Форум Tolkien.SU
Архив => Архив => Тема начата: Meliada от 22/05/2003, 15:18:51
-
я обраwаюсь к суwествам учаwиmся в школе или на филологических факултетах: что вы сеичас проходите?
что читали и будете - школная программа старших классов
spasibo.
-
Ох, чему только на филфаках не учат. У нас вот от античной литературы до Сорокина ;D
-
a to4nee mozhno ?
....oglasite ves' spisok pozhal'sta ...
-
Могу припомнить курс зарубежки на пятом курсе филфака педуниверситета.Милорад Павич"Хазарский словарь",Толкин,опять же ;),Умберто Эко "Имя розы",Том Вулф"Костры амбиций",Томас К.Вулф"Взгляни на дом свой,ангел",Айрис Мердок"Дикая роза" и "Черный принц"....Хватит пока? ;D
-
Лично мы в универе, как "испанцы", изучали всю испанскую литературу. От древнейших народных стишков до современных авторов. Но это вам, наверное, не нужно :-\
-
10й класс: Тургенев "Отцы и дети", "Записки охотника" (факультативно: "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне"); Толстой "Война и мир" (фак.: "Анна Каренина", "Казаки", "Воскресенье"); Достоевский "Преступление и наказание"/"Идиот" (по выбору учителя); Гончаров "Обломов"/"Простая история" (аналогично); Чернышевский "Что делать?"; Тютчев; Фет; Некрасов; Чехов рассказы, "Вишневый сад", "Три сестры", Салтыков-Щедрин "Сказки", "История одного города".
11й класс: программа необъятная, назову то, что реально проходили: Шолохов "Поднятая целина", "Судьба человека" (фак.: "Тихий Дон"); А.Толстой "Петр Первый"; Серебряный Век (отдельно Блок, Ахматова, Маяковский); Пастернак "Доктор Живаго", лирика; Солженицын "Один день Ивана Денисовича", "Матренин Двор"; Твардовский "Василий Теркин"; авторская песня; Астафьев "Царь-рыба"; Распутин "Прощание с Матерой", "Живи и помни"; Заболоцкий (послелагерная лирика); Шукшин рассказы.
Если че забыл, звиняйте...
-
Сейчас "Тихий Дон" Шолохова ввели в обязательную программу.
11 класс - Д.Андреев "Иуда Искариот" - тоже недавнее пополнение
О! А как же Булгаков - "Мастер и Маргарита" (фак. "Собачье чердце")?!
-
Могу обрадавать!!!!
В наших школах (Украина, Одесса, сестра ёще там учиться) введен в программу Толкиен! :D по-моему, начиная с 5 или с 8 (не помню) класса: "Хоббит..." и "Властилин Колец". Жалко, что только это (про Сильму забыли и др тоже...) ;)
-
Цитата:
Могу обрадавать!!!!
В наших школах (Украина, Одесса, сестра ёще там учиться) введен в программу Толкиен! по-моему, начиная с 5 или с 8 (не помню) класса: "Хоббит..." и "Властилин Колец". Жалко, что только это (про Сильму забыли и др тоже...)
Я хоть и не из Украины, но очень рада :D
-
Цитата:
Сейчас "Тихий Дон" Шолохова ввели в обязательную программу.
- когда ввели? В этом году он в обязательной программе не присутствовал (а вот Андреев - да).
-
Мы тоже проходили в прошлом году. Впрочем, у нас программа была ориентированная на гуманитарные факультеты МГУ, так что не знаю насчёто обязательной...
-
Ну да, МГУшная программа (для абитуриентов) известна своей обильностью: при одном взгляде в дрожь бросает.
-
Опять "Тихий Дон" убрали? Значит, я отстала... Давно это было - школа ;D Но, насколько я знаю, в моей бывшей школе до сих пор это програмное произведение.
Насчет Толкиена: когда я была в 7 классе - у нас весь год был посвящен фантастике и фентези. тогда это была экспериментальная программа, но поговаривали о том, что это должно стать "узаконеным".
-
У нас в своём время в школе была уникальная программа, сильно расширенная по сравнению со стандартной школьной. Но узнала я об этом только года через два после выпуска... :-)
-
Мы "Хоббита" во втором классе проходили.
Если правильно помню, в нашем учебнике был момент встречи с пауками.
-
Если вспоминать не только старшие классы, то у меня тоже в прошлом был Толкиен (классе этак в восьмом), в разделе "Современная мифология" :).
-
А мы к "хоббиту", помнится, даже карту рисовали ;D У нас преподавательница большой экспериментаторшей была.
-
Ох, хорошо же вам было!)
Была бы моя воля, включила бы в школьную программу и Толкиена, и Макса Фрая, и О.Генри...и т.д....
Я вот перехожу на следующий год в 9-ый класс.
Хочешь, я приведу тебе список книг на лето?
-
Давай, напиши - интересно, чему сейчас учат. Школу опять же вспомню... Хотя у нас всегда была экспериментальная программа, так что мы даже не знали толком, что в классической программе происходит. Зато сочинения писали интересные ;)
-
Цитата:
Была бы моя воля, включила бы в школьную программу...
- знаете, меня уже давно буквально изводит вопрос: почему в программе нету Ильфа и Петрова? Ну почему...
-
Цитата из: Вечер on 28-05-2003, 11:13:03
Цитата:
Была бы моя воля, включила бы в школьную программу...
