Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Curumo

Страницы: 1 [2] 3 4 ... 16
21
эльфы и дунэдайн - они только в книжках такие у меня, более лучшие, добрее, мудрее, сильнее
А еще у них секс круче ;) И рожают без боли.

Цитата:  JRR Tolkien
Все аспекты роста, которые находятся вне непосредственного контроля феа, у квэнди медленны. Беременность протекает долго – около 144 лет Средиземья, и все это время муж и жена осознают рост ребенка и испытывают намного более продолжительную радость ожидания. Рождение ребенка у эльфов не сопровождается страхом и болью, но на это уходит много жизненных сил, и после рождения у обоих родителей наступает период покоя и усталости. Однако сам акт зачатия (до момента объединения семени) не относится к росту и находится под полным контролем воли. Поэтому он не занимает так много времени – хотя у эльфов он дольше, чем у людей, и доставляет более интенсивное удовольствие (слишком интенсивное, чтобы можно было выдержать его долго).

Сексуальное влечение (с целью брака и зачатия) обозначалось термином «йермэ», но в тех, кто не был искажен, оно никогда не проявлялось без любви «мельмэ» с обеих сторон и без желания детей.
В общем, не NoME, а прямо Плейбой какой-то. Но! Исключительно ради детей. Так что вся вот эта ваша контрацепция – Мелькорово искажение, и никак иначе.
Клайд Килби, близко знавший Профессора, добавляет пикантную деталь:

Цитата:  Clyde Kilby, “Tolkien & The Silmarillion”
Примечание 6. Я был приглашен на ужин с некоторыми преподавателями [Оксфордского колледжа] Christ Church, и после него один из них спросил меня, есть ли в Сильмариллионе хоть какой-нибудь секс, в современном смысле. На следующий день я рассказал об этом Толкиену и, к моему удивлению, он ответил, что когда-то он написал пару рассказов о сексе. Но он не выказал желания показать их мне.
Эх, был бы тот Килби понастойчивей… А то ищи теперь ветра в поле.


P.S.


22
Добавим еще пару небольших деталей о Радагасте из NoME.
Цитата:  JRR Tolkien
Гэндальф, с его более глубокой интуицией и способностью к сопереживанию, знал зверей и птиц лучше, чем Радагаст, и они отвечали ему куда большим уважением и привязанностью. Этот контраст заметен уже в «Хоббите» (124-5): Беорн, любитель животных, а также садов и цветов, признает Радагаста достаточно неплохим парнем, но, очевидно, не очень-то эффективным.
Не вполне понятно, что именно Толкиен здесь считает признанием «неэффективности» - в «Хоббите» фраза Беорна о Радагасте достаточно нейтральна: «Да, неплохой парень для волшебника, как по мне. Я виделся с ним раньше, время от времени.» Но Толкиену, конечно, лучше знать подоплеку реплик своих персонажей.
 
Цитата:  JRR Tolkien
В моем представлении бород не было ни у хоббитов (как указано в тексте), ни у эльдаров (не указано). Они были у всех гномов-мужчин. Бороды были также у волшебников, хотя у Радагаста на подбоодке была только коротенькая кудрявая светло-русая бороденка (не указано в тексте). У взрослых людей они обычно были (Эомер, Теоден и все прочие, кто назван по имени). Но не у Денетора, Боромира, Фарамира, Арагорна, Исилдура или других предводителей нуменорцев. … Любой элемент эльфийского происхождения в роду человеческой расы был крайне доминантным и оставался надолго, угасая очень медленно
Радагаст настолько неэффективен, что даже бороды отрастить не может :)
(Полностью текст "Бороды" из NoME уже переводила Анариэль, как и тексты о нуменорцах и живности на Острове. Поэтому на данный момент не вижу резона делать свою версию.)
 
Вместе с тем мы видим, что этот «неэффективный» Радагаст был не только включен валарами в «стражу Куивиэнен», но и удостоился второй командировки в Средиземье в Третью Эпоху. Кстати, рассказ о «страже Куивиэнен», кмк, несколько противоречит известной истории из UT о Совете Манвэ и вербовке Истари (сначала три, потом к ним в довесок еще двое): в этой истории нет и намека на то, что эта пятерка магов уже до этого работала вместе как одна команда. В то же время текст про Саурона и орков из NoME (переведен выше) подтверждает версию из UT, что двое из Истари занимались саботажем на Юге и Востоке уже во Вторую Эпоху.

