Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.


Ответ

Имя:
E-mail:
Тема:
Иконка сообщения:

подсказка: нажмите alt+s для отправки или alt+p для предварительного просмотра сообщения


Сообщения в этой теме

Автор: Ричард Нунан
« : 04/10/2008, 20:44:38 »

Прочел вчера "Географа...". Мне тоже показалось, что Иванов мастерски владеет пером. Читалось очень легко и хотелось дочитать до конца (я несколько раз порывался лечь спать, но все-таки дочитал). Тяжеловесности или ненатуральной фигурности не заметил (но мог, конечно, просто проглядеть). Это то, что понравилось.
Недостатки я вижу в другом (только отдельно уточню, что все в этом посте - имхо (на вкус и цвет, как говорится...)).
На мой взгляд, это не книга. Это очень талантливо (в плане слога) написанная газетная статья или фельетон. Я не могу понять, что в ней описывается. Поясню, почему. Все действующие персонажи - это не люди. Это некие существа, жизнь которых идет исключительно на уровне спинномозговых рефлексов. Единственный человек - и тот хулиган, двоечник и шпана Градусов. В моем понимании человек имеет какие-то моральные принципы, он что-то преодолевает в жизни, он может чему-то сопротивляться, делать что-то вопреки нежеланиям, лени. Он проявляет свою волю, свои мысли. Здесь же мы видим просто группу амеб. Федорей, я не хочу никого обижать - действительно, кто-то может разглядеть одно в персонаже, кто-то другое, а третий вообще ничего не увидит. Вот я в географе не увидел ни-че-го. За всю! свою жизнь (28 лет) он сделал ровно три поступка, которые хоть как-то можно назвать осмысленными, сделанными согласно своей воле: возвращение после университета домой; отказ от секса с Машей в хлебопекарне и выполнение обещания насчет похода. Всё! У остальных героев нет и этого.
Я хотел бы думать, что это карикатурная статья. Поскольку не верю в существование таких людей (по крайней мере ни разу с такими не встречался). Если же это реальная зарисовка, то это хорошее объяснение нашей нынешней ситуации. Но все равно это не делает данное произведение сколь-нибудь конкурентноспособным в сравнении с другими книгами. Ну, например, мне по сюжету сразу вспомнились книги Витицкого (aka Бориса Стругацкого), Дудинцева, Астафьева. На контрасте еще часто вспоминал героев Рыбакова.
Я не представляю, зачем нужно рассмотрение жизни якобы людей на таком нижеплинтусном уровне. Это не жизнь. Это не люди. У них нет проблем. У них просто по несчастливой случайности есть некий язык, посредством которого они могут оформлять свои спинномозговые желания еды, выпивки и секса. Овечкин и Маша если и выбиваются из этого ряда, то на очень малую величину. Что тем более декомпенсируется их искусственностью (особенно это к Овечкину относится).
Финал (если имеется в виду неожиданность дочь-мать), как мне показалось, наоборот, делает предыдущие события неправдоподобными (но тут я тоже мог какие-то моменты пропустить). Ну, разве что Угроза сама влюбилась в Географа.
Плюс есть еще логические натяжки:
1) Тот географ, каким он показан, не мог готовиться к урокам и более или менее нормально их проводить.
2) Он выглядит этаким суперменом, в кулачных схватках побеждая любую шпану из 8-10 классов. Это как-то малореально, если уж действительно (как и описывается) имеют место реальные драки без всякой почтительности к званию учителя.
Еще раз, без обид. И героев я сравниваю с другими литературными героями. Да даже почти любой персонаж с фанатских футбольных гостевых выглядит Спинозой или Пьером Безуховым по сравнению с героями "Географа..."
Автор: Balin
« : 04/10/2008, 02:20:40 »

Далее по списку: уважаемый Балин, раскритиковать можно абсолютно любого автора. Было бы желание, а минусы найдутся даже у Толстого с Пушкиным и Тургеневым впридачу.