- знаете, меня уже давно буквально изводит вопрос: почему в программе нету Ильфа и Петрова? Ну почему...
У нас были :) В 10м классе - 12 стульев, Золотой теленок и рассказы :)
-
И у нас были. В 10 классе - и "12 стульев" и "Золотой теленок". Помню, мне еще так "Золотой теленок" не понравился. Ужас какой-то! ;D
-
Четыре курса и один класс назад :) мы проходили Замятина "Мы"
а в 5 классе имел место курс Библии.
-
Цитата из: Dark_side_of_the_moon on 27-05-2003, 15:00:00
Хочешь, я приведу тебе список книг на лето?
ewe kak xo4u !!!!!
-
Грибоедов "Горе от ума".
Жуковский "Светлана" и "Людмила".
Карамзин "Бедная Лиза".
Пушкин "Евгений Онегин", "Маленькие трагедии" и "Борис Годунов".
Лермонтов "Герой нашего времени"
Гоголь "Петербургские повести".
Кондратий(!) Рылеев "Думы": "Сусанин" и "Ермак".
Гофман "Золотой горшок" и "Кавалер Глюк".
Байрон "Паломничество Гарольда" и "Корсар".
Оноре Бальзак "Гобсек".
Проспер Мериме "Хроника времён Карла 9".
Гюстав Флобер "Воспитание чувств".
Л. Толстой "Хаджи-Мурат".
Тургенев "Ася" ( :)).
Иван Бунин "Господин из Сан-Франциско".
Экзюпери "Маленький принц"(!).
Хемингуэй "Старик и море".
Булгаков "Собачье сердце".
Шолохов "Судьба человека".
Солженицын "Захар Калита".
Ахматова "Реквием" .
Василий Шукшин "Охота жить",
-
Извините, но Ваш список местами не совсем корректен:
Лермонтов - "Петербургские повести" ??? - может, Гоголь... (размножение "Героев нашего времени" тоже хорошо ;))
Генри Гюстав Флобер;
Хемеингуэй;
Молохов - все-таки Шолохов;
"Хаджи-Мурат".
Не мню себя великим борцом за грамотность, но за Флобера, чесслово, обидно...
-
А Габриэль Гарсиа Лорка как тебе?!! И это в уважающем себя журнале!! (сорри за оффтоп)
Хорошая у тебя программа! Интересная. У нас Байрона не было, и Солженицын только в 11 классе. И Гофмана не было, и Хэмингуэя... Скажи, это у вас официальная программа, или эксперимент очередной?
-
У нас из иностранной литературы только Шекспир был.
(И Астрид Линдгрен классе в пятом)
-
"Хоббита" учат на Украине в 6 классе.В хрестоматии он,конечно,урезан и сокращен,но детки сами по себе читают полностью.
-
жив-жив старый гам-гам, склизьский чудовисько? (прошу прощения за возможную неграмотность, но у меня так написано в распечатке ;D)
-
Цитата из: Вечер on 30-05-2003, 22:47:09
Извините, но Ваш список местами не совсем корректен:
Лермонтов - "Петербургские повести" ??? - может, Гоголь... (размножение "Героев нашего времени" тоже хорошо ;))
Генри Гюстав Флобер;
Хемеингуэй;
Молохов - все-таки Шолохов;
"Хаджи-Мурат".
Не мню себя великим борцом за грамотность, но за Флобера, чесслово, обидно...
Простите, чесслово, пишу всё правильно, но оч спешила....ещё раз огромное извините.
-
У нас в седьмом классе на лето "Отверженных" Виктора Гюго задавали читать. Вот.
-
Господа хорошие! Никакая школьная программа ВСЕГО не охватит. А тексты, в нее входящие - право слово, не самое плохое из того, что людьми написано. Вот учителя, увы, бывают такие, что от чего угодно великого-развеликого рожки да ножки оставят :(.
P.S. Кстати, "Хоббит" входит во многие программы. Скоро, наверное, "Гарри Потер" войдет. Одна моя знакомая, например, урок по нему давала :)...
-
Согласна. Всего интересного и не прочтешь. :-\ Хорошо, у нас в список на лето стали включать необязательные, но интересные книги. Дети хоть что-то интересное классическое читать стали, но хотелось бы многие из этих произведений и на уроках осветить.
-
Цитата:
Дети хоть что-то интересное классическое читать стали, но хотелось бы многие из этих произведений и на уроках осветить.
К сожалению, уроки литературы могут с легкостью привить к произведению глубокое отвращение. И, боюсь, это только уменьшит шансы книги быть прочитанной - краткие содержания становятся все более популярными.
Пример: при упоминании фамилии "Грибоедов" с ужасом вспоминаю задание, посвященное деталям "Горя от ума". Ну о-очень мелким деталям, требующим перекапывания книги несколько раз. При этом надо было обращать внимание не на сюжет или стиль, а на поиск конкретных слов...
Несколько лет прошло, но память об этом жива 8)
-
Больше всего ненавидел в заданиях по лит-ре подобные темы: "Что хотел сказать...?", "Что думал....?". Откуда я могу знать, что думал тот или иной писатель, это только ему известно, может быть он вкладывал в произведение какой-то двойственный смысл, а может ему просто кушать хотелось, вот и зарабатывал, как мог.
-
Цитата из: Eileen on 01-06-2003, 23:36:08
при упоминании фамилии "Грибоедов" с ужасом вспоминаю задание, посвященное деталям "Горя от ума".
