Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Модернизм Vs. Постмодернизм  (Прочитано 5163 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вечер

  • Гость
Модернизм <...> - это безграничная вера в стиль, культ стиля, мистика и мифология стиля. Постмодернизм же - карнавальное низвержение, балаганное и хульное развенчание стиля, превращение стиля из фетиша в игрушку (С.Хоружий - из комментариев к "Улиссу" Джойса в книге Джойс Д. Улисс: Роман. Т.3. С.405)

Каждое серьезное литературное направление имеет в своей основе какую-либо общефилософскую концепцию, таковы были сентиментализм с романтизмом, не говоря уже о классицизме и так далее. Философия модернизма и постмодернизма - это вещи очень разные.
Модернизм в литературе стал выражением бунта, отторжения вечных ценностей и желания пересоздать мир сначала, построить на каких-то новых основаниях. Отсюда культ стиля - это отказ от миметизма ("подражания" - подражания жизни то есть) литературы 19 века в пользу создания авторского пространства, где писатель будет царь и бог. Недаром многие модернистские произведения имеют откровенно антиклерикальную (как "Гиппопотам" Элиота) или богоборческую направленность. Модернисты утверждали максимальную субъективность видения художника как самоцель. Достаточно характерным примером модернизма является творчество Набокова - оно практически лишено какого бы то ни было идейного содержания, суть книг состоит в стиле, авторском изображении мира, авторском видении языка, в котором кроется практически весь кайф чтения.

Постмодернисты же пошли дальше и таким образом противопоставили себя не только модернистам, но и всей мировой литературе (читай: философии) вообще. Один из основных их тезисов состоит в том, что жизнь равна тексту. Он как-то устроен, ты его пишешь, тебя на нем пишут другие. Все остальные тексты мало чего стоят, с ними можно играть, их можно переворачивать с ног на голову. Текст нужен для развлечения, хорошая идея нужна для развлечения; все это легло на философию деконструктивизма, которая показала, что на определенном уровне любая философская доктрина просто лишена смысла. Можно отрывать текст от той эпохи, в которой он был написан и искать в нем смыслы, актуальные для Франции конца 70х годов XX века, можно читать текст вместе с другим понравившимся текстом и находить там разные параллели (так работает литературоведение постструктуралистов, которое Гаспаров называет подменой науки литературным творчеством).
Постмодерн - это последняя философия, которая доказала, что философия бессмысленна, абсолютных ценностей не бывает, а любой текст годиться только на переработку (ну и, понятное дело, написать "новый" текст в такой ситуации невозможно). Настоящий жесткий постмодерн или безудержно мрачен или так же безудержно весел (и абсолютно повернут на сексе). Постмодернизм "мягкий" - вроде того же Павича, Эко - просто устраивает интеллектуальные игры, опыты по развитию тех или иных литературных или общественных явлений.
Наконец, изменился предмет творчества. Если нельзя уже сказать что-либо новое, то можно попробовать поломать инструмент высказывания - язык то бишь, - чтобы уже ничего нельзя было сказать. Так язык становится тем, чем раньше был мир в целом - объектом сюжета, композиции. Началось это все в "Быках солнца" из Джойсовского "Улисса", а на то, как это закончилось, можно посмотреть в сборнике "Locus Solus" - антологии авангардной прозы, выпущенный издательством "Амфора".

То, что после всего этого дела мы все еще говорим, пишем и читаем книжки, говорит о том, что кое-что постмодернисты все-таки упустили :-).

               

               

Elveaune

  • Гость
Cпасибо за лекцию  :) Приятно ощущать,что я еще не все забыла из университетского курса. Да,интересно,а что будет после постмодернизма? Литература пойдет по кругу? Напишем "Илиаду" нового времени и дальше по текстам?

               

               

svensven

  • Гость
 Спасибо за лекцию.  :)
 Но все же есть мнение, что разделять модернизм и постмодернизм не следует ?
 Те же игры с языком были распространены на рубеже 19-20 вв. и у меня нет ощущения , что делалось это из любви к стилю.

               

               

Garvarg

  • Гость
Ну, не знаю... Модернизм хорошо, а постмодернизм плохо? Так получается?
Не согласен... Модернизм родил в себе декаденс, пессимизм и идею о том, что никуда от судьбы не денешься... Слишком много авторитетов и слишком много этот авторитет значил (что я, как математик, принять никак не могу)... Постмодернизм, как мне кажется, спас психику человечества, ну или, по крайней мере, ее "подлечил"...

