Форум Tolkien.SU

Архив => Архив => Тема начата: YuriT от 28/01/2005, 16:33:28

Название: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: YuriT от 28/01/2005, 16:33:28
Собственно вот.

Пора красавица проснись
звездою севера явись

...как я погляжу
...а я отвожу

Буря мглою небо кроет
То как зверь она завоет

Мне страшной смертью грозил...
Но я его предупредил.

Приметов масса.
Так что в глагольных рифмах плохого? Глагольные рифмы как и любые другие имеют право быть как хорошими, так и плохими или я не прав?

               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: aborgen от 28/01/2005, 17:13:16
Ты привёл примеры Пушкинских времён. Когда рифма не режет - не зло. Если режет - зло. А вообще Посадник говорил, что это дурной тон в любом случае  ;)

               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: aborgen от 28/01/2005, 17:20:27
Вот кстати, по поводу глагольных рифм:

На скамейке у ручья
Карапуз с тетрадкой.
Размышляет, бытия
Мучимый загадкой.

Над плечом нескромный взгляд,
Локон детский, длинный.
Глазки по листкам скользят -
Местная Мальвина.

-Говорили мне друзья
Из соседней школы:
Так писать стихи нельзя,
Тут одни глаголы!

-Лучше ты иди играй,
Ты ещё ребёнок!
И ко мне не приставай -
Не люблю девчонок!

-Ой, подумаешь - поэт,
Ты, воображала!
Хочешь знать, я тыщу лет
Уж стихи писала!

-Отвали, тебе сказал!
-Кто же так рифмует:
«Спал-читал», «бежал-упал»,
«Моет» и «рисует»?!

-Я рифмую, как хочу,
Как поэты в книжках!
-Я тебя поколочу,
Глупого мальчишку!

Ты бездарность и дурак!
-А сама-то, дура!
Щас как вмажу! - Ну, и как?!...
Всё! Держись, культура!

Жизнь поэта - тяжкий крест.
Нет ему покоя -
Прерван творческий процесс
Взрослою рукою.

-Он мне хлястик оторвал,
И ещё смеётся!...
-Я же к ней не приставал!
Чё она дерётся?!...

-Так писать нехорошо,
Я ж сказала сразу!
-«В небе солнышко взошло,
Греть и светить начало,
Ёжик по лесу пошёл,
В гости к зайчику зашёл,
Мишка лапой наступал,
Домик зайчика сломал,
Ёжик в поле убежал,
Ну, а зайчик плакать стал». -
Вот тебе, зараза!

======================

На скамейке у ручья
Куклы и ракеты...
Неразлучные друзья,
Может быть, поэты.

Ручеёк журчит; бегут
Строчки рифм нескладных.
Вдаль кораблики плывут
Из листков тетрадных.

И в неведомой стране,
Иль за за поворотом,
Прочитав стихи, весне
Улыбнётся кто-то!...
 ;)

               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: katerina от 28/01/2005, 17:29:01
какой хороший!
а автор кто?


               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: aborgen от 28/01/2005, 17:33:15
К сожалению, не могу знать  :-[

               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: katerina от 28/01/2005, 17:36:58
Злостный оффтопик
жаль мне очень редко стихи нравятся :)

               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: Лерой от 28/01/2005, 17:42:23
"Глагольная рифма" - немного дилетантское понятие.
В целом, не одобряются рифмы грамматические - когда созвучие достигается за счет типовых окончаний/префиксов. ("кроет-воет", "мальчик-пальчик", "смачно-однозначно")
Споры о рифмующихся словах - занятие неблагодарное. Рифмуются не слова - рифмуются строчки. Значение имеет не конкретная пара созвучий и ее правомерность, а общий ритмический строй произведения.


               

               
Название: Re: Глагольные рифмы. Однозначно ли зло?
Отправлено: Зелёный_Ёжик от 28/01/2005, 22:53:31

Цитата из: YuriT on 28-01-2005, 16:33:28
Пора красавица проснись
звездою севера явись

Буря мглою небо кроет
То как зверь она завоет

Приметов масса.
Так что в глагольных рифмах плохого? Глагольные рифмы как и любые другие имеют право быть как хорошими, так и плохими или я не прав?


Мое мнение такое. Плоха не глагольная (или иная грамматически обусловленная, а также тривиальная) рифма сама по себе (думаю, что абсолютно избегать таких рифм невозможно, да и не нужно). Плохо, когда в арсенале поэта нет ничего более. Плохо, если поэт ленится работать над словом и лепит абы попроще - очевидные рифмы (вспомним, что говорил о них Маяковский?), навязчивые штампы, бедный словарный запас и т.д....

Можно пользоваться тривиальными рифмами так, что они не вызовут протеста. Можно даже обыграть их тривиальность (классическое "читатель ждет уж рифмы "розы"... На вот, возьми ее скорей!"). Можно в диалоге или пьесе сделать тривиальные рифмы и штампы яркой речевой характеристикой одного из персонажей (при том, что кто-то еще там же разговаривает живым, разнообразным, богатым языком).

Главный критерий - адекватность применения. И, конечно, мастерство. Мастер сделает кочергу таким же оружием, как меч - неумеха держит меч, как кочергу. Мастер заставит работать на свой замысел и грубый камень, и тончайший мрамор - неумеха не чувствует разницу между ними, без разбора валя в одну кучу все, до чего дотянутся руки.

Вот примерно так я думаю.