"Горе от ума" - мое самое любимое произведение школьной программы, и, наверное, единственное, которое мне действительно понравилось.
-
Трепешшшите!Поттер УЖЕ есть.В списке литературы для внеклассного чтения ;D
-
оооой!..ужас-то какой!Это же сказочка для дошкольников или школьников 1-2 классов, но не больше...
-
А он в списке для 5 класса.Как раз нормально,по-моему.
-
Цитата из: Обратная сторона Луны on 02-06-2003, 17:36:35
оооой!..ужас-то какой!Это же сказочка для дошкольников или школьников 1-2 классов, но не больше...
Откуда такая оценка?
-
Из моей головы. А что не нравится?..
-
Цитата:
А что не нравится?..
- Нет!
-
Что вы так нервничаете? Охтхере же сказал, что помимо антички на филфаке, например, и масскультуру (макулатуру) проходят... Причем, как вы думаете, в пользу кого выскажутся студиозусы - Пелевина или Сорокина? Почему бы и в школах не ввести Поттера, дабы повысить интерес к учебному процессу, а тако же продемонстрировать, что в Минобразовании не хрычи замшелые сидят, а люди с пониманием мировой культурной ситуации. ;D
Кстати, Обратная сторона, у Мериме все же Карл IX, т.е. девятый, а не четвертый... ;)
-
Где 4-й, а где 9-й? ::)
-
Цитата из: Elveaune on 02-06-2003, 17:10:12
Трепешшшите!Поттер УЖЕ есть.В списке литературы для внеклассного чтения ;D
Вот я думаю, сейчас большинство детей школьного возраста(этих страшных 15-летних монстров ;D) читают книги, в основе которых лежит мифология Запада, мой сосед, например, который учится сейчас в 6 классе, прочел мне недавно лекцию о крестоносцах(!). Сегодня так модно что ли? Это я к тому, что у русского(да и многих других народов) есть множество своих мифов, сказок ,легенд(взять хотя бы тот же грузинский эпос), которые дети в школе с тем же успехом могли бы изучать. Я не воинствующий славянофил, но Гарри Поттера ребенок и так прочтет, с такой то раскруткой, а какую-нибудь русскую былину, о которой он знать не знает, этот ребенок может и не прочтет никогда, если в школе не заставят. :-\
-
Анкалимэ, так русскую народную литературу в количестве изучают в самом подходящем школьком возрасте - в 5 классе :)
-
Насчет русской врать не буду.Украинский фольклор изучается растянуто-от 5 по 9 ,сперва сказки,потом песни,думы и т.п.Что касается Ролингс,то ее повесть идет в отдельном курсе зарубежной литературы.В России зарубежная литература прилагается как рекомендованная для внеклассного чтения к родной?Просветите,плз.
-
насчет того, что входит в школьную программу по русской литературе:
Повесть временных лет (переводчик: Дмитрий Лихачев) c. 3-27
Поучение Владимира Мономаха (переводчик: Дмитрий Лихачев) c. 28-34
Сказание о Борисе и Глебе (переводчик: Л. Дмитриев) c. 35-52
Слово о полку Игореве (переводчики: Дмитрий Лихачев, Л. Дмитриев, О. Творогов) c. 53-66
Слово о погибели Русской земли (переводчик: Л. Дмитриев) c. 67-68
Житие Александра Невского (переводчик: В. Охотникова) c. 69-78
Повесть о разорении Рязани Батыем (переводчик: Дмитрий Лихачев) c. 79-94
Житие Сергия Радонежского (переводчик: В. Грихин) c. 95-126
Повесть о Петре и Февронии Муромских (переводчик: В. Кусков) c. 127-139
Житие протопопа Аввакума, им самим написанное c. 140-158
но что характерно, в моей школе мы изучали только "слово о полку Игореве". И это была не самая худшая школа...Сейчас очень обидно :-\
_______________
а зарубежную литературу, если не ошибаюсь,изучают с 5-го класса :)
-
Ну,"Повесть о полку Игоревем " и мы учили(перевод Махновца),и"Поучение тоже". :DВот мне стало интересно,а "Велесова книга" где-нибудь в программе есть(и в школах,и вузах)?
-
Цитата:
насчет того, что входит в школьную программу по русской литературе:
- а что это за программа? Какое-то сверхуглубленное изучение...
-
Школьная программа литературы - полная лажа. Из всего курса катит только Булгаков - моя единственная четверка за сочинение. Ну и немного Серебряного века. Мандельштам рулит!
А больше всего ненавижу "Войну и мир".
Зато как я экзаменаторов Головачевым грузил... 8) ;D
-
Одно могу сказать точно: любви к литературе школа мне не привила. Скорее, наоборот.
Вкус и тягу к чтению воспитала во мне моя мать. Собственно, ее голубой мечтой было, чтобы дочь выросла искусствоведом либо филологом. Об этом я узнала где-то с месяц назад, когда завела разговор, а не бросить ли мне аспирантуру филфака и отказаться от борьбы за степень кандидата филологических наук. ;D Жють!
-
Цитата из: Вечер on 12-06-2003, 01:10:56
Цитата:
насчет того, что входит в школьную программу по русской литературе:
- а что это за программа? Какое-то сверхуглубленное изучение...
Гхм... Вот и мне это интересно... Мы это все проходили в 10 классе в школе при Филфаке МГУ с, соответственно, филологической направленностью. И преподавали нам это лекторы с филфака же. В курсе Древнерусской литературы... А чтоб в школьной программе...
