Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - HS

Страницы: [1]
1
В настоящий период, кроме специальной литературы, читаю:
Министерство Внутренних Дел: исторический очерк. Почта и телеграф в XIX столетии. 1902.
L. F. W. Rother. Der Telegraphenbau. 1865.

2
Ската (для коллажа):

3
Цитировать
Человек может быть любой религии, или вообще атеист (будучи атеистом, человек всё равно придерживается морально этических норм, просто светских, которые в ключевых вопросах мало отличаются от того, что принято в религии, если брать традиционные конфесси)
Атеист в стране постхристианской культуры, атеист антихристианский и атеист в нехристианской стране вроде Китая или Японии — это несколько разных атеистов. В особенности в отношении этики.
Это уже другой вопрос. Я, конечно, имел ввиду Европу, а не Китай. В Китае и традиционные религии сильно отличаются от европейских. Вообще, уехали тут в какую-то степь. Мысль была простая: у религии есть как положительные стороны, так и отрицательные, то же касается вклада в историю и культуру. Думаю. это понятно и без повторения всех пояснений, что были выше. А то, что Принцип убил Фердинанда тут ну вообще ни при чём. Человек может принадлежать разным учениям, идеологиям и т. д., и тем не менее, поступать вопреки моральным нормам, которые этими идеологиями установлены. Примеры я приводил выше, думаю, повторять не стоит.

Цитировать
но для естественных наук они представляют вспомогательный логический аппарат.
Как бы это помягче... без довольно-таки развитой математики — хотя бы начал анализа и матстата — говорить уверенно о статистической значимости результатов эксперимента не выйдет. Если уж вы выступали за доказательную медицину.
То есть математика, "как это ни печально" представляет ОСНОВНОЙ логический аппарат.
А что печального? Доказанное Гёделем, что в конечном счёте аксиомы математики недоказуемы.
Повторю, математика представляет из себя логический аппарат, можно сказать и язык естественных наук, но моё главное замечание, что сама она не является естественной наукой. Поэтому я и написал о её вспомогательной роли. В частности, к математическим теориям по понятным причинам не применяются условия проверки, которые есть в естественных науках, то есть условия соответствия физической реальности. Есть мнение, что математика первична (по отношению к физике), но это к метафизике, а не к естественным наукам. Когда применяют те или иные математические методы в естественных науках, то самое главное в конце-концов - соответствие результатов эксперименту, так как легко может быть ситуация, когда получен корректный в рамках модели результат (например, некие частные решения, описывающие движение динамической системы), но в реальности описываемое полученными данными движение не реализуется и не близко ни к какому действительному движению, чтобы говорить о погрешностях. Насчитали что-то, а физического смысла оно не имеет. Обычно это связано с недостатками модели, если не говорить о некорректной постановке задачи и интерпретации результатов.

4
P. S. хотел бы немного подытожить. А то начали про политику какую-то, ядерные конфликты. Мне не особенно интересно на это тратить время, тем более, что к изначальной теме оно не имеет существенного отношения. В общем, моё основное мнение такое, что религии имеют человеческое происхождение, а не декларируемое ими божественное, и ни одна религия не может объективно претендовать на свою исключительность, опираясь на сверхъестественные доводы. Свои доводы я привёл, считаю, что в достаточной мере. Дальше уже дело вкуса каждого. Замечу, что всё это не делает религии плохими, бесполезными. Объективная роль религии, как положительная, так и отрицательная, в истории и культуре на лицо. Про важную роль религии в морально-этической сфере я тоже говорил. Про естественное происхождение морали упоминал. Ну и собственное мнение на счёт того, что если уж верить, то лучше в собственную версию Бога, не вводя веру в противоречие с физическими фактами, а оставляя её больше в морально-этической сфере, я тоже приводил.

5
Цитировать
Вообще, релизиозные предпочтения Принципа, короля Георга, кайзера Вильгельма, Круппа или Рокфеллера не имеют в данном вопросе существенного значения,
Имеют, потому что именно он спустил курок.

Этические предпочтения какого-нибудь советского контр-адмирала Архипова во время кубинского кризиса тоже имеют значение: в этот момент до ядерной войны не хватило решения одного, максимум двух человек.

Тогда вся Европа сидела на пороховой бочке. Только и ждали повода. Если бы не случилось это убийство, нашли бы другой повод. Ну, возможно война началась бы на год-полгода позже. Но всё шло к войне. Если вы считаете, что при всём при том виноват Гаврила Принцип, то не буду пытаться вас переубедить. Я придерживаюсь другого мнения, которое обосновал в постах выше. Опять же, ни религиозные заповеди, ни светская мораль не помешали очень многим промышленникам неплохо заработать на войне, значительно превысив доходы гражданского времени (начиная от поставок оружия и заканчивая поставками горючего, продовольствия и амуниции).

