Здесь больше нет рекламы. Но могла бы быть, могла.

Автор Тема: Бродский...  (Прочитано 1930 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Мунин

  • Гость
Бродский...
« : 07/01/2004, 14:28:10 »
Субж.

               

               

Эотан

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #1 : 07/01/2004, 14:56:31 »
А процитируйте что-нибудь, взявшее лично Вас за душу?

               

               

Brok

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #2 : 07/01/2004, 23:13:23 »

ПИСЬМА РИМСКОМУ ДРУГУ
             (Из Марциала)

                *

Нынче ветрено и волны с перехлестом.
   Скоро осень, все изменится в округе.
Смена красок этих трогательней, Постум,
   чем наряда перемены у подруги.

Дева тешит до известного предела -
   дальше локтя не пойдешь или колена.
Сколь же радостней прекрасное вне тела:
   ни объятье невозможно, ни измена!

                *

Посылаю тебе, Постум, эти книги
   Что в столице? Мягко стелют? Спать не жестко?
Как там Цезарь? Чем он занят? Все интриги?
   Все интриги, вероятно, да обжорство.

Я сижу в своем саду, горит светильник.
   Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых.
Вместо слабых мира этого и сильных -
   лишь согласное гуденье насекомых.

                *

Здесь лежит купец из Азии. Толковым
   был купцом он - деловит, но незаметен.
Умер быстро: лихорадка. По торговым
   он делам сюда приплыл, а не за этим.

Рядом с ним - легионер, под грубым кварцем.
   Он в сражениях Империю прославил.
Столько раз могли убить! а умер старцем.
   Даже здесь не существует, Постум, правил.

                *

Пусть и вправду, Постум, курица не птица,
   но с куриными мозгами хватишь горя.
Если выпало в Империи родиться,
   лучше жить в глухой провинции у моря.

И от Цезаря далеко, и от вьюги.
   Лебезить не нужно, трусить, торопиться.
Говоришь, что все наместники - ворюги?
   Но ворюга мне милей, чем кровопийца.

                *

Этот ливень переждать с тобой, гетера,
   я согласен, но давай-ка без торговли:
брать сестерций с покрывающего тела
   все равно, что дранку требовать у кровли.

Протекаю, говоришь? Но где же лужа?
   Чтобы лужу оставлял я, не бывало.
Вот найдешь себе какого-нибудь мужа,
   он и будет протекать на покрывало.

                *

Вот и прожили мы больше половины.
   Как сказал мне старый раб перед таверной:
"Мы, оглядываясь, видим лишь руины".
   Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
   Разыщу большой кувшин, воды налью им...
Как там в Ливии, мой Постум,- или где там?
   Неужели до сих пор еще воюем?

                *

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
   Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще... Недавно стала жрица.
   Жрица, Постум, и общается с богами.

Приезжай, попьем вина, закусим хлебом.
   Или сливами. Расскажешь мне известья.
Постелю тебе в саду под чистым небом
   и скажу, как называются созвездья.

                *

Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье,
   долг свой давний вычитанию заплатит.
Забери из-под подушки сбереженья,
   там немного, но на похороны хватит.

Поезжай на вороной своей кобыле
   в дом гетер под городскую нашу стену.
Дай им цену, за которую любили,
   чтоб за ту же и оплакивали цену.

                *

Зелень лавра, доходящая до дрожи.
   Дверь распахнутая, пыльное оконце.
Стул покинутый, оставленное ложе.
   Ткань, впитавшая полуденное солнце.

Понт шумит за черной изгородью пиний.
   Чье-то судно с ветром борется у мыса.
На рассохшейся скамейке - Старший Плиний.
   Дрозд щебечет в шевелюре кипариса.



Mарт 1972

Сочинения Иосифа Бродского.
Пушкинский фонд.
Санкт-Петербург, 1992.


               

               

Мунин

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #3 : 08/01/2004, 03:20:22 »

        24. Романс для Честняги и хора

Хор:
     Здесь дождь, и дым, и улица,
     туман и блеск огня.

Честняга:
     Глупцы, придурки, умники,
     послушайте меня,
     как честностью прославиться
     живя в добре и зле,
     что сделать, чтоб понравиться
     на небе и земле.
     Я знал четыре способа:

        -- Покуда не умрешь
        надеяться на Господа...

