Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.


Ответ

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка сообщения:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Juliana
« : 07/01/2012, 02:11:14 »

Наверное, сии товарищи не вразумлялись...

Может, Келебримбор что и говорил, мы-то не знаем.
Автор: Ричард Нунан
« : 06/01/2012, 08:16:11 »

Вот только странно, что ни один из потомков не мог "по-человечески" обсудить проблему со старшими и разумными аргументами переубедить их. Если не считать Фингона-Финголфина, но там отдельная история. Во всех ситуациях эльфы предпочитают умыть руки и просто сделать по-своему, а не прийти к компромиссу. Разве не должен был тот же Кэлебримбор спасти отца, понимая, что та дорожка, по которой тот идет, неминуемо приведет к горькому концу?! Разве не должны были Лутиэн и Мелиан не отступаться и вразумить Тингола?!
Автор: Juliana
« : 03/01/2012, 21:05:22 »

Как и у людей, у эльфов принято, что дети или младшие сестры и братья подчиняются родителям или старшим братьям или, по крайней мере, не возражают им открыто. Например, после произнесения Клятвы Фэанора говорится: «А потому Финголфин и сын его Тургон говорили против Феанора, и вспыхнули гневные речи, так что вновь едва не блеснули мечи. Но Финрод, что был также искусен в словах, заговорил негромко, как и всегда, и пытался успокоить нолдор, убеждая их повременить и подумать, прежде чем свершится то, что нельзя уже будет поправить. Но из сыновей поддержал его лишь Ородрет, ибо Инглор был подле Тургона, своего друга, Галадриэль же — единственная женщина нолдор, что стояла в тот день, высокая и отважная, меж соперничающих принцев — всей душой желала уйти. Не приносила она клятв, но слова Феанора о Среднеземье воспламенили ее сердце, и она томилась желанием увидеть широкие просторы, по которым никто еще не ступал, и, быть может, править там, как пожелает, собственным королевством. Ибо, младшая из Дома Финвэ, она пришла в мир к западу от Моря и не знала еще ничего о незащищенных землях. Сходно с нею думал Фингон, сын Финголфина, которого тоже взволновали слова Феанора, хотя он и не любил его(13); и с Фингоном заодно, как всегда, были Ангрод и Эгнор, сыны Финрода. Но они хранили молчание и не говорили против отцов». (с) «Анналы Амана»

Из вышеприведенной цитаты можно заметить, что хотя сыновья и дочери были не во всем согласны, со своими отцами, они не говорили открыто против них. Далее можно вспомнить, что Ангрод и Аэгнор, младшие братья Финрода, в Белерианде «автоматически» становятся его «вассалами», невзирая на то, что правят отдельными (и достаточно далеко расположенными) землями. Аналогично, как я понимаю, обстоят дела у сыновей Фэанора и Маэдрос считается их «владыкой» и «королем». Финголфин считается королем всех нолдор и владыкой Хитлума, Фингон же, который до прихода людей владеет Дор-Ломином, тоже очевидно считается подчиненным ему «вассалом».

Пока что здесь нет никаких отличий от людских обычаев, но далее следует вспомнить об одной из основных особенностей эльфов – об их бессмертии. Таким образом, ясно и очевидно, что естественной смены поколений у эльфов не происходит и сын короля отнюдь не обязательно становится королем (особенно если дело происходит в Валиноре). И тогда возникает вопрос: а являются ли дети эльфов вечными детьми? Всегда ли они зависят от родителей и обязаны ли подчиняться им вечно (точнее, до Конца Арды)?

Для ответа на этот вопрос сначала рассмотрим информацию о взрослении эльфов. Об этом говорится в «Законах и обычаях эльдар»:

«Не ранее пятидесятого года эльдар обретали тот рост и облик, в котором они жили всю дальнейшую жизнь, и около ста лет должны были пройти, прежде чем они полностью вырастали».

Есть еще цитата: «Так скоро, как только смог Фэанор (а он был уже почти взрослым до рождения Нолофинвэ), покинул он дом отца и стал жить отдельно». Если взять данные из «Анналов Амана», то Фэанор родился в 1179 году Валар, а Финголфин – в 1190. Таким образом, мы, и правда, получаем сто солнечных лет, что соответствует вышеприведенной цитате.

У людей признаком «совершеннолетия» считается получение права на заключение брака. Логично было бы предположить, что и у эльфов – тоже, но этому противоречит следующая цитата из «Законов и обычаев»:
«Эльдар вступали в брак по большей части в юности, вскоре после пятидесяти лет».

Неясно, почему заключать брак разрешалось еще до «совершеннолетия». Странно было бы думать, что эльф, который еще сам не вышел из-под родительской опеки, может брать на себя ответственность за семью. Возможно, я неправильно трактовала первую цитату про сто лет и «совершеннолетие» и оно наступало раньше, в пятьдесят лет. Но тогда неясно, почему Фэанор ждал до ста лет, чтобы покинуть дом отца – ведь он явно желал этого после женитьбы Финвэ (которая произошла, по некоторым данным, в 1185 году).

