоходом он, кажется, говорит,
грустное прощание
И все, что я любил,
Когда поезд поворачивает
В потоке дыма
Исчезает навсегда

подсказка

12
Есть каста толкинистов (с буквой к, даже и с двумя), которые полагают, что фраза
Цитировать
4. "Победитель дракона сам становится драконом"

- некорректна. Плохого дракона/мелькора/саурона/назгула/нечеловека/человека (и всех-всех его слуг) можно-де победить, т.е. убить, и после этого жить долго и счастливо. А то и вообще вечно.


13
Проза / Награда
« : 12/05/2022, 02:51:47 »
(Посв. светлой памяти В.Павлова и его любимой собаке, зачем-то вдохновивших меня на этот опус-экспромт)

Он нашел меня. Вылечил, выходил, деликатно и умело обращаясь с моим неизлечимым недугом. Помню, когда очнулась солнечным утром, он держал в руках чашку с молочной кашей и улыбался своей беззубой улыбкой, кончиками губ. Не белозубой, нет. Ему вовсе не нужно было улыбаться, он был прекрасен излучал  какую-то непонятную, внеземную красоту. Так мне тогда казалось, и это была правда.
 
Множественные переломы рук и ног, сломаны позвоночник и шея, лицо, ставшее невнятным месивом, нос, вдавленный в череп. Все это он вылечил, вправил, починил и восстановил - у меня снова была личность вместе с новой, еще лучшей внешностью, чем прежде. Мои поврежденные внутренние органы функционировали лучше чем прежде, кости и позвонки снова на своих местах. Очнувшись, с жадностью выздоравливающей,  стремительно идущей на поправку, поглощала я простую и вкусную еду, которую он приносил мне несколько раз в день. Он был интересным собеседником, но скромным и ненавязчивым, дни летели словно быстрые птицы в ясном небе.
 
Все вышло так оттого, что меня утащил боргх. Следила за козами, не заметила когда боргх спикировал и перепутал меня с козой - а потом, взлетев со мной в когтистых лапах, решил исправить ошибку, и выпустил меня. Я упала, покатилась по каменистому склону горы в обрыв, и разбилась о камни. Он, мой улыбающийся губами спаситель, подобрал меня тогда, без сознания и шанса выжить. Он подарил мне этот шанс.   

Когда моё здоровье восстановилось настолько, чтобы готовить себе пищу самой, он стал оставлять меня на некоторое время одну. Возвращался через день, иногда через пару дней - уставший, немного запыленный, но все такой же прекрасный. Он научил меня, как быстро приготовить вкусную еду, для этого у него имелась кухня со множеством небольших горшков и коробок. Надо было только правильно подобрать и смешать ингредиенты. В  горшочках была особая субстанция, мука, в каждом своя, различных цветов и ароматов. Правильная комбинация давала результатом питательный, живительный вкус каши, которую надо было совсем недолго варить на открытом огне. Скоро я набралась сил настолько, что сама ходила за водой на родник, перепробовав самые разные варианты и комбинации порошков, которые он называл "муками".

Утром, когда после короткой светлой ночи, всходило яркое солнце, в саду летали бабочки с большими - с мою ладонь - узорчатыми крыльями. Днём всегда шёл короткий ливень, когда он прекращался, сразу появлялась радуга и птицы начинали петь пуще прежнего . Деревья давали прохладу и приятную зелень. Иногда я выходила гулять в лес, собирала землянику, орехи и растущие на похожем на березу дереве плоды, похожие на бананы. За лесом было поле с грибами, а за полем снова был лес, пройдя который тут же снова  оказываешься дома. Это очень удобно, не надо возвращаться. Он это совершенно правильно придумал, такую планировку окрестностей.

Настала зима. Бабочки поменяли свой цвет на бело-золотистый, птицы все так же пели в зеленых ветвях. Снег накрыл землю легким одеянием, но я все так же собирала землянику. Ничего не изменилось, кроме того, что мои силы и здоровье были полностью восстановлены. Он пропадал теперь на несколько дней, а однажды пропал на неделю. Время летело быстро, и одновременно было таким размеренным и тягучим, заполняя каждый миг небольшими, но увлекательными событиями. Я не успевала заскучать, но каждый раз ждала его возвращения.