Хор:
     Ха-ха, приятель, врешь!

Честняга:
     Я слышу смех, иль кажется
     мне этот жуткий смех.

        Друзья, любите каждого,
        друзья, любите всех --
        и дальнего, и ближнего,
        детей и стариков...

Хор:
     Ха-ха, он выпил лишнего,
     он ищет дураков!

Честняга:
     Я слышу смех. Наверное
     я слышу шум машин;
     друзья, вот средство верное,
     вот идеал мужчин:

        -- Берите весла длинные,
        топор, пилу, перо, --
        и за добро творимое
        получите добро,
        стучите в твердь лопатами,
        марайте белый лист.
        -- Воздастся и заплатится...

Хор:
     Ха-ха, приятель, свист!
     Ты нас считаешь дурнями,
     считаешь за детей.

Честняга:
     Я слышу смех. Я думаю,
     что это смех людей.
     И я скажу, что думаю,
     пускай в конце концов
     я не достану курева
     у этих наглецов.
     О, как они куражатся,
     но я скажу им всем
     четвертое и, кажется,
     ненужное совсем,
     четвертое (и лишнее),
     души (и тела) лень.

        -- За ваши чувства высшие
        цепляйтесь каждый день,
        за ваши чувства сильные,
        за горький кавардак
        цепляйтесь крепче, милые...

Хор:
     А ну, заткнись, мудак!
     Чего ты добиваешься,
     ты хлебало заткни,
     чего ты дорываешься
     над русскими людьми.
     Земля и небо -- Господа,
     но нам дано одно.
     Ты знал четыре способа,
     но все они -- говно.
     Но что-то проворонил ты:
     чтоб сытно есть и пить,
     ты должен постороннему
     на горло наступить.
     Прости, мы извиняемся,
     но знал ли ты когда,
     как запросто меняются
     на перегной года,
     взамен обеда сытного,
     взамен "люблю -- люблю", --
     труда, но непосильного,
     с любовью -- по рублю.
     И нам дано от Господа
     немногое суметь,
     но ключ любого способа,
     но главное -- посметь,
     посметь заехать в рожу
     и обмануть посметь,
     и жизнь на жизнь похожа!

Честняга:
     Но более -- на смерть.


               

               

Мунин

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #4 : 08/01/2004, 03:23:19 »
Вообще, можно же пачками цитировать, одни романсы чего стоят...

               

               

Brok

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #5 : 08/01/2004, 03:27:22 »
Ох-х-х... Мунин, ты прав, ещё как прав... Цитировать можно бесконечно...  ;)

               

               

Эотан

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #6 : 08/01/2004, 10:24:21 »
Когда обыденные слова наполняются такой... не жестокостью, наверное, но жесткостью и грустью от неизбежности подобного - это признак большого таланта...
.....

               

               

Мунин

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #7 : 08/01/2004, 16:25:30 »

          [size=+1]Романс[/size]

     Ах, улыбнись, ах, улыбнись вослед, взмахни рукой,
     недалеко, за цинковой рекой.
     Ах, улыбнись в оставленных домах,
     я различу на улицах твой взмах.

     Недалеко, за цинковой рекой,
     где стекла дребезжат наперебой,
     и в полдень нагреваются мосты,
     тебе уже не покупать цветы.

     Ах, улыбнись в оставленных домах,
     где ты живешь средь вороха бумаг
     и запаха увянувших цветов,
     мне не найти оставленных следов.

     Я различу на улицах твой взмах,
     как хорошо в оставленных домах
     любить других и находить других,
     из комнат, бесконечно дорогих,
     любовью умолкающей дыша,
     навек уйти, куда-нибудь спеша.

     Ах, улыбнись, ах, улыбнись вослед, взмахни рукой,
     когда на миг все люди замолчат,
     недалеко за цинковой рекой
     твои шаги на целый мир звучат.

     Останься на нагревшемся мосту,
     роняй цветы в ночную пустоту,
     когда река, блестя из пустоты,
     всю ночь несет в Голландию цветы.

             1961


               

               

Эотан

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #8 : 08/01/2004, 19:42:48 »
Питер?

