Форум Tolkien.SU
Архив => Архив => Тема начата: kann от 26/06/2004, 10:36:14
-
Я здесь в первый раз, вот на ваш суд.
Застывшая музыка в духе времени -
Многопанельная этажерка.
Я пересчитываю ступени
В доме, что не был построен Джеком.
Просеяв свой опыт, отбросив лишнее,
Смело жму пальцем на кнопку лифта.
Сколько осталось ещё до крыши
Дома, что не был построен Свифтом?
Чердак. Светотень, полумрак, и то, пока
Алый рассвет выгибает хорду.
Люди не помнят, молчат про Бога
В доме, что не был построен чёртом.
Последняя дверь. Восхожденье кончится,
Только бы выйти отсюда в небо
И наблюдать, как стекает солнце
По стенам дома, что не был, не был.
-
красиво, нетривиально и образы свежие - мне понравилось. особенно - последнее четверостишие.
единственное:
Чердак. Светотень, полумрак, и то, пока
Алый рассвет выгибает хорду.
Люди не помнят, молчат про Бога
В доме, что не был построен чёртом.
не очень ясно и сбивка в ритме, или это так следовало сделать?:
Чердак. Светотень, полумрак, и то - пока
Алый рассвет выгибает хорду.
Люди не помнят, молчат про Бога
В доме, что не был построен чёртом.
-
Иногда так бывает: хочешь сказать, а слов или мастерства не хватает. И за тебя кто-то другой это говорит. На этом и спасибо.
-
Вообще, не люблю поэзию, стихи, лирику. Не понимаю. Или они не понимают меня. Но мне понравилось. Что-то в этом есть, и это что-то меня зацепило!
-
Не в курсе, как можно выбить хорду и можно ли её выбить, но в целом неплохо....
Чёрт возьми, в этом что-то есть!
-
Там она выгибается, а не выбивается. Как её выбить я тоже не знаю. Даже представить сложно. :)
-
Цитата из: kann on 31-07-2004, 22:31:27
Там она выгибается, а не выбивается. Как её выбить я тоже не знаю. Даже представить сложно. :)
А как хорда выгибается - представить легче? ;) Отсылок вижу ровно две - в биологию и в математику. И обе несколько странны, имхо 8) - но это так, к слову :-X
-
2 Зеленый Ежик:
У меня почему-то однозначный отсыл в биологию. Причем, не вызывающий диссонансов
Хорда - явно заменитель позвоночника у "алого рассвета" . Рассвет выгнул позвоночник => кошка выгнула спину.
-
Аргх, в том и дело, что даже школьный курс биологии говорит простую вестчь - хорда НЕ позвоночник, а гибкий тяж, наличествующий помимо позвоночного столба/спинного мозга. Например, у червя ланцетника. У млекопитающих присутствует лишь у эмбриона. Не работает образ. Получается стремительный домкрат. Звукопись на уровне, но если вслушаться и начать это пропускать сквозь себя - сыплется.
-
угу, да , конечно, НО!
Кто вам сказал, что рассвет - позвоночное? Может, он как раз - хордовое?
-
Аргх, учи биологию. Больше ничего не скажу.
-
То же самое могу вернуть тебе :-X
ХОРДА (спинная струна) - первичная скелетная ось у хордовых животных и человека. У зародышей большинства этих организмов сменяется позвоночником, а у аппендикулярий, бесчерепных, круглоротых и некоторых рыб сохраняется в течение всей жизни.
(С) Большой Энциклопедический словарь
"К хордовым принадлежит около 43 тысяч видов двусторонне-симметричных вторично-полостных животных с метамерным расположением многих органов. Они обитают во всех средах: в воде, на суше, в толще почвы и в воздухе.
Хордовые имеют следующие признаки:
*
Внутренний осевой скелет, первоначально представленный хордой, лежащей вдоль тела животного. У низших представителей типа она сохраняется в течении всей жизни, у высших она развита у зародышей, а у взрослых особей замещается позвоночным столбом, состоящим из отдельных признаков...." (С) там же
Таким образом, позвоночные - лишь часть класса ХОРДОВЫХ.
Учи логику ;)
Ланцетник, например - не позвоночное, хотя и хордовое... намек ясен?
-
Ребята, я вас обожаю! ;D
Помнится, была похожая дискуссия по поводу звона монист или чего-то вроде.
Как обычно, начинаем обсасывать одно слово. То, что называется "спор ради спора". Спор ради самовыражения, точнее.
Умные вы, умные. Видно и так. Только вот не слишком существенно, что там у рассвета - хорда или позвоночник.
Посадник, вот недочет твоего критического метода. "Пропускать через себя", говоришь? Ну да, только сразу возникают чисто субъективные наслоения. А чтобы отделить субъективное от объективного в собственных ощущениях, бежишь к энциклопедиям. Естественно, все рассыпается - ты же анализируешь текст, сверяя его с языком словарей.
