Что-то мы все про фантастику да про модные книжки.
Я вот прочитал Кошкина наконец. В смысле - наконец в момент моего прихода в магазин не только вторая, но и первая книга его серии (вернее, как со стаднюковской "Войной" - это роман во многих книгах) наконец оказалась в наличии.
Итак, Иван Кошкин "Наша совесть чиста" - авторское название издателями, как обычно с большим тактом и вкусом убрано, спасибо хоть подзаголовком оставили при попсовом официальном названии "Когда горела броня".
В отличие от Анисимова и его "Варианта Бис", здесь нет альтернативной истории "как бы мы наваляли немцам, если бы не...".
Это просто хорошая книга про войну. Я такой не помню с тех пор, как прочитал переиздаваемые к 85-у романы "лейтенантской прозы", а уж в перестройку, с ее "обезглавленной армией" и "Сталин Кирова убил в коридорчике", тему задвинули глубоко и надолго. Здесь нет имперской романтики Анисимова, нет кровавой гэбни и Героических Урок, как в киношках последних лет. Эзопова языка "лейтенантской прозы" здесь, правда, тоже нет.
Зато здесь есть свободное и спокойное развертывание картины - как все это на самом деле могло быть вокруг персонажей драмы "август 1941-го" - когда уже понятно, что довоенные ожидания ничего не стоят, и враг сильнее, а Красная армия обучена хуже, чем надеялись.
Это просто хорошая книга о солдатах и командирах, которые оказались в положении, которое официальная глобалистская пропаганда молчаливо обходит как невозможное - нужно драться с врагом, пришедшим на порог твоего дома, причем это враг сильный и умелый, и мало умереть за свою родину, нужно заставить его умереть за свою. Ситуация, невообразимая для американца, ситуация невообразимая для русскоязычного гламурного журналиста, пишущего про насквозь гламурную "патриотическую акцию "Георгиевская ленточка"". Совесть павших - чиста. Они сделали что могли. Наша - это уже вопрос, вопрос вечный, - "сможешь выйти на площадь в свой назначенный час". И нам его еще решать, чтобы не было стыдно. Мне - перед сержантом Петруниным, братом моей бабушки, пропавшим без вести в разведпоиске под Кенигсбергом, или моим дедом, подполковником запаса Кияйкиным, сильно поморозившимся в финскую, воевавшего в Отечественную, умершего за несколько лет до перестроечного угара.
Вам - вам лучше знать, кого вы вспомните.
В общем, читайте. Изо всех "военно-исторически озабоченных" книг последних лет, от Березина до Переслегина и Анисимова - эта наиболее цельна и литературна.
Иван Кошкин, "Когда горела броня"
"За нами Москва"
Москва. "Яуза-Эксмо", 2006 и 2007 соответственно.