Часть текста про волшебников из эссе о картинках Полины Бэйнс мы уже обсуждали, как и особенности национальной охоты на хоббитов (было в Reader's Companion). В NoME приводится расширенная версия, но все равно неполная. Карл Хостеттер пишет в примечании 2 к главе “Descriptions of characters”: «Я был весьма избирателен в выборке и организации элементов из манускрипта MSS I и расположил их в том порядке, в каком считал нужным». Отсюда вопрос читателя на Реддите:
Цитата:  AMA session on Reddit
Вопрос: Я был очень удивлен, увидев, что [в NoME] включено эссе [о работе] Полины Бэйнс – после того, как Кристина Скалл недавно заявила, что по ее мнению, оно не будет опубликовано никогда. … Ожидаете ли вы, что оно когда-нибудь будет опубликовано в более полной форме?
Ответ Карла Хостеттера: «Никогда» - очень долгий срок, но на мой взгляд, если и будет, то очень нескоро.

23
как говорят в Одессе
Насчет голубя это вы на редкость самокритичны, однако ;)
Раз уж все равно зашел, добавлю и ontopic. Грибочки.

Цитата:  JRR Tolkien
Знания друаданов обо всем, что росло на земле, почти не уступали знаниям эльфов – хоть эльфы и не учили их. Друаданы умели отличать ядовитое от съедобного и знали, что пригодно в качестве целительных снадобий. К ошеломлению эльфов и других людей, они поедали грибы с удовольствием, хотя многие из них казались опасными прочим (и людям, и хоббитам). Некоторые виды грибов, которые им особенно нравились, они даже целенаправленно разводили возле своих жилищ. Эльдары не ели такие вещи. Люди народа Халет, обученные друаданами, иногда могли употреблять грибы в случае необходимости, а когда приходили к ним в гости, то поедали поданные в качестве угощения грибы безо всякого страха. Другие аданы обычно избегали грибов, за исключением случаев, когда доводилось заплутать в глуши и изголодаться. Немногие среди них умели отличать хорошие грибы от ядовитых, а менее мудрые называли их орочьими растениями, считая их зараженными и проклятыми Морготом.



24
человекообразное тело в наших условиях - единственная форма, способная на преобразование этой материи, на творчество, как таковое.
О, кстати. Матчасть в студию. Опять же и актуально, по нынешним временам: удаленка, дистанционное обучение, вот это вот все. Если вы думаете, что Mandos Inc™ и ее популярный сервис «Чертог Ожидания» не идут в ногу со временем, то у NoME  для вас новости:

Цитата:  JRR Tolkien
Вопрос: Что делают те, кто находится в Ожидании, интересуют ли их живущие или то, что происходит в Арде?
Ответ: Они не делают ничего. Делание для существ двойной природы требует тела, которое есть инструмент феа во всех его действиях. Если они желают делать что-либо, значит, они желают вернуться. Они размышляют, используя свой разум (если можно так выразиться – они ведь и есть их разумы), насколько они способны к этому, применительно к его содержимому. Они есть память об их жизнях, но они также могут и учиться в Мандосе, если они ищут знания. И о тех, кого они оставили в жизни, или о событиях в Арде, они могут узнать многое, если они того желают. Говорят, что умершие могут видеть некоторые вещи издалека глазами тех, кому они были дороги, но не должны беспокоить или влиять на умы живущих, будь то ради добрых целей или злых. Если они попытаются учинить такое, их взгляд будет закрыт. В Мандосе записываются все события Истории Арды, доступные для познания существами, отличными от Эру (ведь секреты разума не могут прочесть даже валары). К этим записям умершие имеют доступ сообразно их мере и воле.
Отсюда, коллеги, и пошла пословица «не имей сто рублей, а имей сто друзей» - потом из Мандоса можно через 100 веб-камер подсматривать за окружающим миром. Остается, правда, непроясненным, может ли живущий как-то контролировать вот этот удаленный доступ к своей сетчатке, или эта опция просто включена по умолчанию. Валары, конечно, исходящий траффик обрубают, но осторожность не помешает. А то вернется, скажем, законная супруга из мест не столь отдаленных, и за скалку: «а что это ты, свет очей моих, пялился на эту Индис все время? Я, между прочим, все видела!»

25
Если бы Толкин стал в своих черновиках все дальше и дальше уточнять, как же оно всё было на самом деле, а Кристоферу бы потом хватило безумия это напечатать и продать - как вот Хостеттеру сейчас, ну тогда коллапс, все рушится, стройная система
Вы тут как-то на удивление созвучны с нашим пессимистичным гостем из соседнего раздела:

Толкин в этих разрозненных заметках попытался подвести научную основу под свои писания. Но вместо башни, с которой видно море, получилась груда камней.
На это ведь вполне можно посмотреть и с другой стороны: на месте ветхого детского шалашика, подпертого жердями, Толкиен выстроил прочную каменную башню – подобно тому, как Саруман в буколической Хоббитании навел индустриальный Новый Порядок.
И кто теперь скажет «Профессор был неправ»? ;D
Так что у этой монеты две стороны –
ненавистная Профессору машинерия
Ненавидеть-то может и ненавидел, но «знает кошка, чье мясо съела».

