Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: "О времена, о нравы"  (Прочитано 5166 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Вечер

  • Гость
"О времена, о нравы"
« : 06/01/2004, 22:42:37 »
Бывают ли эпохи с высоким моральным уровнем и эпохи с низким? Можно ли это измерить и как это сделать? Изменяются ли эти параметры со временем и существуют ли какие-либо закономерности?

               

               

Verenjano

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #1 : 06/01/2004, 23:08:38 »
Человека в любую эпоху перекашивает. Человек по определению аморален. Даже придумав себе мораль, он не знает чувства меры и превращает ее в черт-те что. Может, помните тему "Кто виноват - дурак или его религия?". Вот-вот.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #2 : 07/01/2004, 08:03:52 »
 По-моему, мораль  меняется одновременно с развитием общества. Потому оценивать викингов, например, с точки зрения современной морали - некорректно. Но это делатся.
 Пыталась уже сформулировать критерии, по которым можно было бы оценивать уровень морали- увы...И более того, усомнилась, что это вообще возможно.

               

               

Эотан

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #3 : 07/01/2004, 10:34:56 »
Если мораль - взаимное и полное соблюдение прав человека, то еще ни одна эпоха высокоморальной не была.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #4 : 07/01/2004, 12:57:20 »
Уровень морали разных эпох можно оценивать и сравнивать - но только с колокольни текущей морали.

Например, наше общество может почитаться крайне низко падшим, поскольку практически никто не отстаивает свей чести, поруганной оскорблениями, вырвав зубами сердце обидчика.

               

               

Вечер

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #5 : 07/01/2004, 16:23:56 »
А в случае, когда временная разница невелика, а культура совпадает? (Собственно, именно в такой обстановке субж и был произнесен.)

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #6 : 07/01/2004, 21:05:03 »
 Можно поточнее?

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #7 : 08/01/2004, 02:51:38 »
Даже в рамках одной культуры (если не стараться определить поточнее этот термин) нормы морали довольно сильно меняются. Например, поведение современных эмансипированных женщин шокировало бы их сверстниц из XVIII века. Современные идеалы прав и свобод человека немыслимы до церковной Реформации. И так далее...

В то же время, если оценка как-то зафиксированы, можно проводить и некоторые сравнения. Например, указать, что по сравнению с 1913 годом в 1922 Россия была ввергнута в пучину зла, бескультурия и братоубийства. Но это всё - с многочисленными оговорками...

               

               

Entaniel

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #8 : 08/01/2004, 13:40:25 »

Цитата:
Бывают ли эпохи с высоким моральным уровнем и эпохи с низким? Можно ли это измерить и как это сделать?

Имхо, бывают и можно. Например, по количеству документально зафиксированных отступлений от норм принятой в данную эпоху морали (хоть бы по уровню  уголовных убийств) Разумеется, подобные оценки будут довольно-таки приблизительными, но все же какую-то информацию они дать могут.

               

               

Rumata

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #9 : 08/01/2004, 15:49:22 »

Цитата из: Entaniel on 08-01-2004, 13:40:25

Цитата:
Бывают ли эпохи с высоким моральным уровнем и эпохи с низким? Можно ли это измерить и как это сделать?

Имхо, бывают и можно. Например, по количеству документально зафиксированных отступлений от норм принятой в данную эпоху морали (хоть бы по уровню  уголовных убийств) Разумеется, подобные оценки будут довольно-таки приблизительными, но все же какую-то информацию они дать могут.



По критериям отступления от норм нельзя ничего оценить. Во-первых, что взять нормой (что принять за точку отсчета)? Ведь в том же 1918-22 году можно сказать вошло в норму братоубийство. А во-вторых, человечество во все времена примерно одинаково (в пропорциональном отношении) отступало от принятых собой же норм.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #10 : 08/01/2004, 16:08:34 »
Ну, убийства (даже уголовные) морали далеко не всегда противоречат...