-
Цитата из: Нээрэ on 13-06-2003, 19:12:30
Цитата из: Вечер on 12-06-2003, 01:10:56
Цитата:
насчет того, что входит в школьную программу по русской литературе:
- а что это за программа? Какое-то сверхуглубленное изучение...
Гхм... Вот и мне это интересно... Мы это все проходили в 10 классе в школе при Филфаке МГУ с, соответственно, филологической направленностью. И преподавали нам это лекторы с филфака же. В курсе Древнерусской литературы... А чтоб в школьной программе...
да, собственно, это произведения, которые рекомендуется включить в школьную программу ;). И это было бы неплохо. Источник этой информации мною временно утерян :(, но при желании, могу сослаться...
-
О Гарри Поттере в школьной программе.Получила методический журнальчик"Зарубежная литература в школе",там на десять страниц разработка урока по Ролингс.Среди всего прочего меня сшибла с ног цитата(передаю близко к тексту).Итак,ученикам 6 класса предлагают:
"Сравните книгу о Гарри Поттере с произведениями Кэрролла,Диккенса,Толкина(!),древнегреческими мифами и не забудьте о Библии"
Без комментариев. ::)
-
У нас напихали весь Серебряный век, да еще весь 20 век, лагерную прозу, "тихую поэзию" и прочее. Всякую "возвращенную литературу"...
-
Вроде бы поднимался вопрос о сокращенных вариантах произведений. А вот мне бы больше понравилось читать Войну и мир в сокращении, а не убивать на нее столько времени, готовясь к ТРЕМ сочинениям по произведению. Кажется, на войну и мир я заработал стойкую аллергию...
В одиннадцатом классе же у нас просто с дикой скоростью перескакивали с одного призведения на другое. Ничего толком не вспоминается, кроме итогового сочинения по Тихому Дону.
А моего любимого Булгакова у нас в программе и в чтении на лето вообще не было!
Специальнось в вузе у меня экономическая, так что в литературе дальше пришлось самому составлять программу :) Я и начал с Толкиена :) Потом Струги (кстати, нет ли их у кого нибудь, хотя бы в экспериментальной программе?). Потом Лем, Герберт, Павич, Кафка и т.п.
Вообще и вправду , школьная программа - отстой. Если человек сам по себе читать любит, обойдется и без программы, если нет, то и школа в голову не вобьет ничего кроме отвращения.
-
Цитата:
Потом Струги (кстати, нет ли их у кого нибудь, хотя бы в экспериментальной программе?). Потом Лем, Герберт, Павич, Кафка и т.п.
Нам литераторша сказала: "Ну, почитайте Стругацких...ну, и Лема можно". Но сказано это было таким тоном, что ясно - проходить мы этого не будем, а дала она просто так, "для общего развития". А жаль... :( Правда, в ТББ, например, такие пассажи есть, что она, наверно, постеснялась бы вслух читать 8)
-
Сам школьник и по поводу "большинство детей школьного возраста(этих страшных 15-летних монстров ) "охота высказаться, да удалят сразу. Помню где-то упоминание, о том что в некоторых одиннадцатых Трудно Быть Богом шло, у нас не предвидится. Толкин (Хоббит Или Туда и Обратно) хотя по-моему если ВК еще нормально читать в пятом, то Сильмариллион раньше 8-9 не катит. был в третьем классе. Древнерусской литрой грузят в основном в 7 и 10.
"Правда, в ТББ, например, такие пассажи есть, что она, наверно, постеснялась бы вслух читать". Ну не знаю, один мой друг когда учили Пушкина вообще выучил "К кастрату раз пришел Скрыпач...", ничего. ;)
-
Цитата из: Гор aka Релкин on 02-08-2003, 21:57:12
"Правда, в ТББ, например, такие пассажи есть, что она, наверно, постеснялась бы вслух читать". Ну не знаю, один мой друг когда учили Пушкина вообще выучил "К кастрату раз пришел Скрыпач...", ничего. ;)
Ну, Пушкин - это отдельный разговор. Он вообще баааальшой шалун был... "Гавриилиаду" читал? :P ::) 8)
К слову: вот кем хотите меня называйте, может, я недостаточно глубоко разбираюсь в классической литературе, но - не могу я понять, чего такого все нашли в Пушкине... :-\
-
А Пушкин - это такой наш русский брэнд! ;) Грех не пользоватся)
-
А когда мы учили, ежели не ошибаюсь, Державина, моя одноклассница выучила "Если б милые девицы так могли летать, как птицы..." Но тогда у нас учитель другой был, та, которая сейчас, не простила бы...
-
У нас учительница уже в возрасте. И на современную жизнь смотрит по своему. Приблизительная цитата когда говорили о любви поэтов (по программе, это не офф!!!): Ну да, ваше поколение, как собачки: сошлись на вечер, а потом разбежались. И никакой любви." Что-то вроде этого.
-
Угу, наша тоже пожилая. Она про это ещё круче выражалась (фраза уже стала исторической): "А сейчас любви уже нет, есть собачье слово секс" (Кхм, модеры не вырежут? ::) :P ;))
-
Интересно, а литературы на эту тему в программе нету? ;)
-
Да бросьте вы!..