Федорей, безусловно... =) Я, правда, не ставил своей целью что-то раскритиковать: да, это не моя литература, но какого-то особенного ужаса или отторжения не вызывает. Натуралистично местами - не люблю; местами было скучновато - это переживаемо; но и не без достоинств, это я признаю...

По поводу Льва Толстого, Пушкина и Тургенева: я, безусловно, могу покритиковать и их - но непременно найдутся те, кто любит их сочинения не за то, что имена авторов в учебниках снабжены пометкой "классик", а за все то хорошее, доброе, прекрасное, умное, неповторимое, какое-нибудь еще, что делает чтение оных сочинений делом интересным, приятным и полезным. Может быть, интересным, приятным и полезным только для того, кто смог понять, в чем соль...

Так что я пока могу сказать только следующее: восторженного впечатления от романов у меня нет определенно... но коль скоро у других читателей оно есть, любопытно, чем же такие чувства к жизни вызваны. Чем интересным, приятным и полезным... и, может быть, красивым (чем-то конкретным).

Цитировать
Так вот, автор именно пытается "говорить красиво"... К тому же все это еще и часто  бывает сдобрено множеством диалектических словечек...

Лично у меня такого впечатления не сложилось. Язык романа пришелся совершенно по душе: легкий, почти невесомый, очень емкие и красочные образы, и тот самый "диалектизм", который Вам, почему-то, не понравился. Впрочем, опять-таки напомню про "вкус и цвет". ;)


Федорей, Вы же сами писали:

Цитировать
Несколько тяжеловесно, но язык и стиль сразу показали чрезвычайно талантливого писателя.

Что до "диалектизмов"... да не так уж они и плохи - а только к месту ли? "Глокая куздра" вспоминается... Если будет не лениво, можете взглянуть на первую пару минут передачи, ссылку на которую я кидал: речь о том же...

Цитировать
и если чтение лирических отступлений, повествующих о красотах Биармии, еще может захватывать, то куски текста с описанием люмпенского, не побоюсь этого слова, быта у меня, например, кроме некоторого чувства брезгливости ничего не вызывают.

Осмелюсь напомнить, что это - всего лишь навсего литературный прием. Не банальный, подчеркиваю, а классический: им вовсю пользовался тот же Гоголь. Описание красот, неба, а через строчку - мордой в грязь, как говорится. Для контраста, так сказать. Если желаете, могу кусок нашей лекции на эту тему привести.

Цитировать
Эти стороны жизни социума и без того бывают слишком заметны - не совсем понятно, зачем оформлять их письменно, да еще и с пристальностью, присущей не лучшим образчикам натурализма...

На мой взгляд описание этих сторон и необходимо для того, чтобы описать атмосферу, царившую вокруг, несомненно, незаурядного человека, каким является Служкин-Географ. И опять-таки контраст между его мировоззрением, почти идеалистическим, и грязью вокруг, которая угнетает человека. Об этом, кстати, немало говорится и напрямую, без подтекста. Хотя есть и он.

Что касается "мордой в грязь", то "грязь" мне кажется несколько... хм... непотребной не на фоне природных красот, не через эту действительную или мнимую антитезу... Вы упоминали имена тех, чьи опусы стали вершинами русской литературы... Вот "грязь" там немного другая, "классической" ее назвать или, скорее, "реалистической" - не знаю уж...

Что до "незаурядности"... мысль, признаюсь, для меня была неожиданной - незаурядности-то я в нем и не увидел... Подумав, соглашусь - но с оговоркой: эта "незаурядность" видна на том фоне, который главному герою предоставлен, я не могу сказать, чтоб она была самодостаточной...

Бог знает почему Вам произведение показалось неподъемным.