И однажды он не вернулся. Прошла неделя, затем еще одна. Когда прошёл месяц, а его все не было, я решила отправиться его поискать. Бабочки все так же кружили около лица, солнце светило ярко, птицы пели ничуть не тише обычного. Пройдя через лес, я пересекла поле и луг. Затем, снова войдя в лес, я пошла по знакомой тропинке, но на этот раз не оказалась снова у его дома. Лес становился всё темнее и темнее, темнота сгущалась. Дома всё не было, вместо него я увидела впереди некое светлое пятно.

Этим пятном оказался выход из пещеры. Снаружи было прохладно, примерно конец октября. Листья деревьев пожелтели, каменистый склон с пучками суховатой травы выглядел знакомым. Внизу паслось стадо коз.

Проследовав дальше, спускаясь по тропке вниз, мимо скал и кустарников, я оказалась в долине. Внизу, у подножия горы, жили люди: дома, огни, дым из печных труб. Я зашла в один из домов и спросила - не знают ли они его? Спрашивала снова и снова, но мне никто не ответил.

Пещера, из которой я вышла, была высоко в горах. Наступила ночь, стало холодно, мне показалось, что будет лучше остаться ночевать в одном из домов. Хозяева были не против, они ничего не возразили мне, когда я попросила разрешения прилечь на их кровати. Задремав, в полусне я услышала знакомые шаги. Это был он! Он сел на край кровати, улыбнулся своей скромной улыбкой. А потом впервые улыбнулся во весь рот.

На улице началось какое-то движение. Время было за полночь, но сквозь окна были видны люди с факелами, их было много, были слышны крики и громкие нервные возгласы. Запахло гарью: дом, в котором я находилась, загорелся. Тогда он взял меня за руку и мы быстро покинули этот дом, чтобы вернуться к нему, к нам домой.

Но домой мы не вернулись. Я оказалась в другом месте. Здесь не было ни леса, ни полей, ничего. Только туман, серый, как дымка над болотом, как дымок после почти потушенного лесного пожара. И он тоже был здесь.

У него оказались большие кожистые крылья, на концах этих крыльев были когтистые лапы. Он улыбался во весь рот, полный огромных желтых зубов. И пел. Его песня была беззвучной, она была прекрасной, про звезды, про ночной полёт, и про то, как потом наступит новый солнечный день, прекрасный в череде счастливых бесконечных дней.

Вдруг все снова изменилось. Мы были в пещере, вокруг нас были горшки. Он складывал в них прах сгоревших людей, тех, которые раньше бегали с факелами снаружи. Я, наконец, узнала и поняла, что он - Вечный. Меняющий облик, Преображенный Летающий Воин. Один из тех, что прежде, очень давно, превосходя людей во всём, парили над ними в небесах.

Он не хотел моей смерти. Его жизнь поддерживалась жизнями других существ, это было необходимо и обязательно. Он должен был летать, а они - ходить и обеспечивать его полёт. Он управлял ими, пока мог, но люди перестали слушаться его, и он был вынужден сменить свой облик на более эффективный, чтобы отнимать жизнь, распределяя её между собой и теми немногими, кто все еще признавал его за своего короля. Его прекрасный прежний облик никуда не пропал, его красота являлась его сущностью, неотделимой и неоспоримой, но он все дольше задерживался в облике ночного охотника. Боргх прилетал регулярно и забирал кого-то, обычно козу или собаку, но иногда и кого-то из людей. В тот  раз он выбрал меня.

Я не умерла, умерло только моё тело. Но память о нём не может исчезнуть быстро, и пока мы с ним помним, как я выглядела, или как я могла выглядеть, я буду здоровой и живой, пусть и внетелесной. Жизнь многогранна, её аспекты многочисленны. Он привязался ко мне, и я благодарна ему.

Мы снова в саду. Бабочки летают над молодыми яблонями, бананы со вкусом манго сами падают в ладони с берез. Мне хорошо. Я не хочу в туман. Мой повелитель любит меня, и я служу ему верно, своей любовью, с помошью которой и я, и он видим друг друга не так, как нас видят или не видят люди, а в точности и правдиво - такими, какие мы есть.     