Вон тут, кстати, собрались аксакалы писать письмо в Минобраз, чтобы изменили школьную программу: "она слишком перегружена соцреализмом, наша литература создала произведения, способные удержать от повторения ошибок прошлого"... И написали...
Проблема в том, что литература, как история, - предметы идеологические. Сорос, выразивший желание помочь нашему образованию, вместо поставки компьютеров (что очень бы помогло) в первую голову накропал учебники по этим предметам. Только в пользу ли России?!
Замечательно, что у нас еще не развалена библиотечная система, человек может знакомиться не только с культовыми произведениями, которые прорываются на рынок с помощью агрессивного маркетинга (те же Сорокин, Лимонов и пр.). Среди них, правда, есть и Коэльо, Кастанеда, Толкиен, Мураками, что замечательно. Как говорит Макаревич: "Я против моды, но эта - хорошая мода".
Замечательно, что среди учителей еще остались идеалисты, которые уверены, что сеять надо непременно разумное, доброе, вечное...
Достойно уважения то, что академики, в частности, РАЕН (естественных наук) обратили свой взор на подготовку подрастающего поколения и заговорили о том, что в школьную программу введено много "мусорных" предметов. Та же экономика, менеджмент (есть и такое) - детям, по большому счету, не нужны. К тому же они абсолютно не дают "знания жизни", просто отнимают часы у той же литературы, русского языка, физики. Наконец-то затрубили во все трубы, что для науки уже потеряно целое поколение (!!!), которое уехало за рубеж, вывезя с собой ноу-хау, и за мизерные, по сути, деньги, вкалывает на бывших идеологических врагов. В НИИ не осталось НС моложе сорока лет. А чего греха таить, именно интеллектуальный потенциал страны - залог того, что у нее есть перспектива.
Словом, читайте, постигайте! И да поможет нам всем Бог! :)
-
Цитата:
Наконец-то затрубили во все трубы, что для науки уже потеряно целое поколение (!!!), которое уехало за рубеж, вывезя с собой ноу-хау, и за мизерные, по сути, деньги, вкалывает на бывших идеологических врагов. В НИИ не осталось НС моложе сорока лет. А чего греха таить, именно интеллектуальный потенциал страны - залог того, что у нее есть перспектива.
Просто научили нас, что на энтузиазме и патриотизме работать нельзя, вот и перебрались туда, где кормят. Даже тамошние гроши - ого-го по местным меркам.
Делать что-то надо - однако я бы все же делал школьную программу по литературе рекомендательной, а не вбиваемой в головы гвоздями. Посредственности это ничего не даст, а те, кто серьезно увлекается литературой, давно программу переросли.
-
Школьная программа - говорю, как литератор. :)Она стала совсем дурацкой. Напихали каких-то третьестепенных авторов, только потому что это сейчас модно… Лет через двадцать опять переделывать будут.
-
У меня такое нехорошее предчувствие, что лет через 20 преподавать будет некому (в обоих смыслах): ни толковых учителей не будет, ни прилежных учеников. Уже растет поколение неграмотных детей.
Кстати, сегодня по РТР выступал товарищ от Госсанэпиднадзора, из департамента, проверяющего состояние школьного обучения на предмет его воздействия на здоровье школьников. Так вот, учебная нагрузка на современного ученика возросла в несколько раз. "Рабочий день" (за счет сокращения одного учебного дня - субботы, и расширения программы) длится 12-14 часов. Примерно в те же разы ухудшилось здоровье среднестатистического школьника. Вопрос - кому это надо, создавать поколение инвалидов? И как вообще рожать и растить в такой стране детей? :-\
Гм.. Впрочем, это уже смахивает на политическую дискуссию...
-
В "Комсомольской правде" (правда, старой, за 29 июля) есть на эту тему статья. Кому надо, ловите:
http://www.kp.ru/daily/23081/5254/ (http://www.kp.ru/daily/23081/5254/)
-
Изучать литературу по временам - неразумно. Ведь за последние два века столько нового, а программа даже не знакомит нас с новыми жанрами. Я например слышал вполне разумные идеи изучать литературу по жанрам. Пускай это будет даже классика жанров.
-
А вообще - читайте не только потому что надо, а потому что хочется и то что хочется :)
-
>Изучать литературу по временам - неразумно
Изучение литературы в школе ставит своей целью включение детей в культурную традицию страны, а традиция должна быть целостной и непрерывной.
НО: в этой традиции есть серьезнейший провал, связанный с тем, что наша школа еще не освободилась от наследия соцреализма, в результате чего у нас все еще проходят "Горячий снег" Бондарева и "Разгром" Фадеева, а не Мандельштама/Набокова/Битова/Пильняка и прочих более значимых с точки зрения литературы авторов (хотя бы тому признаку, что современная русская литература имеет к ним больше отношения).
-
2rosie: Спасибо за ссылочку. Шолохова, ИМХО, однозначно оставить с "Тихим Доном" и рассказами. Хоть и выступает народ, что авторство ТД - факт спорный (см. "Загадки и тайны ТД" под ред. Солженицына), но произведение просто изумительное. Не все советские классики писали лабуду, кое-кто умудрялся говорить свое, пусть не слишком явно и громко. К сожалению, не помню, кто из писателей-фронтовиков, кроме названных Вечером, входят в программу, но Симонов, Распутин, Виктор Некрасов и др. - must be studied! Двое последних, кстати, никак не относятся к соцреализму, но вполне советские писатели. Вообще, кому сильно интересно сие явление, может дойти до Ленинки и заказать книжку "Соцреалистический канон". Читается, как детектив. :)
Хронологическое построение программы, конечно, не самое лучшее, что есть на этом свете. По крайней мере, в таком виде: "азы", т.е. древние литературы идут в младших классах, где интеллект малыша еще не настолько зрел, чтобы воспринять сложный стиль произведений (то же Слово, летописи, в некоторых школах - античную и средневековую л-ру). Но деваться, по сути, некуда, поскольку вся последующая литература вобрала символику, художественные приемы, философские и прочие идеи этих древностей... Не знаю, правда, как насчет преемственности исконно русской л-ры, поскольку каждый исторический этап нашего развития заканчивается полной амнезией, связь нащупывается с трудом.
