ФедорейВот здесь хочу вернуться к вопросу: возможно ли создание такого общественного строя, который регулировался бы при некотором изменении внешних условий? То есть идет война - тоталитаризм, абсолютная власть в руках Главнокомандующего, и прочее. Закончилась война - монарх лишается части полномочий в командовании армией, но наделяется неограниченными правами в промышленности: трудовые армии, прикрепление рабочего к заводу, и т. д. Восстановили промышленность: вожжи по закону должны быть отпущены.
Для такого общественного строя,
Федорей, нужна гениальная законодательная платформа. В которой будет прописано, что есть существенное изменение внешних условий, а также что при этих изменениях должно происходить с системой власти. И никакого тоталитаризма, пожалуйста... Тоталитарные режимы как они есть - детище 20 века (может, кто-нибудь приведет примеры и из других времен, но хронологическая принадлежность наиболее характерных эпизодов всемирной истории все же такова), и я буду упорно, тенденциозно, односторонне, фанатично - да как угодно! - утверждать, что не было добра в их деяниях (что не означает отсутствие добрых дел у людей, живших в эти времена. Однако эти люди не подпадают под определение того, что называется "режим"). Авторитарные системы - сколько угодно... Но над этим надо хорошо, очень хорошо думать.
Чтобы проиллюстрировать, какой силой и точностью должны обладать законы для такой модели власти, приведу несколько примеров:
а) "идет война". Вопрос: с 1999 года война в Чечне шла или нет? С точки зрения любого человека, который способен осознать, что означает слово "война", это - то самое. А с точки зрения официальной войны нет. Есть "контртеррористическая операция". Если сейчас Грузия сотворит какую-нибудь провокацию на границе с Южной Осетией, к примеру, и развернет наступление в этом районе - это тоже будет "контртеррористическая операция"?
б) "абсолютная власть". Абсолютная власть есть только одна. Если в данном случае подразумевалось отсутствие каких-либо ограничений, то зачем тогда вообще Конституция? А то после какого-нибудь мелкого конфликта состояние "война закончилась" никогда не будет объявлено. Ситуация же беззакония (а в такой формулировке получается именно
беззаконие) чревата эпизодами несколько похуже опричнины и несколько получше режима Пол Пота...
в) "прикрепление рабочего к заводу". Еще раз торжественно заявляю, что крепкой и эффективной будет только такая экономика в условиях глобализации, где люди действуют добровольно, за
свой интерес, на
свой страх и риск, во имя
своих идеалов. Если Вы придумаете такой механизм, где работа людей для своей пользы будет способствовать общему благу, тогда система окажется жизнеспособной. Если пытаться работать без такого механизма, применяя "кнут" и показывая "пряник" где-то в далеком далеко, система неизбежно должна рухнуть. Буриданов осел, если помните, не мог выбрать между двумя "пряниками", а не двумя "кнутами".
"Единство, - возвестил оракул наших дней,-
Быть может спаяно железом лишь и кровью".
Но мы попробуем спаять его любовью
А там посмотрим - что прочней.
Все вышеприведенное говорит о том, что законы, не нуждающиеся в доработках, должны четко очерчивать пространство свободы, не давая лишней воли власти и не ужимая права граждан. Газон создается там, где не ходят, потому что если вырастить его поперек дороги, люди пройдут по нему...
ФедорейИ последнее: насчет метафоры. Поправлюсь: пусть не ум, но хитрость, изворотливость, беспринципность, цинизм, да и ум, опять же, все равно нужны. Я хотел подчеркнуть, что у человека другие орудия борьбы с себе подобными за место под солнцем, чем у животных, но принцип все равно одинаков, как ни крути!
Вот против такой формулировки ничего не имею...