Что касается ядерной кнопки, то даже если остался последний ключ на старт, то при чём тут высшие силы? Человек может быть любой религии, или вообще атеист (будучи атеистом, человек всё равно придерживается морально этических норм, просто светских, которые в ключевых вопросах мало отличаются от того, что принято в религии, если брать традиционные конфесси), и может повернуть или не повернуть этот ключ. Понятно, что это решение всецело зависит от того, что у него в голове, но нет необходимости присоединять к этому высшие силы. Можно считать, что Бог ему сообщил, поворачивать или нет, но тут уж "хотите верьте - хотите нет".

Вообще, что касается глобального термоядерного конфликта, то он принципиально отличается от предыдущих войн одним значительным фактором - цена такого конфликта очень велика, при том как для защищающейся стороны, так и для агрессора. Если раньше политики, банкиры, промышленники и другая элита могли спокойно сидеть в тылу, то теперь, несмотря на разные подземные взрывозащищённые бункеры, цена вопроса - глобальная экологическая катастрофа в лучшем случае, а в худшем - полное падение цивилизации. Тут уже будет не до амбиций и доходов от поставок чего-либо. И для всех остальных жителей планеты тоже цена вопроса в общем больше, чем раньше. Поэтому и решения принимаются по-другому, на всех уровнях.

Цитировать
но само это учение не в силах объяснить огромное количество научно установленных фактов.
Если арифметика без участия медицины (конкретнее — множества эмпирических знаний) никак не объясняет механизм воспаления аппендикса, это не значит, что арифметика медицине вообще не нужна.
Это не корректное сравнение. Я имел ввиду науку в целом, но и по отдельности и медицина (доказательная), и физика, и химия, и биология хоть и занимаются исследованием разных (но в то же время и взаимосвязанных!) частей мира, но опираются на принятый в науке базовый аппарат доказательств. Что касается арифметики и математики в целом, то они, вообще говоря, не относятся к естественным наукам, так как имеют дело с сугубо абстрактными конструкциями, и критерии ложности и истинности гипотез там могут быть менее жёсткие (в том смысле, что они не связаны с опытной проверкой соответствия физической реальности), но для естественных наук они представляют вспомогательный логический аппарат.


Цитировать
Ситуация осложняется тем, что поставщики таких чудес избегают независимой квалифицированной научной проверки,
Возможно, вы знаете такой интересный казус, что антимикробное действие бриллиантового зелёного (в просторечии зелёнка) не проходило квалифицированной научной проверки.
И ничего, пользуются.
Я слышал об этом казусе, но не могу сказать, насколько это достоверно. Даже если достоверно, то это несколько некорректный пример. Антисептические свойства зелёнки проверены очень продолжительным и массовым клиническим опытом, хоть формальной проверки может и не производилось. А вот для той же гомеопатии нет такого опыта, кроме опыта самих гомеопатов, и в то же время гомеопатия не прошла (провалила) проверку методами доказательной медицины.

Я не предлагаю всё бросать и бежать заряжаться от пирамиды. Я говорю, что ненаучно ≠ ложно для некоторых вопросов.
В частности, уникальный личный опыт (а его в религии — у каждого первого) никакой верификации в прошлое не поддаётся, воспроизводимости не имеет и опровергнуть, очевидно, можно только по доброй воле человека, этот опыт имеющего.
И тем не менее — этот уникальный личный и ненаучный опыт может определять всю его жизнь, жизнь его близких, а если этот человек имеет достаточно высокое положение — жизни тысяч и миллионов.
Ну как тот же товарищ Архипов или хотя бы шведский посол Валленберг.

В масштабе же... внешне мы даже не можем никак надёжно узнать, кто где вообще верующий, а кто нет.
Кто-то верит в безликую Идею, кто-то рясу надел для заработка, кто-то верит, что кругом все еретики, а он один с белыми крыльями... кто-то же в интернете может внешне последовательно защищать концепции, которых сам не придерживается, чисто для развлечения (впрочем, это как раз обычно долго не держится, такая игра расползается по швам довольно быстро)
Что касается пирамид и прочих гравицап, я привёл в качестве примера желания людей верить в разного рода сверхъестественные чудеса, даже когда они неплохо поддаются проверке, опровергнуты, но в них всё равно продолжают верить. Что уж говорить о чудесах, которые проверить сложно или по каким-то причинам невозможно. Это вопрос психологии. Вообще, если уж так говорить, уникальный личный опыт таки может изучаться научно - это задача психологии и смежных отделов биологии (биологии поведения). Но учитывая, что это молодая наука, здесь пока очень много зыбких вопросов, и очень многое пока остаётся недоступным.