26
Даже коллеге Аденису нечего сказать по поводу вегетарьянства?
Оно и вѣрно, не близокъ сѣй заморскiй феномѣнъ русскимъ сѣрдцамъ.



мы должны признать, что Воплощенные по природе своей принадлежат к Арде Искаженной

Я вам таки больше скажу: Воплощенные и появились-то в Замысле только после восстания Мелькора, NoME не даст соврать.
Цитата:  JRR Tolkien
Эльдары считают, что в Арде Неискаженной живые существа, чей срок времени ограничен, все же умирали бы, и таких краткоживущих существ было бы много. Но их конец не был бы отвратительным для смотрящего. Тем не менее, Воплощенные все равно испытывали бы боль утраты и расставания. Но это частью – тайна любви в границах Времени, а частью объясняется тем фактом, что Воплощенные вошли в замысел Эа только после восстания Мелькора, так что все их бытие связано с Искажением. Некоторые считают, что воля Эру заключается в том, чтобы они исправили или искупили Искажение страданиями любви.
Так что не будь Диссонанса – быть может, и не было бы никакой Третьей Темы, остался бы сплошной Текел-Мирим в галактических масштабах: кристаллы вырастают, кристаллы распадаются, тишь да благодать :)

27
переводчики обычно уточняют, что Карн-Дум это замок (ккрепость, форт).
«Люди Карн Дума» (men of Carn Dûm) можно воспринимать, как «орки Гундабада» - понятно, что какие-то жилища там были, но изначально Гундабад – это название горы, которое потом распространилось и на название крепости.

место богатое залежами железа и его коррозией.
Сам Ангмар - производная от железа.
Если посмотреть на старые карты Толкиена, несложно допустить, что и Железные горы с Ангбандом, и Ангмар, и гномские Железные Холмы составляли когда-то единую горную цепь. Карен Фонстад в своем Атласе это принимает фактически как данность (холмы только у нее выпали):



28
А не поговорить ли нам, джентльмены, скажем, о вегетарьянстве?
Цитата:  JRR Tolkien
В том, что касается смерти, Воплощенные не в силах правильно постичь Арду Неискаженную, ведь даже имея начало от Эру, они принадлежат к Арде Искаженной. И нигде это не выражается так ярко, как в следующем: они есть по факту наследники и соучастники насильственной смерти. Они не могут жить, не причиняя смерть и преждевременный конец живым существам, обладающим живыми телами. Некоторые из эльдаров (и некоторые из людей) избегают убийства келвар [животных] ради того, чтобы пускать их тела на мясо: они чувствуют, что эти тела, в различной степени напоминающие их собственные, являются в некотором роде слишком близкой родней. В то же время никто из эльдаров не считает, что поедание плоти является греховным и противным воле Эру – если это не тело Воплощенного, освященное присутствием феа. Но в любом случае им приходится убивать ольвар [растения] или умереть самим: их природа требует, чтобы их хроа питались живыми созданиями, а живые создания имеют по своей природе право на жизнь. Тем не менее, ольвар становятся жертвами насилия (несмотря на то, что их тела в родстве с телами Воплощенных, хоть и отдаленном), и им отказано в исполнении их собственной жизни и достижении их окончательной формы. Таким образом мы должны признать, что Воплощенные по природе своей принадлежат к Арде Искаженной и к миру, в котором смерть, в том числе насильственная смерть по чужой воле, является приемлемой. Ни эльфы, ни люди не едят по своей воле что-либо, что не умерло посредством насилия.

В общем, ели мясо мужики.
В то же время Профессор аккуратно уточняет:
Цитата:  JRR Tolkien
Мы считаем, что смерть и разложение, которое мы видим ныне, не могут быть частью Арды Неискаженной, в которой мы допускаем только «естественную» смерть и конец завершенной жизни, но не смерть от насилия. … Представляется мудрым заключить, что смерть, или завершение жизни короткоживущих существ, происходит в Арде Искаженной иначе, чем могло бы быть, а конкретная причина этого искажения – Мелькор.
Ну кто бы сомневался. Так или иначе, спасибо товарищу Мелькору за наше счастливое детство бифштекс с кровью

29
Люди из замка Карн-Дум напали на нас.
Позвольте, откуда же там «замок»? В оригинале просто «The men of Carn Dûm came on us at night».