14
Тема для обсуждения "Сказания о непожелавших" Tinweros'а

Сразу же с первого абзаца (авторский текст в кавычках), замечу, что

..."благороднейшие мужи Ингвэ, Финвэ и Эльвэ" не "возглавили те племена": никаких "возглавивших племена", вождей-королей, у эльфов до отплытия в Валинор не было. Королями этих троих могли назначить их новые боги, причем как сами назначили, так же сами же и развенчали при необходимости. Ингвэ был прямым потомком Имина, первого проснувшегося эльфа, но править другими - с чего бы? Имин не был королём, и вождём не был - он был праотцом, старейшим патриархом, он давал советы, к которым прислушивались, но никаких решений самолично не принимал и принять не мог. У Имина, Таты и Энеля были спутники, равные ему, а не подчинённые. Иерархию отстроили уже после.

Ингвэ стал вождем свежеиспеченных ваниар, переименованных из миньяр, уже в Амане, в Валиноре, и его двое друзей соответственно - нольдор и телери. Там было его королевство, в Средиземье эти трое "вождей" не были ни королями, ни вождями. Они были совращены и обмануты валарами, пообещавшими жизнь вечную на земле - классический приём, затем использованный неоднократно, в т.ч. Сауроном.

Ингвэ видел смерть эльфов от старости, видел истаивание. Его первопредку Имину должно было быть очень много лет, он мог уже истаять или быть убит, однако должны быть живы более поздние потомки, предки Ингвэ: с чего бы Ингвэ считать себя единоличным вождём?  При этом сам Имин, даже если он был технически мёртв, никуда не делся из Средиземья: тюрьму Мандос построили значительно позже его рождения, следовательно, Имин вполне мог существовать в развоплощенной форме, в том или ином виде, и продолжать консультировать своих потомков, в том числе по миграционным вопросам. Престолонаследия у эльфов до переселения не было, потому что не было престолов, как  не было и собственно государственности (=системы подчинения). Ингвэ и другие двое не могли решать, что делать другим эльфам, они могли только вести пропаганду - чем и занимались. При этом Эльвэ никуда не "пропал", он продолжил жить с майа Мелиан, как и жил до этого. Место Эльвэ в Валиноре тут же занял его младший брат Олвэ, который до того слышал о Западе только по рассказам брата (и через осанвэ, разумеется).

Т.е. "непожелавших" стать эльдар'ами, как их назвали валар, было много и разных, той или иной степени непожелания. Авари, вообще говоря, это не непожелавшие, это "отвергнувшие", "отказавшиеся". Насчет миньяр не скажу, но вот среди татиар было множество отказавшихся становится валинорскими нольдор. Пропаганда, таким образом, затронула далеко не всех.


То есть мне всё пока нравится (только начал читать), интересно написано, на хорошем русском языке, но всё таки хотелось бы следования ближе к текстам Толкиена - и не только к Сильмариллиону-77. Понимаю, что на момент сочинения, ~10 лет назад не все тексты были доступны, но можно ведь сделать вторую редакцию?
 
Еще напишу. И другим предлагаю.

15
Литература / Ответ Иову (Юнг)
« : 14/01/2022, 14:31:04 »
Очень важное произведение, must read в т.ч. для тех читателей Толкина, кто хочет рассуждать в т.ч. о вторичности мира, описанного в книге, об внутреннем и внешнем авторстве.

16
Интересно прочитать, еще интереснее разобраться, что хотел сказать автор.

17
как вы думаете, что означает эта фраза Б-га?

18
Литература / Вечный Тук
« : 06/08/2021, 19:18:23 »
Возможно, есть прочитавшие книгу, и желающие обсудить?

19
Прочитал несколько сочинений Толкина (в т.ч. позднейших) на эту тему. Нигде нет точного описания.

Привожу основанное на прочитанном собственный вариант, имхо, самый вероятный.

Если пойти дальше в рассуждениях, то таинственный и неописанный ни внутренним, ни внешним автором способ, которым Мелькор наделил драконов душами, или которым валар воскрешали в Мандосе эльфов, путём создания им новых тел, был в выращивании тел и помощи в подселении  мертвых "достойных" fea в эти тела.

Мелькор вырастил тело животного (дракона) и магией или как-то иначе заселил в него некий дух, с большой вероятностью новый, до этого в Эа не пребывавший (=рождение). А валар - по этой предполагаемой теории - населяли эльфами тела... людей. И именно по этой причине людям был запрещён доступ в Аман в целом и в Валинор в частности.