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #11 : 08/01/2004, 16:15:31 »
 Похоже, с отбором критериев сложности не только у меня...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #12 : 08/01/2004, 16:28:56 »

Цитата из: Rumata on 08-01-2004, 15:49:22
А во-вторых, человечество во все времена примерно одинаково (в пропорциональном отношении) отступало от принятых собой же норм.


Собственно, этот-то тезис и под вопросом.

               

               

Bindaree

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #13 : 08/01/2004, 16:37:04 »

Цитата:
А во-вторых, человечество во все времена примерно одинаково (в пропорциональном отношении) отступало от принятых собой же норм.


пропорционально чему?

               

               

Кириан Нарнийский

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #14 : 08/01/2004, 18:49:19 »
СТоп, стоп! Что есть мораль, тут путаница пошла уже...

               

               

Nobody

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #15 : 08/01/2004, 20:00:27 »
Забавно,что встал вопрос о морали.Есть такая штука,как вечные ценности,обязанности человека сложившиеся за века его существования.Одним из главных критериев морали,насколько я помню является Честь.И уж сколько народу поумирало за нее от руки дуэлянтов(уголовные убийства)не счесть,однако эпоха дуэлей имхо не самая аморальная за все времена.Есть забавное отступление:мы никогда не узнаем, каков был моральный уровень хотя бы 100 лет назад.Это тщательно скрывается, и люди с "прогнившими моральными устоями" обычно свои устои скрывали.Поэтому объективно оценить моральность эпохи сложно.Другое дело,что с точки зрения степени скрывания своей аморальности нашу эпоху можно назвать оччень даже павшей.  :P

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #16 : 09/01/2004, 01:08:58 »
"Вечные ценности" - это то, что сейчас так называется.

Кстати, какие-то объективные данные всё-таки можно привести. Например, совершенно точно известно, что человечество занималось сексом во все века совего существования...

               

               

Entaniel

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #17 : 09/01/2004, 05:07:31 »

Цитата:
Ну, убийства (даже уголовные) морали далеко не всегда противоречат...

Согласна. Возьмем этически однозначные случаи - убийства с целью получения материальной выгоды (не знаю ни одного периода\общества, в котором бы моралью это одобрялось). Исключим те, которые санкционированы обществом (палачи, охотники за беглыми рабами, наемники и т.п.) Получим количество чистых "киллеров". Имхо, уже по отношению "киллеры" - население можно судить о состоянии общества.
NB: разумеется, это все чисто умозрительно, и в реальном исследовании применено быть не может. Хотя бы из-за заведомой неполности\неверности статистики. Но решать задачу, которая заведомо не имеет решения - имхо, неинтересно.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #18 : 09/01/2004, 07:53:46 »

Цитата из: Мунин on 09-01-2004, 01:08:58
"Вечные ценности" - это то, что сейчас так называется.

Кстати, какие-то объективные данные всё-таки можно привести. Например, совершенно точно известно, что человечество занималось сексом во все века совего существования...


 Этот критерий будем считать показателем морали или ее отсутствия? ;)

               

               

Bindaree

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #19 : 09/01/2004, 10:19:15 »

Цитата:

Цитата:
Кстати, какие-то объективные данные всё-таки можно привести. Например, совершенно точно известно, что человечество занималось сексом во все века совего существования...

Этот критерий будем считать показателем морали или ее отсутствия?


Тут надо провести статистическое исследование  ;) потому что в вопросах морали в данном случае важна форма, а не содержание  ;D ИМХО, конечно...



               

               

Nobody

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #20 : 09/01/2004, 13:52:23 »

Цитата из: Мунин on 09-01-2004, 01:08:58
"Вечные ценности" - это то, что сейчас так называется.

Кстати, какие-то объективные данные всё-таки можно привести. Например, совершенно точно известно, что человечество занималось сексом во все века совего существования...