Да нет - часов 6, не больше, наверное... =) Но читалось без страсти, приходилось добросовестно водить глазами. Я-то читаю быстро, может, не у всех хватило бы терпения дочитать до того места, где видимые достоинства будут перевешивать видимые недостатки...
Автор: Ричард Нунан
« : 04/10/2008, 00:58:06 »

Я, кажется, встречал в одной из колонок Виктора Топорова на vz.ru что-то, опять же кажется, положительное в адрес этой книги. Пытаюсь найти эту колонку, но пока не удается.
А этому критику я, в принципе, нууу... не то чтобы доверяю, но к его мнению отношусь с уважением.
Автор: Sáre
« : 03/10/2008, 22:14:41 »

Федорей, может я не права, но вы все же постарше будете).
ау, форумчане, кто-нибудь еще выскажетесь, пожалуйста
Автор: Федорей
« : 03/10/2008, 10:40:49 »

Преамбула: любое литературное произведение - на вкус и цвет, не забывайте, пожалуйста, об этом. Далее по списку: уважаемый Балин, раскритиковать можно абсолютно любого автора. Было бы желание, а минусы найдутся даже у Толстого с Пушкиным и Тургеневым впридачу.

Цитировать
Так вот, автор именно пытается "говорить красиво"... К тому же все это еще и часто  бывает сдобрено множеством диалектических словечек...

Лично у меня такого впечатления не сложилось. Язык романа пришелся совершенно по душе: легкий, почти невесомый, очень емкие и красочные образы, и тот самый "диалектизм", который Вам, почему-то, не понравился. Впрочем, опять-таки напомню про "вкус и цвет". ;)

Цитировать
и если чтение лирических отступлений, повествующих о красотах Биармии, еще может захватывать, то куски текста с описанием люмпенского, не побоюсь этого слова, быта у меня, например, кроме некоторого чувства брезгливости ничего не вызывают.

Осмелюсь напомнить, что это - всего лишь навсего литературный прием. Не банальный, подчеркиваю, а классический: им вовсю пользовался тот же Гоголь. Описание красот, неба, а через строчку - мордой в грязь, как говорится. Для контраста, так сказать. Если желаете, могу кусок нашей лекции на эту тему привести.

Цитировать
Эти стороны жизни социума и без того бывают слишком заметны - не совсем понятно, зачем оформлять их письменно, да еще и с пристальностью, присущей не лучшим образчикам натурализма...

На мой взгляд описание этих сторон и необходимо для того, чтобы описать атмосферу, царившую вокруг, несомненно, незаурядного человека, каким является Служкин-Географ. И опять-таки контраст между его мировоззрением, почти идеалистическим, и грязью вокруг, которая угнетает человека. Об этом, кстати, немало говорится и напрямую, без подтекста. Хотя есть и он.

Цитировать
Книженция-то не так уж мала, чтобы каждый, кто возьмет ее в руки, мог ее быстро одолеть... А еще приходится продираться через извивы и повороты авторского слога... претендующего местами на "высокоштильность"...

Я лично прочитал роман на одном дыхании: у меня было только желание, чтобы он не заканчивался подольше, которое возникает у меня только в том случае, если я читаю незаурядную книгу. Бог знает почему Вам произведение показалось неподъемным. Я дал прочитать его и жене, и нескольким друзьям: пусть не все в таком восторге, как я, но понравился всем без исключения.
Автор: Sáre
« : 02/10/2008, 22:05:11 »

Федорей, Балин правильно отметил, подробности взаимоотношений круга людей-друзей, семьи, жены, всех этим дам, и прочего, мне именно противны, потому что кто с кем когда и в какой последовательности, при том что все женаты-замужем, с детьми(((( и все по кругу.

может потом, когда подросту
Автор: Balin
« : 01/10/2008, 11:58:41 »

Цитировать
«Посмотри, — сказал вдруг Аркадий, — сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое — сходно с самым веселым и живым». — «О друг мой, Аркадий Николаич! — воскликнул Базаров. — Об одном прошу тебя: не говори красиво».

Как все уже догадались, это успевшая стать штампом цитата из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети"...