               

               

svensven

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #9 : 08/01/2004, 20:47:40 »
 Заметьте, у вас здесь чисто мужская компания. :)
 Я не считаю себя ни знатоком, ни даже любителем поэзии. Сидеть и долго читать нечто рифмованное не могу- перестаю понимать смысл, сбиваюсь на пересчет ритма.
 Зато люблю взять сборник, листать и читать, " цепляясь" за какие-то вещи. Так вот по Бродскому ходила почти впустую. " Пришла зима, и все, кто мог лететь", " Есть мистика, есть вера.." Все.
 Может быть, Бродский  больше " мужской" автор? Как Есенин- " женский"?
 Или глупость говорю...

               

               

Мунин

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #10 : 09/01/2004, 00:57:00 »
Не знаю. Меня лично его ритм завораживает вместе со словами. И какой пересчёт ритма в "Романсе для Честняги и хора"? Там же всё прозрачно.

А попробуйте "Рождественский романс"...

               

               

Heisa

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #11 : 09/01/2004, 01:07:18 »
svensven, нууу..не знаю. я, к примеру, очень люблю бродского. именно что завораживает.  это, единственный поэт, стихи которого я могу читать с той же легкостью, что и прозаическую литературу.

ЗЫ..это я к тому, что я, так уж получилось, полу женского...

особенно люблю вот это стихотворение :

Разговор с небожителем

     Здесь, на земле,
     где я впадал то в истовость, то в ересь,
     где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
     как мышь в золе,
     где хуже мыши
     глодал петит родного словаря,
     тебе чужого, где, благодаря
     тебе, я на себя взираю свыше,

     уже ни в ком
     не видя места, коего глаголом
     коснуться мог бы, не владея горлом,
     давясь кивком
     звонкоголосой падали, слюной
     кропя уста взамен кастальской влаги,
     кренясь Пизанской башнею к бумаге
     во тьме ночной,

     тебе твой дар
     я возвращаю -- не зарыл, не пропил;
     и, если бы душа имела профиль,
     ты б увидал,
     что и она
     всего лишь слепок с горестного дара,
     что более ничем не обладала,
     что вместе с ним к тебе обращена.

     Не стану жечь
     тебя глаголом, исповедью, просьбой,
     проклятыми вопросами -- той оспой,
     которой речь
     почти с пелен
     заражена -- кто знает? -- не тобой ли;
     надежным, то есть, образом от боли
     ты удален.

     Не стану ждать
     твоих ответов, Ангел, поелику
     столь плохо представляемому лику,
     как твой, под стать,
     должно быть, лишь
     молчанье -- столь просторное, что эха
     в нем не сподобятся ни всплески смеха,
     ни вопль: "Услышь!"

     Вот это мне
     и блазнит слух, привыкший к разнобою,
     и облегчает разговор с тобою
     наедине.
     В Ковчег птенец,
     не возвратившись, доказует то, что
     вся вера есть не более, чем почта
     в один конец.

     Смотри ж, как, наг
     и сир, жлоблюсь о Господе, и это
     одно тебя избавит от ответа.
     Но это -- подтверждение и знак,
     что в нищете
     влачащий дни не устрашится кражи,
     что я кладу на мысль о камуфляже.
     Там, на кресте,

     не возоплю: "Почто меня оставил?!"
     Не превращу себя в благую весть!
     Поскольку боль -- не нарушенье правил:
     страданье есть
     способность тел,
     и человек есть испытатель боли.
     Но то ли свой ему неведом, то ли
     ее предел.

        ___

     Здесь, на земле,
     все горы -- но в значении их узком --
     кончаются не пиками, но спуском
     в кромешной мгле,
     и, сжав уста,
     стигматы завернув свои в дерюгу,
     идешь на вещи по второму кругу,
     сойдя с креста.

     Здесь, на земле,
     от нежности до умоисступленья
     все формы жизни есть приспособленье.
     И в том числе
     взгляд в потолок
     и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
     в котором нас разыскивает, скажем,
     один стрелок.

     Как на сопле,
     все виснет на крюках своих вопросов,
     как вор трамвайный, бард или философ --
     здесь, на земле,
     из всех углов
     несет, как рыбой, с одесной и с левой
     слиянием с природой или с девой
     и башней слов!