Карн-Дум, надо думать, означает Красный (Ржавый) рок.
Словечко dûm (с циркумфлексом) видим еще в Khazad-dûm, т.е. Карн Дум тоже может быть кхуздульского происхождения. С учетом близости Гундабада, места первопробуждения гномов, было бы неудивительно, если в Карн Думе гномы тоже первыми покопались. Как уже видели на примере Гондолина, «наш пострел везде поспел» :)

30
Кстати, пока не ушли с темы.
Во Вторую Эпоху присутствие меньших и более скрытных орков в горах между Карн Думом и Эттенмуром не было тайной для эльфов и дунаданов

Карн Дум в толкиенистическом сообществе считается крепостью Короля-Чародея Ангмара, и не без оснований: HoME XIII (Index) дает именно такое определение. Но теперь мы видим, что о Карн Думе было известно гораздо раньше. Означает ли это, что крепость существовала там еще со Второй Эпохи? (например, пограничный форт нуменорцев, комендант которого неосторожно взял кольцо у незнакомого мага…) Или Карн Дум на самом деле никакая не крепость, а просто название горы?

31
в другом месте, в работе, появившейся одновременно с этой, ясно говорится, что они оба в одно время «прошли через Морию со значительным числом изгнанников-нолдоров  и много лет жили в Лóриэне». В этих поздних работах не утверждается, но и не отрицается, что Галадриэль (или Келеборн) имели отношения с Лóриэном и до 1697 года
Вот это "другое место", т.е. "в работе, появившейся одновременно с этой" - может это и есть материалы Хостеттера? Или о чем речь тогда?

Рассказ «Амрот и Нимродэль», на который вы ссылаетесь, датируется в UT 1969 г. А текст «О Галадриэль и Келеборне», приведенный в NoME, 1955 г. – едва ли его можно назвать прям-таки поздним. Кроме того, в UT с Галадриэлью уходят нолдоры, а в NoME имеем раскол по этнической линии - Галадриэль и Келеборн уходят «с эльфами не-нолдорского происхождения», а нолдоры, видимо, остаются с Келебримбором сдавать выпускной экзамен Аннатару.

32
Заметим, что в «Неоконченных» Келеборн такую личную неприязнь испытывал к гномам, что даже кушать не мог не пошел через Морию после восстания, а остался в Эрегионе, презираемый Келебримбором. (О том, что есть проход на восток южнее, через броды Изена, он, видимо, тоже не знал). А в NoME запросто ходит через Морию туда-сюда, как у себя дома, гномов в битву ведет, да еще и с Кольцами так удачно получилось. Как подменили.

Однако продолжим. Заметка о Гномьем Тракте.
Цитата:  JRR Tolkien
Гномий Тракт, Менн-и-Наугрим, был проложен великими трудами гномов-Долгобородов Мории и их родичей из Железных Холмов (Эмин Энгрин) на северо-востоке. Гномы Мории провели дорогу от своих врат на север вдоль восточных окраин Туманных гор через реку Ирисную в ее верхнем течении. Далее она шла к самому низкому месту, где можно было построить мост через Андуин – немного выше по течению относительно начала его резкого уклона. Там они возвели каменный мост, за которым Гномий Тракт шел прямо на восток, через долину и Лес. Тракт продолжался так до самого моста через Келдуин (реку Быстротечную), который построили гномы Железных Холмов, а от него поворачивал на северо-восток по открытой местности к их железорудным шахтам.

Постройка мостов и первых миль Тракта через лес была выполнена в Первую Эпоху, а вся дорога была закончена в начале Второй Эпохи, когда население Мории (и в меньшей степени Железных Холмов) существенно пополнилось эмигрантами из чертогов Эред Луин. В те времена Тракт использовался очень активно, и так продолжалось до сотворения Великого Кольца и войны Саурона с эльфами и их нуменорскими союзниками. Гномы Мории участвовали в этой войне вследствие их тесной дружбы с нолдорами Эрегиона. Но мощь Саурона тогда еще не достигла своего зенита и находилась далеко на юге и востоке. Он вторгся в Эриадор с юга и не особо беспокоил северные земли.

Согласно НоМЕ XII («О гномах и людях»), северным землям все же досталось изрядно:
Цитата:  JRR Tolkien
[война] привела к концу союза гномов-Долгобородов и людей севера. Хотя Мория оставалась неприступной много веков, орки получили подкрепления и командиров из числа слуг Саурона и опять вторглись в горы. Гундабад был снова взят, Эред-Митрин кишел орками, и связь между Морией и Железными Холмами на время прервалась.

33
Келеборн с женой уже вместе в Лоринанде (который Лотлориэн в 3Э). Досадная ошибка редактора.
Судя по тексту, Келеборн и Амрот возвращаются через Морию повоевать в Эриадор, приводят нандоров и гномов. Потом Келеборн как-то ухитряется наложить лапу на Кольца, одно отправляет с Амротом обратно в Лориен, а сам прорывается (видимо, из осажденного Эрегиона) к Элронду, отдает ему второе Кольцо. Сидят с Элрондом в осажденном Имладрисе, после снятия осады третье Кольцо попадает к Гил-галаду.