Я также в сообщениях выше неоднократно говорил, что речь веду не о личном религиозно-психологическом опыте и морально-этических вопросах - тут каждый волен верить, во что хочет, а лишь о сомнительности фактических претензий конкретных религий на свою исключительность, основанных на "чудесах", о которых я много сказал выше. Получается ситуация, когда несколько сторон предъявляют противоречивые претензии на исключительность, и выбирая одну сторону, ты в той или иной мере отрицаешь остальные, при том что фактически ни у одной стороны нет рациональной возможности доказать свою правоту. Делать этот выбор или нет, какой стороне верить, или не верить никакой - лично дело каждого. Но речь именно о вере, а не о фактических доказательствах, что у нас вот чудеса настоящие, а у них - липовые, у нас Бог настоящий, а у них - липовый.

6
P. S. ещё касательно тех, кто начинал и вёл войны, и их религиозных предпочтений. В общем случае религия человека сама по себе не говорит о том, плох ли исповедующий их человек или хорош. Также личность человека в общем случае ещё не говорит о том, плоха или хороша религия или философская система, к которой он принадлежит. Ну и в любом случае истинность религии не связана с тем, кто её исповедует.

Про роль церкви в Первой Мировой войне довольно неплохо написано в "Похождениях бравого солдата Швейка". К счастью, сейчас крупные религии больше стараются играть миротворческую роль. Но опять же, эти вопросы, в общем-то, не требуют привлечения высших сил.

Что ещё касается чудес, желания людей верить в них (и иногда желания других людей "поставлять" эти чудеса по той или иной причине) то в последнее время появилось много и нерелигиозных чудес. И даже не эзотерических. Всякие торсионные поля, творящие невероятные чудеса, память воды, "безопорные двигатели", "волновой геном" (телегония), пирамиды Холода и прочее подобное. Так сказать, новые чудеса для нового поколения, которому старые уже кажутся старомодными и неинтересными. Иногда эти "новые" чудеса причудливо переплетаются со "старыми", давая им новую жизнь. Кстати, опровергнуть такие чудеса бывает очень сложно. В своё время главный "установочный документ", посвящённый торсионным полям, рассматривала целая комиссия РАН и потратила много времени, чтобы продраться сквозь десятки страниц наукообразного, намеренно запутанного текста и опровергнуть выдвинутые там тезисы. Необходимость рассматривать это официально возникла, так как нашлись соискатели, которые пообещали за государственные деньги построить сущий рай на Земле с помощью этих полей. Эти поползновения удалось пресечь, однако, торсионные поля продолжили "существовать" а вечные двигатели на их базе продолжили "работать" и продаваться. Ситуация осложняется тем, что поставщики таких чудес избегают независимой квалифицированной научной проверки, так как знают, что не пройдут её, и пытаются заставить делать выводы только на тех данных, которые они сами приводят. Ну а публика развешивает уши и продолжает верить в "умножители энергии", антигравитационные дисколёты Ханебу в Антарктиде и прочее, прочее. И публике это ещё и нравится. Так как загадочно, непознано.

Отдельно тут стоит выделить медицинские чудо-приборы и, конечно, гомеопатию. Вот с гомеопатией - просто классика "чудесных исцелений" (в т. ч. и от рака, конечно). Гомеопатия - это когда действующее вещество лекарства растворено в воде так, что в кубике раствора может содержаться 1-2 молекулы действующего вещества, а то и вовсе не содержаться ни одной. В некоторых направлениях гомеопатии считается, что чем сильнее степень разведения - тем лучше. При том гомеопаты, когда приводят в защиту доводы, как правило напирают на то, что остаётся в "серой зоне". Т. е. опыты с сомнительной корректностью постановки, которые они трактуют в свою пользу, вообще непроверяемые случаи, либо такие случаи, когда вся информация идёт только от них самих. Корректная же проверка показывает, что гомеопатия работает ровно в той же степени, что плацебо. Кроме того, на сколько мне известно, есть и список случаев "исцеления", когда удалось напрямую опровергнуть декларируемые результаты (например, установив, что излеченная болезнь просто-напросто не имела места на самом деле). В последнее время появился и более "продвинутый" вариант гомеопатии, когда лекарство записывается на CD-диск, на который человек потом ставит воду, пьёт и "лечится".