               

               

Вечер

  • Гость

Цитата:
Модернизм хорошо, а постмодернизм плохо? Так получается?

Почему? Я не понимаю, что значит "хороше" философское или литературное направление: и там и там есть интересные вещи. Вы же не утюг выбираете. Мне лично больше нравятся модернистские книжки, но философия постмодерна мне ближе, хотя я не могу сказать, что я ее полностью разделяю.

Цитата:
Модернизм родил в себе декаденс, пессимизм и идею о том, что никуда от судьбы не денешься...

Идею о том, что от судьбы не уйти, родила и развила в себе аттическая трагедия (Эсхил, Софокл). Декаданс в литературе был до модернизма: конец XIX и 10-20-е годы XX соответственно.

Цитата:
Да,интересно,а что будет после постмодернизма?

С точки зрения постмодернизма, дальше не будет ничего :). Но кое-что уже есть (концептуализм, метаметафоризм в русской поэзии, например),
так что отчаиваться не стоит. Литература пойдет по кругу только когда мы забудем все, что было до нас.

Цитата:
Но все же есть мнение, что разделять модернизм и постмодернизм не следует ?

Их не стоит разделять в том смысле, что один вышел из другого и они тесно связаны во времени. Кроме того, было большое количество писателей, которые работали сначала в одном, а потом в другом направлении; однако то же самое было и в конце 18 - начале 19 веков, когда сентиментализм перетекал в романтизм, но разделению литературных направлений того времени это не мешает.

               

               

Bindaree

  • Гость
Cпасибо за лекцию  :)

Цитата из: Elveaune on 18-01-2004, 23:58:32
Да,интересно,а что будет после постмодернизма?



Будет неомодернизм  ;) ;D

               

               

Garvarg

  • Гость

Цитата:
Модернизм хорошо, а постмодернизм плохо?

Виноват, "стормозил", посему прошу прощения... Просто создалось такое впечатление по прочитанному...
А насчет декаденса я имел в виду то, что он стал частью общества, то есть проявлялся и на бытовом уровне, а не только в отдельных филосовских течениях, как было до этого...

               

               

Elveaune

  • Гость
"Будет неомодернизм"... По логике,будет новый вид реализЬма  ;D "Неотесанные рассказы из жизни", имхо.Примеров- см.любую книжную раскладку  ;D

               

               

Bindaree

  • Гость
Elveaune,

Цитата из: Elveaune on 19-01-2004, 14:12:45
 По логике,будет новый вид реализЬма  ;D


тогда будет так:
неореализм - постнеореализм - неомодернизм - постнеомодернизм  :D
Рано или поздно до неомодернизма дотопаем  ;D

               

               

Elveaune

  • Гость

Цитата из: Bindaree on 19-01-2004, 14:59:33
Elveaune,

Цитата из: Elveaune on 19-01-2004, 14:12:45
 По логике,будет новый вид реализЬма  ;D


тогда будет так:
неореализм - постнеореализм - неомодернизм - постнеомодернизм  :D
Рано или поздно до неомодернизма дотопаем  ;D


Тогда уж до неопостмодернизма  ;D

               

               

Gallis

  • Гость
Реализьм - это тоже из эпохи Модерна. Сам Модерн в своё время вытеснил Традиционное искусство. То есть схема такова: Традиция - Модерн - Постмодерн. То есть по логике цикла на место Постмодерна должно прийти некое Неотрадиционное искусство и литература...
Устанет в конец человечество от этих циркачей-постомодернистов, захочет покаяться обо всём совершённом им на земле в последние столетия. Поплачет горючими слезами по загубленной Матушке-Земле. И обратится к традиционным ценностям в самом широком смысле этого слова. Причём одна из главных черт Традиционного искусства - не гуманность, в том смысле, что человек в мире далеко не самое главное. В новой литературе для человека должны быть найдены иные системы координат. Человек - не царь и бог, а часть Вселенной. Зачатки всего этого уже есть в антиглобализме, зелёном движении, появлении разных традиционалистских течений в философии, политике. Да и те же ролевые игры, исторические клубы, увлечения средневековой одеждой, оружием и т.д - из этой же оперы.
Словом, мой прогноз: будущее за неотрадиционализмом. При этом будет интенсивный процесс поиска формы новой литературы. С содержанием картина более ясная - это традиционные ценности, а вот форма этого искусства может быть достаточно революционна. Очевидно это будет попытка найти способ применить традиционные формы литературы в каком-то новом свете.