Цитата:  JRR Tolkien
Когда Келебримбор раскрывает замысел Саурона, раскаивается и прячет Три Кольца, Саурон вторгается в Эриадор с юга и осаждает Эрегион. Келеборн и Амрот с нандорами и гномами выдвигаются через Морию на запад. ...
Когда Келеборну становится известно о наступлении Саурона, он, боясь хранить все Три Кольца единолично, отсылает одно Галадриэли в Лоринанд через Амрота. Келеборн совершает прорыв и соединяет силы с Элрондом, но не может пробиться обратно.

34
И как такое скопище у себя под боком проспали зелёные эльфы
Вы еще спросите, как у них из-под носа Голлума увели, или как компания гномов ухитрилась вломиться прямо на обеденный костер к самому королю эльфов (пусть скажет спасибо, что все стрелы на оленя потратили).

[
Цитата:  JRR Tolkien
Когда Келебримбор раскрывает замысел Саурона, раскаивается и прячет Три Кольца, Саурон вторгается в Эриадор с юга и осаждает Эрегион. Келеборн и Амрот с нандорами и гномами выдвигаются через Морию на запад.
Когда Келеборну становится известно о наступлении Саурона, он боится хранить все Три Кольца единолично и отсылает одно Галадриэли в Лоринанд через Амрота. Келеборн совершает прорыв и соединяет силы с Элрондом, но не может пробиться обратно.

В переводе всё точно, нет ошибки?

Никакой ошибки:

Как именно Кольца попали к Келеборну от неудачливого соперника, не уточняется.

35
Если бы Кэлебримбор отдал кольца или уничтожил плоды своей деятельности - Саурон, возможно, простил бы его, лучшего своего ученика. С другой стороны, Саурон мог специально спровоцировать Кэлебримбора на этот род деятельности
Добавим еще матчасти из NoME по этому поводу:

Цитата:  JRR Tolkien
Галадриэль, вероятно, вышла замуж за Келеборна вскоре после свержения Моргота. Видимо, именно из-за любви к Келеборну, который еще не хотел покидать Средиземье, она отказалась возвращаться на Запад, на Эрессэа. Но в этом решении мог быть и элемент гордыни: она была принцессой нолдоров и жила когда-то в самом Амане, а Эрессэа казался лишь «вторым сортом». Они перешли через горы Луны в Эриадор. Келебриан родилась примерно в 300 г. В.Э., Амрот родился примерно в 350 г. В.Э. … Гил-галад стал королем Линдона под покровительством Галадриэль и Келеборна после их отбытия, примерно в 10-20 г. В.Э.

В итоге Галадриэль и Келеборн основали (около 750 г. В.Э.) королевство Эрегион к западу от Туманных гор и подружились с гномами Мории. Их последователи состояли в основном из нолдоров, но среди них, конечно, были и синдары, и (вероятно) некоторые нандоры. У них был доступ к великому нандорскому царству по другую сторону гор, где после располагался Лориен – остаток намного большего леса, соединявшегося с Лихолесьем по обе стороны Андуина. … Галадриэль и Келеборн считались Верховными Владыками всех эльдаров Запада.
Саурон посещал эльфов, но Гил-галад отверг его в 1200 В.Э. Он наведался и в Эрегион, но Галадриэль и Келеборн тоже отвергли его. Он понял, что нашел в Галадриэли равную себе (или как минимум очень серьезного противника), но скрыл свой гнев и занялся Келебримбором, лучшим мастером Эрегиона. Кузнецы-нолдоры во главе с Келебримбором принимают его и начинают у него учиться (так в некотором смысле повторяется история с Феанором).

С нолдорами Эрегиона Саурону сопутствовал успех – особенно с Келебримбором, который втайне стремился сравняться в умениях и славе с Феанором. Вскоре все кузнецы Эрегиона подпали под влияние Саурона, и он подстроил их восстание против Галадриэли и Келеборна. Галадриэль и Келеборн покидают Эрегион через Морию в Лоринанд (1300/1350 В.Э.) в сопровождении многих эльфов не-нолдорского происхождения. Там их принимают хорошо, и они обучают линдаров многому, особенно остерегая их насчет Саурона.

