Очередной раз убеждаюсь, что смотреть экранизации любимых книг можно только ради: а) красивых пейзажей; б) красивой одежды, оружия и пр.; в) красивых актеров; г) битв и поединков. Хотя пункт в) – это еще как повезет. А то покажут какого-нибудь небритого Арагорна… Но, слава Эру, остальные три пункта у Голливуда почти всегда на высоте. Смотреть же ради некого «месседжа» смысла нет. «Месседж», как обычно, почил в бозе. Книгу надо читать, а фильм – это так, картинка… Хотя, я конечно, надеюсь, что эти фильмы привлекут людей (и особенно детей) к книгам Льюиса – что многим было бы очень полезно…Кстати, интересно – сейчас много возникает таких тандемов «книга-фильм». Может, это даже и хорошо – в каждом из них есть то, чего нет у другого в силу жанра, то есть они не обедняют, а обогащают друг друга. Но здесь плохо, когда герой слишком уж «out of сharacter», тогда выходит неразбериха и искажение замысла книги…
Ладно, вернемся к Каспиану. Итак, отличий от книги в сюжете – довольно много, больше, чем в первой части. С самого же начала – Мираз в фильме не король-узурпатор, а все еще протектор при Каспиане и Каспиан это хорошо знает, сам Каспиан старше, чем в книге (здесь ему лет 16-17). Но самое плохое – не показано, что нарнийцев считают сказкой, здесь их просто считают вымершими… Нет аналогии с «атеизмом», как в книге (когда и Аслана, и нарнийцев считают несуществующими легендами), есть всего лишь «недооцененный противник», как во многих голливудских фильмах.
Еще одно крупное отличие – нет того «обретения Аслана», которое хорошо показано в книге – когда сначала его видит одна Люси (самая чистая сердцем и несомневающаяся), а потом только – ее братья и сестры (более взрослые и потому требующие «доказательства чуда»). В фильме тоже пытались показать нечто такое, но ИМХО у них плохо вышло. Даже Люси (!) не сразу верит в Аслана, хотя и видит его во сне (!). В общем, центральный и самый важный момент просто смазан и размыт. Не знаю, что уж там поняли те, кто не читал книгу…
Нет еще одной важной фразы – про то, как можно будет отличить людей, если они станут такими же как хищники, но не утратят разум (как известно, в книге нарнийские звери, ставшие «плохими» становились дикими, переставали говорить и утрачивали разум). ИМХО, очень хорошая фраза и зря ее выкинули (хотя эпизод с медведем есть).
В середине сюжет тоже отличается – Питер и Каспиан решают атаковать замок Мираза (вместо того, чтобы искать или ждать Аслана). Ну, и конечно же это оканчивается неудачей, поскольку без Валар Аслана не победить Моргота Мираза (здесь, впрочем «посыл» понятен и в общем-то я даже не против такой трактовки. Кроме того, это позволило сценаристом показать еще одну масштабную битву
. Здесь мне также очень понравился эпизод с минотавром, держащим на плечах ворота замка, чтобы дать нарнийским воинам уйти.
Нет «оживающего», при возвращении Аслана города и вакхического празднества, что меня удручает. ИМХО, это тоже важный момент. Мост хоть и разрушается, но не совсем с тем смыслом, который есть в книге – это всего лишь служит одним из средств победить армию Мираза.
Ну и конечно же, Голливуд не мог обойтись без любовной линии, точнее хотя бы намека! И угадайте кого с кем? Сьюзен и Каспиана! Хотя они и вроде сознают, что у них «нет будущего», но финальный «прощальный поцелуй» таки есть! О, Эру, неужели нельзя было без этого обойтись…
Персонажи out of сharacter.
Питер.
Он гораздо менее «идеален» нежели в книге. Он и сомневается в помощи Аслана (почти как Сьюзен!), и настаивает на атаке замка Мираза, и спорит с Каспианом и даже пару раз пытается с ним подраться. Однако не могу сказать, что мне это совсем не нравится.- все-таки в книгах Питер мне всегда казался самым «неживым» из всей четверки, а здесь он явно ожил. С другой стороны – несколько профачен образ «идеального короля».