Вообще, если происходит нечто неординарное, выходящие за рамки опыта и знаний, и человек это наблюдает, то он при отсутствии определённого склада мышления будет весьма вероятно воспринимать это как чудо. Особенно если это происходит в условиях стресса. Особенно если это касается жизни и здоровья его или его близких. Не зря так популярны "медицинские" чудеса. Ну и обстоятельства нельзя сбрасывать со счетов. Например, если в Средневековье простой человек, больной злой корчей (которую вызывает потребление заражённого спорыньёй чёрного хлеба), попадал на лечение в монастырь ордена Антонитов, и корча проходила (так как он там переставал есть чёрный хлеб), то у него не было никаких оснований считать, что это не чудо. Учитывая то, что он и знать не знал про то, что ел ядовитый, заражённый хлеб. Потом такие чудеса имеют свойство обрастать слухами и вымышленными обстоятельствами, всячески преувеличиваться и естественно, что после этого теряется всякая возможность непосредственной проверки.

И ещё один момент, в добавок к противоречивости и непроверяемости, почему я считаю, что такого рода чудеса не стоит приводить, как довод истинности какого-либо учения (не только религии в классическом понимании - см. выше про эзотерику и паранауку), это потому, что то или иное учение часто приводит такие чудеса, как довод своей истинности, напирая на то, что наука и рациональное суждение не в силе их объяснить, но само это учение не в силах объяснить огромное количество научно установленных фактов. Получается ситуация, выражаясь религиозным языком, когда адепты какого-либо иррационального учения тыкают на соринки в глазах сторонников научной картины мира (среди которых, кстати, могут быть как атеисты, так и верующие), совершенно не замечая эпических масштабов бревна в своих глазах.

В общем, это всё как раз и служит причиной почему я считаю, что дело религии - морально-этические аспекты жизни, а какие бы то ни было "физические" чудеса только ставят её в очень неудобное положение, что совершенно и не нужно для её продуктивного и полезного существования в современном обществе. Что радует, сами религиозные философы приходили к такой точке зрения, и сейчас она не является маргинальной в религиозной среде (по крайней мере в Христианстве).

7
Цитировать
Что касается "вы всё врёте", то в науке, в отличие от права, действует презумпция виновности, т. е. доказывать должен тот, кто выдвигает гипотезу.
Вы правы и неправы.

Вы правы в том, что если один человек исцелился от рака чудесным образом, то это вообще нельзя анализировать научно. Даже если будет доказано с документами, что вот он болел раком, а вот он не болеет, то это всё не даёт нам ни воспроизвести эту ситуацию (не подсаживать же ему болезнь обратно), ни оценить вероятность этого события (единственность случая), ни вообще быть уверенным, какие молитвы как ему могли помочь: в том, что он их читал, у нас, как правило, только свидетельство человека и есть.

Но если человек вылечился, ему самому будет почти наплевать, что это немного ненаучно.

Тут дело в другом. Если факт исцеления был достоверно установлен, то остаётся вопрос причины. На счёт причин могут быть разные гипотезы. И вот тут получается, что гипотеза о вмешательстве каких-либо высших сил по сравнению с другими, более рациональными гипотезами куда более слабая, и требует существенно бОльших доказательств.

Т. е. если человек говорит, что исцелился, и это подтверждается объективно, то это уже установленный факт. А вот то, что исцелили его высшие силы, это не установленный факт, и априори он должен приниматься как ложный. Мнение человека тут не имеет значения, он волен думать, что угодно, но если говорить об объективных причинах исцеления, то потребуются соответствующие доказательства. Если их невозможно предоставить, то причины исцеления просто останутся неизвестными. НО то, что они остались неизвестными, не делает гипотезу о сверхъестественном вмешательстве верной (как и другие гипотезы, если они остались недоказанными).

Да, верно, "грубые" чудеса не необходимы. Тем не менее, общее, так сказать, предание верующих богато на такого рода заявления, даже в современности. Документы процесса канонизации блаженного папы Иоанна Павла II, например, можно посмотреть... притом считается, что девять десятых заявляемых чудес фильтруется ещё самой Церковью.
Впрочем, действительно, чудеса и здесь не главное доказательство. Например, можно обнаружить правдоподобные заявления о чудесах в разных конфессиях и верах, которые между собой безусловно несочетаемы и часто даже враждебны. То есть или мы повышаем уровень критичности и фильтруем 99,9% чудес, а про оставшееся говорим "ну, бывает", или вообще не воспринимаем это как аргумент за этичность.