Так вот, автор именно пытается "говорить красиво"... К тому же все это еще и часто  бывает сдобрено множеством диалектических словечек... причем если в "неисторическом" романе они все же соглашаются на роль антуража, то в двух других с этой ролью уже никак смириться не могут.

Sáre, не совсем понял - что там противного?  :o ???

Я вот понял, что должно иметься в виду под "противным"... Дело в том, что интерес, который пытается вызвать у читателя г-н Иванов, - это интерес этнографического рода, в прямом и переносном смысле... и если чтение лирических отступлений, повествующих о красотах Биармии, еще может захватывать, то куски текста с описанием люмпенского, не побоюсь этого слова, быта у меня, например, кроме некоторого чувства брезгливости ничего не вызывают.

Эти стороны жизни социума и без того бывают слишком заметны - не совсем понятно, зачем оформлять их письменно, да еще и с пристальностью, присущей не лучшим образчикам натурализма...

И обязательно дочитай до конца: повторюсь: финал просто потрясный. Нужно его только внимательно читать, до последнего слова, и стараться вникнуть в мысли Географа, понять его точку зрения. Эффект оглушительный, уверяю.

Эх... =) Книженция-то не так уж мала, чтобы каждый, кто возьмет ее в руки, мог ее быстро одолеть... А еще приходится продираться через извивы и повороты авторского слога... претендующего местами на "высокоштильность"... Федорей, если мы с Вами подразумеваем под словом "финал" одно и то же, то я позволю себе не согласиться: финал совершенно стандартный. Условно именуемый "главгерой на фоне заката". То есть он мог бы претендовать на эффектность... но, к сожалению, все это уже где-то было.

Про совершенно замечательные ляпы, коих некоторое количество присутствует в романе, можно говорить отдельно...
Автор: Федорей
« : 01/10/2008, 08:13:46 »

Sáre, не совсем понял - что там противного?  :o ??? И обязательно дочитай до конца: повторюсь: финал просто потрясный. Нужно его только внимательно читать, до последнего слова, и стараться вникнуть в мысли Географа, понять его точку зрения. Эффект оглушительный, уверяю.
Автор: Sáre
« : 30/09/2008, 02:58:15 »

начала читать с Географа, ибо профессия ;)
не могу сказать, что в восторге...
 и читается трудно, и на ухо как-то не ложиться...


*пойду еще почитаю

UPD
и читать как-то неприятно( именно противно, от того, что описывается.
*чтение этого произведения на данный момент прекращаю
Автор: Balin
« : 30/09/2008, 02:32:32 »

http://narod.ru/disk/2605972000/Ivanov_Alexey.avi.html

Вот тут есть видеофайл с передачей, в которую был приглашен уважаемый Алексей Иванов. Вот кто-нибудь может понять, о чем он там вещал? Кроме как о личных взаимоотношениях с Большой Литературой?

Злостный оффтопик
Пошел читать первоисточник.
Автор: Федорей
« : 29/09/2008, 05:29:39 »

Открыл для себя потрясного автора. Первой прочитал "Золото бунта", про пугачевские времена, про Чусовую, про сплавщиков. Несколько тяжеловесно, но язык и стиль сразу показали чрезвычайно талантливого писателя. Второй взялся за "Географ глобус пропил" - вот от этой вещи пришел в самый настоящий восторг. Такого уровня произведений я не встречал с универовских времен, когда волей-неволей читал одну классику. Чтобы ТАК написать про любовь, нужно быть хоть чуточку, но гением. Молодой учитель географии активно прожигает жизнь, попутно пытаясь этой самой жизни научить раздолбаев-девятиклассников. Влюбляется в ученицу - а дальше самое интересное. Финал просто бесподобен. Иванову остается сделать совсем маленький шажок, чтобы войти в число классиков. Я уверен. Такие книги просто необходимо читать всем. Сейчас я читаю его же "Общага-на-крови". Несколько другая книга, посложнее, и одновременно чуть слабее. Но тоже очень ничего! В общем, кто любит действительно хорошую литературу - не проходите мимо.