Видимо, строить надо не по жанровому, и не по хронологическому признаку, по крайней мере, они не должны превалировать, а по соображениям доступности и актуальности произведений. Чесслово, Марк Твен, Л. Кэррол, Кассиль, те же Струги в ранних произведениях (СБТ, ПнА, Стажеры), Б. Полевой, Б. Васильев (кто хочет, может продолжить) - гораздо привлекательнее и вполне могут ввести ребенка в соприкосновение с аллюзивной тканью текста. Многие признавались, что именно Струги своими цитатами и ссылками спровоцировали интерес к чтению книг, к бардовской песне и т.д., что существенно расширило кругозор и, в некотором роде, помогло в определении жизненного пути и кредо. Чем плохо?
А вот ближе к выпуску уже должна складываться целостная концепция изучения литературы. Ничего в том плохого нет, если что-то будет введено повторно. Латинский афоризм все помним.
Эх, пустили бы меня в Минобраз, я бы там порядок навела. ;D (Кстати, вспомнила момент из второй книги про Гаррика Поттера, когда Гилдерой Локхарт понаставил своих хвастливых произведений в программу для второкурсников Хогвартса... А-ля наша прежняя, соцреалистическая. ;))
-
Виктор Некрасов в свое время сам стал диссидентом - это к вопросу о фронтовиках. А его "В окопах Сталинграда" и с художественной, и с исторической точки зрения дает объективную картину.
Белочка - очередной респект :)
Доступность - и вправду единственный объективный критерий для программы литературы. А вот заставить еще не слишком художественно развитых восьмиклассников разбираться в творчестве Державина, Фонвизина и Радищева с их тяжеловесным и аллегорическим языком - просто жестоко ;)
-
>и рассказами
Донскими что ли? ???
Цитата:
К сожалению, не помню, кто из писателей-фронтовиков, кроме названных Вечером, входят в программу, но Симонов, Распутин, Виктор Некрасов и др. - must be studied!
Во-во, а Белый, Хлебников и Саша Черный must be forgotten!
И так всегда. Нельзя проходить все книжки, но можно пройти культурно значимые. Знание Бондарева и Некрасова мало чем поможет в области осознания современной русской литературы (а ведь при этом в программе еще и Кондратьев, и Абрамов). Конечно, и в советской литературе есть немало по-настоящему интересных писателей: тот же Распутин, Шукшин, но ради них жертвуют неофициозной литературой того времени (оттуда вытащили только Платонова и то слегка). А зря, она во многом гораздо интереснее и более сильно связана с литературной традицией и не в виде откровенного плагиата, как у Фадеева в его "Разгроме".
Цитата:
Но деваться, по сути, некуда, поскольку вся последующая литература вобрала символику, художественные приемы, философские и прочие идеи этих древностей...
Ну, это то как раз не совсем так: "Слово..." вообще было почти забыто, городская сатира и зачатки психологического романа 17 века тоже далеко не пошли. По сути, наша классическая литература берет свое начало от века 18 + романтический интерес к фольклору в 19 веке.
-
Силовое принуждение что-то прочитать хороших чувств выроботать не может. Да и не всем доступно, пошло повальное тупоумие. Путь лучше все читаю что считают и когда считают нужным.
-
Мамо ридна... Ладно, по порядку.
"Белочка - очередной респект"
(Распушив хвост, кисточки на ушах и встопорщив на радостях усы): Ой, прияяятно, мяяу! (А чёй-то я? Я же белка :o) Эотан, спасибо, солныш. :-*
2Вечер:
"Донские что ли?"
Именно. Помнишь, там был рассказик про то, как лошадь-мама перплывала Дон вместе с жеребенком? Лошадь была кавалерийской. На том берегу, куда она плыла, были красные, а на противоположном - их враги. Солнечный день. Картинка в воде разворачивается идиллическая. Каждый умилился, глядя на воплощенное материнство. А потом кто-то из вражеского стана выстрелил в жеребенка.
Я так ревела, что у меня разболелась голова, и до сих пор вспоминаю те ощущения. Мне было 11 лет, когда я его прочла.
"Во-во, а Белый, Хлебников и Саша Черный must be forgotten!"
(тупо) А они чё, были писателями-фронтовиками?
"Ну, это то как раз не совсем так: "Слово..." вообще было почти забыто, городская сатира и зачатки психологического романа 17 века тоже далеко не пошли".
Я это и имела в виду, когда говорила об исторической амнезии. Но западная древность однозначно распростарнилась на последующую литературу, в том числе и русскую.