Вот если некто помолился за чью-то смерть и она случилась, это как понимать?
Моё мнение на счёт священных текстов и преданий такое, что их следует воспринимать не буквально, а как нравоучительные истории. Исторические события в священных текстах находят отражение, но это другой вопрос, и не главное с точки зрения религии. Что касается современных чудес, то я намерено не делю чудеса религиозные и чудеса эзотерические, не связанные напрямую с какой-либо конфессией, так как принципиально они очень похожи. Вообще если говорить очень упрощённо, часто человек склонен и хочет верить в чудо, это обусловлено психологически - своеобразный механизм приспособления к непредсказуемому окружающему миру. В умеренном виде это очень даже полезно и помогает жить.

Про смерть - это можно воспринимать, как совпадение, если дело обстояло действительно только так, и не имеет место криминал. Тоже самое с нерелигиозным колдовством - заговорами и прочим (опять же, если не имело место другое взаимодействие). Маловероятные события в природе происходят, при том постоянно. Просто человек о них судит часто апостериори, не задумываясь над вероятность. То, что людей очень много даже в рамках одной культуры или религии, очень способствует тому, что такие события происходят иногда без каких-либо инсценировок. Примеров же самых разных маловероятных событий можно найти множество. Достаточно задуматься над своими шансами в момент движения к яйцеклетке :)

Ещё есть такой момент, что религиозные тексты, как и историю, пишет победитель. Пишет под себя. Естественно объявляя, что у него-то всё правильно (пока не найдётся кто-то посильнее). Получается, что "Бог на стороне больших батальонов", а это как-то цинично, негуманно, в такую роль Бога верить-то как-то совсем не хочется, да и опять же, это может быть объяснено и без привлечения сверхъестественных сил. Всё это делает вопрос об истинности той или иной религии ещё на порядки более запутанным и шатким. Ну а с практической точки зрения получается так, что при всех своих достоинствах религия может предлагать такого вот рода "довесок" ("Кто не с нами - тот против нас", "Gott mit uns" и прочее), как "мелкий шрифт" в договоре. Хорошо, если священнослужитель не фанатик и старается обходить эти моменты десятой дорогой, либо ещё лучше - разъяснять их так, чтобы не получалось радикальных трактовок.

Особенно жёстко "кто не с нами - тот против нас" и другие подобные вещи проявляются во всяких сектах, которые на фоне устоявшихся и умеривших пыл традиционных религий и светского мировоззрения начинают очень жёстко бороться за адептов. При том конечно же они предъявят и чудеса, и что угодно для того, чтобы перетянуть одеяло на себя. Можно даже привести примеры крупных сект, которые появились и развились в XX веке и, в принципе, имеют весь классический "арсенал", в том числе и различные чудеса (в том числе и заимствованные у обычных религий - чтобы было привычнее и гарантировано находило отклик в сердцах). Встаёт вопрос - оно тебе именно как отдельно взятой личности надобно? Поэтому если уж хочется ударится в религию, если оно нужно, то лучше выбирать какую-нибудь без подобных "довесков", да и никто не мешает верить в свою собственную версию Бога.

Гаврила Принцип был атеистом.
Но Гаврила Принцип не начинал Первую Мировую. К Первой Мировой цивилизация шла долго, а это был лишь предлог. Не из-за убийства в Сараево, так по другому поводу бы начали. Страны были уже готовы к войне, армии вооружены, а некоторые дельцы уже предвкушали огромные доходы от предстоящей войны. Что касается тех, кто по-настоящему был у руля истории, то их философские взгляды и вероисповедание могли быть самыми разными. Вообще, релизиозные предпочтения Принципа, короля Георга, кайзера Вильгельма, Круппа или Рокфеллера не имеют в данном вопросе существенного значения, так как война - результат более сложного исторического и экономического процесса, нежели решение одного человека.

Вообще, я прихожу к выводу, что когда дело доходит до Serious Business, вера гарантированно отступает на второй план. Есть в истории примеры религиозных финансовых объединений, но на мой взгляд, даже в них непосредственно иррациональная религиозная составляющая играла роль объединяющего фактора, но не влияла объективно на принятие решений по ведению дел сообщества в целом. Примеров достаточно много - рыцарские ордена, старообрядческие товарищества и сообщества с взаимопомощью внутри и многие другие. Но как организации в целом, они действовали сугубо в своих интересах. Например, рыцарские католические ордена, бывало, имели конфликты интересов с Папством, и решения принимались далеко не из религиозных соображений, хотя могли маскироваться под таковые (и маскировались, так как иначе было нельзя).

Ну и опять же, зачастую работает принцип, согласно которому если человек решил пойти на преступление, то его ни светская этика и мораль, ни религиозные принципы уже не остановят - более того, он ещё с помощью них же оправдает свой даже самый ужасный поступок и может убедить себя (а иногда ещё и других) в своей правоте настолько, что никто его никогда не переубедит, тем более никакие суды и тюрьмы (они скорее его убедят в том, что он мученик, страдающий за правое дело, или просто незаслуженно обиженный судьбой).

