Толкин остановился на том, что умерших гномов Аулэ собирает в отдельных залах Мандоса, специально созданных для них, где они практикуются в ремеслах и изучают мастерство как раз для помощи Аулэ в восстановлении Арды. Формально это преподносится читателям как верования самих гномов. Собственно, внимательному читателю об этом говорит еще Торин в "Хоббите":
"Farewell, good thief," he said. "I go now to the halls of waiting to sit beside my fathers, until the world is renewed.
- Прощай, добрый вор, - промолвил он. - Я ухожу в чертоги ожидания, к своим предкам, и пребуду там, покуда не обновится мир.
(перевод Степанова и Каменкович)
Версия о залах Мандоса как раз в "Хоббите" и появилась впервые. В "Утраченных сказаниях" и Квэнте 1930 г. гномы возвращались обратно в камень, из которого были созданы. Потом был "Хоббит". Затем, в 1937 г., Толкин снова возвращается к версии с камнем:
Dwarves have no spirit indwelling, as have the Children of the Creator [i.e., elves and men], and they have skill but not art; and they go back into the stone of the mountains of which they were made.
У гномов нет души, коей обладают дети Создателя (т.е. эльфы и люди), и гномы способны лишь к ремесленичеству, но не к искусству. И они возвращаются в горные камни, из которых и были сделаны
("Поздние Анналы Белерианда"). Та же мысль выражена в "Ламмас" и "Квэнте Сильмариллион" того же времени.
Однако потом Толкин возвращается к концепции "Хоббита", преподнося версию о камне как глупый вариант от некоторых эльфов, тогда как на самом деле речь идет о залах Мандоса.
В конечном счете, полностью мысль оформилась в 1951 г. в "Поздней Квэнте":
[The Dwarves] live long, far beyond the span of Men, and yet not for ever. Aforetime the Noldor held that dying they returned unto the earth and the stone of which they were made; yet that is not their own belief. For they say that Aule cares for them and gathers them in Mandos in halls set apart for them, and there they wait, not in idleness but in the practice of crafts and the learning of yet deeper lore. And Aule, they say, declared to their Fathers of old that Iluvatar. . .will. . . give them a place among the Children in the End. Then their part shall be to serve Aule and to aid him in the re-making of Arda after the Last Battle.
[Гномы] живут долго, намного дольше людей, однако же не вечно. Встарь нольдор верили, что, умирая, гномы возвращаются под землю, в камень, из которого были сделаны. Но сами гномы верят в другое. Ибо говорили они, что Аулэ заботится о них и собирает в залах Мандоса, созданных специально для гномов, где они ждут, но не в ленности, а практикуя ремесла и глубже познавая секреты мастерства. И Аулэ, по словам гномов, объявил их Отцам, что в самом конце Илуватар дарует гномам место среди Детей [Илуватара]. И после этого их уделом станет служить Аулэ и помогать ему в восстановлении Арды после Последней Битвы.
Поскольку Торин является прямым наследником Дурина, одного из первоотцов гномов, то, в принципе, я не вижу смысла зацикливаться на том, что это всего лишь
верования гномов. Словам Торина можно верить в той же степени, как и словам всех эльфов, от которых мы
как бы узнаем вообще все об Арде и Эа, в целом.