     Дух-исцелитель!
     Я из бездонных мозеровских блюд
     так нахлебался варева минут
     и римских литер,
     что в жадный слух,
     который прежде не был привередлив,
     не входят щебет или шум деревьев --
     я нынче глух.

     О нет, не помощь
     зову твою, означенная высь!
     Тех нет объятий, чтоб не разошлись
     как стрелки в полночь.
     Не жгу свечи,
     когда, разжав железные объятья,
     будильники, завернутые в платья,
     гремят в ночи!

     И в этой башне,
     в правнучке вавилонской, в башне слов,
     все время недостроенной, ты кров
     найти не дашь мне!
     Такая тишь
     там, наверху, встречает златоротца,
     что, на чердак карабкаясь, летишь
     на дно колодца.

     Там, наверху --
     услышь одно: благодарю за то, что
     ты отнял все, чем на своем веку
     владел я. Ибо созданное прочно,
     продукт труда
     есть пища вора и прообраз Рая,
     верней -- добыча времени: теряя
     (пусть навсегда)

     что-либо, ты
     не смей кричать о преданной надежде:
     то Времени, невидимые прежде,
     в вещах черты
     вдруг проступают, и теснится грудь
     от старческих морщин; но этих линий --
     их не разгладишь, тающих как иней,
     коснись их чуть.

     Благодарю...
     Верней, ума последняя крупица
     благодарит, что не дал прилепиться
     к тем кущам, корпусам и словарю,
     что ты не в масть
     моим задаткам, комплексам и форам
     зашел -- и не предал их жалким формам
     меня во власть.

        ___

     Ты за утрату
     горазд все это отомщеньем счесть,
     моим приспособленьем к циферблату,
     борьбой, слияньем с Временем -- Бог весть!
     Да полно, мне ль!
     А если так -- то с временем неблизким,
     затем что чудится за каждым диском
     в стене -- туннель.

     Ну что же, рой!
     Рой глубже и, как вырванное с мясом,
     шей сердцу страх пред грустною порой,
     пред смертным часом.
     Шей бездну мук,
     старайся, перебарщивай в усердьи!
     Но даже мысль о -- как его! -- бессмертьи
     есть мысль об одиночестве, мой друг.

     Вот эту фразу
     хочу я прокричать и посмотреть
     вперед -- раз перспектива умереть
     доступна глазу --
     кто издали'
     откликнется? Последует ли эхо?
     Иль ей и там не встретится помеха,
     как на земли?

     Ночная тишь...
     Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
     Кирпичный будоражит позвоночник
     печная мышь.
     И за окном
     толпа деревьев в деревянной раме,
     как легкие на школьной диаграмме,
     объята сном.

     Все откололось...
     И время. И судьба. И о судьбе...
     Осталась только память о себе,
     негромкий голос.
     Она одна.
     И то -- как шлак перегоревший, гравий,
     за счет каких-то писем, фотографий,
     зеркал, окна, --

     исподтишка...
     и горько, что не вспомнить основного!
     Как жаль, что нету в христианстве бога --
     пускай божка --
     воспоминаний, с пригоршней ключей
     от старых комнат -- идолища с ликом
     старьевщика -- для коротанья слишком
     глухих ночей.

     Ночная тишь.
     Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.
     Отрепья дыма роются в обломках
     больничных крыш.
     Любая речь
     безадресна, увы, об эту пору --
     чем я сумел, друг-небожитель, спору
     нет, пренебречь.

     Страстная. Ночь.
     И вкус во рту от жизни в этом мире,
     как будто наследил в чужой квартире
     и вышел прочь!
     И мозг под током!
     И там, на тридевятом этаже
     горит окно. И, кажется, уже
     не помню толком,

     о чем с тобой
     витийствовал -- верней, с одной из кукол,
     пересекающих полночный купол.
     Теперь отбой,
     и невдомек,
     зачем так много черного на белом?
     Гортань исходит грифелем и мелом,
     и в ней -- комок

     не слов, не слез,
     но странной мысли о победе снега --
     отбросов света, падающих с неба, --
     почти вопрос.
     В мозгу горчит,
     и за стеною в толщину страницы
     вопит младенец, и в окне больницы
     старик торчит.