Когда Келебримбор раскрывает замысел Саурона, раскаивается и прячет Три Кольца, Саурон вторгается в Эриадор с юга и осаждает Эрегион. Келеборн и Амрот с нандорами и гномами выдвигаются через Морию на запад. Гил-галад посылает подкрепление из Линдона под предводительством Элронда, но у него не хватило времени оказать существенную помощь. Саурон врывается в Эрегион и разоряет его, лично убивает Келебримбора, но Три Кольца ему не достаются – он в ярости. Элронд со всеми (немногочисленными) беженцами из Эрегиона, которых ему удалось собрать, отбивает атаку авангарда и отступает на северо-запад. Он основывает укрепление в Имладрисе.
Когда Келеборну становится известно о наступлении Саурона, он, боясь хранить все Три Кольца единолично, отсылает одно Галадриэли в Лоринанд через Амрота. Келеборн совершает прорыв и соединяет силы с Элрондом, но не может пробиться обратно.

В 1697 г. после падения Эрегиона многие эльфы бегут через Морию и пополняют ряды говорящих на синдарине – линдары все более синдаризируются.

Эрессэа как второй сорт (“second best”) – ну вот так. Любопытная ремарка насчет «повторяется история с Феанором» - получается, Феанор таки учился у Мелькора. У Келеборна по факту какое-то время были все Три Кольца, и ни одного себе не оставил - все раздал, добрая душа.

Ну то есть, идея моя, от которой я не могу отказаться уже довольно давно: служебные духи, вроде Саурона, карают тех, кто этого заслуживает - по воле Эру Илуватара.
Тут у Профессора некая двусмысленность: после Музыки айнуров Эру в явном виде хвастается – «никто не в силах изменить Музыку мне назло, а тот, кто попытается, будет лишь моим инструментом для создания вещей еще более удивительных» (допустим, Колец Власти? :) ). С другой стороны, это возвращает нас к вопросу о теодицее – и Толкиен допускает и в Письме 211, и в NoME, что Эру не может уничтожить Мелькора и Саурона или помешать им портить Замысел.

36
Tolkien,  Письмо  250:  "Господу пределы не положены (даже его собственными Установлениями)."
Мне  кажется,  невозможность  уничтожения  здесь - только  надежда  на  это,  выраженная  в форме утверждения.  Хотя  о том,  что    смертная  природа людей  не будет изменена,  он (п.156) пишет  безнадежно  прямо. 
Ну тут скорее не про Всесилие, а про «Мое слово – я дал, я и обратно взял». Есть же кейс Туора – был человек, стал эльф, делов-то.

Интересные подробности, что тролли уходили жить на восточную сторону Туманных гор, что потом расселились аж до Северных холмов, что дом Вождя, конкретно Арадора, был у реки Митэйтель.
Концепция миграции троллей как единого народа появляется еще в «Перри Винкле»: [My folk are gone beyond recall and take no thought of me; alone I’m left, the last of all from Weathertop to the Sea /Мой народ ушел неведомо куда и думать обо мне забыл, и вот теперь я остался один, последний тролль в землях от Заверти до Моря.] По поводу Дома Вождя: характерно, что в самом центре Рудаура. Но с другой стороны, логично – поближе к Ривенделлу, ведь весь этот дунаданский движ по факту же был протекторатом Элронда.
Продолжая тему орков:

Цитата:  JRR Tolkien
До прихода гномов-изгнанников из Мории и вторжения дракона царство Трандуила простиралось в леса, окружающие Одинокую Гору и растущие вдоль западных берегов Долгого Озера.
Когда Трандуил вернулся с Войны [Последнего Союза] в первом году Третьей Эпохи, до него дошли плохие вести: орки из северных областей Туманных гор тоже размножились и расселились южнее, многие пересекли Андуин и обосновались на опушках Зеленолесья.

История орков, разумеется, малоизвестна и непонятно, откуда взялись конкретно эти орки. Когда Тангородрим был наконец разрушен, а Моргот, их зачинатель, – изгнан вовне, орки в его непосредственном подчинении были уничтожены. Но некоторые, вне сомнения, бежали на восток и попрятались. Во Вторую Эпоху Саурон, когда он снова обратился ко злу, собрал на свою службу всех орков, что были рассеяны в землях Севера и таились трусливо и осторожно в темных местах, лишенные хозяина. Он заново разжег вожделение в их черных сердцах, а некоторым явил особое благоволение и кормил их щедро, размножая и тренируя их, чтобы получить племена сильных и жестоких бойцов.

Во Вторую Эпоху присутствие меньших и более скрытных орков в горах между Карн Думом и Эттенмуром не было тайной для эльфов и дунаданов, но эти орки пока особо не беспокоили их. Они боялись эльфов и убегали от них, и не смели нападать на путников или жилища людей (разве что какой одиночка или несколько безрассудных странников оказывались рядом с их укрывищами). Но потом все изменилось. Когда основная мощь людей и эльфов была отвлечена на войну с Мордором на юге, орки стали наглее, и их рассеянные племена объединились и выкопали глубокую твердыню под горой Гундабад. Постепенно они стали продвигаться на юг.