2Релкин: Пускать все на самотек тоже нельзя. Школа есть, программа нормальная должна быть - из этого следует исходить. Проблема в том, что у нас школа теперь воспринимается как основной "источник" воспитания, что до родительской заботы, то это роскошь по нынешним диким временам. А я уже говорила, что вкус к чтению мне, например, привила именно мать. ;)
-
Цитата:
А они чё, были писателями-фронтовиками?
(тупо) А у писателей фронтовиков че, есть монополия на вхождение в список литературы? - Не говоря уже о том, что настоящих, не гламурных книжек о войне в программе почти нет: один Быков. А правдивая литература о войне вроде Гроссмана раньше замалчивалась, а теперь забыта.
Цитата:
Но западная древность однозначно распростарнилась на последующую литературу, в том числе и русскую.
Вы греков/римлян что ли имеете в виду?
-
Belka , и от меня респект ;D за умные мысли. Никак не могу понять, почему люди, с которыми мне приходится сталкиваться по жизни, больше всяких министров разбираются в том, в чём эти министры, по идее, должны лучше всех разбираться... ??? :P
Цитата:
А вот заставить еще не слишком художественно развитых восьмиклассников разбираться в творчестве Державина, Фонвизина и Радищева с их тяжеловесным и аллегорическим языком - просто жестоко
Помню, когда мы от Державина перешли к Жуковскому, я просто почувствовала огромную разницу в языках. То есть испытала дикое облегчение, словно груз какой-то со спины сбросили, когда прочитала первое стихотворение. Потому что Державина я просто в упор не понимала.
Цитата:
К сожалению, не помню, кто из писателей-фронтовиков, кроме названных Вечером, входят в программу, но Симонов, Распутин, Виктор Некрасов и др. - must be studied!
Хм, у нас в программе - точнее, в списке на лето - из военной литературы вот что:
стихи С. Орлов, М. Светлов, О. Берггольц, С. Гудзенко, А. Твардовский, И. Эренбург, Э. Казакевич "Звезда", К. Симонов "Солдатами не рождаются", "Живые и мёртвые", 3-я часть; Ю. Бондарёв "Берег", "Батальоны просят огня", В. Быков "Сотников и обелиск". ПрозаЛ. Владимов "Генерал и его армия", В. Гроссман "Жизнь и судьба".
Цитата:
Конечно, и в советской литературе есть немало по-настоящему интересных писателей: тот же Распутин, Шукшин...
Шукшин у нас есть, мы его даже в этом году проходили на факультативе (то есть на специальном занятии раз в неделю, куда теоретически ходят по желанию, но практически лучше всё-таки ходить, чем не ходить)
Цитата:
Путь лучше все читаю что считают и когда считают нужным.
Тогда, боюсь, многие ограничатся мадам Д. Донцовой и госпожой А. Марининой... :(
-
Цитата:
В. Быков "Сотников и обелиск"
Эээ... это такая шутка или просто опечатка? :)
-
Эээ...видимо, опечатка...просто я со слуха записывала, а название слышала впервые...а как правильно? ::)
-
Rosie: а потому что наши министры об этом не думают. Зато они лучше других знают кому надо лапу протягивать и где больше дадут за ничего не делание. И вообще поразительно живучие типы)
Белка: любовь к чтению привилась у меня сама. Вот на что нужна наша школьная программа - так это привить понимание того чего читаешь, да и то нужен выдающийся педагог. Мне повезло :) А в новой школе форма обучения: внушение, причем внушение всякой дряни и устаревших мнений о русской классике. И я против такого обучения, меньше классики, больше понимания, как это не противоречиво звучит. Понимание, скажем, Стругацких увлекательный и полезный мыслительный процесс с одновременным воспитанием, ИМХО.
-
Релкин , согласна, но, с другой стороны (правда, это уже пошёл оффтоп), ведь министр культуры - замечательный человек, и власть его не портит, как ни странно...ведь бывают же, значит, и там хорошие люди...но почему же, млин, так мало?? >:(
-
Цитата:
просто я со слуха записывала, а название слышала впервые...а как правильно?
Это два отдельных произведения, соответственно и кавычки с большими буквами по-другому распределяются, вот и всё :). Просто получается забавно, вроде "Винни Пух и все, все, все".
-
Рози: Мало значит хороших, раз у нас такая программа.
-
Что касается литературы в школьной программе, то с ней творятся просто ужасные вещи. Еще в школе я не понимала, как можно такую вещь, как «Евгений Онегин», преподавать в 8 классе. А теперь впихивают бедным школьникам всякую ерунду.
Простите, если кого обидела. Надеюсь, что здесь нет составителей школьной программы.
И к образованию относятся у нас... эх... (махнула рукой)
-
Цитата из: Вечер on 12-08-2003, 18:50:20
Цитата:
А они чё, были писателями-фронтовиками?
(тупо) А у писателей фронтовиков че, есть монополия на вхождение в список литературы?
Цитата:
(Наконец-то прозрев): Я пОняла, в чем суть возникшего непонимания. Всего-навсего в том, что я взяла одну тематическую "подборку" русской литературы ХХ века, а именно, фронтовиков (или военную прозу). Конечно, нет у них никакой монополии. Городская (i.e. Трифонов), лагерная (i.e. Шаламов, Солженицын и т.д.), интеллектуальная (да-да, та самая НФ ;)) и т.д. - must be studied. ;) И не только они.
Rosie, спасибо за теплые слова. ;) Только если ты Швыдкого (мин. кульутры) имеешь в виду под "замечательным" человеком, то тут я с тобой согласиться не могу. Хотя это уже явный офф-топ.