Словарь - это не стихотворение. Есть речь разговорная, речь литературная, а таже есть речь поэтическая. Их лексика и семантика перекрещиваются и переплетаются, но они не одно и то же. Поверять одно другим нельзя.
Теперь по теме: стихотворение яркое, живое и умное. Цельное к тому же, как формально, так и содержательно.
Но, вы правы, третья строфа выпадает из общей картины. Она сделана "халявнее". Первые две строчки хороши, вторых двух могло бы и не быть. В смысловом и образном отношении "Люди не помнят, молчат про Бога\ В доме, что не был построен чёртом." плохо вяжется со всем предыдущим. Эти слова как будто не отсюда, словно "приклеены" с помощью рефрена, а не выращены.
Вот так. Спасибо автору за стих.
-
Аргх.
"выгибать хорду" - мать вашу так и разэдак обворожительно обихаживать!
Выгибать хорду может тот, кто ее имеет. Стихи пишутся не для того,чтобы человек на странном слове бросал воспринимать стихи и начинал додумываться.
Хорда из всех общеизвестных животных имеется реально у осетровых (пресловутая вязига) и помянутого в учебнике биологии ланцетника. Рассвет-осетр? Рассвет-ланцетник? Если уж автор пользуется фразеологическими механизмами, так они должны быть точными. "Выгибает хорду" - нет. Слово красивое, но не работает в контексте слова "выгибать". Спину - да. Хорду - нет. Привязка "раз позвоночное, значит - хордовое" не прокатит. Между каналом и канализацией тоже много общего. Но одно не заменит другого.
Лерой, тебе просто очень нравится позиция "к чему все это косное внимание к деталям".
Между прочим, "профессор, вы уже пожрали?", произнесенное на приеме в академии, может стоить кому-то карьеры.
А сам ты при этом почему-то проходишь мимо вполне себе структурных элементов стиха.
первая строфа: этот дом не построен Джеком.
вторая: Этот дом не построен Свифтом.
Третья: Этот дом не построен [даже] чертом.
Четвертая: Этот дом не построен никем... Он непонятно чей... Непонятно какой... Но как хочется выйти на крышу...
Прекрасно переходит идея с "Дом, который построил Джек" на "Дом, который построил Свифт", а оттуда на "кто же, черт возьми его построил - ну не черт же". А оттуда на полную агностику - этот дом не был... не был... не был... И как раз потому, что это НЕ магистральная идея стиха, она хорошо его держит. работает, так скыть, позвоночником, как ни смешно это звучит в контексте выгнутой хорды.
-
так. еще раз, но снова другими словами.
Посадник, если в твои личные ассоциации не ложится рассвет-ланцетник или рассвет-вязига, то это ТВОИ ЛИЧНЫЕ ассоциации
В МОИ личные ассоциации рассвет-ланцетник (или любое другое хордовое беспозвоночное) лег прекрасно.
Рассвет он ведь очень старый. Он был всегда или по крайней мере очень давно.. Рассвет-простейшее, Рассвет-динозавр... у него даже еще позвоночника нет, он был ДО позвоночников и остался таким же
Это большой образ, а ты хочешь привести все речевой ошибке. Нння.
-
Ух ты!
У нас тут случай критики-сотворчества! "Рассвет-простейшее, рассвет-ланцетник". Здорово. Что только не придумают люди с воображением.
Посадник, я вижу эти структурные элементы. Мимо цепочки, которую ты обозначил, мой взгляд не прошел.
Постараюсь расшифровать свое замечание.
Воссоздаю образно-смысловую схему, как она мне видится.
Первая строфа:
"Застывшая музыка в духе времени -
Многопанельная этажерка."
Общий план дома, вид снизу, от подъезда, так сказать. Очень емкая и сильная метафора, создающая зримый образ. В двух строчках - все, что нужно знать о внешнем облике дома, плюс намеки на наше время, его музыку и дух.
"Я пересчитываю ступени
В доме, что не был построен Джеком."
Начало восхождения. Намек на монотонность, рутину первых шагов, их кажущуюся бесцельность, даже легкомысленность. В последней строчке - отсыл к стишку "для самых маленьких".
Две половинки строфы увязаны крепче некуда. Общий план (через рефлексию лир. героя) - действия героя - "преследующий" рефрен.
Следующая строфа:
"Просеяв свой опыт, отбросив лишнее,
Смело жму пальцем на кнопку лифта."
Продолжение восхождения, которое теперь уже не рутина, а почти подвиг.
"Сколько осталось ещё до крыши
Дома, что не был построен Свифтом?"
У восходящего появляется цель. В рефрене - отсыл к фильму "для самых взрослых". Восхождение воспринимается как взросление.
Строфа, опять же, цельная. Ее скрепляет восхождение. Интересно, что описания "внутренностей" дома нет. Как и любого "восходящего", лир. героя не интересуют подробности. Он словно проскальзывает сквозь пустоту, в которой отдельными кадрами мелькают то ступеньки, то кнопки лифта.
