Вот некоторые говорят: раз Клятва была ненарушима, и от нее невозможно было отказаться и она была произнесена именем Эру, то, значит, Эру ее "одобрил сверху» и она как-то соответствовала его Замыслу, а значит, выполняя Клятву Фэанор и его сыновья идут не против Эру, а действуют согласно его воле.
Однако, по моему мнению, это совсем не так. Клятва Фэанора явно способствует делу Моргота и Искажению (достаточно посмотреть на ее действие), и, следовательно, никак не соответствует Замыслу Эру. Но почему же тогда Эру придал силу Клятве (а что она имела силу воздействия, причем силу не только внутреннюю, но и внешнюю – это очевидно), почему он «вписал ее в мир», почему не лишил ее силы сразу, спросите вы? А вот почему.
Любое слово, а в особенности, клятва имеет в мире Арды особую силу. И эта сила – не только внутренняя, но и внешняя. Прекрасно видно, что нарушение клятвы не может остаться безнаказанным (хороший пример – судьба племени горцев, ставших Мертвыми в ВК). Поэтому любая клятва имеет силу ПО УМОЛЧАНИЮ, согласно “закону природы” или “закону Эру” – называйте как хотите. Особенно если клятва эта произнесена “именем Эру”. Однако хорошо заметно, что клятва может быть как “праведной”, так и “кощунственной”. Я разделяю их на эти две категории в зависимости от целей поклявшегося и средств, которыми клятва выполняется. Возьмем яркий пример: клятва Финрода и клятва Фэанора. Явно, что клятва Финрода относится к категории “праведных”, а Фэанора – “кощунственных”, причем вторая – сразу же, изначально, поскольку направлена не только против Врага и его слуг, но и против всех остальных, в том числе – против собственного народа. Однако же клятва Фэанора могла бы остаться на уровне “умеренно вредных”, если бы Камень не попал в руки сначала Берена, а затем Тингола и его потомков. (Хотя хорошо видно, что Клятва ведет свою “подрывную работу” даже до этого момента – достаточно посмотреть на поведение Келегорма и Куруфина в Нарготронде и их обращение с Лутиэн). Однако же при попадании Сильмариля в руки союзников феанорингов Клятва показывает свою “вредность” во всей красе. Вернемся же к клятве Финрода. Она – “праведна”, поскольку способствует освобождению Сильмариля из лап Моргота и косвенно приводит к Войне Гнева. Тем не менее, и она могла бы стать “кощунственной” – если бы Берен попросил помощи Финрода в каком-либо злодеянии. А по моему мнению, клятвы “праведные” надо обязательно исполнять, а клятвы “кощунственные” – нарушать, дабы не последовало зла вследствии их исполнения. То есть, слепо исполнять любую клятву, только потому, что это клятва – не есть хорошо.
Ладно, вернемся к Эру. Так вот, по умолчанию Клятве Фэанора была придана сила, причем огромная (из-за того, что клялись именем Эру). Однако у всех Детей Эру и у других его созданий имеется свобода воли. Фэанор и его сыновья вольны были выполнять Клятву, но также вольны были отказаться от нее или хотя бы попробовать это сделать. Но без доброй воли поклявшихся Эру не хотел или не мог (ну, он-то, правда, всемогущий, значит, все же не хотел, только не надо воспринимать это как показатель его злобности, скорее это выполнение принципа ненарушения свободной воли существа) лишать Клятву силы. Если бы Фэанор и его сыновья обратились бы к нему с этой просьбой (сами ли или через Манвэ), конечно, он освободил бы их от Клятвы. Они не обратились. Клятва продолжала действовать.
Итак, вывод. Клятва Фэанора – это противодействие Замыслу Эру и содействие Искажению, но без просьбы поклявшихся Эру ее силы не лишал. Вот так.