8
Лично для меня религия - это тема сугубо морально-этическая и культурная. Ну, можно пофантазировать на счёт вещей, которые принципиально не проверяемые. Что касается "настоящих" чудес, чудотворных реликвий и такого-прочего, то кто хочет верить - пусть верит. Как доказательство правоты какой-то отдельно взятой религии или конфессии они очень сомнительны, так как даже внутри одной религии могут не признаваться разными конфессиями, не говоря уж других доводах. Для меня это всё неубедительно, да и неуместно даже в рамках религиозного мировоззрения. Давно существует концепция, что Бог в душе каждого, и главное в религии - это морально-этическая составляющая; чудо - это если человек под давлением превосходящих обстоятельств поступил правильно, морально. Существование сомнительных "физических" чудес, порождаемых высшими силами, при этом не нужно.

Некоторые "чудеса" так вообще дико смотрятся. Если, например, человек сначала нарушает злостно технику безопасности на производстве, а потом, чудом избежав травмы или смерти, говорит на полном серьёзе, что его ангел-хранитель спас. Ну, верить, конечно, можно, но это не отменяет объективного факта, что человек либо дурак, либо ему не дорого здоровье. Не повезло ангелу-хранителю следить за таким "подопечным" :) Ну, нельзя сбрасывать со счетов и стресс для психики. Такого рода случаев предостаточно.

Или же если несчастный случай таки произошёл, но человек на полном серьёзе винит чёрта. Совершенно забывая о собственной неосторожности.

При том в дальнейшем мнение "ангел-хранитель спас" ничего полезного и интересного не даст (ну спас и спас - работа у него такая), а вот детальный разбор произошедшего может показать, почему же человеку так повезло, и какова была вероятность более серьёзного исхода.

Или же человек выжил в аварии, при том, что ещё десять в такой же аварии погибли. Я бы не назвал это чудом в смысле чуда высших сил. Придётся считать, что либо те десять были недостаточно праведными, либо просто "на всё воля Божья". Кому-то нравится так рассматривать. Мне - нет. По-моему, это не несёт практической пользы и сомнительно с моральной точки зрения.

Ещё касательно чудес. Учёные тоже постоянно ищут и исследуют чудеса. Кто-то из них верит в Бога в какой-либо интерпретации, кто-то - нет. Но чудеса они ищут. Стараются найти нечто, выпадающее из существующих теорий, или необычным образом подтверждающее их. Однако, рассматривают их с другой точки зрения, через призму научной логики. Религия же при этом может играть роль источника вдохновения, но в нормальном режиме она не вмешивается непосредственно в научные исследования, в интерпретацию результатов, постановку эксперимента и т. д.

9
Смауг в логове напоминает еще дракона из мультфильма 1977 года.

Собственно, морда его :) Я выше именно этот мультфильм имел ввиду.

10
Штука в том, что сильный атеизм обычно не принимает *никаких* доказательств; либо требует доказательств, которые никто не обещал.
Например, исцеление от рака? Плацебо плюс аргумент "вы все врете". Необъяснимые артефакты вроде Плащаницы? "Это пока не объяснили".

Что до религиозных войн... обе мировых войны ХХ века развязали неверующие. Ну или как минимум - не монотеисты.

Я бы не сказал, что это вообще вопросы не атеизма или религиозной философии, а просто рационального мышления. Если принимать рациональную, научную картину мира, то такой экстраординарный феномен, как чудесное исцеление рака, требует экстраординарных доказательств, а именно детальнейшего описания случая, которое позволяет исключить все возможные причины из уже известных. А дальше уже можно разбираться с природой чуда, которое привело к исцелению.

Что касается "вы всё врёте", то в науке, в отличие от права, действует презумпция виновности, т. е. доказывать должен тот, кто выдвигает гипотезу. Вполне естественно, что чем более экстраординарная гипотеза, тем более серьёзные доказательства требуется привести.

Что касается плащениц и других реликвий (не только религиозных), то учитывая, что их не одна и не две, этот вопрос весьма неоднозначный. Это при том, что хорошо известно, что в былые времена очень престижно (и доходно) было иметь в приходе хоть какую-нибудь реликвию, и мощи быстро "плодились" (в данном случае я имею ввиду Европу). Есть достаточно много и нерелигиозных примеров "неуместных артефактов", которые либо оказывались липой, либо же продолжают иметь очень сомнительный, хотя и не до конца прояснённый статус.