- Известно, что fea эльфов помнят свои прежние hroa, и превращают любые тела в их подобие их собственных, прежних - об этом Толкин пишет прямо (цитату не успею найти)
- получить человеческое / эльфийское тело в Арде можно лишь одним способом: рождением от матери. Для майар есть исключения (Лутиэн), но это чуть другое.

Мой вывод: в Мандосе валар выращивали людей, чтобы эльфы заняли их тела. Это объясняет всё (список обширный). Тела эти рождались обычным способом: из утробы матери, при этом сама мать могла быть в каком угодно состоянии, вернее всего,  в бессознательном, или как в фильме "Матрица". Затем валар помогали эльфам вытеснить остатки недоразвитого человеческого fea из тела, и начинался процесс изменения внешнего тела под хозяина.

- валар не использовали эльфийские тела из-за проблем с родственниками.
- валар использовали человеческие тела, и затем, уже после занятия их fea эльфа и устранения прежнего хозяина, наделяли их эльфийскими свойствами долголетия. Проблемы в этом не было, см. случай человека Туора, ставшего эльфом, а также нескольких  эльфинитов. Биологическая совместимость эльфа и человека - полная и безоговорочная (пруфов с потомством - множество)
- Разрушение Дерев мелькором, а затем Валинора Эру Илуватаром - следствие неприятия ими таких экспериментов.

Приглашаются к сотрудничеству потенциальные авторы "Серой в полоску книги Арды". Проценты мне.

20
Ответ на этот вопрос я правда не знаю, и не буду приводить готовых ответов, но порассуждаю.

Речь о том, что глобальные сюжетные правки в фильме могут иметь под собой какие-то глубинные причины.
Например, в фильме Короля-Чародея убивают и хоронят, и действует он уже после восстановления Саурона в Мордоре:
Цитировать
В экранизации повести «Хоббит» биография Короля-Чародея была изменена. Так, Галадриэль рассказывает Гэндальфу, что в последней битве с Арнором он пал, а не сбежал на юг. После битвы его тело и тела остальных восьми назгул (как они оказались там, не объясняется) были вынесены с поля боя дунэдайн и отвезены в высокие холмы в Рудауре. Там в отвесной скале была вырублена гробница «столь тёмная, что свет не проникал туда». В ней и захоронили Короля-Чародея и остальных восьмерых Кольценосцев. Король-Чародей, по версии фильма, не скрывался в Мордоре, а был мёртв, и вернулся в мир живых вместе с остальными лишь тогда, когда Саурон вернулся в Дол Гулдур и объявил себя Некромантом, призвав девятерых на службу вновь.
Получается, по версии фильма, у назгул были живые тела - ведь то что мертво, умереть-то и не может. Это в корне меняет концепцию книги, где назгул - обманутые жертвы договора с дьяволом, ставшие его бесплотными и - главное - безвольными рабами. Тогда Саурон не обманщик  и оказывается сильнее Эру Илуватара, на самом деле позволив людям обойти проклятие Б-га. В книге это невозможно, назгул не получают ни жизни вечной на земле, ни власти над тварями земными, остаются рабами Властелина колец. Который необязательно Саурон - свою книгу  Толкин назвал не "Саурон, Властелин колец". Дьявол, он же Князь Мира, это переходящий титул.

Эта тенденция продолжается: коллега П.Джексона по его фильмам о Средиземье, Филиппа Бойенс, консультировала создателей грядущего анимационного сериала "о Хельмовой Пади и жизни короля Рохана Хельма Молоторукого", где Хельм Молоторукий стал одним назгул. Это не то что бы сильно противоречит канону, но всё таки... сильно)

Новый сериал от Амазон будет сюжетным новоделом: это можно утверждать с уверенностью, в том смысле, что множество второстепенных персонажей придуманы сценаристами, а не Толкином, либо "переосмыслены" до наоборот, вроде чернокожего хоббита, из известного уже каста.  Но в этом случае Толкин Эстейт претензий к сценарию не имеет. Впрочем, Кристофер, отец Саймона, уже не только не глава общества, но и (увы) чуть более.

Хотелось бы обсудить причины, сподвигающие сценаристов на такие сюжетные маневры. Можно обвинять их во всех сценарных грехах, но можно ведь поискать причины?

Страницы: [1] 2 3 4