Итак, понятие «совершеннолетия» у эльфов, в пятьдесят лет или в сто, все-таки было и очевидно, после этого юный эльф выходил из-под родительской опеки и начинал строить собственную семью. Тем не менее, даже после этого дети считали необходимым не выступать против родителей или старших братьев, хотя бы публично. Но так было не всегда – рассмотрим теперь случаи неповиновения или возможного неповиновения детей родителям.

Впервые это проявилось во времена Исхода. Финголфин не желал уходить из Валинора, но все же ушел и одной из причин его ухода были просьбы его сына Фингона. «И он шел вопреки желанию своему, потому что так просил его Фингон, сын его» (с) «Анналы Амана. Таким образом, мы видим, что здесь сын был не согласен с решением отца и противоречил ему, и даже добился того, что отец поменял решение.

Еще один случай неповиновения связан с Фэанором и его сыновьями. «Она (Нэрданэль) вернулась в дом отца; но когда стало ясно, что Фэанор и его сыновья желают покинуть Валинор навсегда, она пришла к нему до ухода воинства на север и просила Фэанора оставить ей двух младших, близнецов, или хотя бы одного из них. Он ответил: «Будь ты верной женой, какой была до того, как тебя обманул Аулэ, ты сохранила бы всех, уйдя вместе с нами. Если ты покидаешь меня, то покидаешь и всех своих детей, ибо решено, что они идут с отцом»» (с) «Шибболет Фэанора»

Но позже младший из сыновей Фэанора все же решил вернуться к матери, нарушив волю отца: «Но думают (и, без сомнения, Фэанор тоже догадался об этом), что Амбарто намеревался уплыть на корабле назад (?позднее) и воссоединиться с Нэрданэлью; ибо он был [?потрясен] деянием отца».

Думаю, все сыновья Фэанора к этому времени достигли совершеннолетия (в ином случае близнецы не приносили бы Клятву), то есть они могли свободно изъявлять свою волю. В первой цитате не очень ясно, кто принял решение об уходе сыновей с Фэанором – один Фэанор или его сыновья. Возможно, имеется в виду, что принесение Клятвы равно решению уходить. Но из второй цитаты мы видим, что Амрод решил пойти против воли отца, хотя и не открыто. Вероятно, он боялся его гнева, хотя и имел право так поступить. После его случайной гибели также ни один из детей не выступает против Фэанора.

И в версии «Анналов Амана» Маэдрос, который не желает сжигать корабли, всего лишь «отходит в сторону» - но не выступает против отца.

Другой случай неповиновения детей родителям также связан с Исходом. Известно, что Финарфин после Пророчества Мандоса повернул назад, но его дети отправились с Финголфином. Хотя ничего не сказано, но, думаю, логично будет предположить, что дети Финарфина отправились в Средиземье против воли отца, или, скорее всего, он предоставил им самим решать этот вопрос (насколько я понимаю характер Финарфина, он никого ни к чему не принуждал, а действовал исключительно уговорами).

Теперь рассмотрим историю эльфов в Средиземье. Здесь можно найти следующее:

- Неповиновение Арэдэли Тургону. Интересно, что Арэдэль заявляет брату: «Я твоя сестра, а не слуга, и за пределами твоих владений буду делать то, что лучше для меня». То есть здесь явно видится противопоставление «сестра, а не слуга» и таким образом, мы можем сделать вывод, что подчинение младших старшим не было безоговорочным. Кроме того, интересны слова о «пределах владений». Арэдэль подчиняется в Гондолине Тургону как королю, а за пределами его владений действует так, как ей хочется.

- Неповиновение Маэглина Эолу. Маэглин желает общаться со своими родственниками с материнской стороны, а Эол запрещает ему это. Интересна его угроза: «… или я закую тебя в кандалы». Далее Эол говорит Тургону, что он «пришел заявить права на свое: жену и сына». То есть Эол считает домочадцев «своей собственностью». И далее он считает себя вправе выбирать за сына и пытается убить его. В данном случае мы наблюдаем «власть над жизнью и смертью» своего ребенка. Не очень ясно, является ли такое поведение со стороны отцов нормальным для синдар или авари или это один Эол, отличающийся весьма странным моральным обликом, считает такое поведение нормальным. Интересно, что Маэглину в это время 80 лет – возможно, он считается еще несовершеннолетним.

- Неповиновение Лутиэн Тинголу. Желая уйти из Дориата на помощь своему возлюбленному Берену, Лутиэн натыкается на противодействие отца. Он считает себя вправе ограничить свободу передвижений дочери и заключает ее в доме на дереве.

- Неповиновение Келебримбора Куруфину. Согласно тексту самого Толкина Келебримбор «был эльфом абсолютно иным по темпераменту [чем Куруфин](его мать отказалась от участия в восстании Феанора и осталась в Амане вместе с народом Финарфина). Когда он жил в Нарготронде, как беженец, он полюбил Финрода и его жену, и был поражен поведением своего отца и не ушел с ним» (с) «О гномах и людях».
Келебримбор определенно был совершеннолетним и открыто выступил против решения отца.

Итак, я считаю, что можно сделать следующие выводы:

1. Дети у эльфов не были «безгласны» и полностью подчинены родителям. Они считают себя вправе иметь другое мнение и противоречить своим отцам. Явное это противоречие или тайное – очевидно, зависит от характеров детей и родителей.

2. Родители имеют власть над детьми в определенных пределах. Возможен «домашний арест» (у синдар).