  Кто бы спорил.Другое дело,то как это преподносилось.Муж и жена,скажем,это одно дело.Два человека,не связанных друг с другом узами брака - совсем другое.Были ведь времена,когда в этом втором случае речь шла о запятнанной чести,ошибке,которую можно смыть лишь кровью,или если и не так,то уж точно о бооольшом позоре.И времена,когда сказать вот сегодня он(а) мне подарил(а) классную  ночь,а вот тот(та) был(а) значительно хуже,никого не шокируют,даже более того,будут восприняты с веселым одобрением.Это и имелось в виду,когда я говорила о том,что аморальность скрывалась.
 А вечные ценности - это те,о которых мы узнаем из истории.За убийство во все времена наказывали,как и за воровство.Возможно эти "ценности"раньше называли по другому,но они были. :o

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #21 : 09/01/2004, 14:29:13 »

Цитата из: svensven on 09-01-2004, 07:53:46

Цитата из: Мунин on 09-01-2004, 01:08:58
Кстати, какие-то объективные данные всё-таки можно привести. Например, совершенно точно известно, что человечество занималось сексом во все века совего существования...


 Этот критерий будем считать показателем морали или ее отсутствия? ;)


А это зависит от того, как мораль это оценивает.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #22 : 10/01/2004, 08:44:12 »
 Если Вы имели в виду "..как мораль это оценивала..", то мы опять упираемся в отсутсвие достоверной информации. Потому как в источниках только различные " Поучения против.." и художественная литература.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #23 : 10/01/2004, 14:06:47 »
Да, я это и имел в виду. Но подозреваю, что вытащить из источников нормы морали проще, чем действительное положение дел.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #24 : 10/01/2004, 17:16:51 »

Цитата из: Мунин on 10-01-2004, 14:06:47
Да, я это и имел в виду. Но подозреваю, что вытащить из источников нормы морали проще, чем действительное положение дел.


 Выявить действительные нормы морали так же сложно, как и то, как действительно обстояли дела. Ибо источники знакомят нас с нормами морали, приемлемыми или желательными для   небольшой группы людей.

               

               

Вечер

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #25 : 10/01/2004, 17:56:31 »

Цитата:
Выявить действительные нормы морали так же сложно, как и то, как действительно обстояли дела. Ибо источники знакомят нас с нормами морали, приемлемыми или желательными для  небольшой группы людей.

Смотря для какой эпохи. Это верно для древности, от которой сохранились только нормативные акты, а что касается тех эпох, от которых мы имеем такие свидетельства как письма, дневники, договоры самого разного рода, судебные протоколы и т.д., то можно говорить и о более или менее целостной картина, поскольку сохранились не только идеалы, но и повседневная практика.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #26 : 10/01/2004, 20:50:56 »
 Почему же- древности... Все, что до 18-го века практически. Кроме того, повседневная практика, о которой вы говорите, полной картины не создаст. Что мы можем знать о жизни деревни, общин? Жалкие крохи.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #27 : 11/01/2004, 00:02:42 »

Цитата из: svensven on 10-01-2004, 17:16:51

Цитата из: Мунин on 10-01-2004, 14:06:47
Да, я это и имел в виду. Но подозреваю, что вытащить из источников нормы морали проще, чем действительное положение дел.


 Выявить действительные нормы морали так же сложно, как и то, как действительно обстояли дела. Ибо источники знакомят нас с нормами морали, приемлемыми или желательными для   небольшой группы людей.


Вы путаете нормы морали и принятое поведение. Как раз поведение ("узус") разнообразно и специфично для многих небольших групп. А вот декларируемые нормы - они едины для всего общества и произносятся по возможности более громко. Именно их расхождение и есть степень "аморальности" общества, насколько я понимаю.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #28 : 11/01/2004, 09:18:57 »
 Нет, нормы морали с  принятым поведением я не путаю. Я имела в виду:
- не факт, что мнение части интеллигенции демонстрирует нам общепринятые нормы морали того времени. Хотя бы потому, что у писателя вряд ли было ясное представление о нормах морали сельской общины, например. А крестьяне были подавляющим большинством в стране. И вряд ли у крестьянства было ясное представление о декларируемых  в литературе нормах морали.
 - тем более не факт, что различные " Поучения против.." демонстрируют нам нормы морали существующие, а не желаемые.
 Про расхождение принятого поведения с декларируемыми нормами- интересно. То есть сейчас наще общесто менее аморально, чем 20 лет назад, например?

