"Феанор и его сыновья в первоначальном замысле Эру: значение для эльфийского социума и Арды в целом (носители творческого начала, параллели с валар, значение первородства, миссия в неискажённом мире и последствия падения)".
Очень интересная тема, но и очень сложная, ибо придется опираться на догадки и личное мнение, неподкрепленное текстами (как и обычно в случае «сослагательного наклонения»). Но – попробую.
Итак, Фэанор был величайшим из эльдар по силе и духу, и настолько он был силен, что даже его мать, не выдержав напряжения, добровольно ушла из жизни после родов. Фэанор специализировался на Курвэ, то есть «технической деятельности и изобретательности». В Нолмэ он не был величайшим, за исключением вопросов языка. Однако здесь стоит вспомнить, что в Арде «машинный» или «технический путь» цивилизации не являлся «предпочтительным». Обычно он используется «темными» силами (вспомним машины Саурона и Сарумана, «технические достижения» Моргота, поздний Нуменор). Цивилизация же Валар и тех, кто им верен, идет по «пути искусства», здесь нет «покорения» природы, нет большого количества машин и техники. С другой стороны, совсем «без машин» цивилизация попросту невозможна, даже в «райских условиях». Нужны инструменты для ремесел, нужны орудия земледелия, нужны повозки и корабли. Все это попросту невозможно без «технических навыков и изобретательности», то есть, Курвэ. Но является ли развитие материальное, развитие Курвэ конечной целью в Арде? Вряд ли, ибо дух превалирует над телом, управляет им и подчиняет себе (хотя и не презирает его и нуждается в нем). Духовное развитие всегда выше материального и является более ценным (в Арде). Таким образом, получается, что у Фэанора самый большой дар был в этом, менее ценном направлении деятельности, хотя в общем и целом нолдор были наиболее искушены в Нолмэ, то есть «нематериальном знании, философии». Несколько странно в таком случае, что именно Фэанор считается «величайшим из эльдар», а не какой-нибудь инголемо (обладающий великим знанием), например, Румиль из Валинора или Галадриэль. И почему величайшему из эльдар был дан этот, «технический» дар, а не талант к Нолмэ? Не знаю, здесь у меня получается какая-то логическая несостыковка, которую я могу объяснить только с «внешней» позиции (то есть, с литературоведческой). Толкину необходим был «великий эльф» с «великим падением», а падение у него часто происходит из-за стремления пользоваться «машинами», вот и получилось, что Фэанор был «умельцем», а не «философом». Философ, надо полагать, хуже поддался бы на провокации Мелькора и не был бы так захвачен «алчной любовью к творению своих рук». Таким образом, получается, что «великий эльф» был создан для «великого падения» (то есть, это и был первоначальный замысел Эру). Вывод весьма неожиданный и я бы сказала, пугающий. Нет, все же этот вывод хоть и верен для «внешнего автора» (т.е. Толкина), но не может быть верен для «автора внутреннего» (т. е. Эру), и его следует отбросить, ибо у нас получится «злонамеренный Эру», чего быть не может. Можно предположить, что подобный «искусительный» дар, дар к материальному творчеству был дан Фэанору для преодоления искушения «машиной» и перехода на какой-то высший уровень, для того, чтобы он создал вещи «новые и дивные», может быть, достигнув наивысшего возможного синтеза Курвэ и Нолмэ (как в живом теле?) Может быть, Фэанор должен был перейти от создания «мертвых» вещей к творению живого (но, конечно, не разумного и одушевленного, ибо это может сотворить только Эру). Надо полагать, что после этого подобное научились бы творить и другие эльдар, а потом, их ученики – люди (которым предназначено исцелять Арду и петь во Втором Хоре Айнур). Возможно, именно в этом и состояло «предназначение» Фэанора. Надо отметить, что «сотворение живого» почти получилось у Фэанора с «почти живыми» Сильмарилями, хотя, конечно, совсем живыми они не были. И как раз после сотворения этого величайшего своего достижения Фэанор и пал, не выдержав искушения материальным.
Параллели с Валар: сам Фэанор и Куруфин - Аулэ, Келегорм, Амрод и Амрас - Оромэ, Маглор - Манвэ (предположительно), Маэдрос и Карантир - неясно.
Что касается первородства, то положение у Фэанора не совсем первое. Он первый сын Финвэ, короля нолдор, но первыми из всех эльдар всегда считались ваниар. Таким образом, Фэанор не может считаться «первым из всех эльдар» (коим является, похоже, Ингвэ, на что указывает его имя).
Так как эльфы мыслились Толкином как «наставники людей» (а люди, в свою очередь должны были исцелить Арду), то надо полагать, миссия Фэанора состояла в том же – выучить людей, возможно даже так, чтобы они почти сравнялись с Валар. Но Фэанор пал и люди пали, и Арда Исцеленная была отодвинута во времени, и многие жертвы Моргота еще падут, прежде чем она из видения станет явью.