Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: О палантирах  (Прочитано 3387 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Juliana

  • Координатор
  • *
  • Пол: Женский
  • Арфинг воинственный
    • Просмотр профиля
О палантирах
« : 02/08/2007, 23:10:42 »
С вопросом о палантирах все было бы весьма просто (или точнее говоря, можно было бы строить любые предположения об их судьбе до передачи Амандилю), если бы не одно «но» - утверждение, что палантиры сделал Феанор. Об этом говорится в двух местах: во «Властелине Колец», где Гэндальф говорит: «Возможно, они были сделаны самим Феанором» и в указателе к Сильмариллиону в статье «Палантиры». Однако, информация в указателе явно была взята Кристофером из ВК. Таким образом, единственное более-менее точное утверждение (да и то со словом «возможно») было сделано в ВК. Однако там же однозначно утверждается, что изначально палантиры пришли из Эльдамара и были сделаны очень давно, и сделали их именно Нолдор. Также однозначно утверждается, что камни были подарены Амандилю во Второй Эпохе Эльдар и что Главный камень находится в Аваллонэ – гавани Тол Эрессеа. Судя по этому, эльфы, передавшие камни Амандилю, приплыли тоже с Эрессеа. Сколько было камней всего – неизвестно, достоверно мы знаем лишь о семи камнях в Средиземье и об одном Главном камне на Эрессеа.

Самый же интересный вопрос заключается в том, где были камни в течение всей Первой Эпохи? (Я исхожу из положения, что камни действительно сделал Феанор).
Есть два варианта:
1) Камней было только восемь.
2) Камней было больше.

Рассмотрим сначала вариант 1 – камней было только восемь. Кстати, число для Феанора знаковое, палантиры могли делаться в расчете на него и сыновей (таким образом, становится понятно, почему их именно восемь. Теперь снова возникают два варианта:
а) Феанор взял их все с собой в Средиземье
б) Феанор их не брал

Вот, честное слово, будь я Феанором, я бы обязательно взяла в Эндорэ палантиры! Очень удобная вещь – зонд-разведчик и средство дальней связи в одном лице. (И причем зонд-разведчик, который может смотреть и в пещерах и в лесу и во всех скрытых местах). Плюс отличное средство связи, которое невозможно подслушать. Вообще, вся логика указывает на то, что Феанор должен был взять палантиры в Средиземье. Если он взял, то потом они должны были остаться у феанорингов. Но мы не находим ни одного не то чтобы упоминания об использовании палантиров, но даже намека на это! Это умолчание очень загадочно. Почему никто не пользовался таким прекрасным средством для разведки и связи? А если и пользовались, то почему об этом ничего неизвестно? Маэдрос или другие феаноринги ни разу не обнаруживают своей особой осведомленности о чем-либо. Равно как и однозначно понятно, что у других владык Нолдор палантиров не было (в случае наличия палантира у Финголфина или Фингона не было бы Поединка Финголфина с Морготом и не нужен был бы сигнал в Нирнаэт). Разве что можно предположить единственный вариант: феаноринги куда-то эти палантиры схоронили, да так ими и не пользовались. Или пользовались, но только для разведки и сообщения между собой (но об этом не упоминается).

Зато в этом случае совершенно понятно, каким образом камни оказались на Эрессеа. Видимо, после гибели последних феанорингов (Маэдроса и Маглора), палантиры были взяты их оставшимися подданными и привезены на Тол Эрессеа, где поселились вернувшиеся изгнанники-Нолдор. Ну а потом их привезли в дар Амандилю.

Вариант б) – Феанор палантиры в Средиземье не брал. Причина – излишняя спешка при сборах, Феанор мог просто забыть в горячке об этом своем изобретении. А может, он решил, что это лишняя тяжесть (хотя, как я уже говорила, для дел военных палантиры – вещь очень полезная, если не сказать незаменимая). Тогда не совсем ясно, у кого они остались в Валиноре? У Финарфина? У Махтана? У Валар? И почему Махтана или Финарфин (или другие владельцы) отвезли их на Эрессеа? Возможно такое предположение: Финарфин передал их эльфам Эрессеа именно для отправки в Нуменор (хотя тогда непонятно, почему Главный камень оказался в Аваллонэ – ведь в таком случае логично было бы поместить его в Тирионе). Можно предположить, что эльфы Эрессеа были главными специалистами по связям с общественностью (с Нуменором и Средиземьем), и поэтому Главный камень отдали им – таким образом, центр связи с Нуменором был на Эрессеа. Есть еще один вариант – камни были отданы эльфам Эрессеа просто так, на всякий случай, и уже они решали, кому их отдать.

Вариант 2. Палантиров было не восемь, а намного больше. Тут открывается полный простор для фантазии – к кому и каким образом они попадали в Первой Эпохе. Возможно, часть палантиров (один или несколько) от феанорингов (уже после Нирнаэт) перешла к Гиль-Галаду, а часть захватили с собой на Эрессеа возвращавшиеся Изгнанники-Нолдор. Возможно, те палантиры, что взял Феанор, были потеряны, а те, что потом отдают Амандилю – это какие-то другие, хранившиеся изначально в Тирионе у Финарфина или Махтана или у Валар (например, у Аулэ). Возможно, часть палантиров остается в Тирионе, а часть отдают в Эрессеа. (Вообще-то, будь я Финарфином и будь у меня эти камни, я бы несколько штук отдала Гиль-Галаду и Галадриэли). Но у нас нет никаких сведений о том, что палантиры у Гиль-Галада были.

В общем, по моему мнению, наиболее логичная версия, включающая все известные нам сведения выглядит так.
Палантиры создал Феанор. В Средиземье он их с собой не взял (слишком спешил и забыл про них). После возвращения Нолдор на Эрессеа в конце ПЭ часть палантиров, хранящихся у Финарфина,  (или у Махтана, но я уверена, что распоряжался ими Финарфин), он передает на Тол Эрессеа. В Средиземье во Вторую Эпоху (до Низвержения Нуменора) ни одного палантира не появляется. Потом эльфы Эрессеа передают их Амандилю для связи с островом, а Элендиль забирает камни в Средиземье. Дальнейшая их история нам достаточно хорошо известна (см. ВК и текст «О палантирах» в «Неоконченных преданиях»)
Сильмариллион трудно читать только первые десять раз

"Наши короли - из Эльдар" (Дж.Р.Р.Толкин)

"Финрод Фелагунд - благороднейший и наиболее любимый из всего дома Финвэ..." (Дж.Р.Р.Толкин)