Третья строфа:
"Чердак. Светотень, полумрак, и то, пока
Алый рассвет выгибает хорду."
Чердак - это между домом и небом. Терминатор, чистилище. "Светотень, полумрак". Зона перехода. По идее, самая тяжелая. В этих строчках образы зримые, почти кинематографичные. Крупный план - чердак. Вид из окна - рассвет. Лишь очень невнятно на заднем плане мелькает мысль: "Здесь мрачно, потому что солнце еще не взошло".
"Люди не помнят, молчат про Бога
В доме, что не был построен чёртом."
"Люди не помнят, молчат про Бога" - общее место. Реплика в сторону, резонерство. Все написанное до этого было ощутимым, конкретным и соответствовало логике восхождения-взросления-совершенствования. Рефлексия увязывалась на зримые образы, а не наоборот. Поэтому строчка словно висит в воздухе.
Вот вам и спотык. Или нарушение образного ритма. Лирический герой первый раз вспоминает о других людях. Неожиданно прерывая свой хадж. Связь между рассветом, мрачным чердаком и жильцами-атеистами очень невнятная. Ее, конечно, можно вывести путем логических спекуляций, но в тексте она не прописана.
Последняя строфа:
"Последняя дверь. Восхожденье кончится,
Только бы выйти отсюда в небо
И наблюдать, как стекает солнце
По стенам дома, что не был, не был."
Образная схема первой строфы, зеркально перевернутая. Действия лир. героя - общий план дома, но уже сверху. Все. Точка поставлена, как в хорошем фильме - в последних кадрах герой еще не взлетел. Мы оставляем его, когда он открывает дверь (камера смотрит в спину). А за дверью - небо.
P.S. "Хорда - геометр. прямая черта, связующая концы дуги, тетива." (Даль). Для меня этот образ скорее из геометрии. Солнце еще не взошло, оно - полукруг, дуга на востоке. Хордой служит линия горизонта. В процессе восхода хорда постепенно выгибается, закругляется.
P.P.S Еще раз - низкий поклон автору. Хотелось бы почитать еще. Если Вы публиковались в Сети - киньте мне в приват ссылку.
-
Цитата из: Лерой on 06-08-2004, 16:19:39
"Рассвет-простейшее, рассвет-ланцетник". Здорово. Что только не придумают люди с воображением.
Мне кажется, восторги тут столь же неуместны, сколь и отрицание. В стихотворении есть яркие образы, есть своя сила... Но все это - в набросочно-эскизном состоянии.
Та же злополучная хорда... Она выбивает из уже сложившейся системы образов. Заставляет (сколько бы ни давали объяснений - объяснения НУЖНЫ, этого уже достаточно) вспоминать о касательных и хрящевых тяжах... А оно тут надо? Что, не нашлось более подходящих образов (хотя бы связанных и помянутых тут же - тетива, кошка...)? Или так уж напросилась типарифма к "чёрту", который тут тоже не пришей кобыле хвост?
"застывшая музыка времени - многопанельная этажерка". Вроде бы, да, образ емкий и выразительный. А если не воспринимать его, как мелькающую картинку в калейдоскопе, а попытаться понять? Многопанельные этажерки - отнюдь не готические храмы. Неужели у нашего времени только такая убогая недо-музыка?
И так - со всеми образами. Эскиз, намёк, набросок. Да, интересный. Да, способный послужить основой для чего-то большего. Да, позволяющий это что-то угадать и представить. Даже дописать собственноручно ;).
Но не более того. Dixi.
-
Приветствую!
Посаднику и всем "хордовым":
У меня сначала прошла четкая геометрическая ассоциация - прямая линия (хорда), потихоньку выгибающаяся, вплоть до совпадения с окружностью, в которой была прочерчена. Горизонт, линия прямая, с такой высоты действительно выгнется - более того, будет выгибаться постепенно, по мере восхождения наверх (было бы желание хоть мельком глянуть в окна), а вместе с ней выгнется и рассвет. К тому же, согнутая хорда (геометрический оксюморон) - это как shifted reality, "выгибание реальности", потому как вся эта картинка восхождения похожа на сюрреалестичное полотно.
Ассоциации с хордово-позвоночной кошкой, выгибающей спину, пришли позже. А если и так? Что ж, тоже неплохо. Кто там сказал, что у рассвета хорды нет? Посадник, ты, кажется? Так ПРЕДСТАВЬ, черт побери, что есть. У тебя что, вся фантазия уступила место энциклопедическим данным из области простейших беспозвоночных? Я понимаю, речь шла бы о каком-нибудь рутинно-занудном стише, но ЭТА вещь, при всей своей этюдности (а может, и благодаря ей) прекрасно стимулирует воображение.
Автору: Спасибо за маленький шедевр. Ежик прав, это больше набросок, чем уже оформившаяся картинка, но мне, например, он именно таким и нравится.
С поклоном,
Рандир
-
Красиво и незатасканно, и за это автору большое спасибо.