               

               

Эотан

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #29 : 11/01/2004, 11:13:49 »
Наоборот, в первоисточниках как раз и описываются нормативные образцы морали. А вот как они в реальности выдерживались - это очень большой вопрос...

               

               

Вечер

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #30 : 11/01/2004, 15:43:58 »

Цитата:
Все, что до 18-го века практически.

It depends. Для Италии уже где-то века с XIV.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #31 : 11/01/2004, 17:17:47 »
  Эотан, А мы что хотим обсудить?
 
 Вечер, я назвала среднюю дату и настаивать на ней не буду.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #32 : 12/01/2004, 01:43:21 »

Цитата из: svensven on 11-01-2004, 09:18:57
 Хотя бы потому, что у писателя вряд ли было ясное представление о нормах морали сельской общины, например.

Вот это-то я и называю "путаете". Что принято de facto в сельской общине - это узус. А норма - это что положено и продиктовано. И норма для общины не специфична - она едина для всего общества.

Цитата из: svensven on 11-01-2004, 09:18:57
 Нет, нормы морали с  принятым поведением я не путаю. Я имела в виду:
- не факт, что мнение части интеллигенции демонстрирует нам общепринятые нормы морали того времени.
...
А крестьяне были подавляющим большинством в стране. И вряд ли у крестьянства было ясное представление о декларируемых  в литературе нормах морали.


Когда это мнение интеллигенции демонстрировало нормы морали? Излагать нормы морали - во все века было делом церкви. И уж она-то до каждого крестьянина имела возможности достучаться.

Цитата из: svensven on 11-01-2004, 09:18:57
 Про расхождение принятого поведения с декларируемыми нормами- интересно. То есть сейчас наще общесто менее аморально, чем 20 лет назад, например?


Наверное, надо учитывать расхождение только в сфере морали. Хотя - не исключаю, что да.

               

               

Destroyer

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #33 : 12/01/2004, 02:35:32 »

Цитата из: Мунин on 12-01-2004, 01:43:21

Цитата из: svensven on 11-01-2004, 09:18:57
А крестьяне были подавляющим большинством в стране. И вряд ли у крестьянства было ясное представление о декларируемых  в литературе нормах морали.


Когда это мнение интеллигенции демонстрировало нормы морали? Излагать нормы морали - во все века было делом церкви. И уж она-то до каждого крестьянина имела возможности достучаться.



Согласен с тем, что интеллигенция, мораль и крестьянство - три большие разницы.
Однако насчет "достучаться"... Я не ведаю, где ты, добрый молодец, живешь, но вот я, как человек, обитающий в деревне, скажу тебе - церковь, к примеру, ни в жисть не одобряла снохачество. А ты в курсе, как оно в русских деревнях процветало? :o
И таких расхождений насчет тго, до чего "достукивалась" церковь" и что было в результате - масса.


Беспощадно исправлены
неверные теги цитирования.
Хифион.



               

               

Эотан

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #34 : 12/01/2004, 09:42:55 »

Цитата:
Эотан, А мы что хотим обсудить?


А что тогда есть смысл обсуждать? Как люди хотели жить (или не хотели, но их заставляли)? Или все ж таки как они в реальности жили?

               

               

Rumata

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #35 : 12/01/2004, 16:47:55 »
А по моему, вы уж пожалуйста не обижайтесь, но в этой теме мы пытаемся каким-то образом "изобрести велосипед". Ну как ты не изгаляйся а объективно оценить мораль предыдущего времени/эпохи или другого отрезка времени невозможно. Все критерии будут браться из времени нынешнего. Так что, говорить: "Вот тогда мораль была УУУ , а теперь все плохо" не стоит. Не получиться изобрести "универсальный моралимер", критерии оценки где-то во времени затерялись. ;)

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #36 : 12/01/2004, 19:16:17 »

Цитата из: Мунин on 12-01-2004, 01:43:21
Вот это-то я и называю "путаете". Что принято de facto в сельской общине - это узус. А норма - это что положено и продиктовано. И норма для общины не специфична - она едина для всего общества.