Но эти орки не могли быть причиной поражения в Ирисных Низинах – они не посмели бы даже показаться Исильдуру. Хотя он отправился на север лишь с небольшой дружиной, едва ли больше двух сотен, все они были его отборными телохранителями, высокими рыцарями-дунаданами, закаленными в войне, суровыми и полностью вооруженными. Несомненно, Саурон был хорошо информирован о Союзе и сборе больших сил против него и выслал свои войска орков.

37
Ночь, портер, матчасть. Такая вот геополитика середины Второй Эпохи.
Цитата:  JRR Tolkien
Заметка о промедлении Гил-галада и нуменорцев в нападении на Саурона прежде, чем ему удалось собрать свои силы

Напрасно и несправедливо осуждать их промедление и считать его глупым: когда они в конце концов были вынуждены атаковать, они собрали свои силы быстро и напали на Саурона (см. Диспут мудрецов о Приговоре Манвэ и его поведении как Владыки Арды). У них не было никаких точных сведений о силе Саурона и его намерениях. Одним из успешных последствий его хитрости и обманов было неведение противников о его реальной слабости: ему требовалось долгое время, чтобы собрать достаточно войск для наступления на союз эльфов и людей Запада. Нет сомнений, что он хотел бы сохранить свою оккупацию Мордора в тайне, насколько это окажется возможным. Из последующих событий кажется ясным, что он заручился верностью людей в близлежащих землях – даже к западу от Андуина, в тех областях, где позже будет Гондор, в Эред Нимрайс и Каленардоне. Но нуменорцы, которые населяли Устья Андуина и побережья Лебеннина, раскрыли его замыслы и сообщили о них Гил-галаду.

Однако до 1600 г. В.Э. Саурон все еще носил обличье благожелательного друга и часто беспрепятственно ездил в Эриадор в сопровождении лишь нескольких помощников, поэтому он не мог рисковать дать повод слухам о том, что он собирает армии. В это время он вынужден был отказаться от действий на Востоке, где издревле было средоточие мощи Моргота. Посланцы Саурона активно работали среди умножающихся племен людей востока, но он не смел позволить им двинуться туда, где их могли обнаружить нуменорцы или люди запада*.

Орки всяческих разновидностей, создания Моргота, оказались самыми многочисленными и грозными из его воинов и слуг, но великое множество их было уничтожено в войне против Моргота и разрушении Белерианда. Их остатки бежали в укрытия в Туманных и Серых горах и теперь их число умножалось снова. Но дальше на Востоке этих наследников царства Моргота было больше, и более сильных пород. Однако в то время, пока сам он правил в Тангородриме, они надолго остались без хозяина и теперь были дики и неуправляемы, нападая друг на друга и на людей, будь то добрых или злых. Пока Мордор и Барад-дур не были подготовлены, Саурон не мог позволить им обнаружить себя. Восточные орки, не испытавшие на себе мощи и ужаса эльдаров и доблести аданов, не подчинялись Саурону, а пока ему приходилось носить прекрасное обличье для совращения эльфов и людей запада, они презирали его и смеялись над ним.

Вот так и случилось, что когда Саурон был изобличен и распознан как враг, ему понадобилось около 90 лет для подготовки к открытой войне, хотя он и не жалел времени и усилий для сбора и тренировки войск. И все равно он не рассчитал сил, как видно из его поражения в итоге, когда великое войско Минастира высадилось в Средиземье. Сбор армий Саурона не был беспрепятственным, и его успех был куда более скромным, чем он надеялся. Об этих делах написано в заметках «О Пяти Магах». У Саурона были могущественные противники на Востоке, а также и в землях Юга, которым он пока не уделял достаточного внимания.

---
* Имеются в виду многочисленные племена людей, которых эльфы называли «люди доброй воли»: они обитали в Эриадоре, Каленардоне, долинах Андуина, Великом Лесу и на равнинах между Лесом, Мордором и Рунным морем. В Эриадоре на самом деле жили остатки Трех Домов людей, которые сражались на стороне эльфов против Моргота. Другие были их родичами, которые (как и лесные эльфы) не пересекли Эред Луин, а иные – еще более отдаленного родства. Но почти все они были потомками тех, кто в древности восстал против Моргота (хотя было там и некоторое количество злых людей).
По факту видим, что нуменорцы к 1600 В.Э. уже населяли Устья Андуина и Лебеннин. Древние и крутые Восточные Орки, ржущие над Сауроном в эльфийском прикиде – тоже забавная деталь (интересно, почему Мелькор, когда правил в Тангородриме, оставил их на Востоке, а не призвал на фронт?)