Вообще, что касается почитания реликвий, моё мнение такое, что это пережиток языческих времён, от которого не сумели отказаться из-за огромной культурной инерции. Поэтому почитание чудесных предметов подогнали под новую основу. Мнения, надо сказать, на этот счёт внутри церковной среды были самые разные - например, хорошо известны дискуссии и конфликты вокруг иконопочитания. Да и сейчас между религиями конфессиями на этот вопрос разные взгляды. Что касается моего мнения, то мне больше по душе строгий монотеизм, без святых, мощей и чудес на каждом шагу.

Касательно войн, я бы не сказал, что обе мировые войны XX века развязали неверующие, хотя начались они не из-за религии. Вообще, я придерживаюсь такого взгляда, что под войнами, даже самыми махровыми религиозными, лежат в первую очередь социально-экономические предпосылки. Религиозность и правоверность войны, "Бог на нашей стороне" и прочее - это в первую очередь вполне объективный, очень мощный объединяющий фактор и пропаганда для тех, кто пойдёт в бой или будет нести тяготы войны в тылу.

Можно, конечно, просто не принимать научную картину мира, это право каждого, но тогда и говорить особо не о чем. Так как любая дискуссия придёт гарантировано к итогу "мой Бог существует, а твой - нет", либо же застопорится, когда нужно будет выяснить свойства Бога, почему он поступает так, или иначе, или что-то в этом роде.


11
Основы математики знать нужно обязательно каждому (не забывая, конечно, об основах культуры). И очень желательно основы физики. В последнее время, например, появилось много всяких совершенно абсурдных "теорий" строения и движения Земли и небесных тел. Как-будто машиной времени из Средневековья принесло. А всё от незнания элементарных основ механики, которые ещё и достаточно просто проверяются экспериментально.

12
Life, Universe and Everything / Язычество
« : 22/12/2017, 21:47:06 »
Я думаю,что каждыи сам себе создает религию.У каждого  свои персональныи Бог и Дьявол.

Соглашусь. Что касается язычества - а смысл? Иметь нагромождение богов и всяких ритуалов. Можно понять, зачем это нужно, если Вы - земледелец какого-то бородатого века до рождества Христова, когда вся жизнь была жёстко завязана на природные циклы, а абсолютное большинство явлений природы не имело рационального объяснения. Но давно ведь есть лучшие альтернативы.

P. S. прошу прощения за некропостинг. Только сейчас обратил внимание на даты.

13
Меня сподвигла тема "Атеизм- это религия?"

Господа атеисты! А какие на данный момент вы имеете научные предпосылки для своей идеологии?

Ну, понятно 19 век- теория Дарвина, раскопки динозавров, радиоугеродный метод.
Это было модно.
   Но в 21 веке все научные предпосылки атеизма выглядят более чем сомнительно.
И если человек склонен размышлять, искать истину- то он должен заметить кое- какие несответствия...
Может поищем?
Или просто нравится думать о себе как о "вершине эволюции"?

Строго говоря, ни теория эволюции, ни динозавры, ни космология не мешают верить в сверхъестественное. Особенно если это сверхъестественное расположено в "серой зоне", где на данный момент проверить его существование технически или принципиально невозможно.  Что касается атеизма, то он не предполагает принципиальную невозможность существования Бога или чего-то подобного, просто требует доказательств, отвечающих научным, рациональным критериям (например, проверяемости и воспроизводимости эксперимента).

И ещё нужно уточнять, о каком Боге или богах идёт речь. О просто вере в абстрактного Бога или в Бога какой-то конкретной религии. Что касается религий, то лично я отношусь к тем религиям, о которых имею представление (в первую очередь это, конечно, крупнейшие монотеистические мировые религии), скептически по ряду причин. Во-первых, между ними и внутри них сами слишком много противоречий, в том числе достаточно серьёзных. Во-вторых, слишком много добавочных элементов: огромные списки правил, обряды и прочее подобное. При том эти элементы довольно очевидно имеют вполне прагматический характер, связанный с регулированием всевозможных моментов жизненного уклада, но многовековой давности. Лично я не против веры в Бога в принципе, но этих добавочных элементов не надо. Да и тот момент, что для общения с Богом обязательно нужны (часто ещё и оплачиваемые) жрецы, я тоже не принимаю - тоже слишком уж торчат вполне себе материалистические, экономически и социально обусловленные "уши". Вообще, я в происхождении религий не вижу вмешательства высших сил, которые они сами описывают, а вот естественные социальные причины - вполне себе. В целом, от прочтения священных текстов у меня сложилось впечатление (не безосновательно), что они в первую очередь завязаны вполне мирские проблемы людей - войны, быт и прочее, и проявления сверъествественного служат именно описанию и моральной трактовке этих моментов. При том, конечно же, проявляются реалии эпохи и места, откуда религия родом. А вот космогонии, и прочим моментам, не имеющим непосредственных "приложений", внимания уделено сравнительно мало.