 Откуда у нас может появиться информация о том, как обстояли дела с моралью в сельских общинах и как они соотносились с нормами морали? Речь шла о возможных источниках.
Цитата:
Когда это мнение интеллигенции демонстрировало нормы морали? Излагать нормы морали - во все века было делом церкви. И уж она-то до каждого крестьянина имела возможности достучаться.


Авторы литературных произведений, как правило, интеллигенты. Они высказывась на тему морали или я что-то путаю?
 Насчет церкви и крестьянства.....Соглашусь с Destroyerом- иначе откуда бы брались многочисленные " Поучения против..."?

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #37 : 12/01/2004, 19:23:58 »

Цитата из: Эотан on 12-01-2004, 09:42:55
А что тогда есть смысл обсуждать? Как люди хотели жить (или не хотели, но их заставляли)? Или все ж таки как они в реальности жили?


 
 Да вот и я об этом....Опереться не на что.

 Rumata, велосипед нам тут не изобрести, это точно...Но вот слово новое узнали- "узус"-чем не польза? ;)

 Destroyer, как вы это сделали ? :o

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #38 : 13/01/2004, 00:52:25 »

Цитата из: Destroyer on 12-01-2004, 02:35:32
Однако насчет "достучаться"... Я не ведаю, где ты, добрый молодец, живешь, но вот я, как человек, обитающий в деревне, скажу тебе - церковь, к примеру, ни в жисть не одобряла снохачество. А ты в курсе, как оно в русских деревнях процветало? :o


Вот это и есть различия между декларируемой нормой и практикой!

Цитата из: svensven on 12-01-2004, 19:16:17
Авторы литературных произведений, как правило, интеллигенты. Они высказывась на тему морали или я что-то путаю?


Высказываться - высказывались. Но никогда не диктовали.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #39 : 13/01/2004, 07:24:55 »
 Тогда дублирую вопрос Эотана. Мы хотим обсудить нормы морали, которые диктовались или реальное положение дел с моралью? Первое- проще. ;)

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #40 : 13/01/2004, 10:45:43 »
Мне до сих пор кажется, что предмет обсуждения - gap между двумя названными вещами...

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #41 : 13/01/2004, 11:23:54 »
 Боюсь, я не в состоянии оценить этот дар даже в настоящем времени...

               

               

Bindaree

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #42 : 13/01/2004, 15:40:55 »
Мунин,

ну почему, почему Вы настаиваете на невозможности различий норм морали для разных слоев общества? Неужели Вы так уверены, что ни кастовость, ни рабство совсем не налагали различий?

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #43 : 13/01/2004, 20:00:22 »

Цитата из: svensven on 13-01-2004, 11:23:54
 Боюсь, я не в состоянии оценить этот дар даже в настоящем времени...


Не "дар" а "Gap" (англ.) - разрыв, пробел, щель, пропасть...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #44 : 13/01/2004, 20:04:41 »

Цитата из: Bindaree on 13-01-2004, 15:40:55
ну почему, почему Вы настаиваете на невозможности различий норм морали для разных слоев общества? Неужели Вы так уверены, что ни кастовость, ни рабство совсем не налагали различий?


Да нет, я не то, чтобы настаиваю. Quod licet Jovi non licet bovi всегда было, и с этим не поспоришь.

Я настаиваю на другом: то, что считалось нормой морали, всегда громко декларировалось, и в силу декларативности было примерно равным для большей части слоёв общества. А эффекты скрытой практики, которые мне тут называли, отношу не к норме, а к тем реалиям, с которыми как раз эта норма и расходилась.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #45 : 13/01/2004, 20:07:01 »
 Упппс. :-[ Бывает.
 Однако ж, чтобы оценить расхождение, надо определиться с обоими моментами. С диктуемыми нормами проблем нет. Они, кстати, значительно не менялись. Имхо. С действительностью- сложнее.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #46 : 14/01/2004, 00:00:37 »

Цитата из: svensven on 13-01-2004, 20:07:01
С диктуемыми нормами проблем нет. Они, кстати, значительно не менялись. Имхо.