-
Belka, всегда пожалуйста! ;D
-
О чем они думают,когда дают читать Гоголя в школе?!Его ж адекватно воспринимать может только взрослый человек с богатым жизненным опытом!!А так только отвращение к классике прививают... :(
-
Сегодня была в школе, выяснила у учительницы по лит-ре, что Стругацкие всё-таки будут в программе, и мы их даже проходить будем. Ну, посмотрим.
А ещё посмотрела список чтения для 5-го класса - у них там есть "Хоббит". :o :D
-
rosie, ну, вот видишь: ты идешь с опрежением. ;)
-
Пока неизвестно, что конкретно мы будем проходить. Я-то читала только "ТББ" и "Понедельник..." Мало, стыдюсь... :( ::)
-
Смотря какое произведение??? "Я вечера на хуторе"- запоем читал
-
А у нас первое произведение Гоголя, которое мы прошли, было "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". С тех пор я хронически не переношу Гоголя.
И антисемитизм его не люблю. Он, конечно, и у других писателей того времени был, но почему-то у Гоголя меня больше всего раздражает.
А "Вечера..." меня не особо впечатлили. Не знаю почему - все их так нахваливают...
-
Цитата из: Ruthiel on 23-08-2003, 21:35:08
О чем они думают,когда дают читать Гоголя в школе?!Его ж адекватно воспринимать может только взрослый человек с богатым жизненным опытом!!А так только отвращение к классике прививают... :(
Руся....но мне..мне-то понравилось!!А я далеко не взрослый человек.
Маленько затянуто у него в "Душах", но задумка была мне вполне понятна...Пришлось даже своей бабушке объяснять...
Конечно, не фонтан, но подумать можно.
Явный переход из классицизма в реализм...
-
Цитата из: Tingil on 31-05-2003, 04:25:00
А Габриэль Гарсиа Лорка как тебе?!! И это в уважающем себя журнале!! (сорри за оффтоп)
Хорошая у тебя программа! Интересная. У нас Байрона не было, и Солженицын только в 11 классе. И Гофмана не было, и Хэмингуэя... Скажи, это у вас официальная программа, или эксперимент очередной?
Прости, что так поздно отвечаю)
Это у нас ..не знаю.
В прошлом году нашей школе вообще хотели присвоить статус гимназии. Но потом передумали...а странно.
Наверняка- эксперимент.
Я думаю, мало кто дочитал "Старик и море" до конца.
-
Терпеть не могу просоветских писателей.А учителя почему-то обожают... ???
-
Это еще читать. Противно но можно. А как до сочинений доходит на глувые темы с принуждением к общепринятому мнению! Ненавижу!!! :'(
-
(можно? :))
Гоголь как писатель сам мне не очень нравиться... Как-то мне все у него кажется примитивно (хотя я и сам знаю, что это не так) и пошло...
Из всей школьной программы обожаю Достоевского... Читал не отрываясь "Преступление и наказание" и потом ещё 2 раза перечитывал... (что случалось только с фантастикой или фэнтези...) Но почему-то в Вузе даже сочинения по нему не попалось (даже свободная тема не о XIX веке), а то по нему я могу многое написать... (а "зачет" хватит :))
-
А просто обожаю "Мастера и Маргариту" Булгакова. ;D ;D ;D
-
Цитата из: Alis on 04-09-2003, 22:06:40
А просто обожаю "Мастера и Маргариту" Булгакова. ;D ;D ;D
Да МиМ - это классное произведение... мне больше всего нравиться огромное количество всесяких случаяностей, которые происходили при постановках... То что-то с актерами случалось, то ещё что-то... И от произведения можно уйти очень далеко, оно очень сильно перекликается с другими... причем тоже школьной программы...
-
"Мастер и Маргарита" супер!
Еще, пожалуй, "Записки молодого врача" того же Булгакова...
+ Леонид Андреев "Бездна"...
На этом все... :-\
-
самое ужасное это то, что мы вряд ли будем проходить "мастера и Маргариту" ...и что это нашей училке неимется >:(как придумает что, так не открутишься :( :( :(
-
А, вроде МиМ входит в программу, поэтому должен быть!!!
-
Нам этого даже на лето не задавали, по доброй воле читала. И училка наша помалкивает на эту тему :(
-
А мы МиМ точно будем проходить. Но я не хочу. Я не хочу выяснять, что писатель хотел сказать этим словом, а что этим, и в чём скрытый смысл этой сцены. Ненавижу это!! Зачем нужно произведение по косточкам разбирать?? Мне МиМ очень понравилась, но, когда мы будем проходить, я почти уверена, что ничего не смогу сказать...Может, это слишком поверхностное восприятие, но мне нравится просто читать и наслаждаться тем, что я читаю...
-
А унас училка клевая была :)... мы точно с ней по слоавм нмчего не разбирали... а токо так вообще всю
, как бы сказать, "картинку" рассматривали... Хотя Достоевского классно разбирать по частям... и в МиМ-е также есть интересные моменты, к примеру, почему на трости у Воланда голова пуделя и все в этом роде...
-
А, кстати, почему? ??? ::)
-
Можно вспомнить Фауста. Там впервые (по-моему так, двано не читал) Мефистофель предстает в облике пуделя... И пудель уже связывает Воланда и Мефистофеля, точнее их образы... ведь все-таки в чем-то они схожи... но различий как мне кажется больше...