Позже я выложу статейки и ссылки по данной проблеме, пока же поделюсь вычитанным, услышанным, узнанным и познанным.
Прежде всего необходимо отвергнуть мысли вроде "у меня не получится", "у меня голоса нет" и тому подобные. Ерунда полнейшая. Если у вас нет травм носоглотки и гортани, голос у вас есть - просто вы об этом пока не знаете. Ставится голос ВСЕМ - от детей до стариков. Единственная проблема - переходный возраст. В этом возрасте лучше не петь - ни мальчикам, ни девочкам. Не смотря на то, что голос у девочек ломается не так заметно, он всё же ломается. Лучше уж его поберечь.
Но одного голоса мало. Нужен ещё слух. Со слухом сложнее - но, опять же, я встречал очень мало людей, у которых слух отсутствовал напрочь. Если есть хоть какой-нибудь - его можно развить. Как? Так же, как любой другой навык - постоянным употреблением. Очень помогает хор - слух развивается просто семимильными шагами.
Впрочем, со слухом - это не ко мне.
Типов постановки голоса существует несколько. Наиболее широко известны джазовая, эстрадная, оперная(belle canto) и "народная". По поводу народной. Я сильно сомневаюсь, что наши предки пели именно так. Зато эта манера пения позволяет 16-летним девушкам петь как 80-летним старухам. Кого это прельщает - вперед!
Джазовая постановка очень близка к оперной, с тем только различием, что низкие ноты там - глубоко грудные. Это, конечно, атмосферно, но... Я потом объясню.
Эстрадная - я имею в виду
нормальную эстрадную. Биланам просьба не беспокоить. Так вот, эстрадная постановка голоса схожа, опять же, с бельканто, но имеет более открытые гласные, несколько меньше пафоса. В общем, кому-то нравится. Иногда - достаточно многим(в этом месте всегда вспоминаю Уитни Хьюстон).
Однако, несмотря на различия, общие принципы извлечения звука в эстрадном, джазовом и оперном варианте весма схожи. Кроме того, вопреки распространенному стереотипу, нормальная оперная постановка не накладывает на голос никаких ограничений, поэтому с собственно оперной постановки легко перейти на любую другую.
Всё бельканто зиждется на двух китах - это
дыхание и
опора. Дышать нужно "животом". Животом, нижним подреберьем - где-то так. Плечевой пояс не работает и расслаблен полностью. Этого можно достичь - и почувствовать - набрав в лёгкие воздух и резко, шипящим звуком выдохнув. Пронаблюдайте, какие мышцы работают. Именно они - самые правильные. Также неплох и другой метод - встать, согнуться, насколько это возможно, выдохнуть и расслабиться. Если после этого вдохнуть, опять же, работать будут именно нужные мышцы.
Опора - это понятие достаточно сложно, чтобы его описать, но его очень легко почувствовать. Пожалуй, будет правильно сказать, что это то место, где нам кажется, что мы регулируем расход воздуха при пении. Чем оно ниже - тем лучше. Тем свободней звучит голос, тем выше верхний предел диапазона. Опору тоже можно почувствовать без пения: если вдохнутый правильно воздух выдыхать не разом, а потихоньку.
Пару слов о вдохе. Он должен быть короткий, не вволю. Не стоит пугаться, что не хватит воздуха - громкость и длительность пения весьма мало зависят от воздушного запаса. Лучше вдыхать носом - это приводит гортань в правильное положение, а не сбивает её.
Что касается собственно звука.
1. Не стоит как-то специально изменять свой голос - природный всё равно лучше.
2. Связки играют самую минимальную роль во всем пении. Даже и не думайте их напрягать. Именно поэтому на правильно поставленный голос не влияет простуда, кашель и прочие беды - кроме, разумеется, самых тяжёлых форм. Но петь простуженным всё равно не стоит.
3. На начальном этапе головокружение - обычная вещь. Отдохните от дыхательных занятий. У вас кислородное перенасыщение.
4. Чувство свободы и безграничности вашего голоса - вот что должны вы ощущать при пении. Любые барьеры вы ставите себе сами. Избавляйтесь от них.
Пожалуй, это пока всё, что я хочу сказать. Посоветую вот эту книжечку:
http://notes.tarakanov.net/study/yusson.zip (~27Мб)
Ну и, на самом деле, Яндекс выдает иногда совсем неплохие ссылки на запросы, связанные с вокалом.