В целом, религии принесли в мир как плохое (фанатизм, ведущиеся с его помощью войны и всяческие гонения), так и хорошее (нельзя отрицать благотворительность и полезность религии, как элемента моральной поддержки для отдельного человека и объединяющего элемента для общества). Нельзя не отметить, конечно же, вклад религии в искусство и философию. Но я считаю, что секуляризация общества и свобода вероисповедания - одно из серьёзнейших социальных достижений современности, так как человек был освобождён от обязательного следования иррациональным требованиям религии. Ну а желание или нежелание принадлежать к какой-либо религии на добровольной основе - это уже личное дело каждого.

Ещё есть такой момент, как мораль. Мораль в крупнейших религиях имеет божественное происхождение, и морально-этические вопросы "монополизируются" религией. И действительно, религия играла и играет в этом вопросе важную роль. Однако, как показывает современная биология, мораль имеет вполне естественное происхождение. Ну и довольно давно ясно, что мораль может быть и светской.

В общем, лично для меня притязания религий на божественность совершенно неубедительны, хотя их культурную и социальную значимость я не отрицаю. В принципе я не отрицаю возможность существования Бога в какой-то форме (ноосферы, или ещё в какой-то форме), но не считаю этот вопрос особенно важным. И мой подход такой - если верить в Бога, то лучше в какой-нибудь собственный вариант.

P. S. взгляд на человека, как на "вершину эволюции" скорее созвучен с традиционным религиозным взглядом, где он "вершина творения", чем с современным научным. У эволюции простой критерий успешности вида - кто дольше продержался, лучше приспособился тот и молодец. Есть реликтовые виды, которые пережили динозавров и потенциально могут пережить и людей. Они не отличаются умом и сообразительностью, зато здорово приспособлены к своей среде обитания. Я уж не говорю о микроорганизмах, которые жили до человека, живут с человеком, и скорее всего продолжат жить после человека.

14
Рад, что рисунки понравились! Что касается Смауга, то был такой мульт, "Полёт драконов", и та же студия, которая его создала, сделала также мульт по "Хоббиту". Целиком я его не видел, но запомнилась морда Смауга оттуда, и я решил её взять за основу для морды моего Смауга.

Анатомичные дракоши.
Гостир самый аэродинамичный.
Первый Главрунг - самый зачетный, но мягковат снизу (игуана). С таким подбрюшьем долго не проползешь.
А вообще ваши ящеры куда как лучше, нежели у многих маститых драконописцев, не имеющих элементарных представлений о морфологии крупных позвоночных.

Согласен, со шкурой несколько пролетел. Хотел сделать брюхо с очень грубой, мелкочашуйчатой и несколько мешковатой шкурой, действительно по типу игуаны. Навыка не хватило передать, как нужно. А возможно лучше было бы сделать больше по типу крокодильего брюха.

В целом я стараюсь улучшать качество анатомии, хотя рисую мало и дело продвигается со скрипом.

Если интересно, другие рисунки можно посмотреть здесь: https://hoch-spannung.deviantart.com/gallery/

15
Доброй ночи! Толкиенистом себя назвать не могу, но с творчеством Толкиена знаком с детства по "Хоббиту" и "Властелину колец" (их мне в раннем детстве бабушка читала ;D). Впоследствии смотрел, конечно, и фильмы. Не так давно (несколько лет назад) стал время от времени рисовать, из фентези в основном драконов и других существ. Ну и решил затронуть в том числе тему Средиземья. Ознакомился с матчастью (Сильмариллионом) и вперёд. В основном всё выкладываю на "Девиантарт", но вот решил также выложить в более, так сказать, профильном месте. Ниже драконы Арды в моём исполнении. Предупреждаю, однако, что о строгом следовании канону речи в них не идёт. Картинки кликабельные.

Глаурунг в Нарготронде:


Дракон Гондолина:


Турин убивает Глаурунга:


Анкалагон:


Смауг в своём логове:


Смауг над Озёрным городом:


Глаурунг (для коллажа на Deviantart'е):


Анкалагон (для коллажа на Deviantart'е):


Гостир (для коллажа на Deviantart'е):


Не по Средиземью, но изначально планировалось как террасы Ангбанда:


Ну и в довесок кое-что совсем не по Арде:


Страницы: [1]