Silmariel, тема хороша весьма и вельми любопытна
. Я с удовольствием прочитаю ответ какого-нибудь эрудита, прочитавшего все письма Толкиена торинову дюжину раз в оригинале - наверняка ведь Профессор где-нибудь на столь животрепещущую тему писал... а пока такового нет, выскажу своё личное мнение. Просто потому, что мне так хочется
Не приходило ли тебе в голову, что вся история Берена и Лютиэнь - это история Исключений из Правил? К Берену во сне является дух Горлима; Берен проходит Завесу Мелиан; в него, смертного, влюбляется эльфийская принцесса, которая и сама по себе исключение, поскольку её мать - майя; Финрод оставляет своих подданных ради Берена и погибает на Тол-ин-Гаурхот, перед смертью совершив что-то запредельное; валинорский пёс Хуан, воплощение верности, предаёт своего хозяина; Лютиэнь побеждает Саурона... Ну и так далее, список можно длить ещё и ещё; суть же в том, что многие ключевые события Лейтиан
чудесны по меркам Арды . Поясняю: в каждом мире есть законы обыденной жизни, которые,
как правило, выполняются, и чудеса, которые срабатывают (?)
в виде
исключений. Пример: история Воскрешения Христа в нашем мире воспринимается верующими, как Чудо Господне, в мире Толкина же воскрешение погибших эльфов - факт, данный им в ощущениях (Elves never die, they just go to Mandos to regroup
) ; а вот возвращение Берена после смерти - чудо и в Арде.
И то, что Сильмарил "стерпел прикосновение" Берена ("suffered his touch" ) - тоже вполне себе чудо.
Для обитателей Арды чудеса, сопутствовавшие Берену - свидетельство того, что его вела рука Эру ; для культуролога, изучающего текст Сильма - пример католических мотивов в творчестве Толкиена; а для постмодерниста вроде того же Еськова - свидетельство того, что вся эта история есть сказка, придуманная смертными, и на самом деле всё было совсем не так. Выбирай мнение себе по душе, а ещё лучше - составь своё, благо занятие интересное и творческое.