38
А известно ли вам, господа манихеи, гностики и прочие альбигойцы, что обе самые легендарные твердыни нолдоров были изначально гномскими владениями?
Цитата:  JRR Tolkien
Когда Финрод пришел к Нарогу, бурно несущемуся в ущелье в тени холма, он решил построить здесь, буде окажется возможным, тайную цитадель и хранилища на случай лихих времен. Реку нельзя было пересечь в этом месте, но на дальнем берегу он заметил множество пещер. История его отношений с Малыми Гномами, которые еще жили там, остатки когда-то многочисленного народа, рассказана в другом месте. Но в оставшиеся мирные годы Финрод исполнил свой план и основал великие чертоги, которые позже назвали «Нарготронд» (< Narog + ost-rond) – пещерные залы у Нарога. В этих трудах ему сперва помогали Малые Гномы, притворившись друзьями, и он наградил их щедро. Но потом их вождь Мим попытался убить Финрода, пока тот спал, и за это его изгнали в глухомань.

Долина, где располагался Гондолин, на самом деле называлась и-Тумбо. … "tumbû" означало углубление обширной вулканической равнины посреди кратера. Это место изначально было занято гномами, и значит, именно они сделали большую часть работы: доставили камни, выровняли поверхность, возвели стены центральной крепости. Нолдоры построили стальной мост через озеро с его внешнего берега. […?] возвращения Моргота в Тангородрим, и Тургон нашел долину уже покинутой. Название «Гондолин» на синдарине … предположительно эльдаризированная форма какого-то древнего гномьего названия.

Тургона Профессор пытается реабилитировать: да, пришел на готовенькое, но хозяев дома уже не было (видимо, испугались возвращения Моргота в Тангородрим). А вот Финрод... Мим ворчал насчет отжатого Нарготронда еще в «Неоконченных», но теперь мы видим, что он не абы-какой бродяга, а по факту прямо-таки Че Гевара антиэльфийского сопротивления.
Кстати, а что там еще за озеро вокруг Гондолина? Не помню такого. Может, осушили потом.

39
шок-контент о российском фэндоме.
Так там вроде шок как раз у российского фэндома, от некоего TheOneRing.net. Так или иначе, в свете нынешней тенденции переписывать или запрещать неполиткорректную класссику, полезно хранить оригиналы в надежном месте. А то прочитают ваши внуки толерантную версию, спросят вас: «а кто первым совершил каминг-аут, Фродо или Сэм?», вот и будет повод достать из тайника покрытый паутиной запрещенный томик ;)

Теодицея сломана до него. И Профессор не осилил её починить. А чинится она примерно с таким же успехом, как в том анекдоте про ум, честь и партийность, т.е. Всеблагость, Всесилие и Всеведение.
Но мыслит Толкиен в том же направлении, что и в Письме 211, где он писал о невозможности уничтожения Всевышним созданных им же духов: в NoME он рассуждает, что Эру не может помешать Мелькору (см перевод выше). Т.е. Профессор готов пожертвовать Всесилием: такая усеченная версия Господа получается, бюджетная.

40
Приветствую взаимно, коллега Saferon! Ну вот, считай весь конклав в сборе.
Толкиен, он часто в небольших пассажах говорит о таком, что ненавистно нашему мейнстримному фэндому.
Аж повеяло духом старых времен – ветер гудит в парусах драккара, под небесами звенят пронзительные крики девочек-переводчиц, а под железными сапогами хрустят черепа шаблоны замшелых канонистов...
Боюсь вас разочаровать, но война давно выиграна. Последних канонистов мы подъели еще в прошлом сезоне, а девочек-переводчиц – и того раньше. Теперь можно просто наслаждаться NoME такой, какая она есть: россыпь новых кусочков мозаики из знакомой и любимой вселенной Средиземья.

Есть какие-то предвестия-предпосылки?
Вот я тоже удивляюсь, кстати. По мне, так NoME и так уже превзошла ожидания – я боялся, что будет нечто вроде Parma Eldalamberon, где каждый бит информации приходится медленно и мучительно выуживать из мутных лингвистических штудий. А вышла вполне приличная подборка текстов. Даже не вдаваясь в метафизические дебри – что, первая миссия пятерки магов в Куивиэнен Первой Эпохи «неинтересна»? Или Имин, Тата и Энел – это же была, казалось, совершенно «левая» детская сказка, а теперь Толкиен решил полноценно встроить ее в историю Арды. Да хоть заметка о троллях – почему, откуда?... Мелочь, а приятно.

Нуменорцы были моряками и когда-то активно чтили морских божеств (Ульмо, Оссэ, Уинен).
Ну тогда морскую-новозеландскую:



Soon may Lord Ulmo come
To bring us sugar, and tea, and rum!


Страницы: 1 [2] 3 4 ... 16