     Апрель. Страстная. Все идет к весне.
     Но мир еще во льду и в белизне.
     И взгляд младенца,
     еще не начинавшего шагов,
     не допускает таянья снегов.
     Но и не деться
     от той же мысли -- задом наперед --
     в больнице старику в начале года:
     он видит снег и знает, что умрет
     до таянья его, до ледохода.
             март -- апрель 1970


               

               

svensven

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #12 : 09/01/2004, 09:15:35 »
  Дефект восприятия. :) На " Романс для Честняги.." меня хватает. На приведенное RJ- уже нет. Но есть же еще воля... ;)
" Рождественнского романса " у меня не оказалось, к сожалению.
 Когда я говорила о " мужских" и " женских" авторах, имела в виду лишь преобладание людей указанного пола среди поклонников. Абсолютные варианты, полагаю, невозможны.

 RJ, 5-я строфа. Спасибо. А целиком принять не могу.

               

               

Кириан Нарнийский

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #13 : 09/01/2004, 14:31:25 »
присоединяюсь ко всем теплым словам...

               

               

Entaniel

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #14 : 09/01/2004, 18:20:58 »
У Бродского любимое: "Большая элегия Джону Дону", "Вид с холма", "Школьная антология", "Бабочка", "Примечания папоротника"...

Одиссей Телемаку

 Мой Телемак, Трояская война
окончена. Кто победил - не помню.
Должно быть, греки: столько мертвецов
вне дома могут бросить только греки...
И все-таки ведущая домой
дорога оказалась слишком длинной,
как будто Посейдон, пока мы там
теряли время, растянул пространство.

Мне неизвестно, где я нахожусь,
что предо мной. Какой-то грязный остров,
кусты, постройки, хрюканье свиней,
заросший сад, какая-то царица,
трава да камни... Милый Телемак,
все острова похожи друг на друга,
когда так долго странствуешь, и мозг
уже сбивается, считая волны,
глаз, засоренный горизонтом, плаче,
и водяное мясо застит слух.
Не помню я, чем кончилась война,
и сколько лет тебе сейчас, не помню.

Расти большой, мой Телемак, расти.
Лишь боги знают, свидимся ли снова.
Ты и сейчас уже не тот младенец,
перед которым я сдержал быков.
Когда б не Паламед, мы жили б вместе.
Но, может быть, и прав он: без меня
ты от страстей эдиповых избавлен,
И сны твои, мой Телемак, безгрешны.
___________________________________
Вообще, не знаю в русской поэзии поэта - не лучше - мастеровитей...

               

               

Destroyer

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #15 : 12/01/2004, 02:25:48 »
А вот ИМХО - Бродский был пижон. Стихи у него пижонские.Сразу говорю - объяснить не смогу, не критик. Это сугубо мое личное впечатление.
К тому же он отвратительно (опять же на мой сиволапый взгляд) их читал. Выл, что пес  зимней ночью.

               

               

Heisa

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #16 : 12/01/2004, 21:23:40 »
странное мнение. кстати, критичности тут особой не надо. попробуй все же объяснить, в чем его пижонство....

кстати, сколько не читаю некоторые стихи, так и не могу выбрать правильныйвариант чтения...к примеру стих...не помню как зовется, первая строчка : "человек приходит к развалинам снова и снова". очень люблю, но чувствую, что читаю неправильно :(

               

               

Ладочка

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #17 : 25/03/2004, 20:32:56 »
 Мне кажется, что Бродский не из тех, к кому можно отнести понятие "поклонники". Поскольку его стихи  не  поражают "в сердце" эоциональностью, а убивают наповал совершенством, то, скорее всего те мужчины, которые его читают, будут его ценить более всех ХХ-вековских поэтов. А слово "поклонники", действительно, скорее относится к женщинам, на которых традиционно больше действует обращение к чувствам.

               

               

Эотан

  • Гость
Re:Бродский...
« Ответ #18 : 27/03/2004, 20:02:49 »
Почему? Наоборот, хотя бы указанные Мунином стихи очень даже неплохие эмоциональные картины рисуют...