Модернизм <...> - это безграничная вера в стиль, культ стиля, мистика и мифология стиля. Постмодернизм же - карнавальное низвержение, балаганное и хульное развенчание стиля, превращение стиля из фетиша в игрушку (С.Хоружий - из комментариев к "Улиссу" Джойса в книге Джойс Д. Улисс: Роман. Т.3. С.405)
Каждое серьезное литературное направление имеет в своей основе какую-либо общефилософскую концепцию, таковы были сентиментализм с романтизмом, не говоря уже о классицизме и так далее. Философия модернизма и постмодернизма - это вещи очень разные.
Модернизм в литературе стал выражением бунта, отторжения вечных ценностей и желания пересоздать мир сначала, построить на каких-то новых основаниях. Отсюда культ стиля - это отказ от миметизма ("подражания" - подражания жизни то есть) литературы 19 века в пользу создания авторского пространства, где писатель будет царь и бог. Недаром многие модернистские произведения имеют откровенно антиклерикальную (как "Гиппопотам" Элиота) или богоборческую направленность. Модернисты утверждали максимальную субъективность видения художника как самоцель. Достаточно характерным примером модернизма является творчество Набокова - оно практически лишено какого бы то ни было идейного содержания, суть книг состоит в стиле, авторском изображении мира, авторском видении языка, в котором кроется практически весь кайф чтения.
Постмодернисты же пошли дальше и таким образом противопоставили себя не только модернистам, но и всей мировой литературе (читай: философии) вообще. Один из основных их тезисов состоит в том, что жизнь равна тексту. Он как-то устроен, ты его пишешь, тебя на нем пишут другие. Все остальные тексты мало чего стоят, с ними можно играть, их можно переворачивать с ног на голову. Текст нужен для развлечения, хорошая идея нужна для развлечения; все это легло на философию деконструктивизма, которая показала, что на определенном уровне любая философская доктрина просто лишена смысла. Можно отрывать текст от той эпохи, в которой он был написан и искать в нем смыслы, актуальные для Франции конца 70х годов XX века, можно читать текст вместе с другим понравившимся текстом и находить там разные параллели (так работает литературоведение постструктуралистов, которое Гаспаров называет подменой науки литературным творчеством).
Постмодерн - это последняя философия, которая доказала, что философия бессмысленна, абсолютных ценностей не бывает, а любой текст годиться только на переработку (ну и, понятное дело, написать "новый" текст в такой ситуации невозможно). Настоящий жесткий постмодерн или безудержно мрачен или так же безудержно весел (и абсолютно повернут на сексе). Постмодернизм "мягкий" - вроде того же Павича, Эко - просто устраивает интеллектуальные игры, опыты по развитию тех или иных литературных или общественных явлений.
Наконец, изменился предмет творчества. Если нельзя уже сказать что-либо новое, то можно попробовать поломать инструмент высказывания - язык то бишь, - чтобы уже ничего нельзя было сказать. Так язык становится тем, чем раньше был мир в целом - объектом сюжета, композиции. Началось это все в "Быках солнца" из Джойсовского "Улисса", а на то, как это закончилось, можно посмотреть в сборнике "Locus Solus" - антологии авангардной прозы, выпущенный издательством "Амфора".
То, что после всего этого дела мы все еще говорим, пишем и читаем книжки, говорит о том, что кое-что постмодернисты все-таки упустили :-).