Имхо, менялись, и очень сильно. Вот что, например, сейчас назовут "делом чести"? Разве что разборки с амурным конкурентом...

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #47 : 14/01/2004, 10:01:43 »
 Что ж вы так плохо о людях...То, что слово " честь" сейчас в приличном обществе произнести неловко, отнюдь не означает ее отсутствия.

               

               

Bindaree

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #48 : 14/01/2004, 10:36:12 »
Мунин,

Цитата:
Да нет, я не то, чтобы настаиваю. Quod licet Jovi non licet bovi всегда было, и с этим не поспоришь.


Вороны - странные птицы... латынь знают, а переводить с нее не умеют...   ;) ;D

Цитата:
Я настаиваю на другом: то, что считалось нормой морали, всегда громко декларировалось, и в силу декларативности было примерно равным для большей части слоёв общества. А эффекты скрытой практики, которые мне тут называли, отношу не к норме, а к тем реалиям, с которыми как раз эта норма и расходилась.

Тогда ясно.

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #49 : 15/01/2004, 02:15:06 »

Цитата из: Bindaree on 14-01-2004, 10:36:12

Цитата:
Да нет, я не то, чтобы настаиваю. Quod licet Jovi non licet bovi всегда было, и с этим не поспоришь.


Вороны - странные птицы... латынь знают, а переводить с нее не умеют...   ;) ;D


Не знают, а помнят пару выражений, которые стараются цитировать больше к месту, чем не к месту. A propos, нередко получается наоборот...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #50 : 15/01/2004, 02:17:26 »

Цитата из: svensven on 14-01-2004, 10:01:43
 Что ж вы так плохо о людях...То, что слово " честь" сейчас в приличном обществе произнести неловко, отнюдь не означает ее отсутствия.


Но за оскорблённую честь не требуют сатисфакции кровью. По европейским стандартам трёхсотлетней давности - поразительное падение нравов, и общая бесхребетность.

               

               

svensven

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #51 : 15/01/2004, 07:52:40 »
 Но понятие " чести" как таковое кардинальных изменений не претерпело.

               

               

Bindaree

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #52 : 15/01/2004, 17:12:31 »
Мунин,

намек ясен.  ;)

Цитата:
Но за оскорблённую честь не требуют сатисфакции кровью.

Это не значит, что нормы изменились, это значит, что представление об адекватности ответа поменялось. Упс, а это не норма морали?

               

               

Симагин Гендо

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #53 : 28/02/2004, 07:45:10 »

Цитата из: svensven on 13-01-2004, 07:24:55
 Тогда дублирую вопрос Эотана. Мы хотим обсудить нормы морали, которые диктовались или реальное положение дел с моралью? Первое- проще. ;)


    Но надо обсуждать реальное положение.
Цитата из: Bindaree on 09-01-2004, 10:19:15
Тут надо провести статистическое исследование  ;) потому что в вопросах морали в данном случае важна форма, а не содержание  ;D ИМХО, конечно...


       Содержание важно всегда. И оно всегда важнее формы.

               

               

Эотан

  • Гость
Re:"О времена, о нравы"
« Ответ #54 : 28/02/2004, 16:20:51 »

Цитата:
Но надо обсуждать реальное положение.
 
А как Вы это сделаете? Согласно высказываниям в этой теме, в истории есть упоминания в основном об официальных нормах морали. Где же Вы найдете необходимые данные?

Цитата:
Содержание важно всегда. И оно всегда важнее формы.

Ну только не надо путать теплое с мягким. Например, содержания без формы не бывает.
Потом, как установить содержание той или иной традиции, дошедшей от тех времен?
"От этой картины польза большая - она дырку на обоях закрывает!" (с) "Простоквашино"  ;D