Каспиан.
Образ тоже «снижен». Оказывается, Каспиан снедаем жаждой мести поквитаться с дядей за смерть отца. Это, кстати, явилось одной из причин неудачи в замке Мираза - вместо того, чтобы открыть ворота, Каспиан помчался в спальню короля. Конечно же, убить узурпатора ему не удалось, да еще и время было потеряно, так что герои сами чуть не погибли, да еще и положили множество своих воинов. Кстати, интересно, что Каспиан был против атаки (и против Питера), но не потому, что так «уверовал в Аслана» (было бы несколько странно, чтобы он верил больше, нежели те, кто с Асланом общались), а потому, что был менее уверен в своих силах.
Усилен эпизод с колдуньей. Здесь Каспиан, услышав о возможности мести, чуть ли не готов призвать ее! Колдунья появляется, Каспиан почти готов уже послушать оборотня и ведьму и напоить ее своей кровью, когда прибегают Питер и остальные, и Эдмунд разбивает лед, в котором она находится. Хоть здесь и отличие от книги – но мне даже нравится с одной стороны, мне всегда казалось, что в книге этот эпизод показан несколько «походя», надо было бы добавить конфликта. С другой стороны – опять «снижение» героя».
После того, как Питер побеждает Мираза в поединке, он не убивает его, а предоставляет эту возможность Каспиану. Но Каспиан тоже щадит противника, которого убивает исподтишка лорд Сопеспиан (стрелой Сьюзен).
Сьюзен.
Нет, она не то чтобы не такая, как в книге, но ее наибольшее «неверие» (ярко показанное Льюисом) несколько теряется на фоне тотального «неверия» остальных (если уж Люси Аслана не сразу верить – чего от Сьюзен-то ждать?). А жаль, ИМХО в книге это все было показано лучше…
Королева Призмия.
Интересно, что этот десятистепенный персонаж (нужный только для завязки сюжета) здесь обретает некоторые характерные черты. Например, в спальне Мираза она хватает арбалет и готова стрелять в Каспиана и Питера. Но, оказывается, она не знала, что Мираз убил брата и при этом известии она шокирована и колеблется. Тем не менее, когда Мираз говорит ей: «Ты хочешь, чтобы твой сын тоже был сиротой и за ним охотились», она все-таки стреляет и ранит одного из героев. Также интересно, что показана ее дальнейшая судьба – она с ребенком и лордом Глозилем первыми проходят сквозь врата на остров (думаю, не ошибусь, если скажу, что она недолго будет вдовой и достаточно ясно, кто будет ее вторым мужем
. Интересно – была ли ее судьба такой же в книге?
Король Мираз
Он вовсе не так глуп, как в книге. Здесь он – жестокий и расчетливый интриган, использующий мятеж старых нарнийцев, чтобы взойти на трон (и королем он становится в это время, а не раньше).
Рипичип.
Характер – как в книге, но тут он меньше раза в два. В книге указана – два фута ростом, а в фильме – едва ли один.
Сходство с Джексоном
Есть довольно много сцен, весьма сильно напоминающих фильм ВК.
Погоня солдат Мираза за Каспианом – точь-в-точь назгулы, догоняющие Арвен и Фродо
Сьюзен с луком часто сильно напоминает Леголаса
Эдмунд, припертый к ограждению башни солдатами Мираза, шагает вниз и его подхватывает грифон – Гэндальф шагает и его подхватывает Гваихир
Люси выходит одна к войску Мираза, солдаты ухмыляются – и тут появляется Аслан – очень похоже на то, как Арагорн и К появились перед пиратами
Река топит солдат Мираза – Бруинен топит назгулов
Атака деревьев – атака энтов
P.S. А вот что бы я хотела иметь – ту картинку в стиле средневековых миниатюр, на которой изображены Питер, Эдмунд, Сьюзен и Люси – жаль, что ее показывают лишь пару секунд…