Но почему-то вслед за миссионерами в большинство стран пришлось идти колонизаторам 
На сей счет готов предложить следующие умозаключения:
1. С чем сталкиваются миссионеры, приехав в банановую республику (или какой-нибудь другой вариант МБС)? Условно можно разделить типы общества в МБС на вариант, более близкий первобытному (с большой степенью раздробленности), и вариант, смахивающий по логике вещей на феодализм (соответственно, страна с авторитарной властью, относительно централизованная). Результаты: в первом случае миссионеров без группы поддержки почти никто не слушает, просто в силу уровня развития; во втором случае их деятельность может приносить плоды, но сталкивается с противодействием центральной власти.
Иллюстрация1: близкими к первобытному состоянию можно считать значительную часть африканских стран в течение всего исторического периода (бегают ли там по джунглям с копьями, или же успели вооружиться АК-47... не принципиально). Поди найди, поди им что-то объясни...
Иллюстрация2: вариант второй представлен Японией века XVI. Как известно, христианская проповедь имела там довольно значительный успех. Настолько большой, что славные централизаторы Японии Хидееси Тоетоми и Иэясу Токугава взялись проводить политику, результатом коей явилось выдворение европейцев из страны с установлением режима изоляции, а также резня, учиненная среди крещеных японцев...
Поэтому
2. Миссионеры появляются с группой поддержки. Возможные варианты:
а) Убедившись в неисправимости местных, группа поддержки разносит все в пух и прах (возможно, с содействием коллаборационистов). Видим на примере индейских племен Северной Америки и Анагуака (нельзя сказать, чтобы геноцид ацтеков был тотальным - испанцев все же было очень мало, но их с превеликим удовольствием крошили окрестные племена - за все старые обиды

. Дальше все живут долго и счастливо за вычетом остатков местного населения.
б) Группа поддержки спокойно захватывает страну и начинает централизацию. Или еще не захватила, но вот-вот захватит. Первобытная страна, не наблюдая непосредственно эту самую группу поддержки (ушли/не пришли/из этих гор все равно не видно), ведет себя весьма любопытным образом. Сюжет иллюстрируют истории капитана Кука, Туссен-Лавертюра и гаитянских негров, повесть Т.Росса "Выборы" (
может, кто читал? На Альдебаране валяется, рекомендую). Вариации на тему воспринятого особенно хороши были на Гаити (тезис: "Белые убили Бога. Отомстим за Бога -убьем белых...").
в) Группа поддержки стоит неподалеку, внушая пиетет туземному правительству. Заканчивается все обычно опять-таки вторжением. Пример: история опиумных войн.
3. Из перечисленного можно заключить, что дистанционное воспитание МБС маловероятно. Непосредственное же является рентабельным либо при решительном пренебрежении правами человека, либо при известной степени цивилизованности территории и восприимчивости населения. Конечно, существуют МБС, уровень развития которых можно охарактеризовать, как превосходящий феодальный (феодальный по сути, естественно - нынешняя Туркмения,...). Но они, кажется, доброхотами уже расхватаны.
Исторически успешная система такого рода - IMHO, Британская империя. Распалась, конечно, но существовала достаточно стабильно долгое время. Ушли англичане, в общем-то, вовремя и достойно. Да и бывшие их колонии в массе своей выглядят более-менее прилично...